Публикации Работа с де­тьми с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с де­тьми с ОВЗ
Автор: Гареева Рамзиля Рамзиевна

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ. (Выступление на педагогическом совете 8 ноября 2011 года. Гареева Рамзиля Рамзиевна) Сегодня психолого-педагогическая наука доказала: для того, чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому , что мы хотим воспитать. В воспитании через общение я выделяю три этапа: во – первых, урок, во-вторых, внеурочное воспитание, в –третьих, организация взаимотношения учителя и ученика вне школы. В основе моих педагогических воззрении – идеи Пифагора, Коменского, Толстого. Почему? Дело в том, что они отдавали предпочтение воспитанию человека при обязательном получении истинного, основательного образования. Учитель прежде всего должен быть воспитателем, быть образцом для подражания, эталоном порядочности, авторитетом в большом и малом, советчиком, судьей, наставником, быть творцом детской души. Это свое видение труда педагога я пытаюсь предворить в жизнь в своей школе. Учить детей не только родному языку, а справедливости, чувству долга, верности данному слову, вере в торжество добра, любви , порядочности. Я уверен, что в новом веке воспитание и образование будут неразделимы. Нельзя обучать, не воспитывая детей. И я ставлю перед собой следующие цели: развитие интереса к предмету, воспитание ребенка через свой предмет, формирование навыков думать, мыслить, анализировать, сопоставлять, сравнивать, развитие творческих способностей каждого ученика. А чтобы на уроке видеть горящие от любознательности глаза учеников, их удивление, ожидание открытия, которое они сделают сами, применяю элементы занимательного изложения учебного материала, привлекаю достижения современной технологии, использую художественную литературу, сказания, легенды, фольклор, рассматриваю примеры, взятые из повседневной жизни, делаю экскурсы. Помогают мне в работе блочное планирование и зачетные формы контроля знаний, индивидуальные и парные занятия. Гибкая система оценивания знаний, применение нестандартных форм проведения уроков, широкое использование межпредметных связей, насыщенность наглядными примерами позволяют активизировать ребят, побуждают школьников к самообразованию и самоконтролю. Психологи убедительно доказывают, что любому человеку необходима игра, чтобы поддерживать в нормальном состоянии психику. Поэтому, игру, игровые ситуации применяю часто. И вижу: дети преодолевают страх, скованность. Игра – способ активизации мыслительной деятельности, она будит дух соперничества, соревнования, создает ситуацию успеха. У каждого времени свой путь к познанию. У нашего – личностный, творческий. Школьники хотят учиться, но на демократической основе. И на помощь приходит общение. Общение – это урок Сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок Свободы. Уверен, что путь от сердца к сердцу, от души к душе можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Убеждена, что любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они – дети ! Идут дни, годы. Меняются времена. Но как бы он не изменился, дети всегда остаются детьми, и задача учителя ( значит, и моя ) - стать им другом, раскрыть богатство их душ. Школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее! Бесполезно повторять: ”Каждый ученик –личность”. Помочь этой личности вырости, набрать силу и раскрыться – вот истинное предназначение учителя. И не важно, какой предмет вы ведете, сколькими годами исчисляется ваш педагогический стаж. Главное, чтобы рядом с ребенком был умный, знающий и любящий человек – Учитель. Искренней любовью к ребенку ты завоевываешь его доверие, а значит, право учить его, воспитывать. И нельзя подрывать этого доверия ни словом, ни поступком. Заинтересовав своего ученика предметом, научи его мыслить, дай знания, помоги ему максимально раскрыть свои творческие возможности, подари ему радость Познания. И, несмотря на все трудности сегодняшнего дня, помоги своему ученику стать высоконравственной гармонически развитой личностью. Для меня урок – это дар жизни, это удовольстивие не только получать знания, но и учиться самостоятельно их добывать, углублять и обогощать. Полученные знания помогают ученику чувствовать себя уверенными, сильными. А значит, счастливыми. Уроки родного языка позволяет более правильно воспринимать окружающий мир, постигать истину, укреплять здравый смысл, находить свое место в жизни, делать выбор своего. А целостность мира способен постичь лишь счвстливый человек, который любит жизнь, любит людей, любит себя, природу, Родину, мир. На уроках я часто говорю об этом с детьми. Примеры беру из искусства, литературы, окружающей действительности. 2.Внеурочное воспитание. Внеклассная работа. Внеурочное воспитание в общей системе работы школы занимает важное место, так как она тесно связана со всем учебным процессом, и влияет на общественно-политическое, умственное, нравственное и эстетическое, физическое и экологическое воспитание школьников. По способу воспитания вне урока можно выделить три группы мероприятий. Первая – обязательные внепрограммные учебные занятия: самоподготовка, консультации, посещение факультативов. Ко второй группе я отношу участие в работе класса и школы: в общественно-политической, культурно-массовой работе, в работе органов самоуправления, выполнение постоянных и временных поручении. И к третьей группе я отношу развивающие виды деятельности по интересам, склонностям и способностям. При этом одновременно работает три воспитательные функции- просветительские, ориентирующие и направляющие. Просветительская функция расширяет круг знаний учащихся по этике, эстетике, психологии – по наукам, не нашедшим отражения в учебных программах. Ориентирующая функция заключается в формировании у ребят определенных отношении к объектам окружающей действительности, в выроботке у них определенных моральных и духовных ценностей. Направляющая функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей и на их реализацию. Поэтому, по внеурочному воспитанию я считаю наиболее эффективной работу кружка по интересам. Кружок, которой я руковожу более 20 лет, называется «Жаворонок». И состоит она из 4 факультетов:-«Юные знатоки»;- Драмкружок «Юные звезды»;-Фольклорная группа «Народные жемчужины»;-«Серебряный колокольчик». Для своих факультетов разработала свою программу работы. Научно-исследовательскую и творческую работу я веду с учениками в факультете «Юных знатоков» .Факультет «Юных знатоков» объединяет учащихся, которые хотят углубленно изучать свой язык, литературу, теорию литературы, литературную критику, ведут исследовательские работы, защищают проекты, пишут доклады для выступления на школьных вечерах, на сельских мероприятиях, на научно-практических конференциях. Сюда приходят дети, которые хотят участвовать на олимпиадах, конкурсах, конференциях; хотят сдавать на «отлично» выпускные и вступительные экзамены; продолжить обучение на татарских отделениях филологических факультетов вузов и средне-специальных учебных заведениях. Другими словами, на занятиях знатоков идет углубленное изучение татарского языка и литературы. В факультете «Юные звезды» собираются дети, которые любят театр, хотят показать себя как актеры. По моему мнению, школа должна давать детям больше радости, чтобы с воспоминанием о нем у ребят связывалось представление о чем-то светлом. И цель, которую я ставлю перед собой, это – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремится к тому, чтобы навыки, полученные в театрально-игровой деятельности, дети смогли применять в повседневной жизни. Кружковцы составляют сценарии, готовят «пригласительные билеты», обсуждают костюмы. Зрителями на спектаклях, конечно же являются родители, ученики и учителя, односельчане. Некоторые мамы и папы даже участвуют в представлениях в качестве артистов, оформителей, художников по костюмам. Эти же учащиеся являются активными участниками всех мероприятий в школе - утренников, вечеров, семинаров, традиционных праздников; являются участниками и дипломантами районных конкурсов «Звездный дождь», «Жемчужина Бащкортостана». Кружковцы ежегодно посещают Туймазинский татарский театр, знакомятся с творчествами актеров этого театра, совершают заочные экскурсии в Башкирский государственный академический театр им. М.Гафури, в татарский театр «Нур» в гфе. Силами кружковцев были поставлены на сцене такие спектакли, как «Первый театр» Г.Камала, «Тыква» Ф. Хусни, «Альмандар из Альдермеша» и «Леший - школьник» Т.Миннулина, «Эхфимские девчата» и «Последнее письмо» И.Абдуллина. Незаметно проходят учебные годы. Подрастают наши дети и уходят из нашей школы. И заметно, как дети, ходившие на этот факультет становятся раскованнее, общительнее, выразительнее, эмоциональнее. Благодаря театрально – игровой деятельности они знакомятся с хорошими произведениями, которые расширяют и углубляют их знания. Обогащается словарный запас, совершенствуется связная речь, особенно ее мелодико-интонационная сторона. Отмечается и изменения в поведении детей. У них появляется ответственность, чувство коллективизма. А самое главное- участие в театральной деятельности доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Третье направление кружка называется «Серебряный колокольчик». Здесь занимаются творческие личности, которые любят сочинять стихи, рассказы, сказки. Они учат азы стихосложения, основы публицистики и журналистики. Члены этой группы учатся писать очерки, брать интервью, давать рецензии на работу своих друзей. Воспитанники этого направления участвуют в литературно-творческих конкурсах, разрабатывают сценарий вечеров, КВНов. Учащиеся часто печатаются в республиканских газетах «Өмет», “Кызыл таң”, в районной газете Ермекеевские новости”, «Етегэн», в республиканском журнале «Учитель Башкортостана», в детских журналах «Яшь кыңгырау», «Ялкын», которые печатаются в Республике Татарстан. Организация воспитания вне школы. Здесь должна быть задействована вся мощь союза: учитель-школа-родитель, только этот союз поможет разобраться в себе, выбрать ту форму школьной деятельности , которая ему по душе. Мое твердое убеждение – каждый ученик должен хотя бы один раз в год принять участие в экскурсии, походе. Такое общение с коллективом, учителем, неформальное и нестандартное, даст ребятам возможность изучать жизнь, получать новые впечатления, видеть прекрасное в окружающем нас мире. Идеалом, к которому стремится семья, школа, общество, является всесторонне развитый человек. Педагогика – самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука.Это утверждение – основа моей педагогической веры в успех обучения и воспитания.