Публикации работников образования «Работаем по ФГОС»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: работников образования «Работаем по ФГОС»
Автор: Самусенко Зинаида Егоровна

Г.П. Дедловская, Е.Г. Яшина, г.Орск
МОНИТОРИНГОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
В настоящее время информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Иными словами, школа должна ребёнка: научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО В новое тысячелетие).
Большинство учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут найти себя, что может привести к негативным социальным последствиям.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).
Программа формирования универсальных учебных действий в системе общего образования - ответ на новый социальный запрос, основанный на знаниях и высоком инновационном потенциале. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Стандарты нового поколения – эта мера соответствия образования заранее установленным требованиям современного общества.
А мера соответствия устанавливается с помощью мониторинга.
Мониторинг - это слежение за поведением объектов до и после управляющего воздействия, осуществляемое с помощью комплекса статистических и аналитических показателей, достаточных для оценки результатов и условий управлений.
Целью мониторинга является обеспечение эффективного информацион-ного отражения состояния сформированности УУД в классе, в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза, ее обеспечение и развитие.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Нами была разработана модель системы мониторингового сопровождения сформированности универсальных учебных действий. Основной направленностью мониторинга является выявление сформированности универсальных учебных действий у ребенка, которые проявляются в его поведении и в учебной деятельности.
Подробнее остановимся на мониторинговом сопровождении сформирован-ности познавательных УУД.
Мониторинги сформированности познавательных УУД:
диагностика обученности класса по уровням;
ранжирование учащихся по степени обученности; мониторинг степени обученности;
диагностика выявления проблемных предметов, ранжирование предметов по степени сложности;
текущая блочная диагностика по предмету;
рейтинговые таблицы успешности обученности одаренных учащихся;
диагностическая карта обученности класса (качество, индекс качества, резерв качества).
1. Диагностика обученности класса по уровням
Для диагностики обученности класса мы используем традиционные показатели: % отличников – творческий уровень, % качества – конструктивный уровень, % успеваемости – базовый уровень.
2.Ранжирование учащихся по степени обученности
Для того чтобы провести ранжирование учащихся по степени обученности, мы используем показатель СОУ (степень обученности учащихся), который рассчитываем по формуле:
СОУ = (N5* 100% + N4 * 64% + N3 * 36% )
N количество предметов
На основе полученных данных проводится ранжирование учащихся по степени обученности.
3.Диагностика выявления проблемных предметов. Рейтинг степени обученности. Ранжирование предметов по степени сложности
Цель: проследить динамику качества обученности, результативность используемых средств, эффективность работы учителя и прогнозировать результаты.
Список учащихся составляется в рейтинговом порядке, предметы располагаются в порядке убывания набранных баллов. Подобная система позволяет определить предметы более комфортные для данного класса и определить зону ближайшего действия, т.е. предметы, по которым ученик может улучшить результат с меньшими затратами (проблемные предметы).
4.Текущая блочная диагностика по предмету
Блочная диагностика может вестись по любому предмету. Годовой материал разбивается на 5-6 блоков (тем) и на каждую тему составляется таблица. В таблице учитывается результативность самостоятельных работ (срезы), уровень домашней подготовки, пробелы в знаниях, знание теории, практические навыки, контрольные работы, зачеты и т.д. Каждый учитель выбирает свои измерители и свой способ оценки: бальный, зачетный, рисованный (рожицы, звездочки). По итогам вычисляется СОУ и составляется рейтинг. В заключении помещается диаграмма результативности. Результаты доводятся до учащихся. Гласность позволяет усилить мотивацию учения, внести элементы игры и соревнование.
Предлагаемая диагностика применима для математики, русского языка и т.д. Любой другой предмет имеет свой набор контролируемых положений.
5.Рейтинговые таблицы успешности обучения одаренных учащихся
Данная диагностика проводится для отличников и хорошистов, что позволяет охватить более 30% учащихся. Она составляется по итогам четверти. Рейтинговый балл хорошистов подсчитывается по среднему баллу итоговых отметок, а отличников по всем текущим отметкам за исходный период. Подобная диагностика несет не только информационную нагрузку, но и усиливает мотивацию учения, поднимает престиж знаний, повышает авторитет лидеров образования. А так как процесс исследуется в динамике, то это позволяет своевременно проанализировать сложившуюся ситуацию и внести необходимые коррективы.
6. Диагностическая карта обученности класса
Традиционным показателем степени обученности класса является СОУ (степень обученности учащихся), который рассчитывается по формуле:
СОУ = (N5* 100% + N4 * 64% + N3 * 36% )
N учащихся
Для диагностики обученности класса применяется показатель – индекс качества (ИК), как показатель интеллектуальных возможностей ученического коллектива. ИК определяется как отношение отметок за хорошие знания ("5" и "4") к общему числу отметок. При тестовой оценке знаний он равен отношению точных ответов к общему количеству знаний. По аналогии его можно назвать IQ (интеллект коллектива).
Оценка качества обученности (КО) предполагает учет хороших отметок только тех учащихся, которые имеют "твердые" знания по всем предметам. Даже если у ученика посредственные знания всего по одному предмету, даже если есть объективные причины удовлетворительной отметки, все равно результаты их учебной деятельности выпадают из оценок качества обученности. Поэтому оценки индекса качества (ИК) более объективные, более всеохватывающие в расчетах качества обученности.
ИК = N5 + N4 * 100%
N уч-ся* N предметов
Еще одной характеристикой эффективности организации учебного процесса является резерв качества (РК). Он показывает степень использования интеллектуальных возможностей класса.
РК = ИК – КО.
Резерв качества равен разности индекса качества и качества обученности. Если РК приближен к 30% и более, то это говорит о скрытых и неиспользуемых возможностях. Если РК приближен к 20% и менее, то из этого следует, что практически все возможности повышения качества исчерпаны и нужны новые кардинальные идеи по повышению мотивации учения.
Все используемые показатели класса особенно наглядны в сравнении с их средними общешкольными значениями.
Составление диагностических карт класса дает динамику показателей, на основании которой можно не только констатировать, но и контролировать учебный процесс, своевременно вносить коррективы, видеть перспективу.
Критерии:
КО > СОУ – вероятно необоснованное завышение отметок;
ИК = КО – значительное расслоение класса на сильных и слабых;
ИК >> КО – низкая мотивация учения у большинства учащихся;
ИК < 50% – учащиеся базового уровня имеют слабые знания даже по общеразвивающим предметам;
РК < 20% – а) очень сильный класс; б) завышено КО; в) низкий ИК класса (нужны свежие идеи для повышения мотивации учения).
Диагностика в педагогической деятельности помогает спроектировать комплексную модель внутришкольного мониторинга, в которую могут быть включены вариативные содержательные блоки, обусловленные субъектами образовательного процесса и их взаимодействием. Только мониторинг позволит изучать закономерности и на этой основе принимать эффективные управленческие решения.
Список литературы
1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя //- М. : Просвещение, 2008.- 151 с.
1. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты начального общего образования//-М.:Просвещение, 2009-(Стандарты второго поколения).
2. Крамаренко, И. С. Прогнозирование уровня учебных достижений учащихся средствами мониторинга / И. С Крамаренко // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. - №1. – С.37-41.