Публикации Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Автор: ВОЛКОВА ГАЛИМЯ РИШАТОВНА


ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ ПРИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии.
Сегодняшний ученик - это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, свои взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Поэтому учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе.
Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, асформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.
Выполнить эти задачи поможет деятельностный метод обучения. Системно-деятельностный подход, предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни.
Применение деятельностного подхода на уроке истории начинается с этапа целеполагания, планирования учебной работы. Задачи изучения курса, темы не сводятся к перечню исторических сюжетов, подлежащих рассмотрению, но определяют то, чему должны научиться школьники. Например, “составлять описание, характеристику (событий, явлений), “сравнивать…”.
На каждом этапе я стремлюсь развивать мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход.
Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.
На уроках использую формы занятий, связанные с изучением исторических источников, рассмотрением исторических ситуаций, сопоставлением версий и оценок исторических событий.
Традиционный комбинированный урок при деятельностном подходе в обучении не сводится к формуле “опрос - сообщение учителем новых знаний - закрепление их учащимися”, а может быть построен каксочетание разных видов самостоятельной работы школьников.
При изучении темы Соседи восточных славян 6 класс, предлагаю ребятамсамостоятельно сравнитьусловия жизни разных народов, используя материал учебника исделать выводы как место пребывания, климат, новое окружение, накладывает отпечаток и на быт, и на менталитет, на разговорную речь, традиции и многое другое.
Работая с источником, каждый ученик самостоятельно проходит свой индивидуальный путь познания. В ходе выступления, дети заполняют в тетрадях таблицу,дополняявысказывания отвечающего ученика. Коллективное рассмотрение позволяет более полно представить и сопоставить разные точки отсчета, критерии оценок, провести обмен мнениями. образование деятельностный учащийся исторический
На своих уроках я практикуюсоставление опорных конспектов в виде плана, схем (например, рассказывая о первом князе на Руси - Рюрике и объединении восточных славян под его властью), или (Образование Киевской Руси), рисунков (прочитайте параграф…. и нарисуйте рисунок по его содержанию), или в виде домашней работы, нарисовать рисунок по пройденной теме и т.д.
Это позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
В практике, переходя от изученного материала к новой теме, используюсравнительно-обобщающие таблицы. Например Какие реформы правели Петр I и ЕкатеринаII. Работа с таблицами, является итогом анализа, сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
Одной из форм преподнесения нового материала являютсядоклады, сообщения, рефераты.Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
При знакомстве с историческими деятелями, предлагаю ребятам, опираясь на исторические источники высказать свою точку зрения по данной личности.
Работа с исторической картойтоже является одной из форм деятельности учащихся на уроке истории. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
Опираясь на карту, ребята могут самостоятельно предположить, какие условия жизни у жителей данной страны, какие занятия у них преобладают, что добывают.
Для полноты картины и повышения интереса к происходящим событиям в разные эпохи нашей родины, просматриваем краткие очерки, слайды, фильмы. Это мотивирует к исследовательской деятельности, расширяет кругозор, детям нравится дополнять свои ответы фактами которые не описаны в учебнике.
Предлагаю классуоценить ответ данного ученика, дать на него рецензию. Это способствует формированию умений объективно высказывать свою точку зрения, соответствуя определённым критериям учебной деятельности.
Таким образом, резкое возрастание роли познавательной активности учащихся, но и к самостоятельной учебной работе, что предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков.
На уроках истории я применяю следующиеинтерактивные методы:
Дискуссии
Ролевые игры
Дебаты
Различные виды групповых работ
Турниры знатоков
Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения;приучать не бояться своей личной позиции,и четко осознавать на базе каких данных она сформировалась.
Непосредственно технология “Дебаты” позволяет реализовать следующие задачи:
развивать навыки: толерантности, партнерского общения, цивилизованной дискуссии;
формировать логическое и критическое мышление, навыки риторики, способность работать в команде
В процессеигры-обсуждениявоссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией. В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге.
Турниры знатоков-класс делится на 2 команды, на доску выводится проектор с таблоидом, где зашифрованы вопросы, у каждого вопроса свои баллы. Та команда которая наберет больше всех балов, получает медали знатоков. Такие турниры стимулируют и исследовательскую деятельность, и повышает интерес к предмету, и вырабатывает лидерские качества, и умение работать коллективно, сообща.
Длявыработки умения выделять главноеиз текста параграфа или исторического документа, использую игры:
1 - изложи главное в трёх простых предложениях; 2 - в конце урока предлагаю ребятам составить по 3 вопроса к пройденной теме. Наиболее интересные вопросы оцениваются и становятся материалом для проверочного контроля на следующем уроке.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса.
Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, игры, коллективные творческие дела - это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность.
Это то, что дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты. Это и есть системно-деятельностный подход, который, готовит учащихся к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.