Публикации «Новогодний сувенир»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Новогодний сувенир»
Автор: Чебарева Светлана Васильевна

Введение. Художника и ребёнка роднит острая эмоциональная отзывчивость на всё, что непосредственно познаваемо чувствами. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества. Одним из основных направлений педагогической работы с детьми младшего школьного возраста является формирование у них общего творческого отношения к явлениям окружающей действительности, как в плане восприятия познания этих явлений, так и в плане их практического преобразования. Этот процесс сопровождает повышение интеллектуальной и эмоциональной активности младшего школьника. У них возникают неожиданные вопросы, догадки, предположения. Это уже начало творчества. Одним из видов деятельности младшего школьного возраста, в которой ярко проявляются творческие способности ребенка, является лепка. Лепить и создавать образы своими руками, очень интересное и увлекательное занятие, особенно из соленого теста. При этом он раскрывает волшебную силу искусства и стремится выразить её в творческой работе через лепку, постигая собственные возможности. Погружаясь в созданную ситуацию, дети с большим интересом занимаются, находят новые подходы к решению знакомых задач. Вживаясь в образ маленького скульптора, школьник учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» - говорил И. Кант. А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи и его творческих способностей. В процессе работы с лепкой, учащийся формирует такие мыслительные навыки, как анализ, синтез, сравнение, обобщение формы предметов и их частей, величины и расположение частей в предмете. Выполнение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Так по форме предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т.д.). На основе сходства предметов по форме возникает общность способов работы в лепке. Эмоциональная атмосфера присутствует всегда, на каждом занятии. Условия для успешного развития творческих способностей – это и умная доброжелательная помощь взрослого. Родители, как правило, с большим вниманием относятся к занятиям своих детей. Интересуются результатами и успехами своих любимых чад. Каждый ученик старается сделать свою работу красиво, зная, что её оценивают родители, это стимулирует его и радует. Это атмосфера взаимной радости, дала идею о проведении Мастера класса с родителями и детьми совместно.Пояснительная записка.Внеклассное мероприятие «Мастер – класс для родителей с детьми младшего возраста. » Новогодний сувенир – соленое тесто « Талисман года - собачки». Это мероприятие, может быть запланированным с начало учебного года. Для внеклассной работы с учащихся младших классов детской художественной школы и их родителей. В целях ознакомления родителей с нашей работой, мною было разработано данное мероприятие. Такие мероприятия позволяют родителям «окунуться» в деятельность своих детей и понять чем они занимаются на занятиях и позволяют родителям оценить профессионализм преподавателя. Мероприятие имеет художественно - эстетический характер. Красота обстановки, торжественность, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети активно принимают желание участвовать в организации, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И преподавателю предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Один читает стихи, другой загадывает загадки, третий рисует. Нельзя ни кого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. Творить и созидать - это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста - доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать. Активность ребёнка в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется, прежде всего, а стремлении полно и до конца реализовать свой замысел. Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии - возраст от 5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творчества у детей. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже младшим школьникам. Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто - приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют школьнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.В последнее время лепка из солёного теста набирает все большую популярность. И преимущества данного материала очевидны, тесто не аллергенный материал, легко смывается водой, пластично, и главное его достоинство оно безопасно. Взрослые прекрасно знают тягу детей попробовать все «на зубок» и здесь наш материал показывает свою положительную сторону, состав теста, абсолютно безопасен. Для получения положительного результата работы с тестом, необходимо продумать каждую деталь в начале организуемой работы. Таким образом, были вынесены несколько критериев, которые помогут в организации и подготовке занятий по лепке из соленого теста. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие - растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 - с водой, 1 - с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски. Приёмы лепки из теста те же, что и при лепке из пластилина. Организовывая ту или иную деятельность по развитию творчества, необходимо изучить литературу и материалы для определения программы обучения. В данном случае по лепке из соленого теста с детьми 6 лет, была использована программа «Цветные ладошки» И.А. Лыковой. Программа носит развивающий характер - обучение способствует эстетическому, нравственному, интеллектуальному развитию детей. Принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; Чтобы изделия из теста приобрели прочность, их нужно высушить на воздухе или обжечь в духовке. Первый вариант займет довольно много времени, поскольку при воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно. При хорошей погоде за один день изделие просушится всего лишь на несколько миллиметров. На батарею поделки из теста лучше не класть, потому как велика вероятность, что они просто потрескаются. Мастер – класс для родителей с детьми. Новогодний сувенир – соленое тесто. Тема: « Талисман года - собачка»Цели: Совместно учащимся младшего возраста с родителями выполнить сувенир.Задачи: Развивать творческие способности учащихся при лепке из солёного теста. Формировать навыки сотрудничества и сотворчества. Воспитание эмоциональной отзывчивости; эстетического вкуса, волевых качеств, эмоциональная разрядка.Методы: беседа; практика; форма групповая, индивидуальный; тип – комбинированный.Межпредметная связь: литература, художественный труд, ДПИ.Оборудование: иллюстрации с изображением собак с характерными чертами; рисунки учащихся ДХШ, образцы работ из соленого теста с изображением собак; солёное тесто; стеки; гуашь с добавлением клея ПВА; кисти; вода; скалки; дощечка для лепки; салфетки для рук.Литературный ряд: народный фольклор – загадки, стихотворения.Ход мероприятия:Орг. момент: (5минут)Организационный момент. Проверка готовности к мероприятию. Для каждого родителя с ребёнком на столах находятся: кусок солёного теста, дощечка для лепки, стеки, зубочистки, скалка, салфетки для рук. Кисть, баночка с водой, гуашь, палитра, рамка с картоном для оформления работы.Доска оформлена рисунками учащихся, выполненными ранее.Актуализация: (15минут)Вводная беседа.Педагог: Сегодня мы с вами выполним «Новогодний сувенир». Это «Талисман года - собачка», из соленого теста. Тема посвящена собачкам. Собаки уже давно стали нашими домашними любимцами. Сувенир послужит подарком – талисманом. По прогнозам астрологов, год Желтой Земляной Собаки будет многообещающим. Наш талисман кардинально изменит жизнь к лучшему. Для оформления собачки мы добавим цветы, сердечки, бантики, монетки. Фон. Доска оформлена рисунками учащихся, выполненными ранее. Собачки разные бывают: нежные, серьёзные, смешные, озорливые, важные и ласковые. В центре доски изображения собак, которые послужат образцами для выполнения сувенира. (Вместо доски может, использован стенд).Педагог загадывает загадки для детей.•Заворчал живой замок, •Машет радостно хвостом, Лёг у двери поперёк. Когда идёт хозяин в дом. Две медали на груди. У неё удел таков -  Лучше в дом не заходи! Дом хранить от чужаков. (Собака). (Собака)  •Это кто такой лохматый,Языкатый и зубатый?Лопоухий, хвост крючком, Скачет прямо и бочком.     Вот навстречу он бежитИ от радости визжит.Хочет что – то сказать нам.Слышим: « Ры и гав, гав, гам»Всегда там, где слышна дракаИ зовут дружка… (собака)!Стихотворения о собаках, читают учащиеся.Первый ученик. Мой Щенок, Щенок Дозор, Охраняет дом и двор. От зари до ночи тёмной Ходит он с трубой подзорной. Второй ученик. На первый снег взглянул щенок И ничего понять не мог. — Откуда столько белых мух Набилось к нам на двор? А может это птичий пух Летит через забор?.. Он пасть раскрыл — и снегу хвать И стал задумчиво жевать. Жует, жует, но вот беда! На языке одна вода. Совсем сконфузился щенок И в конуру обратно лег. Он был не глуп, а просто мал И снег впервые увидал… Третий ученик. Не жалея сил И ног Через страх Бежал щенок! Мимо грозного Полкана, Мимо башенного крана (И немножко мимо кошки), Мимо тени на стене... Мой щенок Бежал Ко мне! Все какие разные. Рассматриваем изображение собак нарисованных учащимися детской художественной школы. Девизом нашего мероприятия послужат слова из пословицы «Всякое уменье трудом дается».Практическая работа: (40 минут) Показываю образец сувенира «Талисмана - собачки». Объясняю и показываю последовательность выполнения сувенира.Раскладываем куски тесто на дощечках для лепки. Тесто делим на две части. Большой кусок – для туловища с шеей и головой, кусок поменьше - для лап и хвоста. Из большого куска пальцами вытягиваем туловище собачки. У кого- то туловище получится только немного удлиненное, а кто- то наоборот захочет вытянуть туловище. Решения могут быть самыми разными. Выбор за вами.Вылепив туловище вытягиваем шею и голову, используя оставшийся кусок тесто, лапы , хвост делаем и ушки. Предлагаю оформить собак мелкими деталями: глаза, усики, коготки, бантики, сердечки… Осталось вылепить им глаза и мордочку. Мордочку можно скатать два небольших шарика и вставить бусины или просто проткнуть стеком.Стеком проделаем дырочки - ноздри. Получилась забавная и веселая собачка.- Талисманы готовы, осталось немного оформить мелкими деталями. Это могут быть: банты, сердечки и монеты. - Самостоятельная часть.Раскрашивать собачек будем гуашевыми красками. Поскольку скульптурки небольшие, конкретных узоров наносить не будем. Собачки могут быть желтыми, так как год желтой собаки.- Индивидуальная помощь родителям. Атмосфера творческая. В заключение объясняю и показываю, как можно оформить собачку в рамку или с обратной стороны добавить магнит.Немало важно зарядить наш Талисман – собачку добрыми и радостными пожеланиями. Всех родителей благодарю за творческие работы. Заключение Мероприятие было проведено в первой недели четвертой четверти первого класс подготовительного отделения в Детской Художественной школе. Учащиеся показали свои результаты навыков и умений, полученных ранее на занятиях. Здесь ребёнок делился со своим опытом работы лепкой из солёного теста. Между ребёнком и родителем велась беседа, обсуждение, где в итоге приходили к единому мнению. Процесс лепки зарождал новую творческую работу. Атмосфера творческая и эмоциональная несла желания проводить такие мероприятия чаще. Эмоциональный заряд получили как учащиеся, так и их родители. Итог совместной работы говорил сам за себя. Новогодние сувениры «Талисман - собачки» были готовы. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярным. Соленое тесто экологически чистый материал, поэтому комок светлого, мягкого, теплого теста и послужил лучшим материалом для выполнения совместного сувенира. Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем больше учащийся получает возможность выразить свои способности, приобретённые на занятиях лепки, тем прочнее закрепляются навыки и умения. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные способности, тем полнее и развивается его творческая деятельность. Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детской художественной школе. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение. Установление преемственности в эстетическом воспитании школы и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек. Данное мероприятие рассчитано для проведения внеклассного занятия работы с родителями и с учащимися младшего возраста.