Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Байматов Айрат Мазитович

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧИШМИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Дополнительная общеразвивающая
программа в области
музыкального искусства по учебному предмету
Музыкальный инструмент (Баян)
Выполнил: Байматов Айрат Мазитович
Преподаватель народного отделения
Пояснительная записка
“Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека”.
В.А.Сухомлинский
Среди других видов искусств музыка занимает особое место, так как особенно сильно воздействует на внутренний мир человека. Проблема духовности в современном обществе стоит очень остро и требует решения. Одним из вариантов такого решения является духовное развитие человека в самом начале его жизненного пути – в детстве.
В государственном образовательном учреждении Центр детского творчества Строгино каждому ребенку предоставлена возможность проявить свои дарования, расширить свои знания в области музыкальной культуры, научиться играть на различных инструментах.
Всестороннее развитие духовного мира воспитанника через восприятие лучших образцов народных, классических и популярных музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов является основной целью деятельности педагога. Одна из главных воспитательных задач – пробудить заложенное в каждом учащемся творческое начало, научить ребенка трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в музыке.
Конечно, пути к постижению музыкальной культуры разнообразны и очень индивидуальны. Так, юный человек, никогда не занимавшийся музыкой, при ее восприятии внезапно может проявить интерес к какому-либо музыкальному произведению. Пьеса или участвующий в ее исполнении инструмент начинают нравиться, постепенно становятся любимыми, и у ребенка появляется желание обучаться игре на музыкальном инструменте, что приводит его в самодеятельные коллективы или в музыкальную школу. Это и становится отправной точкой развития музыкально-художественного восприятия. Иногда встречаются дети, явно отстающие по всем школьным предметам до тех пор, пока они не приобретут хотя бы скромных навыков музицирования, которые помогают проявлению их скрытых прежде эмоций. В результате многие из этих школьников начинают заметно лучше учиться по всем предметам. Открыв воспитанникам доступ к пониманию музыки, мы тем самым стимулируем развитие всех их способностей. Педагогическая деятельность в системе дополнительного образования как раз и направлена на выявление, усиление, поддержку и развитие того уникального творческого потенциала, которым, как утверждают ученые, одарен каждый ребенок.
Данная программа направлена на воспитание любви к музыке посредством обучения игре на аккордеоне. Возраст обучающихся – от 8 лет и старше.
Приемные экзамены дети не сдают; на собеседовании проверяются лишь их музыкальные данные (мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальная память) с тем, чтобы определить наличие музыкальных способностей и выявить общий уровень музыкальной культуры ребенка.
Программа рассчитана на 3 лет обучения и состоит из 3-х этапов:
I – подготовительный (1-й год обучения),
II – освоение инструмента (2-й год обучения),
III – совершенствование исполнительских навыков, концертная деятельность (3-й год обучения).
Занятия в коллективе проводятся педагогом как индивидуально, так и с группой детей.
Продолжительность и регулярность занятий:
( 45 минут два раза в неделю для учащихся.
( Слушание музыки – 1 час в неделю.
( Занятия в оркестре – 1 час в неделю.
Вся система обучения определяется конечной целью, которая реализуется от занятия к занятию.
Целями данной программы является создание условий для:
( развития творческих и исполнительских способностей воспитанника;
( формирования навыков игры на аккордеоне или баяне;
( музыкального воспитания как части воспитания общей культуры учащегося.
Задачи программы:
( Развить у детей интерес и любовь к народной, классической и современной музыке.
( Научить их основам и навыкам игры на аккордеоне или баяне.
( Развить основные музыкальные способности учащихся (слух, ритм, музыкальную память и др.).
( Пробудить и развить заложенное в каждом ребенке творческое начало.
( Обогатить знания воспитанников в области русской и зарубежной музыкальной литературы.
( Преподать детям необходимый объем теоретических и практических знаний, исполнительских умений для дальнейшей самостоятельной деятельности.
( Сформировать у учащихся сознательное отношение к музыкально- творческой деятельности, воспитать их активными пропагандистами музыкального искусства (публичные выступления, игра в ансамблях, оркестре русских народных инструментов).
( Помочь ребенку в исполнительской самореализации.
( Привить навыки игры в ансамбле, оркестре русских народных инструментов.
Основные направления деятельности
Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях.
Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата.
Второе – становление и развитие навыков художественного исполнения музыкальных произведений на основе изучения, освоения и практического применения художественно-выразительных средств.
Весь коллектив делится как бы на два состава: начинающий и основной.
Задача начинающего состава – овладение навыками игры на инструменте, освоение нотной грамоты, ознакомление с компонентами музыкального языка.
Задача основного состава – углубленная работа над исполнительским мастерством, пропаганда народного инструментального творчества, т.е. участие в концертах, расширение репертуара и подготовка необходимых программ.
Этапы обучения
I этап (подготовительный). Включает в себя знакомство ребенка с миром музыки, инструментом, азами нотной грамоты, основами игры на музыкальном инструменте, исполнение легких пьес правой рукой. В конце этапа учащийся знакомится с левой клавиатурой и упражнениями на басах.
II этап длится один - два года в зависимости от индивидуальных способностей воспитанника, его работоспособности и желания научиться игре на инструменте. В начале II этапа проводится закрепление теоретического и практического материала подготовительного этапа; постепенно вводятся более сложные по характеру и исполнению произведения, уделяется большое внимание индивидуальной работе с каждым обучающимся, ведется постепенное приучение детей к публичным выступлениям, вначале внутри коллектива, в ЦТ, а затем и на сценических площадках округа. В конце II этапа делается попытка объединения обучающихся в ансамбли малых форм, что дает им возможность научиться основам ансамблевого музицирования.
III этап. Усложняется форма исполняемых сольных музыкальных произведений. Закрепляются навыки ансамблевого музицирования. Совершенствуется умение играть в ансамбле и в оркестре. В конце III периода обучающимся предоставляется возможность выбора как индивидуального репертуара, так и репертуара для ансамбля. Акцентируется внимание на самостоятельном подборе знакомых мелодий на слух и по памяти, разборе музыкальных произведений по нотам с консультацией педагога.
Принципы обучения и воспитания
При организации педагогического процесса на занятиях используются общепедагогические принципы обучения и воспитания.
Принцип воспитывающего обучения.
Воспитание при обучении игре на баяне и аккордеоне охватывает все стороны человеческой личности: мировоззрение, кругозор, эстетическое восприятие, а также формирует художественный вкус.
Из опыта работы видно, какой именно репертуар нравится детям в первоначальный период обучения игре на музыкальном инструменте. Это песни, услышанные ими дома, в общеобразовательной школе, по радио и телевидению. Например: В. Шаинский “Песенка Крокодила Гены”, К. Листов “В землянке” и многие другие. Эти произведения еще до начала их разучивания стали для ребёнка близкими и понятными, поэтому времени на их разбор и выучивание уходит немного, а необходимые исполнительские навыки успешно приобретаются. Но эти произведения могут использоваться лишь как отправная точка в развитии художественного вкуса обучающихся. Требуется постепенно вводить в репертуар произведения, отличающиеся образностью и глубиной содержания, сочинения композиторов - классиков. Необходимо научить воспитанника эмоциональному восприятию музыки, которая должна вызвать в его воображении какие-то ассоциации. В качестве одного из приемов обучения можно попросить ребёнка нарисовать те образы, которые вызывает в его сознании данное музыкальное произведение, для получения более глубокого представления о нём. Проводя такую работу, можно говорить о художественном развитии обучающихся. Принцип воспитывающего обучения тесно связан с репертуаром, который является основой обучения и воспитания. При подборе учебного материала необходимо решить два вопроса:
( Какие новые знания, умения и навыки приобретет воспитанник, работая над этим произведением?
( Развитию каких сторон личности учащегося будет способствовать содержание этого произведения?
Каждый из этих аспектов связан с рядом проблем.
Знания.
Во-первых, цель обучения должна быть достигнута с наименьшими затратами времени и сил, но и с наилучшими результатами. Каким образом можно сократить, например, первоначальный период обучения игре на аккордеоне?
Прежде всего, обучающийся должен получать только ту информацию, которая нужна для овладения инструментом на данном этапе. Это приведет к прочному усвоению теоретических сведений, к приобретению знаний.
Отрицательным примером в этом плане может служить большинство издаваемых “Самоучителей игры на аккордеоне ”. С первых страниц они отягощают ребенка большим объемом теоретического материала, который не закрепляется на практике, что тормозит обучение.
Умения и навыки.
Процесс формирования умений и перехода их в навыки должен включать в себя не только отработку движений, но и анализ музыкального материала, выбор рациональной аппликатуры, чтение нот с листа и т.п.
Одним из ведущих принципов построения учебного процесса является принцип развивающегося обучения, который основан на утверждениях психологов о том, что способности человека развиваются только в процессе соответствующей деятельности.
Одним из специфических принципов построения занятия является комплексность, т. е. такой подход, при котором все элементы занятия связываются между собой. Эффективность развития музыкальных способностей воспитанников прямо зависит от глубины связей между разными формами музыкального мышления, слуха и т.д. Обогащение знаний и формирование навыков детей при работе над одной из составляющих должно автоматически повлиять на другие. Таким образом, взаимосвязь между разными видами деятельности является другим важным принципом организации педагогического процесса.
Вариативность подхода к учебному материалу, поиск как можно большего числа вариантов исполнения одной и той же пьесы или упражнения является важным принципом, особенно при развитии творческих способностей обучающихся.
Доступность и последовательность требований и объяснений педагога является залогом его успешной работы.
На первых занятиях перед ребёнком встает много задач: изучение устройства инструмента, знакомство с записью звуков, освоение правильной посадки и постановки инструмента, знакомство с положением рук при игре, изучение понятия о длительности звука и т.д. Начинающий музыкант не может освоить все одновременно. Искусство педагога заключается в том, чтобы мгновенно обнаружить то, что мешает восприятию обучающегося и добиться выполнения задания.
Методы и приемы, используемые на занятиях.
( Наглядный: исполнение музыки, наглядные пособия.
( Словесный: беседа, объяснение, пояснение, указание и замечание.
( Практический: систематические, последовательные, постоянные упражнения.
Основной формой обучения является занятие, состоящее из двух частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений и последовательное возрастание трудности заданий. Учитывая индивидуальные способности, знания и умения ребенка, его прилежание и желание заниматься, а также коммуникабельность возможен перевод воспитанника с одного этапа на другой раньше положенного срока. Неуспевающему учащемуся для выполнения программы дается больше времени. Так как обучаться приходят дети разного возраста и с разным уровнем подготовки, необходимо осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, который выражается в составлении индивидуальных программ и планов. На занятии отрабатывается не только учебная программа; дети имеют возможность играть любимые мелодии, популярные песни, музыку, которая нравится их близким и родным. Это способствует поддержанию интереса к предмету. Воспитанники, как правило, увлеченно занимаются именно тогда, когда перед ними все время ставятся новые задачи, доступные им, но все же требующие для своего решения определенных усилий. Основная цель преподавателя – в процессе подобного обучения помочь ребенку избежать ошибочных действий, которые тормозят формирование умений и навыков, искажают результат.
В сфере дидактики и педагогической психологии разработаны определенные концепции касательно реакций педагога на ошибочные действия обучающихся - здесь своя специфика, требующая особых, нестандартных, тонко дифференцированных решений. Все попытки диагностировать музыкально - исполнительскую деятельность воспитанника должны носить сугубо индивидуализированный характер. Перспективной в плане творческого развития учащегося является линия поведения педагога, ориентирующая ребенка на “пробные действия” (метод проб и ошибок) в ходе освоения музыкального произведения. Метод этот чреват определенными потерями и неудачами для воспитанника, но в тоже время, он формирует у обучающегося комплекс необходимых знаний, умений и навыков, вырабатывает у него гибкость, пластичность музыкально - исполнительского мышления.
Общая эмоционально - психологическая атмосфера, складывающаяся на занятии, характер отношений между педагогом и ребенком могут способствовать успешному развитию личности воспитанника, или, наоборот, “тормозить” его. В работе с детьми необходимо обращать внимание на психологическое состояние обучающихся. В связи с этим необходимо обеспечить детям социально - психологический комфорт:
( обращать внимание на эмоциональное состояние обучающегося (душевное равновесие, уверенность в своих силах);
( преодолевать негативные эмоции, подавленность детей, изменяя формы, методы и даже содержание занятий;
( уделять внимание интересам и планам воспитанника, его душевному состоянию.
Одним из качеств, которые необходимо сформировать у обучающихся, является умение работать самостоятельно. Задача педагога – научить ребенка самостоятельно работать над музыкальным произведением. В этой связи первостепенное значение приобретает доступность и выполняемость домашнего задания.
Для реализации этого принципа необходимо учитывать следующее: объем материала, срок выполнения, сложность задачи и работоспособность воспитанника. Невыполнение домашнего задания является сигналом бедствия, и педагог обязан выяснить причины этого. Но, прежде всего, он должен задать вопрос себе: “Выполнимо ли домашнее задание?” Дать на дом доступную работу – большое педагогическое искусство. Важное значение имеет конкретность домашнего задания. Задача технического развития является одной из важнейших при обучении музыке. Поэтому в ежедневное занятие необходимо включить этюды, гаммы, упражнения. Упражнения могут быть различными, ставящими как глобальные задачи общего технического развития, так и решающие сиюминутные проблемы, помогающие освоению отдельных технических приёмов исполнения. Пример: упражнения на левой клавиатуре, на правой клавиатуре.
Заниматься техникой исполнения следует на протяжении всего периода обучения, и необходимо следить за выполнением каждого технического задания.
На I этапе обучения, наряду с развитием техники игры воспитанника, следует внимательно следить за правильностью его посадки, постановки рук и положения инструмента, т.к. только решение всего комплекса этих задач может дать устойчивые положительные результаты.
В дальнейшем, на III этапе обучения, естественно, акцент смещается в сторону большего разнообразия и большего объёма всевозможных упражнений, гамм, этюдов, арпеджио и т.д., способствующих развитию беглости пальцев и освоению ребенком большего количества технических приёмов игры на инструменте.
Работа над упражнениями на начальной стадии обучения является наиболее важной. Обучающемуся с самых первых шагов нужно тщательно следить за усвоением правильных движений. Систематическая работа над гаммами и арпеджио наиболее полезна для развития технических навыков. При их исполнении необходимо следить за качеством звука, ровностью ритма и точностью исполнения штрихов. Когда гаммы и арпеджио будут освоены, полезно играть их с различными динамическими оттенками.
Утверждаю
Директор МАУДО ДШИ
__________ Хабибуллина Т.В.
Учебный план
МАУДО Детская школа искусств
Музыкальное исполнительство (баян).
Срок обучения 3 года

Наименование предмета
Количество учебных часов в неделю
1
2
3
1
Специальность
2
2
2
2
Слушание музыки
1
1
1
3
Оркестровый класс
1
1
1
4
Дополнительный инструмент по выбору
-
1
1
5
Всего:
4
5
5
I год обучения
Содержание разделов и тем
1. Раздел. Обучение основам техники игры на баяне и аккордеоне.
Теория.1. История инструмента.
2 Устройство инструмента. Строение и функции правой и левойклавиатур: ( название рядов и клавиш на них;
( расположение соответствующих каждой клавише звуков;
( различие октав; ( диапазон инструмента; ( изучение условных обозначений басов и готовых аккордов левой клавиатуры.3. Механический способ звукообразования.
Практика.
1. Освоение инструмента. Правильная посадка и постановка инструмента. Приобретение умения элементарного звукоизвлечения.
2. Положение правой руки на клавиатуре инструмента при исполнении гаммаобразных последовательностей. Знакомство с общими аппликатурными закономерностями.
3. Первые упражнения правой рукой (на овладение начальными двигательными и игровыми навыками): ( игра ровным звуком нон легато;
( игра легато гаммаобразных последовательностей; ( свобода исполнительского аппарата; ( постепенное освоение части диапазона в пределах октавы.
3. Формирование элементарных навыков ведения меха, инструмента. Упражнения на отработку навыков ведения и смены направлений движения меха
4. Начальное освоение левой клавиатуры: ( извлечение смежных звуков на основном ряду; ( чередование басов и аккордов.
5. Игра двумя руками. Контроль за качеством звука.2. Раздел. Изучение музыкальных произведений.Теория.
1. Развитие умения определять характер музыки.2. Определение по слуху направления мелодии.3. Накопление простейших музыкальных впечатлений.
4. Понятие о музыкальных жанрах: ( знакомство с нотным текстом; ( ритмический рисунок пьесы;
( отработка несложных динамических изменений;
Практика.
1. Начальные умения смены направлений движения меха во время исполнениямузыкального произведения.
2. Выразительное исполнение музыкального произведения
(в соответствии с индивидуальным планом).
Формирование чувства целостности исполняемых песен и пьес.
3. Раздел. Учебно-тренировочные задания.
Теория.1. Соотнесение конкретных нотных знаков с реальными звукамина инструмента.
2. Ознакомление с альтерированным звукорядом на правойклавиатуре инструмента.3. Гамма до мажор. 1-я октава. Арпеджио.
4. Штрихи: ( легато; ( нон легато;
( стаккато.
Практика.1.Упражнения для правой руки:
( отработка положения правой руки при исполнении хроматического звукоряда;( правильное положение правой руки на клавиатуре инструмента при исполнении гаммаобразных и арпеджированных последовательностей.2. Воспроизведение звучания различных длительностей нот.
3. Упражнения на смену направлений движения меха.4. Овладение основными уровнями динамического звучания в упражнениях (f.p).
5. Отработка в упражнениях исполнения несложных динамических изменений (крещендо диминуэндо).
6. Овладение основными приемами аккомпанемента. 7. Упражнения на выполнение различных видов штрихов (легато, нон легато, стаккато).
4. Раздел. Основы музыкальной грамоты.
Теория.Нотный стан, скрипичный ключ, длительности, ноты 1-й октавы,размеры, паузы. Понятие тон и полутон. Ноты 2-й октавы. Знаки альтерации. Теория изучается в процессе индивидуальных занятий на инструменте, в зависимости от подготовки обучающихся.
Прогнозируемые результаты
Первый этап обучения (Подготовительная группа).После освоения программы первого года обучения учащийся будет знать:
( устройство инструмента;
( строение его правой и левой клавиатур;
( основы правильной посадки и постановки рук;
( правила записи нотных знаков, их соотнесение с реальным звучанием инструмента;
( основы нотной грамоты, общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения и др.
После освоения программы первого года обучения учащийся будет уметь:
( ориентироваться в нотной записи и в клавиатуре инструмента, давать общую характеристику исполняемых пьес;( различать характер музыки в пределах начальной подготовки;( играть осмысленно и выразительно простые песни и пьески;
( владеть техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой 1 года обучения.
После изучения программы первого года обучения воспитанник сможет развить:( личностные качества;
( интерес к занятиям музыкой;
( эмоциональную восприимчивость;( слуховую память;
( усидчивость;
( внимание;
( творческую активность;
( радостное восприятие жизни.
II год обучения
Содержание разделов и тем
Раздел. Обучение игре на баяне и аккордеоне.
Теория.
1. Закрепление теоретического материала подготовительного этапа.2. Основные средства художественной выразительности.3. Простые формы музыкальных произведений:
( трехчастная форма (простая, сложная); ( свободная форма; ( вариации и др.4. Расширение и углубление музыкальных знаний.
Практика.
1. Закрепление практических умений 1 этапа обучения.
2. Продолжение работы над освоением правой клавиатуры:
( усовершенствование навыков владения основными штрихами;( освоение правой рукой диапазона в пределах 2-х октав;
( приобретение навыков исполнения;( выработка ощущения метра (чередование сильных и слабыхдолей).
3. Дальнейшее освоение левой клавиатуры инструмента:( постепенное усложнение технических приемов игры левой рукой;( использование вспомогательного ряда;
( элементарное овладение приемом (репетиций).4. Совершенствование техники владения мехом инструмента.5. Воспитание аппликатурной дисциплины.6. Овладение навыками игры в ансамбле.
II. раздел. Изучение музыкальных произведений.
Теория.
1. Продолжение работы по воспитанию навыков грамотного и точного прочтения текста.
2. Расширение знаний об основных средствах музыкальной выразительности.
3. Расширение музыкальных впечатлений, сведений и знаний об исполняемой музыке.
Практика.
1. Продолжение работы над совершенствованием умений и навыков игры на инструменте, приобретенных на первом этапе обучения.
2. Дальнейшее развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Воспитание стремления к самостоятельному мышлению, творчеству.
3. Формирование и развитие слуховых навыков:
( вслушивание в звуки;
( различение их выразительного значения;
( смысловой контроль над звучанием исполняемого произведения.
4. Выработка аппликатурных приемов.
Дальнейшее развитие умения работать самостоятельно над музыкальным произведением.
III. Раздел. Учебно-тренировочные задания.
Теория.
1. Расширение и углубление объема теоретических знаний, полученных воспитанниками на первом этапе обучения:
( изучение мажорных гамм соль, фа;
( арпеджио и аккорды правой рукой.
2. Дальнейшее развитие чувства лада и метроритма.
3. Разбор и уяснение свойств мелодии:
( звуковысотных (лад, мелодия);
( временных (метр, ритм).
Практика.
1. Дальнейшее овладение основными штрихами при исполнении гамм и арпеджио.
2. Развитие подвижности пальцев обеих рук::
( игра гаммы до мажор восьмыми нотами в среднем темпе;
( гаммы соль, фа мажор, арпеджио.
3. Дальнейшее совершенствование аппликатурной дисциплины.
4. Развитие:
( пальцевой беглости;
( умения владеть инструментом.
IV. Раздел. Основы музыкальной грамоты.
Закрепление теоретических знаний 1 этапа обучения и расширение объема теоретического материала, который изучается в процессе индивидуальных упражнений на инструменте в зависимости от подготовки обучающегося.
Прогнозируемые результаты
На втором этапе обучающийся сможет овладеть:
( минимумом музыкальной грамоты и элементами теории музыки;
( техническими и исполнительскими навыками игры на музыкальном инструменте, необходимыми на втором этапе обучения.
После освоения программы второго этапа обучения воспитанник будет знать:
( основные средства музыкальной выразительности;
( простые формы музыкальных произведений;
( некоторые виды многоголосия;
( приемы и способы достижения выразительной игры на музыкальном инструменте;
( особенности творчества авторов изучаемых произведений;
( основы коллективного музицирования.
К концу второго этапа обучения ребенок будет уметь:
( свободно разбираться в нотной записи, обозначениях темпа, динамики, знаках альтерации, звуковысотных и временных особенностях мелодии;
( характеризовать исполняемые музыкальные произведения, давать общую оценку музыке;
( оценивать качество своего исполнения в пределах своего общего и музыкального развития;
( играть эмоционально, осмысленно и выразительно средней трудности произведения.
В течение года обучающему нужно выучить четыре-пять этюдов на различные виды техники и восемь-десять разнохарактерных пьес, а также освоить гаммы, арпеджио, аккорды (до, соль, фа).
III год обучения
Содержание разделов и тем
I. Раздел. Совершенствование техники игры на аккордеоне и баяне.
Теория.
1. Закрепление теоретического материала II этапа обучения.
2. Музыкальные жанры.
3. Анализ мелодического текста:
( выразительность;
( характер;
( тембр;
( развитие.
4. Специфические особенности звукообразования на аккордеоне и баяне:
Примерная шкала силы звучания инструмента.
5. Строение крупных музыкальных форм:
( сложная трехчастная форма;
( соната;
( симфония и т.д.
6. Знакомство с творчеством зарубежных композиторов.
Практика.
1. Закрепление практических умений и навыков II этапа обучения.
2. Умение различать выразительные средства музыкального языка.
3. Продолжение работы над музыкальным текстом и техническими трудностями.
4. Свободное владение выученным материалом.
Играть должна быть эмоциональной, осмысленной и выразительной.
5. Дальнейшее развитие интонационного и ладового чувства.
6. Освоение более сложных штрихов и приемов игры:
( различные виды акцентов;
( тремоло меха;
( филировка звука.
7. Совершенствование исполнительского аппарата.
8. Ансамблевые занятия.
III. Раздел. Учебно-тренировочные задания.
Теория.
1. Закрепление теоретического материала всех этапов обучения.
2. Дальнейшее формирование умения самостоятельно производить разбор более сложных музыкальных произведений.
3. Воспитание волевых качеств и самоконтроля.
Практика.
Освоение трудных пассажей (в этюдах), гаммаобразного и арпеджированного движения и других технических особенностей во время отработки упражнений для дальнейшего их использования в исполнении музыкальных произведений.
IV. Раздел. Основы музыкальной грамоты.
1. Повторение и закрепление музыкальной грамоты в объеме I и II этапа обучения.
2. Буквенные обозначения нот.
3. Сложные размеры.
V. Раздел. Подбор мелодии на слух и чтение нот с листа.
1. Упрочение навыков чтения нот с листа.
2. Развитие навыков подбора по слуху знакомых песен и народных танцев, популярной современной танцевальной музыки.
Прогнозируемые результаты
Опираясь на знания, умения и навыки, приобретенные на втором этапе обучения, углубляя их и совершенствуя, обучающийся сможет овладеть:
( расширенными знаниями теоретических основ музыки;
( техническими и исполнительскими навыками игры в пределах программных требований третьего этапа.
Воспитанник будет знать:
( специфические особенности звукообразования;
( ряд возможных динамических оттенков;
( условные обозначения регистров;
( строение более крупных музыкальных форм (сложная трехчастная форма, сюита соната, симфония);
( особенности художественно-образного отражения действительности с помощью музыки.
К концу третьего этапа обучения ребенок будет уметь:
( различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значение в создании конкретного художественного образа;
( самостоятельно разбирать музыкальные произведения;
( работать над преодолением технических трудностей;
( самостоятельно использовать приемы работы над музыкальным произведением;
( играть в ансамбле, оркестре русских народных инструментов.
По окончании 4-го и 5-го годов обучения на зачетном выступлении, учащийся должен исполнить один этюд и два произведения (одно из которых обязательно должно быть полифоническим).
По окончании всего курса обучения в программе каждого воспитанника должно быть не менее трех разнохарактерных пьес:
( обработка русской народной песни;
( произведение русского или зарубежного автора;
( полифоническая пьеса.
Методическое обеспечение программы
На протяжении последних лет работы в коллективе была использована данная программа, которая дала возможность детям быстрее овладеть инструментом и обрести уверенность в своих творческих возможностях и силах. Из группы наиболее способных ребят возник ансамбль “Vivat, аккордеон!”. Ансамбль – это значит вместе.
Задачи ансамблевого исполнения:
( Развитие гармонического слуха, ритма, памяти, музыкального воображения.
( Формирование навыков синхронного исполнения: темпа, метроритма, синхронности, уровня динамики, единого понимания работы со звуком, атаки звука, артикуляции (степень произношения мелодии, штрихов).
( Развитие навыка восприятия не только своей партии, но и партии своего партнера.
В работе с ансамблем необходимо решить следующие очень важные проблемы: ( обеспечить психологическую совместимость ребят в ансамбле (очень важно, чтобы воспитанники дружелюбно относились друг к другу);
( учитывать возрастные и физиологические особенности воспитанников (гарантировать примерную равномерность физического развития и комплекции детей; для обучающихся младшего возраста играть в дуэте проще, чем в больших составах);
( обеспечить ансамбль инструментами одного класса и, желательно, одной фирмы.
Наряду с индивидуальным планом, педагог отрабатывает с каждым воспитанником его партию в ансамбле и, на определённом этапе, объединяет участников ансамбля для совместного проигрывания произведения.
Сначала преподаватель знакомит исполнителей с намеченной для работы пьесой (в оригинальном звучании: в записи, если это возможно, или самостоятельно исполняя её). Полезен также и рассказ педагога о содержании пьесы, ее стиле, эпохе ее возникновения, о композиторе. Эта информация расширяет кругозор обучающихся, вызывает у них интерес, будит творческую фантазию.
Далее в процессе разучивания произведения надо рассказать о его форме, о его составных частях и т.д. Это поможет учащимся в работе над музыкальными фразами, кульминациями, в выборе темпа, штрихов и т.д.
Единое понимание содержания исполняемого произведения, единая трактовка его всеми участникам – это одно из основных условий успешной ансамблевой игры. Вот почему, исполняя свою партию и определяя её место и функцию в общем звучании, важно уметь воспринимать и другие голоса партитуры, ведь только соединив все вместе можно услышать подлинное звучание партитуры.
Первую репетицию не следует делать долгой, полезно её закончить пораньше, чтобы дети ждали следующего занятия. Нельзя переутомлять исполнителей; работа коллектива должна быть всегда активной, а программа – насыщенной, однако занятие следует прерывать для отдыха, иногда отвлекая внимание коротким рассказом или шуткой. Важно, чтобы в ансамбле сохранялась рабочая атмосфера.
Уже в начальной стадии обучения необходимо разъяснить участникам ансамбля, что нет лёгких, незначительных партий, что творческая ответственность лежит на всех исполнителях без исключения. Это чувство способствует развитию взаимопомощи между участниками ансамбля.
Коллективные выступления сплачивают ребят, увлекают их одним делом, а концертная программа заинтересовывает их и повышает ответственность каждого за исполнение произведения.
Особое значение в развитии участников коллектива как музыкантов играет репертуар. В репертуар ансамбля входит музыка самых разных стилей, жанров, сочинения многих композиторов. Это и обработки народных песен, и джазовые произведения, и произведения классиков.
Репертуар:
Василек (р.н.п.)
Как под горкой под горой (р.н.п.)
Кабалевский Маленькая полька
Там за речкой (р.н.п.)
Апипа (тат.н.п.)
Сахибьямал (б.н.п.)
К.Черни Этюд С dur
Беренс Этюд С dur
“Кумушки” – Б.Фиготин.
“Вот мчится тройка почтовая” – русская народная песня.
“Двадцать крохотных пальчиков”– английская народная мелодия.
“Музыкальная табакерка” – муз. Лядова.
Моцарт Allegretto
Книппер Полюшко поле
Глинка Полька
Карелли Сарабанда
Бакиров Деревенский напев
Обр. Байматова – Зарифа (б.н.п.)
Обр. Байматова – Кубалак (т.н.п.)
“Веселая прогулка” – муз. Колесова.
Вальс из к/ф “Мой ласковый и нежный зверь” – муз. Е. Дога.
Другие произведения.
Важно ещё раз подчеркнуть, что игра в ансамбле – это очень важная часть общевоспитательного процесса: она способствует развитию музыкального мышления обучающихся, расширению их художественного кругозора, совершенствованию эстетического вкуса, воспитывает детей в духе товарищества и прививает интерес к коллективному творчеству.
Навыки игры, полученные в ансамбле, помогают воспитанникам в дальнейшем выступать в составе оркестра русских народных инструментов.
При формировании ансамблевой группы аккордеонов и баянов для оркестра необходимо учесть возможности каждого участника, создав ему условия для творческого развития. Один из педагогических приёмов планируемого совершенствования умений и навыков участников – это перемещение воспитанника с партии на партию или с одного инструмента на другой. Такое перемещение позволяет оркестрантам каждый раз пробовать свои силы в более сложных условиях, способствует развитию исполнительских и творческих способностей, активизирует интерес к процессу обучения.
Результативная индивидуальная работа в классе влияет на общее звучание оркестра, нейтрализует естественный отсев учащихся, обеспечивает исполнительскую стабильность коллектива.
Преподаватель сам определяет место обучающегося в оркестре, и не только развивает его навыки игры на инструменте, но и обеспечивает технический разбор партий, прививает навыки чтения с листа, выделяет перспективных исполнителей и солистов.
Многие из ребят осваивают второй инструмент: жалейку, бас гитару, ударные. Это позволяет воспитанникам вносить новые краски в звучание оркестра и при необходимости заменять друг друга.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
( Удобный, хорошо проветриваемый класс.
( Музыкальные инструменты.
( Пюпитры.
( Нотная литература.
( Сценическая площадка.
( Аудио- и видеоаппаратура.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа занятий класса “Аккордеон - баян”
1. Закон Российской Федерации “Об образовании”
2. Типовое положение об учреждениях дополнительного образования детей.
Список литературы
3. Абрамин Г. Солнечный круг. Музыкальная азбука. – М., 1985.
4. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2. – Л., 1973.
5. Асафьев Б.В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки. – Л., 1973.
6. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. Книга для обучающихся старших классов. – М., 1989.
7. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1981.
8. Сухомлинский В.А. Эмоционально-эстетическое воспитание. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1971.
9. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Вопросы художественного воспитания. – М. - Л., 1947.
Список литературы, используемой педагогом
1. Альбом начинающего баяниста вып.7 сост. А.Чиняков.
2. Педагогический репертуар баяниста детских музыкальных школ
(3-5 классы) Вып. 7.сост. Акимов, Талакин. - М., 1977.
3. Хрестоматия аккордеониста для Д.М.Ш. (1-2 классы)
сост. Ф.Бушуев, С.Павин 1970г.
Школа игры на аккордеоне сост. Лондонов.
Р. Бажилин Самоучитель игры на баяне
Новые произведения Российских композиторов юным баянистам- аккордеонистов (2-3 класс ДМШ) составитель В.В. Ушенин 2010 г.
Рафаил Бакиров Юный баянист - учебный репертуар для ДМШ 1-5 классы. г. Магнитогорск 2004 г.
В. Платонов- Чтение нот с листа пособие для баянистов
Баян в музыкальной школе выпуск 64 пьесы для I-III классов
А. Онегин Школа игры на баяне Москва 1990 г.
А. Байматов Сборник башкирских и татарских мелодий для баяна
2
6