Публикации Теория и методика формирования математических представлений

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Теория и методика формирования математических представлений
Автор: Коробкова Светлана Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия САН
Открытый урок по математике во 2 а классе по теме:
Прямоугольник. Квадрат
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории:
Коробкова С.Н.
г. Пенза
.
Технологическая карта урока
УМК Школа XXI века
Учебный предмет
математика
Класс
2 а
Тип урока
Открытие нового знания
Задачи урока
Предметные:
находить на чертеже все фигуры указанной формы;
строить фигуры по заданному размеру;
распознавать прямоугольник (квадрат) на чертеже на глаз и с помощью измерений;
выяснить, является ли данная фигура прямоугольником (квадратом), опираясь на определение и чёткий алгоритм рассуждений
Метапредметные:
познавательные:
- формулировать тему урока, учебные задачи
- проводить анализ и классификацию с выделением существенных признаков прямоугольника и квадрата
- использовать приобретённые знания и умения для выполнения заданий
- обосновывать своё мнение, делая выводы и умозаключения
регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью, в соответствии с планом, алгоритмом
- проверять результат выполненного задания и вносить корректировку
коммуникативные:
- сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи
- формулировать высказывание, используя новые математические понятия
- выполнять задания в рамках учебного диалога
Технологии, методы
поисковый, проблемный, словесный, наглядный, практический
технология проблемного обучения, информационно – коммуникационные технологии, технология здоровьесбережения
Основные понятия, термины
многоугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, сторона
Планируемые результаты
Предметные
находить на чертеже все фигуры указанной формы;
строить фигуры по заданному размеру;
распознавать прямоугольник (квадрат) на чертеже на глаз и с помощью измерений;
выяснить, является ли данная фигура прямоугольником (квадратом), опираясь на определение и чёткий алгоритм рассуждений
Личностные:
- формировать позитивное отношение к решению возникшей проблемы, способность оценивать свои достижения при освоении учебной темы, интерес к предмету
Метапредметные:
познавательные:
- формулировать тему урока, учебные задачи
- проводить анализ и классификацию с выделением существенных признаков прямоугольника и квадрата
- использовать приобретённые знания и умения для выполнения заданий
- обосновывать своё мнение, делая выводы и умозаключения
регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью, в соответствии с планом, алгоритмом
- проверять результат выполненного задания и вносить корректировку
коммуникативные:
- сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи
- формулировать высказывание, используя новые математические понятия
- выполнять задания в рамках учебного диалога
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
учебник Математика 2 класс, рабочая тетрадь 2 класс, интерактивная доска, тетради, презентация к уроку,
Структура урока
I. Организационный – 2 минуты.
II. Актуализация знаний – 7 минут
III. Открытие нового знания – 17 минут
IV. Отработка предметных умений и универсальных действий (операций) - 10 минут
V.Обобщение изученного на уроке: разрешение проблемной ситуации (рефлексия) - 5 минут
VI. Оценивание – 2 минуты
VII. Домашнее задание – 2 минуты
Ход урока
Этапы урока
Оформление доски,
наглядность
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I. Организаци-онный.
- Ребята, у нас урок математики. Проверьте, всё ли готово к уроку. Садитесь. Сядьте правильно. Запишите число, классная работа.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Садятся. Записывают число, классная работа.
II. Актуализация знаний.
Работа с учебником.
Определение темы урока
Работа в парах.
- Ребята, откройте учебники на странице 111. Прочитайте задание номер 1. Кому не понятно? Это задание я предлагаю выполнить в парах. На работу 3 минуты. Объединитесь в пары. Приступайте к работе.
работа в парах – 3 минуты
-Что общего у обеих фигур?
- Отвечает ваша пара.
- Мы думаем, что у этих фигур 4 угла.
- А вы, как думаете?
А вы?
- Сколько углов у первой фигуры?
- А вы как думаете? А вы?
- Сколько углов у второй фигуры?
- У них 4 стороны, 4 вершины, все углы прямые
- У первой фигуры 4 прямых угла.
- У второй фигуры 4 прямых угла.
- Правильно. А в чём различие?
- У второй фигуры все стороны равны.
- А вы, как думаете? А вы?
- Мы думаем так же.
- Ребята, о чём мы будем сегодня говорить?
- Мы будем говорить о прямоугольниках и квадратах.
- Молодцы. Садитесь на места.
Садятся на места
III. Открытие нового знания.
1) Работа с учебником.
- Прочитайте рубрику Обрати внимание в учебнике на странице 111 самостоятельно.
С.р.
- Назовите первый признак прямоугольника.
- А ты как думаешь? А ты?
- Прямоугольник - это 4 ник.
- Какой ещё признак прямоугольника можете назвать?
- А ты как думаешь? А ты?
- Молодцы.
- У прямоугольника все углы прямые.
- Назовите первый признак квадрата.
- А ты как думаешь? А ты?
- Квадрат – это прямоугольник.
- Назовите второй признак квадрата.
- А ты как думаешь? А ты?
- У квадрата все стороны равны.
- У квадрата длины всех его сторон равны.
Ловушка
- Молодцы.
- Ребята, я считаю, что фигуры в задании номер 1 – квадраты.
- А ты как думаешь? А ты?
- Обоснуйте свой ответ.
- Я думаю, что это не квадраты.
- У квадрата все стороны равны, а у первой фигуры не все стороны равны.
- А ты как думаешь? А ты?
- А можно ли назвать эти фигуры прямоугольниками?
- Можно, т.к. прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые.
- А ты как думаешь? А ты?
- Можно назвать, т.к. квадрат – это прямоугольник.
- Молодцы. Прочитайте задание №2. Кому не понятно?
С.р.
- Назовите предметы на рисунках, похожие на прямоугольник.
- Конверт похож на прямоугольник.
- Ковёр похож на прямоугольник.
– Линейка похожа на прямоугольник.
- Молодцы. Хорошо справились с заданием.
– Ребята, посмотрите вокруг. Какие предметы похожи на прямоугольник?
-Дверцы шкафа, крышка парты, стол, доска, часы, книги и т.д.
– Назовите предметы, похожие на квадрат.
- Верхние дверцы у шкафа, окно и т.д.
- Молодцы. Вы правильно назвали предметы, похожие на прямоугольник и квадрат.
- Что нового вы узнали?
Дети отвечают по слайду или наизусть
– Ребята, откройте учебники на странице 112, найдите задание номер 3. Прочитайте его. Кому не понятно?
Запишите в тетради № 3. Оформите ответы по образцу.
Это задание выполните индивидуально. На работу 3 минуты. Приступайте к работе.
С.р. – 3 минуты
Ловушка
- Проверьте свою работу, сравнив свои результаты с доской.
самоконтроль
- Кто выполнил так же, поднимите руку.
- Кто не согласен? Почему?
- Под номером 3 – прямоугольник, но не квадрат, у квадрата все стороны равны.
- Молодец,… Квадрат – это прямоугольник, у которого длины всех сторон равны, здесь нарушен признак квадрата. За объяснение и доказательство … получает отметку.
самоконтроль
- Какие фигуры – прямоугольники?
- № 3, 5,6.
- Какие фигуры – квадраты?
- У кого всё правильно, поставьте +, у кого ошибки, исправьте.
- № 5,6
корректировка
– Почему в двух строчках оказались одинаковые номера фигур?
- Квадрат – это прямоугольник.
- О чём мы должны помнить, чтобы доказать, что фигура – прямоугольник или квадрат.
- Кто дополнит?
- Помнить о признаках прямоугольника и квадрата.
- Прямоугольник - это 4 ник, у которого все углы прямые.
- Квадрат – это прямоугольник, у которого длины всех его сторон равны.
- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием.
IV. Отработка предметных умений и универсальных действий (операций)
1. Выполнение задания № 1 в рабочих тетрадях.
- Откройте рабочие тетради на странице 56. Прочитайте задание номер 1. Кому не понятно? На работу 4 минуты.
Это задание я предлагаю выполнить в группах, в парах или индивидуально по желанию. Отвечать будет представитель от каждой группы, пары. Я хочу создать свою группу. Приглашаю В., Д., Д., В.
Приступайте.
-Предлагаю заканчивать работу.
работа в группах, в парах, индивидуально – 4 минуты
– Проверяем. Посмотрите на слайд с правильным ответом. Сравните свои результаты.
Отвечает представитель 1 группы, все слушают, исправляют, дополняют.
- У кого по-другому? Назовите свои номера.
- Докажите правильность своего ответа.
Проверка по образцу
-Многоугольники - № 1, 2, 3, 4, 5.
- Посмотрите на слайд со следующим ответом.
- Отвечает представитель 2 группы, все слушают дополняют, исправляют.
- Четырёхугольники - № 1,3,4
- Кто дополнит, исправит?
- Отвечает представитель 3 группы.
- Какие ошибки допустили? Исправьте.
- Докажите правильность своего ответа.
- Прямоугольники - №1,4
- Назовите номера квадратов.
- Квадраты - №1
- У кого выполнено правильно, поставьте +. У кого ошибки, исправьте их.
Самопроверка
корректировка
- Какая группа справилась с заданием без ошибок? Поднимите руку.
- Молодцы. Представитель группы… получает отметку… за полный ответ и за доказательство.
- Ребята, фигура под каким номером попала во все группы? Почему?
- Квадрат – это многоугольник, 4 ник, прямоугольник.
-Какие знания помогли вам справиться с заданием?
- А ты как думаешь? А ты?
- Знания о многоугольниках.
- Знания о прямоугольнике и квадрате.
- Молодцы. Все полученные знания необходимы для выполнения задания.
Вы хорошо справились с заданием.
Садитесь на места.
2. Выполнение № 4 на построение по вариантам.
- Ребята, прочитайте задание номер 4. Кому не понятно?
- Я предлагаю ребятам 1 варианта построить прямоугольник, ребятам 2 варианта – квадрат. На работу 2 минуты. Приступайте.
С.р. – 2 минуты
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего партнёра. Какие замечания?
У кого всё правильно, поставьте +.
взаимопроверка
корректировка
– Какие фигуры построили?
- Что вам помогло в построении этих фигур?
- Мы построили прямоугольник и квадрат.
- Признаки прямоугольника и квадрата.
- Назовите признаки прямоугольника и квадрата.
ответы по слайду или наизусть
- Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.
V.Обобщение изученного на уроке: разрешение проблемной ситуации (рефлексия)
- Ребята, посмотрите на слайд. Маша и Миша тоже выполняли такое задание. Ответьте на вопросы.
Маша назвала эту фигуру прямоугольником, а Миша – квадратом. Кто из них прав?
Маша начертила квадрат, но Мише сказала, что это прямоугольник. Не ошиблась ли Маша?
Учительница предложила Мише начертить прямоугольник, а Миша начертил квадрат. Правильно ли Миша выполнил задание?
Ответы детей
- Молодцы. Какие же новые знания вы открыли?
- Мы узнали признаки прямоугольника и квадрата.
- А ты? А ты?
- Я узнал признаки квадрата, учился строить квадрат.
- Ребята, скоро вы узнаете, какие ещё геометрические фигуры имеют такие же признаки, как прямоугольник и квадрат.
VI. Оценивание
– Вы все сегодня хорошо работали, но отметки … получили … за ….
VII. Домашнее задание
– Дома вы продолжите работу по теме Прямоугольник и квадрат и выполните задания № 2, 3, 5 в рабочих тетрадях на странице 56-57, поработаете с рубрикой Обрати внимание в учебнике на странице 111, задание № 4 в учебнике на странице 112 – по желанию.
- Спасибо за работу. Урок окончен.