Публикации Лучший конспект урока

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучший конспект урока
Автор: Старикова Татьяна Владимировна

Открытое занятие в подготовительной группе «Воздух вокруг нас» Задачи:
  • Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.
  • Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.
  • Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы.
  • Развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
  • Расширять и активизировать словарь детей.
  • Воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к природе.
  • Оборудование: емкости с водой, пустой стакан, бумажный круг, стаканы с водой, соломинки, пакеты, шары, веера, , чеснок, пустая, пластиковая бутылка.
  • Ход занятия:
  • Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. А чтобы узнать, с чем мы будем сегодня знакомится, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и сказать какой он по счету. Дети выбирают из лежащих на столе карточек заданные.ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»СОЛНЦЕ - НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»ПАЗЛЫ – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «З»ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»ПРУД – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У»ХОРОВОД – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»-Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ».Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе.Но сначала я предлагаю посмотреть видео ролик (Просмотр.) (0,20-2,30 Витя и Петя)Воспитатель: понравился вам фильм? О чем говорится в этом фильме?Дети: О воздухе.-Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)-А где есть воздух? (везде)-А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).-А можно жить без воздуха? (ответы детей)-Почему? (ответы детей)- Из чего состоит воздух?Воспитатель: Правильно, воздух состоит из смеси газов: кислорода, углекислого газа, азота, из частичек воды, пыли… (картинка)-Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям. Приклеиваем значки исследователей. 1. Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас. -Как можно его обнаружить? (ответы)-А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать? Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он, какого цвета? Вы его видите? (нет). Воспитатель: Через воздух можно увидеть предметы, которые нас окружают? Дети: Да, потому что воздух бесцветный, прозрачный. 2.  Воспитатель: Воздух имеет запах? Давайте сделаем вдох носом.-Воздух чем нибудь пахнет?Воспитатель: Правильно, сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Запах распространился в воздухе, мы его вдохнули и почувствовали. Давайте проверим.Игра «Узнай по запаху»Воспитатель: Дети закройте глаза и зажмите нос.Я пронесу мимо вас продукт (лук, чеснок, лимон и т.д.) а вы попробуйте узнать по запаху.Узнали?Дети: Нет.Воспитатель: А теперь откройте нос, что чувствуете?Дети: Запах чеснока.Воспитатель: А вкус есть у воздуха? Давайте сделаем вдох ртом, а теперь лизнем воздух.Дети: У воздуха нет вкуса.3. Воспитатель: А у воздуха есть форма?Дети: Нет.Воспитатель: Воздух принимает форму тела в котором он находится. Давайте попробуем надуть шарики. (Дети надувают.) Потрогайте шарики, что внутри?Дети: Воздух, шарики приобрели форму.Воспитатель: Да, воздухом можно заполнять любые бесформенные предметы.А еще какие предметы можно заполнить воздухом?Дети: Мячи, шины, надувные игрушки, матрасы, спасательные круги….Воспитатель: как можно надуть шарик по другому. Давайте посмотрим.Беру пустую бутылку на которую одет шарик, опускаю в горячую воду – шарик надувается, при опускании в холодную воду – сдувается. Почему так происходит?Дети: Теплый воздух поднимается вверх и расширяется.Воспитатель: Воздух нагрелся, расширился, вышел из бутылки и надул шарик, а потом охладился и снова возвратился в бутылку. Воздух состоит из множества маленьких частичек.ИграВоспитатель: давайте превратимся в частички воздуха, при комнатной температуре частичкам хорошо, они двигаются по всему пространству (дети двигаются). Вдруг стало холодно, воздух сжимается и частички замерзли, стали прижиматься друг к другу. (Сколько заняли места? Мало.) Снова стало тепло, частичкам жарко, и они располагаются по всему пространству. Сколько занимают места? Много.Вывод:  воздух не имеет своей формы,. (Карточки-символы)4. Воспитатель: Давайте посмотрим, еще в каких предметах есть воздух.У меня есть банка с водой. Я сейчас буду опускать в воду разные предметы (зернышки, камушки, пуговицы и др.) Опускаю, предметы падают на дно, при этом образуются пузырьки. Есть ли воздух в этих предметах?Дети: Да есть, пузырьки — это воздух.Воспитатель: Пузырьки воздуха поднимаются вверх, это значит воздух легче воды.Воспитатель: А еще воздух можно увидеть, если подуть через соломинку в стакан с водой.Давайте подуем. Что выходит из воды с пузырьками?Дети: Воздух, он находится внутри пузырьков.Воспитатель: Это значит, что воздух есть внутри нас, мы дуем в трубочку и он выходит.Отсюда вывод: Воздух легче воды. (Карточка символ)Воспитатель: Давайте еще поищем воздух. (Показать пустой стакан.) Есть ли в стакане воздух, как узнать? Опускаю медленно стакан в воду вверх дном (стакан надо держать прямо). Вошла вода в стакан, почему?Дети: Нет, потому что в стакане находится воздух, он не дает воде войти в стакан.Воспитатель: Даже в пустом стакане есть воздух, и он мешает воде войти в стакан.Воспитатель: А сейчас я опускаю в воду пустой стакан на дне которого закреплен кружок бумаги.Бумага намокнет, как вы думаете? (Стакан держать прямо).Дети: Нет, воздух не даст намочить бумагу.Воспитатель: Правильно, сейчас я опущу стакан с кружочком бумаги в воду под наклоном. Что появилось в воде?Дети: Пузырьки.Воспитатель: Что произошло с бумагой?Дети: Она стала мокрой.Воспитатель: Да, воздух вышел из стакана, и его место заняла вода.5. Продолжим исследованияВоспитатель: Воздух можно почувствовать? Давайте проверим.Физминутка:Ветер дует нам в лицо,Закачалось деревцо.Ветер тише, тише, тише.Деревцо все выше, выше, выше.Если создать движение воздуха, то его легко обнаружить. Давайте подуем на ладошку, а теперь помашем веером, ладошками на лицо. Чувствуете что - то легкое?Дети: Легкий, прохладный ветерок.Воспитатель: Да, мы чувствуем кожей ветерок.Дети: Ветер - это движение воздуха.Воспитатель: Мы видим ветер? Где можно наблюдать ветер?Дети: Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный,но мы можем наблюдать, как плывут облака, колышутся листья на деревьях, качаются ветки, идет дым из трубы, ветер приводит движение ветряную мельницу, надувает паруса…Воспитатель: Человек давно научился использовать свойства воздуха. Где работает воздух?Давайте поиграем. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают человеку использовать воздух? (на столе лежит набор карточек с изображением различных предметов, среди которых фен, насос, пылесос, вентилятор). Выберите нужные и объясните, для чего они нужны. 6. Воспитатель: Мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы его видим?Дети: Нет, как мы дышим, можно увидеть зимой, изо рта выходит пар.Воспитатель: Сейчас сделайте глубокий вдох, наберите побольше воздуха и задержите его, на счет «пять» выдохнете. (Дети выполняют.) Трудно было вам без воздуха?Дети: Да трудно, хочется сразу вдохнуть воздух.Воспитатель: Человек не может жить без воздуха, он ему нужен каждую секунду.Как надо правильно дышать?Дети: Через нос. -При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровьяВоспитатель: положите ладошку на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание.Дыхательная гимнастика:Мы вдохнули глубоко,Дышим мы легко-легко.(медленный вдох-выдох на 4 сек)Подыши одной ноздрейИ к тебе придет покой.(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.) . За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.продолжение просмотра видеоролика. (2,29-5,30 Витя м Петя) (3тмин.)Как вы думаете, что загрязняет воздух? (Показ картинок пожар, машины…)Дети: Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….Воспитатель: Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?Дети: Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.Воспитатель: Молодцы, правильно.Воспитатель: Что мы узнали о воздухе?Дети: Воздух – особый, невидимый газ, находится вокруг нас, мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. Может передвигаться.При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны. - Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.- Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.- Человек может жить без воздуха. Нет, красный.- Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.- Воздух тяжелее воды. Нет.