Публикации «Лучшая методическая разработка» «Работа над художественным образом»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка» «Работа над художественным образом»
Автор: Парамонова Дарья Игоревна

Методическая разработкаВиды устного народного творчестваСтудии фольклора и этнографии «Росинка» МАУДО «РГДДТ»Педагог дополнительного образования Гривкова Лариса Вадимовна1 Введение2 Развитие речи детей3. Особенности использования элементов народного творчества в развитии речи дошкольников.4. Роль устного народного творчества в воспитании детей.5. Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи ребенка.6. Методика ознакомления с устным народным творчеством.7. Анализ работы по ознакомлению с устным народным творчеством детей.Список литературы. Введение.Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Фольклор — народное творчество - художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи ребенка, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит проблемам в развитии речи детей.К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем. Педагог дополнительного образования имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. Цель методической разработки: Раскрыть влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством. 1 Развитие народной речи детей Направление работы по освоению детьми специальных средств речевой деятельности предполагает ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитием диалогической и монологической связной речи.Важен комплексный подход при решении вопроса развития речи и речевого общения на занятия в Студии (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий). Педагог должен предусмотреть значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребёнка, при этом первостепенно важным должно быть полноценное овладение родным языком. Совершенные образцы его - пословицы, загадки, сказки - он не только слышит, но и повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Необходимо, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, звучали эти драгоценные зёрна. Только при этих условиях язык ребёнка будет живым и ярким.Виды речи: диалог и монолог - две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения.Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины» - частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких. Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для детей. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приёмы, танец.Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.Таким образом: устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности. 2 Особенности использования элементов народного творчества в развитии речи детей.Используемый фольклорно-этнографический материал должен отвечать ряду требований:1. Доступность для детского восприятия, соответствие интересам ребенка.2. Социальная актуальность материала, его положительное воздействие на формирование социальных чувств детей.3. Единство содержания и средств художественной выразительности, то есть формы произведения. Знакомить детей с богатством культурного наследия народа необходимо в наиболее близких им формах, оживляющих педагогический процесс.Эффективность реализации указанных направлений зависит от ряда моментов:1. Создание обстановки, соответствующей фольклорному материалу (атрибутика).2. Знакомство с историей России и Рязанской области.3. Организация полноценной содержательной практической деятельности детей, которая создает естественную среду для приобщения детей к национальной культуре, развития чувства любви к своему краю, к людям, его населяющим, симпатии и дружелюбного отношения к людям других национальностей.4. Организация непринужденного, содержательного общения детей, родителей, педагогов.5. Знакомство с Рязанским фольклором родителей.Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса Студии «Росинка» требует применения форм его организации, таких, как семейные часы, ансамблевая работа, совместные праздники и пр.Активному погружению ребенка в мир народной культуры способствует широкое использование продуктивных методов работы с детьми: постановка творческих заданий, создание проблемно-игровых ситуаций, организация детского экспериментирования с фольклорными произведениями. 3 Роль устного народного творчества в воспитании детей.Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить.Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, ребенок играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует его, но и организовывает его поведение. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности.Создавшийся веками поэтический материал малых фольклорных форм в сочетании с реальностью, находясь в обыденном состоянии, постепенно преображают её, и в результате поэтизация обычных предметов и явлений подчёркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное, обогащает речь ребёнка.Воспитательная возможность народной культуры, как верно отмечает А.А. Данилов, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т.д. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. Обращение к огромному и богатому миру русской культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающее влияет на маленького человека. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком.Особую роль в нравственном воспитании ребенка играют сказки. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло ("Про козу"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Курочка, мышка и тетерев"); что зло наказуемо ("Заюшкина избушка"). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность («Как Аринушка Весну ждала», «Девичья сказка», «Рукодельница Марьюшка» - сказки записаны в экспедициях по Рязанской области, Аквильяновой Е.М.). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.Слушание произведений народного творчества дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народа, познакомиться с бытом и укладом жизни. Так, на примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа (колоб) и рецептом ее приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа, пояснить понятия «амбар», «сусек». Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор. Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К.Д. Ушинского «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Народные игры образны, поэтому они увлекают детей всех возрастов. Разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. 4 Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей.Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Потешки. Их главное назначение – подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры. В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Роль потешек - в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах. Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события, стремительного действия. Это отвечает деятельностной натуре ребенка, его активному восприятию действительности.Небылицы  особый вид песен с шутливым текстом, в котором намеренно смещаются реальные связи и отношения. Основаны они на неправдоподобии, вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности. Юмор становится педагогикой.Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова: На дворе — трава, на траве — дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать. Удивительно поэтичны русские загадки , просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.Пословицы и поговорки представляют собой лаконичные, выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости. Пословица – краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический социально-бытовой опыт, ярко и углубленно характеризующее разные стороны жизни и деятельности человека, а также явления окружающего мира. Пословица – это общее суждение, выраженное в форме грамматически законченного предложения, которое имеет переносное значение, содержит мораль, выработанную многими поколениями. Поговорка – краткое, образное изречение (или сравнение) для которого характерна незавершенность высказывания. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Пословицы и поговорки, обращенные к детям, могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Краткое изречение, полное мудрости и юмора, запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры.Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Во всех народных играх проявляется характерная для русского человека любовь к веселью, удальству, чести, соревновательный задор, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, а также смекалка, выдержка, находчивость, выдумка и сила воли.Считалка тесно связана с народной игрой. Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли, установить очередь для начала игры. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.Сказки. Трудно себе представить мир ребенка без сказок: «детство» и «сказка» - понятия неотделимые… Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В сказочном эпосе различают следующие жанровые разновидности: сказки о животных, сказки на бытовые темы, волшебные сказки.Все сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое место в жизни, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе. Заклички (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться»). Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.В работе с детьми педагог широко использует малые фольклорные формы. Потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку. Дети очень любят народные игры под песенное сопровождение «Чижик», «Кукла в новеньких сапожках», «Бабка Ежка» и т.д.). Дети знакомятся с пословицами и поговорками. Педагог рассказывает, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объясняет, когда уместно использовать поговорку и пословицу. Таким образом, использование различных видов устного народного творчества способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. 5 Методика ознакомления с устным народным творчеством.Традиционно принято выделять две формы организации работы:1. Чтение, разучивание, исполнение, рассказывание на занятиях:2. Использование знаний и умений вне занятий, в разных видах деятельности (выступления, фольклорные праздники и т.д.).Методика ознакомления с фольклором на занятиях.Главное, что должен учесть педагог при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами, - необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.При ознакомлении с малыми фольклорными жанрами следует обратить внимание на следующее:1. Можно использовать предметы народно-прикладного искусства и русские народные музыкальные инструменты.2. Использование потешек, поговорок и т.д. только тогда обеспечивает систематический подход к ознакомлению с окружающим миром, когда их содержание ориентировано на человека, виды его деятельности и конкретные действия (сценическое мастерство, ритмические движения и т.д.). 3. Необходимо широко использовать наглядный материал (игрушки, атрибутика и т.п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и их результата. Показ может быть фрагментарным или полным. Инсценирование произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего понимания содержания. Во время произнесения текстов делают динамический акцент на его фрагментах («хочет поплясать» - приводят в движение куклу, имитируя пляску и т.п.).4. В ходе инсценирования и прослушивания текста следует поощрять и стимулировать действенное участие детей: позовите жаворонков и т.д.5. Эмоциональным изложением произведения нужно побуждать детей к познавательной деятельности: сюрпризность появления, интонационная выразительность речи. Нужно обратить внимание ребенка на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях.6. Важно следить, чтобы ребенок не потерял нить понимания произведения или сценарного материала в целом.7. Обязательное правило – неоднократное полное прочтение произведения или сценарного материала. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство.8.Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше – возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст.В детстве, как известно ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Фольклор широко используется в играх. Драматизируя песенку, потешку, а в дальнейшем и сказку, ребенок пользуется их языком. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова», о чём говорил Белинский. Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию произведений устного народного творчества детьми, сделать её обычным явлением в жизни, приохотить к этому всех детей. Технология разучивания народных игр:1 Знакомство с игрой (объяснение, рассказывание, беседа);2 Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, использование имитационных, мимических и пантомимических приемов, атрибутики);3 Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры.Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. В основном она не отличается от методики других подвижных игр, но можно выделить некоторые особенности характерные для организации и проведения народной игры:- Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении легко запоминают.- При объяснение сюжетной народной игры педагог предварительно рассказывает о жизни народа, показывает предметы быта, заинтересовывает обычаями, фольклором.Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют фольклорные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Народные праздники всегда связаны с игрой, поэтому и в содержание праздников включаются разнообразные народные игры, а разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Дети поют русские народные песни и частушки. Широко используются и сценки. Основным отличием народных драматических действ (игры, хороводы, сценки) является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Большое внимание должно быть уделено костюмировке, использованию атрибутики.Таким образом, использование фольклора в процессе организации разных видов детской деятельности, применение различных методов ознакомления с устным народным творчеством русского народа вызывает устойчивый интерес к фольклору, способствует развитию речевой активности у детей. 6 Анализ работы по ознакомлению с устным народным творчеством детей младшего возраста.Работа проводилась с детьми 1-2 этапа обучения Студии фольклора и этнографии «Росинка» МАУДО «Рязанский городской Дворец детского творчества».Устное народное творчество в данном возрасте составляют главным образом произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, игры, загадки, сказки. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям дошкольников и детей младшего школьного возраста, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Основная задача, которую я ставлю при ознакомлении детей с фольклором – открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к устному народному творчеству, умение слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения устного народного творчества, с развитием их художественно – речевой деятельности.Знакомство детей с фольклором, а затем и закрепление происходит через различные формы организованной деятельности детей, совместную деятельность детей и взрослых вне занятий, работу с родителями.Основная задача – с помощью фольклора развивать речь детей, вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость к объектам и явлениям социального и природного мира; запоминать и вспоминать произведения устного народного творчества.На занятиях по речевому развитию закрепляются знакомые потешки, сказки и т.д. Основная задача – развивать у детей умение передавать словом, действиями, жестом содержание произведений, подхватывая слова и строчки знакомых произведений (1 полугодие), а в дальнейшем (полугодие) читать и эмоционально исполнять их наизусть.Закрепление фольклорного материала происходит и на других занятиях, в культурно – досуговых мероприятиях. Здесь основная задача – развитие у детей интереса и желания заниматься; закреплять знание произведений устного народного творчества.Интеграции всех форм и видов детской деятельности, реализации данного подхода помогает и тематическое планирование содержания образовательного процесса. Темы планируются на учебный год и отражаются в содержании занятий, планируемых, образовательных и воспитательных ситуаций; в играх; наблюдениях; музыке, общении педагога с детьми.Систематическое и планомерное ознакомление с фольклором на 1-2 этапе обучения в Студии «Росинка» является предпосылкой полноценного овладение ребёнком родным языком, создает фундамент для формирования эстетического восприятия; фундамент психофизического благополучия, которое определяется успешностью общего развития и фундамент познавательной деятельности. Фольклор – это одно из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические и воспитательные возможности. Очень важно, чтобы начатая работа была продолжена в дальнейшем. При знакомстве ребенка с прекрасным миром народного творчества, мы открываем для него жизнь общества и окружающей его природы. Большую роль играет устное народное творчество в патриотическом и интернациональном воспитании, в воспитании любви к Родине, к ее великому народу и интереса к людям других национальностей. Фольклор дает ребенку прекрасные образцы русского языка: выразительный, меткий язык пословиц, поговорок, народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок. Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на:- речевой звуковой поток, ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков;- активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.Образность народного фольклора позволяет донести до сознания детей в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей.Произведения народного творчества всегда были близки природе ребенка. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей деятельности. Поэтому педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с произведениями устного народного творчества в соответствии с Программой, обеспечить усвоение ребенком их содержания и правильное понимание. Слушая потешку, сказку или песенку, ребенок должен не только усвоить содержание, но и пережить чувства, настроения героев, обратить внимание на смысловую сторону слова, его произношение.Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей. Список литературы.1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400c.2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168с.3. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.16-20.4. Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.5 Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С.18-28.6 Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №5. – С.28-35.7 Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. – Спб: Детство-пресс, 2001. – 400с.8 Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №11.9 Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. - №9. – С.11 - 18.10 Пидручная С. Сказки - за безопасность детей // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С.124-127.11 Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка». – М.: Академия, 2007. – 368 с.12. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 1988. - №5, С. 13-17