Публикации Работа с де­тьми с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с де­тьми с ОВЗ
Автор: Бережная Наталья Сергеевна

«С добрым утром»Пластический этюд с элементами пальчиковой гимнастикиЦель: Учить детей настраиваться на радостное эмоциональное состояние с помощью музыки. Звучит музыка, дети сидят на стульчиках.Ведущий: Вы сидите, ваши головы опущены, вы дремлете, спите; вдруг ощущаете, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открываете глаза, потягиваетесь, поднимаетесь, подходите к окну и, открыв его, любуетесь ранним утром. (музыка прекращается)«Летний вечер»Игра-драматизацияЦель: Развивать фантазию, воображение, навыки сценического перевоплощения.(Действие выполняется под музыку)В кресле усталый хозяин молчит.Кот у него на коленях урчит.Старая Джекки в зеленом домишкеКость разгрызает и лает на мышку.Тихо коровы лежат на лугу,Дремлет пастух, приютившись в стогу.Землю покрыла вечерняя тень.Вот пролетел и еще один день! (Уолтер Де ла Мэр) «Солнечный зайчик»Игра – релаксацияЦель: Снятие напряжения мышц лица.Ведущий:Хотите поиграть с "Солнечным зайчиком"?(Звучит музыка)Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!«Спать хочется»Мимическая гимнастикаЦель: Учить владеть мышцами лица для передачи определенных эмоциональных состоянийМальчик попросил родителей, чтобы ему позволили вместе со взрослыми встретить Новый год. Но чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном и в конце концов засыпает.Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущеныВыполняется под музыку«Дождик»Этюд на выражение эмоцийЦель: Учить оптимистическому видению мира, ощущению радости внутри себя, через развитие навыков музыкального восприятия и пластического самовыраженияДождик в июнеПохож на меня.Вот он бежит, ручейками звеня, Скачет вприпрыжкуИ песни поет,И улыбаться не устает.В.ЧижовЖарким летом весело бегать под дождем, прыгать на одной ножке, ловить капельки и кружиться под струйками воды. Завлекательно перескакивать через лужу и запрыгивать в ее серединку, расплескивая по сторонам воду. Выразительные движения: мелкий бег, прыжки с поджатыми ногами.Гроза»Пальчиковая гимнастика со звукоподражаниемЦель: Развитие общей и артикуляционной моторики, улучшение координации движении, укрепление мышц. Передать звучащими жестами характер музыкального образаЗакапали капли (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)Идет дождь (постучать четырьмя пальцами)Он льет как из ведра! (стучим сильнее)Пошел град (косточками пальцев выбиваем дробь)Сверкает молния (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)Все быстро убегают домой (прячем руки за спину)А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг)«Радуга»Инсценировка – экспромтЦель: Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью пластики и жестов. Пробуждать радостные эмоции при общении с природой.Предварительная работа: Знакомство с радугой, как природным явлением.Ведущий раздает играющим разноцветные шарфики (радуга), картинки (солнышко и дождик) и читает текст. Звучит музыка, дети выполняют действия с предметамиДождик, дождик, не дожди,Не дожди ты, подожди!Выйди, выйди, солнышко,Золотое донышко!Я на радугу-дугуПолюбуюсь побегу -Семицветную - цветнуюНа лугу подстерегу.Я на красную дугуНаглядеться не могу,За оранжевой, за жёлтойВижу новую дугу.Эта новая дугаЗеленее, чем луга.А за нею голубая,Точно мамина серьга.Я на синюю дугуНасмотреться не могу,А за этой фиолетовойВозьму да побегу...Солнце село за стога,Где ты, радуга-дуга?«На берегу моря».Пластический этюд Цель: Учить детей владеть мышцами тела , под воздействием музыки настраиваться на положительные эмоции Ведущий сообщает детям название пьесы, которую они будут слушать, предлагает им принять удобную позу и закрыть глаза. Звучит музыкаВедущий:Дети играют на берегу моря. Плещутся в воде. Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа… Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук)Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивая песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигатель тяжелыми руками.Повторить игру с песком 2-3 раза. С окончанием музыки дети тихо встают и подходят к ведущему.«Цветочек»Этюд – релаксацияЦель: Развивать способность детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию, учить расслаблять мышцы тела.Солнце стало пригревать. Как жарко! Как хочется пить! Почти завяли цветочки. Плечики опустили. Голову повесили. Листочки-руки как плети висят. Идут медленно, грустно цветочкам.Но вдруг пошёл прохладный дождик. Цветочки обрадовались, сразу распрямились. Напились водички, устали цветы. Руки разомкнули и повалились на спину. Лежат, отдыхают. Всё тело расслаблено, руки и ноги расслаблены. Так приятно!«Подснежник»Пластический этюдЦель: Учить детей перевоплощаться под музыку , при помощи пластики и жестов передавать положительные эмоцииТеплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, глаза полузакрытые, улыбка, мышцы лица расслаблены.«Кувшинка»Пластический этюд – зарисовкаЦель: Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер музыкального образаВедущий: Раннее утро, легкий ветерок покачивает на глади голубого озера белый, нежный цветок – это кувшинка. Она спит, защищаясь от ночной прохлады, плотно сжав свои лепестки. Вот из - за горизонта показался сияющий солнечный шар. Кувшинка почувствовала это и потянулась к теплу, улыбнувшись первым ласковым солнечным лучикам. Хрупкие лепестки один за другим стали медленно раскрываться, показывая, как сокровище, золотистую серединку. И сразу красотою наполнилось озеро, заулыбался мир вокруг – доброе утро!Золотое блюдцеВ голубой реке,А на блюдце-пчёлкаС мёдом в хоботке. Золотая пчёлкаВ блюдце золотомПьёт росу речнуюИ жужжит о том, Что как только вечерСпустится с вершин,Превратится блюдцеВ золотой кувшин! (Ю. Мориц«Зимняя прогулка»Пластический этюд с элементами пальчиковой гимнастикиЦель: Упражнять детей в разнообразных имитационных движениях и передаче смены эмоциональных состоянийВедущий: Раз, два, три, четыре, пятьМы во двор пришли гулять.(Маршируем по кругу)Бабу снежную лепили,("Лепим" комочек двумя ладонями)Птичек крошками кормили,(Крошащие движения всеми пальцами)С горки мы потом катались,(По парам едут «На саночках»)А ещё в снегу валялись.(падают на ковер)Все в снегу домой пришли.(Отряхиваем ладошки)Съели суп и спать легли(Движения воображаемой ложкой, руки под щёкиПредложить детям под музыку, закрыв глаза, воспроизвести в памяти зимнюю прогулку.«Веснянка»Коммуникативная игра Цель: Расширение эмоциональной сферы ребёнка; развитие умения передавать эмоциональное состояние при помощи интонации, мимики, поз, жестов.(Поочерёдно выбрасываем руки вверх)Солнышко, солнышко(Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)Золотое донышко!(2 раза прыжки на двух ногах)Гори, гори ясно,Чтобы не погасло!(Бег на месте)Побежал в саду ручей,(Взмахи руками, как крыльями)Прилетело сто грачей,(медленно приседаем)И сугробы тают, тают,(Ладошки разводим в стороны в форме цветка)И цветочки вырастают