Публикации «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры»
Автор: Пьянзина Мария Михайловна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ «Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида»Старошайговского муниципального района РМКонспект НОД по математикев средней группеТема: «Учимся считать»Воспитатель: Пьянзина М.М.МДОУ «Старошайговский детский сад №2комбинированного вида»2018г.Цель: 1.Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством.2.Закреплять представления о геометрических фигурах, умение выделять свойства фигур (цвет, форма).3. Формировать пространственные представления: справа, слева, впереди, сзади.Оборудование: набор геометрических фигур, атрибуты к сказке «Репка», карточки с кружочками, кукла –перчатка Лиса, зайчонок -игрушка, «ушки для зайчиков», цифры от1до5, обручи, мольберт.Ход НОДВоспитатель загадывает загадку: Комочек пуха,Длинное ухо.Прыгает ловко,Любит морковку. (заяц) Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл зайчонок, он знает, что вы занимаетесь математикой, и поэтому просит вас ему помочь. Посмотрите, что он принес?Дети: Геометрические фигуры.(воспитатель выкладывает фигуры на мольберт и предлагает детям назвать геометрические фигуры и цвет). Ответы детей.Воспитатель: Ребята, чтобы зайчонок запомнил названия геометрических фигур, давайте поиграем в игры, а он будет наблюдать за нами.Д/И: «Найди свой домик»На полу на небольшом расстоянии друг от друга лежат пять обручей. Внутри каждого обруча –вырезанные из цветного картона геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) , а вторая пара геометрических фигур в руках у детей. По сигналу воспитателя дети разбегаются по комнате, когда воспитатель ударяет в бубен, каждый ребенок должен найти свой домик. Когда дети разбегаются по домикам, воспитатель проверяет, правильно ли они выбрали домик, какие фигуры у детей в руках.Д/И: «Что бывает такой формы»Воспитатель показывает детям геометрическую фигуру, а дети называют предметы такой же формы: говорят, на что похожа та или иная геометрическая фигура. ( круг-мяч, окно-прямоугольник, стол-квадрат и т.д.), Воспитатель. Ребята, что мы используем для счёта предметов?Дети: Цифры.Воспитатель: Ребята, зайчонок интересуется, для чего нужны цифры? Ответы детей.(Воспитатель предлагает зайчонку посмотреть игры, в которых используются цифры.)Д/И: «Найди свою пару»Дети строятся в две шеренги друг против друга. У детей одной шеренги цифры, у другой – карточки с кружочками. По сигналу воспитателя дети находят свои пары, т.е. количество кружков должно соответствовать цифре. Воспитатель просит детей объяснить, почему они так встали.Воспитатель: Для следующей игры нужны «5 зайчиков». Воспитатель надевает на головы детей ушки «зайчиков»Д/И: «Зайчики»(На полу лежат большие обручи: «норки зайчиков». В них карточки, на которых написана одна из цифр (от1до5); столько зайчиков может поместиться в норке.) Воспитатель объясняет правила игры: «Вы – зайчики. Обручи – норки. В каждой норке поместится столько зайчиков, какая цифра записана на карточке. Вы будете прыгать на лужайке; когда раздастся удар в бубен, все зайчики должны спрятаться в норках». Как только дети разбегаются по норкам, воспитатель надевает на руку перчатку сказочного героя лисы и обходит все обручи, правильно ли зайчики поселились по норкам. Спрашивает, сколько детей в каждом обруче и почему.Воспитатель: Ребята, зайчонок понял, что цифры нужны, чтобы уметь правильно считать.Воспитатель: (держа в руке игрушку зайчонка смотрит по сторонам ). Ребята, зайчонок обратил внимание, что в группе много игрушек, но не знает как правильно попросить. Давайте покажем ему игры, которые помогут ему ориентироваться в пространстве.(Дети соглашаются)Физминутка «Правая и левая». (действия по тексту)Правая и левая строят города,Правая и левая водят поездаПравая и левая могут шить и штопатьПравая и левая могут громко хлопать.Д/И: «Куда пойдёшь и что найдёшь»(Воспитатель расставляет знакомые детям предметы в разных местах группы. Играющий выбирается с помощью считалки:Раз, два, три, четыре, пять — Вышел зайчик погулять.Вдруг охотник выбегает,Прямо в зайчика стреляет.Пиф! Паф! Ой-ой-ой,Убегает зайчик мой.Воспитатель: - Налево пойдёшь-куклу найдёшь; направо пойдёшь- зайчонка найдёшь; вперёд пойдёшь-мышонка найдёшь; назад пойдёшь-мячик найдёшь. Куда ты пойдёшь? Ребёнок выбирает направление, называет его и то, что должен найти. Когда игрушка будет найдена, он расскажет, куда пошёл и где нашёл. (Игра повторяется 2-3раза).Воспитатель: Ребята, давайте вспомним героев сказки «Репка». Игра «Репка»Дети называют героев сказки (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка) , а воспитатель в это время надевает на головы детей атрибуты сказочных героев и дети встают друг за другом. Воспитатель обращается к детям:-Кто стоит впереди?-Кто стоит сзади?-Кто стоит за бабкой?-Кто стоит между бабкой и Жучкой? И т.д.Воспитатель: Молодцы ребята, зайчонку очень понравились все игры, которые он увидел. Он вам благодарен. Он многое узнал. Он тоже будет заниматься математикой.