Публикации Социальная педагогика

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социальная педагогика
Автор: Дуванская Галина Васильевна

«Особенности работы социального педагога в детских учреждениях».Цель – рассмотреть особенности социально-педагогической деятельности в различных учреждениях.Задачи:- проанализировать особенности деятельности социального педагога в различных учреждениях образования,- рассмотреть социально-педагогическую деятельность в учреждениях государственного попечения,- определить особенности деятельности социального педагога в учреждениях пенитенциарной системы,- определить особенности деятельности социального педагога в социальных службы для молодежи,- определить особенности деятельности социального педагога в учреждениях системы здравоохранения,- определить особенности деятельности социального педагога в учреждениях культуры.Желаемый результат:Студенты должны знать:- направления социально-психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса,- содержание деятельности социального педагога в интернатных учреждениях,- особенности социально-педагогической деятельности в детском доме- функции социального педагога в учреждениях пенитенциарной системы,- основные задачи социально-педагогической деятельности в социальных службы для молодежи,- функции социального педагога в учреждениях здравоохранения,- понятие «социокультурная анимационная деятельность»,- функции социального педагога в учреждениях культуры.Уметь:- анализировать особенности социально-педагогической деятельности в различных учреждениях,- определять проблемы социально-педагогической поддержки в зависимости от категории клиентов и сферы деятельности.Иметь представление:о функциях, направлениях и принципах социально-педагогической деятельности в различных учреждениях.Учебные вопросы1. Особенности деятельности социального педагога в различных учреждениях образования.2. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения.3. Социальный педагог в учреждениях пенитенциарной системы.4. Социальный педагог в социальных службы для молодежи.5. Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения.6. Социальный педагог в учреждениях культуры.Учебная информацияРезюме по теме:Социально-педагогическая работа в учреждениях образования строится, прежде всего, с учетом Положения об учреждении. Она направлена на повышение эффективностидеятельности образовательного учреждения посредством гармонизации развития учащихся, предупреждения отклонений в их развитии и поведении, защиты их прав и законных интересов. Важнейшими направлениями деятельности социального педагога являются профилактика и просвещение, своевременная социально-педагогическая поддержка детей. В интернатных учреждениях - подготовка воспитанников к профессиональной деятельности и семейной жизни; поддержка контактов воспитанника с родственниками; постинтернатное сопровождение. Чем точнее определяется «диагноз социального заболевания» ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог. В детском доме являются важными в деятельности социального педагога проблемы адаптации ребенка, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество, представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах.Функции социального педагога в учреждениях пенитенциарной системы: защита прав несовершеннолетних, социализация и ресоциализация, т.е. забота о будущем подростка и подготовка к жизни после отбывания наказания, поддержание связей с семьей, работа с общественностью.Основные задачи социально-педагогической деятельности в социальных службах для молодежи: консультирование, развитие социальной инфраструктуры для молодежи, создание досуговых молодежных центров.Функции социального педагога в учреждениях здравоохранения: забота о больных, помощь в снятии стрессов, пропаганда ЗОЖ.Функции социального педагога в учреждениях культуры: развитие социально-культурной среды, координация действий различных учреждений культуры, организация семейного отдыха, возрождение народных традиций и культуры, обустройство среды жителей данной местности, социокультурная анимационная деятельность.Содержание лекции1. Особенности деятельности социального педагога в различных учреждениях образованияУчреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования.Работа строится, прежде всего, с учетом Положения об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования.Приоритетными задачами в работе дошкольного учреждения являются: содействие созданию условий для реализации базисной программы воспитания и обучения детей в учреждении; оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного психологического климата в группах детей, создание благоприятных условий для социально-психологического развития детских коллективов; содействие в приобретении педагогами и родителями социально-педагогических и психологических знаний, необходимых для успешного воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста, ранняя профилактика семейного неблагополучия.На этапе дошкольного образования важны: диагностика раннего развития; содействие развитию познавательной сферы, конструктивному становлению личности ребенка, его нравственному развитию; коррекция нарушений в развитии; психологическая подготовка к обучению в школе.В работе социального педагога с родителями значительное место принадлежит профилактике. Целесообразно через размещение информации в родительском уголке (стенды, папки-передвижки, газеты, информационные листки), выступления на родительских собраниях, организацию работы родительского клуба вести профилактику вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и др.), пагубно влияющих на здоровье, прежде всего, маленьких детей, профилактику социального сиротства (уклонение от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми инасилие в семье), пропаганду здорового образа жизни, рекомендовать психологическую литературу по развитию и воспитанию детей.Для выявления стиля родительского взаимодействия, специфических особенностей развития ребенка, в рамках адаптационных мероприятий, с целью выделения групп детей, находящихся в социально опасном положении, организуется изучение внутрисемейной ситуации, посещение семей на дому.Практика работы дошкольных учреждений показала целесообразность оборудования в них так называемой родительской комнаты. Именно там организуются различные (групповые и индивидуальные) формы общения с родителями и воспитателями: тематические консультации, мини-собрания и др. Творчески оборудованная родительская комната может использоваться и для работы с детьми.Социальный педагог участвует в разработке программ развития дошкольного учреждения, участвует в программах работы с молодыми специалистами, проводит психолого-педагогические консилиумы по вопросам предупреждения дезадаптации воспитанников.Учреждения, обеспечивающие получение общего среднего образования.Работа должна быть направлена на повышение эффективности деятельности образовательного учреждения посредством гармонизации психического развития учащихся, предупреждения отклонений в их развитии и поведении, защиты их прав и законных интересов.Приоритетными направлениями социально-психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса являются: в начальной школе — определение готовности к обучению, содействие в адаптации, предупреждение отклонений в развитии и поведении, развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей; в базовой школе — обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы, поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития, помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика асоциального поведения и вредных привычек, поддержка талантливых школьников; в старших классах школы - это оказание помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении проблем самопознания, достижения личной идентичности, развитии психосоциальной компетентности.Важнейшими направлениями деятельности социального педагога являются профилактика и просвещение, где на первый план выступает развитие правовой, психолого-педагогической осведомленности учащихся, родителей, социально-педагогической культуры учителей и воспитателей.Основным содержанием просветительской работы для педагогов школы должно стать проведение психолого-педагогического всеобуча, обучение приемам интерактивного взаимодействия с учениками и родителями, оказание методической помощи в осуществлении педагогического диагностирования.Просветительская работа осуществляется в интерактивной форме (на педсоветах и методических объединениях, родительских собраниях и классных часах). Специалистами возможно использование и таких форм работы, как телефон доверия, консультирование в школьной печати, работа общественной приемной, групповые консультации и т. п. На постоянном контроле должна находиться работа с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства.Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического и среднего специального образования.Деятельность социально-педагогической и психологической службы учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического и среднего специального образования, должна быть направлена, прежде всего, на оказание комплексной помощиучащимся в развитии их самосознания как будущих рабочих и специалистов, их самообразовании и самореализации (в том числе и профессиональной).Работая в тесном контакте с заместителем директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, начальником отдела по воспитательной работе с молодежью, кураторами учебных групп и другими членами педагогического коллектива над созданием благоприятного психологического климата в учреждении образования, социальные педагоги содействуют организации процесса адаптации учащихся к условиям производственной деятельности, в развитии мотивации к профессиональной деятельности, ведут активную работу с учащимися, испытывающими трудности в профессиональном становлении.Повышенного внимания требует работа по профилактике противоправного поведения учащихся: предупреждение правонарушений, алкоголизма, курения, наркомании, выявление в учреждении образования неформальных группировок асоциальной направленности, определение степени их влияния на учащихся, выработка направлений работы по данному вопросу и др.Особой заботой в работе специалистов является социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их успешная адаптация в системе новых социальных отношений. Бывшим воспитанникам интернатных учреждений чаще всего характерна пассивность в учебе, низкая самооценка, неуверенность в сделанном выборе, ожидание помощи со стороны окружающих. Оказать им своевременную социально-педагогическую поддержку - задача социального педагога.Учреждения, обеспечивающие получение высшего образования.Деятельность социального педагога учреждения, обеспечивающего получение высшего образования, должна быть направлена на оказание помощи студентам в решении таких проблем, как социальная адаптация, организация жизнедеятельности (включая жилищно-бытовые вопросы), организация самоподготовки. Она осуществляется совместно с кураторами учебных групп, воспитателями общежитий, заместителями деканов по воспитательной работе.Особое место в работе службы занимают вопросы по адаптации первокурсников: самостоятельное проживание без родителей, самостоятельное ведение бюджета и преодоление возможных материальных трудностей, интенсивность и загруженность учебного процесса, организация самоподготовки, налаживание отношений с проживающими в одной комнате общежития и т. д.Системного подхода требует работа по решению вопросов социальной поддержки студентов, профилактике противоправного поведения. Помощь специалистов нужна для предупреждения стрессов (в том числе и предэкзаменационных), депрессий, сложностей в межличностных отношениях.Важной задачей является и содействие в организации досуга студентов. Особое внимание должно уделяться работе со студентами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.Интернатные учреждения.Приоритетом в работе должно быть: создание благоприятного микроклимата; установление доверительных отношений с детьми; комплексный анализ причин попадания ребенка в интернатное учреждение; осуществление индивидуального подхода к детям; выстраивание гипотезы и проектирование будущего ребенка; формирование его приемлемых интересов; выявление и развитие творческих способностей детей; подготовка воспитанников к профессиональной деятельности и семейной жизни; поддержка контактов воспитанника с родственниками; постинтернатное сопровождение.В условиях интернатного учреждения основополагающим является индивидуальный подход.Важное содержание деятельности - гуманизация процесса социальной реабилитации несовершеннолетних, содействие формированию позитивногосотрудничества между воспитанниками и их окружением, гибкое использование многообразия методов реабилитации.Работа с воспитанниками предполагает оказание им помощи в осознании себя личностью, в выявлении и развитии их потенциальных возможностей, в становлении самосознания, в самоутверждении и самореализации общественно значимых функций, в формировании чувства собственного достоинства, уважения к окружающим, к миру в целом.2. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попеченияВ домах ребенка живут и воспитываются брошенные дети, дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интернаты.Главное отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении. По возрастным признакам детские дома могут подразделяться на детские дома для дошкольников, детские дома для школьников и разновозрастные детские дома. Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является детский дом семейного типа. В отличие от временной приемной семьи, где ребенок может находиться только определенное время, детский дом семейного типа устроен таким образом, что роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди — родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детским домом, совпадают с задачами обычного детского дома.В государственной системе попечения детей-сирот существует особый тип учреждения - приют. Специфика работы приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей. Цель данного учреждения - устроить детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на временное проживание с целью последующего устройства в другие социальные институты - возвращения в семью, усыновления, установление опекунства и пр.Основные цели деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей: осуществление социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях; осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера; организация получения детьми общего образования.Начиная свою деятельность в детском доме, социальный педагог должен хорошо представлять, с какой категорией детей ему придется работать. Проблемы детей, находящихся в детских домах, довольно подробно исследованы учеными М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, А. М. Прихожан, Е. О. Смирновой и др. Обнаружена специфика развития интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер личности воспитанников детского дома.Для детей дошкольного возраста, доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых. Стремление к сотрудничеству и к совместной деятельности со взрослыми у них недостаточно развиты. Мотивы, побуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно принимают обращения и предложения взрослых. И эти контакты, как правило, сводятся к поиску внимания и расположенности взрослых.Особенно заметные отличия в развитии общения у воспитанников детского дома и детей, живущих в семье, проявляются в личностном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании. Это вызвано, главным образом, тем, что в детском доме по сравнению с семьей значительно меньше практика общенияребенка и взрослого: ребенок получает меньше личного внимания со стороны взрослых, воздействия которых в детском доме скорее адресованы группе детей, нежели отдельному ребенку. Для детского дома характерно наличие сменяющихся взрослых с разными типами поведения, тогда как в семье ребенку со стороны взрослых задается одна и та же программа поведения. Наконец, в детском доме значительно беднее эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком. Следует также отметить и более регламентированный характер деятельности ребенка по сравнению с семьей.Для воспитанников младшего школьного возраста характерны ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью в детском доме: выполнением режима проживания в детском доме, правил поведения в детском доме и в школе, тогда как у семейных детей этой возрастной группы мотивы их деятельности и общения значительно богаче и разнообразнее. Такая ограниченность и бедность мотивационной сферы связаны с условиями проживания детей в детском доме и их недостаточно полным общением со взрослыми. Особенно ярко это проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуациях запрета, столкновения интересов взрослого и ребенка, ребенка и коллектива воспитанников, обвинений со стороны сверстников, непонимания ребенка взрослыми и сверстниками и других. При этом поведение воспитанника может отличаться агрессивностью, неумением и нежеланием признать свою вину. То есть у ребенка в конфликтных ситуациях выступают защитные, далеко не конструктивные формы поведения.В подростковом возрасте эти причины вызывают определенные трудности в утверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я». К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным характеристикам воспитанников детского, дома прибавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка. Фактически здоровых детей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недостаточность - задержка психического развития ребенка, а также олигофрения. Для воспитанников детского дома характерны, такие явления, как токсикомания, наркомания, расторможенность сексуальных влечений и др. Наряду с этими медико-психолого-педагогическими проблемами в детском доме у воспитанника возникает множество социальных проблем: личные — получение личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.); материальные (получение пенсий, пособий, алиментов), получение жилплощади (большая часть детей не имеет своего жилья и прописки), трудоустройство выпускников и их дальнейшее профессиональное образование.Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Чем точнее определяется «диагноз социального заболевания» ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому наряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом.Следующая задача социального педагога - составить индивидуальную программу развития воспитанников, т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации. Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия тенденций развития как ребенка, так и коллектива, в котором он находится.Одна из главных задач при этом - формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности.Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений.Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков. Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников, ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома. Социальный педагог использует для решения этих задач беседы, деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания и др.Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в детском доме - представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных федеральных и региональных законодательных актах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения. Эти общие положения деятельности социального педагога конкретизируются в зависимости от типа детского дома, возрастной категории детей, их медико-социально-психолого-педагогических проблем.3. Социальный педагог в учреждениях пенитенциарной системыУчреждениями уголовно-исполнительной системы являются: уголовно-исполнительные инспекции, арестные дома, колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, а также следственные изоляторы, в которых оставлены осуждённые к лишению свободы для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Социальный педагог работает в следующих учреждениях:1. Дом ребенка для детей от 0 до 3-4 лет, родившихся в местах заключения (ок. 500 детей в России)2. Спец. школы и СПТУ – учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, совершивших общественно опасное действие: в спец шк. – до 14 лет; в спец. ПТУ – от 14 до 18 лет. Направляются комиссией по делам несовершеннолетних. Принадлежат министерству образования (в России 34 спец. школы, 16 – СПТУ)3. Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (спец. приемник – распределителей). Принадлежит органам милиции. Сюда помещают детей: бездомных, брошенных, задержанных, сбежавших, личность которых не могут установить (находятся до 1 мес.). Дети от 0 до 18 лет4. Изолятор временного содержания. Учреждения закрытого типа для задержанных на месте преступления, подозреваемых в преступлении. Это милицейское учреждение.Могут находится до 3х суток, но в исключительных случаях могут продлить пребывание до 30 суток (а затем отправляют в следственный изолятор).5. Воспитательные колонии (ведомство министерства юстиций). Бывают:а) общего режима (для девушек и подростков, совершивших преступление впервые);б) усиленного режима (для подростков, ранее отбывающих наказание)Статистика: воспитательные колонии – 63, с усиленным режимом – 4, для девушек – 3, общего режима – 56.Функции социального педагога:1. Защита прав несовершеннолетних2. Социализация и ресоциализация, т.е. забота о будущем подростка и подготовка к жизни после отбывания наказания3. Поддержание связей с семьей4. Работа с общественностьюРеабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колонияхВ воспитательных колониях, в основном, реализуются реабилитационные программы помощи несовершеннолетним осужденным.Процесс воспитания в колониях для несовершеннолетних существенно отличается от «взрослых» колоний прежде всего тем, что в них законодательство предоставляет для работы с осужденными большие возможности в применении позитивных мер воздействия, значительно увеличивая перечень льгот и уменьшая объем карательных мер. Основной акцент в работе с подростками делается на учебно-воспитательную работу, включающую в себя общеобразовательное и профессиональное обучение.Необходимое условие для всех воспитанников — получение ими специальности; при этом должен обеспечиваться по возможности широкий и добровольный выбор профессий, учитываться потребности региона и рынка труда (перспектива), возраст, физические, умственные и психические особенности. Повышение эффективности трудового воспитания является наиболее важным условием решения задачи социализации подростков, подготовки их к самостоятельной жизни.Большинство осужденных до колонии, обучаясь в школах и профессиональных училищах, характеризовалось как нарушители дисциплины, организаторы и участники конфликтных ситуаций, они сбегали с уроков, оскорбляли ровесников и преподавателей. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание построению взаимоотношений учителей и мастеров производственного обучения с учащимися-осужденными. Умение вызвать интерес к своему предмету, увлечь полезными делами, быть терпеливым, но настойчивым в достижении поставленной цели - вот критерии профессионального мастерства педагога, работающего с этим контингентом несовершеннолетних. Очень важное значение имеет изменение отношения осужденных к образованию, труду, обеспечение воспитанников работой с высоким уровнем организации и культуры производства, технологии. Необходимо добиваться проведения оплаты выполненной работы, что обеспечит заинтересованность подростка в результатах его труда.К числу основных средств, обеспечивающих процесс исправления преступников, относится общеобразовательное обучение. Относительно несовершеннолетних осужденных необходимо отметить особую роль, которую приобретает данное средство воздействия. Ведь в воспитательной колонии практически каждый осужденный проходит через образовательную школу, являющуюся одним из главных структурных элементов учреждения и фактически - центром проводимой в колонии воспитательной работы. При поступлении в колонию все осужденные зачисляются в соответствующий класс общеобразовательной школы, распределение по отрядам производится исходя из имеющегося у них образовательного уровня по принципу «отделение-класс». Работа на производстве или обучение в профессиональном училище может производиться только всвободное от учебы в школе время. В отличие от исправительных колоний для взрослых, преподаватели школ в воспитательной колонии являются сотрудниками данного учреждения, что подчеркивает особую роль школы в воспитательном процессе. Очень важно четкое взаимодействие в воспитательном процессе учителей школы, воспитателей отрядов и отделений, преподавателей профессионального училища, мастеров производства, так как в работе с осужденными много дублирования, не всегда соблюдается принцип единства педагогических требований.Выход из этого положения видится в создании единого учебно-воспитательного процесса, охватывающего все службы колонии. Для современных воспитательных колоний нужны высококвалифицированные специалисты, знающие возрастную специфику несовершеннолетних, и прежде всего социальные педагоги. Воспитательная работа должна проводиться дифференцирование, с учетом степени нравственной деформации осужденных. Желательно применение таких методов, как совет, напоминание, пожелание. Необходимо использовать активность, эмоциональность и впечатлительность, одновременно преодолевая внутреннее сопротивление осужденных к воспитательным воздействиям (иногда открытое, но чаще скрытое).К наиболее распространенным формам воспитательной работы можно отнести беседы, лекции, диспуты, встречи с интересными людьми. В последние годы начали шире практиковаться встречи с бывшими воспитанниками колоний, ведущими честный образ жизни, с родственниками осужденных, с представителями общественных и религиозных организаций - так называемые меры общественного воздействия. Общественное воздействие - одно из условий обеспечения процесса социализации несовершеннолетних, отбывающих уголовное наказание, приобщения их к нормальной человеческой деятельности и участию в общественной жизни, и здесь открывается широчайший простор для деятельности социального педагога.Правильная организация свободного от учебы и работы времени способствует улучшению здоровья и физического развития осужденных. В условиях лишения свободы это время, в основном, носит регламентированный характер. Поэтому необходимо четко планировать досуговые мероприятия для осужденных, с одной стороны, чтобы они не носили формальный характер («ради галочки»), с другой — обучали правильному планированию своего времени (отсутствие навыков в планировании свободного времени и умения распоряжаться им — одна из основных причин совершения правонарушений подростками). Мероприятия должны пробуждать у подростков интерес к жизни, формировать волевые качества и черты характера, позволяющие им противостоять антисоциальным влияниям.Физическое воспитание способствует повышению авторитета в глазах других воспитанников, что является прекрасным стимулом для привлечения осужденных к активным занятиям спортом, а также формированию не только физических, но и морально-волевых, нравственных качеств личности.Большое значение в организации воспитательного процесса приобретает коллектив осужденных. Положительный эффект, как показывает практика, достигается чаще при воздействии на осужденного через его первичный коллектив (отряд, бригаду, класс), члены которого находятся в постоянном общении и взаимодействии друг с другом, повседневно связаны общими интересами и делами, отношениями ответственной зависимости и находятся под постоянным контролем воспитателя, знающего о характере межгрупповых и межличностных отношений осужденных. Необходимо доверять подросткам роль активных организаторов, а не только, исполнителей воли воспитателей, использовать различные формы коллективной деятельности на основе самоуправления, творческого начала, самостоятельности. Перестройка нравственного сознания осужденного осуществляется в неразрывной связи с формированием позитивного опыта жизнедеятельности.Большое значение имеет использование социально-полезных связей с родственниками осужденных, которое активизирует процесс воспитательной работы, позволяет разрушить созданный ранее стереотип антиобщественного образа жизни и поведения.Гуманизация и педагогизация воспитательного процесса должна быть построена на здравом и реалистическом анализе обстановки — «на разумном гуманизме», т. е. система наказания должна быть достаточно гибкой, обеспечивать избирательность в применении режимных ограничений, создавать предпосылки для реального установления в учреждениях атмосферы человечности, уважительного отношения к закону и нравственным нормам. В настоящее время расширены права администрации и арсенал средств для дифференциации и индивидуализации воспитательных мер воздействия на осужденных в сторону ослабления репрессий и изоляции их от общества.Исправительное воздействие на несовершеннолетних преступников следует рассматривать как единый процесс, начиная с момента взятия его под стражу и заканчивая периодом реабилитации и социальной адаптации после освобождения. На практике этот процесс оказывается разорванным. Причина - отсутствие должного взаимодействия между службами и учреждениями, обеспечивающими работу с несовершеннолетними правонарушителями и профилактику преступности.Один из возможных вариантов организации совместной работы — воспитательные центры для несовершеннолетних преступников, в состав которых должны входить:- следственный изолятор для содержания подследственных несовершеннолетних (к сожалению, в некоторых изоляторах несовершеннолетние содержатся вместе со взрослыми и неоднократно судимыми в условиях «субкультуры», позже перенося полученный опыт в воспитательную колонию);- служба, обеспечивающая исполнение наказания в виде краткосрочного ареста;- служба по исполнению наказания в виде лишения свободы (воспитательная колония);- участок социальной адаптации для лиц, готовящихся к освобождению от наказания;- временное общежитие для освобожденных, не имеющих постоянного места жительства;- служба социального контроля, обеспечивающая работу с осужденными по отбытии наказания.Создание таких центров могло бы обеспечить необходимое комплексное воздействие на несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, и преемственность в работе с ними, оградить их от негативного влияния взрослой преступной среды.Эффективность исправительного воздействия, оказываемого на осужденных несовершеннолетних, определяется по общим критериям, основывающимся на известных степенях исправления: «встал на путь исправления», «твердо встал на путь исправления». А где границы между этими понятиями?! К сожалению, эти критерии оценки являются единственными для всех исправительных учреждений и не отражают адекватно реальные процессы. Следовательно, достоверным показателем, определяющим эффективность исправительного воздействия, является рецидив преступного поведения после освобождения.Неблагоприятные тенденции роста и ожесточения подростковой преступности, увеличение правонарушений в самих колониях и следственных изоляторах, достаточно высокий уровень рецидива свидетельствуют о том, что эффективность исправительного воздействия на данную категорию преступников пока низка. В этой связи представляется целесообразным расширять применение к несовершеннолетним иных, помимо лишения свободы, видов наказаний. Одним из таких альтернативных длительному лишению свободы видов наказаний может стать краткосрочный арест, который широкопрактикуется в европейских странах. Что же касается условного осуждения, то к данному виду наказания необходимо подходить более взвешенно и с установлением обязательного четкого контроля за лицами, к которым оно применено, так как подростки оказываются предоставленными самим себе, ощущая безнаказанность за совершенные преступные деяния. 14. Социальный педагог в социальных службы для молодежиЭто учреждения, которые создаются на межведомственной основе для помощи в решении проблем жизненного старта и других молодежных проблем. Социальными службами для молодежи являются организации, независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи.Виды служб:1. Молодежная биржа труда.2. Центры социально-психологической помощи (в т.ч. телефоны доверия).3. Молодежные общежития.4. Центры профориентации.5. Центры юридической помощи и консультации.6. Службы помощи молодой семье.7. Досуговые службы.8. Дворовые детские клубы и др.Основные задачи социально-педагогической деятельности:1. Квалифицированное и разностороннее консультирование.2. Помощь молодым, попавшим в трудную жизненную ситуацию.3. Выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, ведущих к дезадаптивному состоянию.4. Развитие социальной инфраструктуры для молодежи.5. Создание досуговых молодежных центров.5. Социальный педагог в учреждениях системы здравоохраненияОдной из потенциальных сфер профессиональной деятельности социального педагога является система учреждений здравоохранения:- Дома ребенка (дети до 3х лет)- Детские поликлиники (медико-социальный патронаж семьи)- Стационарные учреждения (детские больницы)- Учреждения медико-социальной реабилитации (санатории, коррекционные учреждения)- Психиатрические и наркологические клиники и диспансеры- Центры планирования семьиФункции социального педагога в учреждениях здравоохранения:1. забота о больных2. помощь в снятии стрессов3. пропаганда ЗОЖ.В данных учреждениях социальный педагог, в отличие от специалиста социальной работы, решает социальные проблемы семьи и ребенка педагогическими средствами. В зависимости от диагноза ребенка, места его проживания (город или сельская местность), типа семьи (асоциальная или благополучная) социальный педагог в центре осуществляет1 Галагузова М.А. Галагузова Ю.Н. Штинова Г.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2008.общее развитие и реабилитацию ребенка (часто с применением творческих методик, используя игры, игрушки, музыку, живопись, лечебную физкультуру и др.), максимально заполняет его свободное от процедур время полезными и интересными, развивающими занятиями. Особое значение имеет создание социальным педагогом максимально комфортных условий проживания ребенка, чтобы он забывал, что находится в больнице.2Также социальный педагог работает и с родителями ребенка. На основе социально-педагогического обследования педагогических возможностей семьи, он составляет индивидуальную программу обучения родителей и реализует ее. После выписки ребенка из больницы, социальный педагог патронирует данную семью, отслеживая течение реабилитационного процесса.6. Социальный педагог в учреждениях культурыФункции социального педагога в учреждениях культуры:1. Развитие социально-культурной среды, координация действий различных учреждений культуры.2. Организация семейного отдыха, занятий спортом.3. Возрождение народных традиций и культуры.4. Организация совместного отдыха различных поколений.5. Обустройство среды жителей данной местности.6. Социокультурная анимационная деятельность.Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Ее можно обозначить и как педагогику досуга.Анимация представляя собой целостный процесс взаимодействия в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, культурно-творческие потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования - активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и самой себя.3Социокультурный аниматор чаще встречается в сфере культурно-досуговой (в туристическом, развлекательном бизнесе, в шоу-бизнесе и т. д,), а не в педагогической. Схожее обозначение такого специалиста ранее звучало как «массовик-затейник» Однако социокультурный аниматор – это не только и не столько сценический персонаж, ведущий какого-либо шоу, но и специалист.Профессиональные аниматоры получают подготовку в области административной и управленческой деятельности, исследовательской и творческой работы, педагогики. В связи с этим выделяются два типа аниматоров: руководители (аниматоры-координаторы) и аниматоры-специалисты, возглавляющие различные объединения, ассоциации, кружки (ремесленные, технические, художественной самодеятельности и т. п.). Они преподают на различных курсах, осуществляют юридическое консультирование, способствуют социальной адаптации эмигрантов, даже оказывают психологическую помощь.На социокультурных аниматоров возложены обязанности по удовлетворению потребностей населения в области культуры, спорта, развлечений. Такой специалист подчиняется директору Управления по делам молодежи и спорта данного департамента, он курирует деятельность местных групп любителей искусства и спортивных объединений, организует обучение добровольных аниматоров и руководителей2 Галагузова М.А. Галагузова Ю.Н. Штинова Г.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2008.3 Палаткина Е.С. Роль социокультурной анимации в развитии социальной активности молодежи // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8 – С. 184-185любительских объединений, налаживает сотрудничество между аниматорами и объединениями. Социокультурный аниматор нанимается на работу по контракту и должен выдержать конкурсный экзамен, согласно утвержденному уставу. Вместе с тем он пользуется свободой в выборе форм и методов педагогической работы.В России наименование специализации менеджеров социально-культурной деятельности в последнее время определяется государственным образовательным стандартом как «педагогика социально-культурной сферы».Главной функцией социокультурной анимационной деятельности, является регулятивная. Эта функция обозначается как главная, исходя из понимания того, что личность живет в обществе не изолированно, она вовлечена в деятельность социальных институтов, а для регулирования взаимоотношений между ними необходима функция социального контроля. Этот социальный регулятивный контроль должен способствовать использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия детей – сирот в социальной жизни общества. Известный французский социолог Ж. Дюмазедье выделяет четыре функциональных характеристики социокультурной анимационной деятельности:1. Специфический социальный контроль свободного времени, способствующего максимальному выражению внутреннего «я» личности (праздность – мать всех пороков).2. Ограничение и направление рынка потребительства, на котором реализуются делания личности (вытекает из тезиса: творчество – это отдача, а не потребительство).3. Установление равновесия между досуговыми запросами личности или коллектива и их социально-профессиональной деятельностью (делу время, потехе час.).4. Социальный контроль, направленный на неформальное образование личности, ее самообразование.Цель социокультурной анимационной деятельности - «оживление», «одухотворение» межличностных и межгрупповых социальных отношений, восстановление смысложизненных ориентаций детей - сирот средствами культурно-досуговой деятельности. При этом основными задачами этой деятельности можно считать:- преодоление личностных тенденций к социальной дезинтеграции;- профилактика социальных отклонений;- реабилитация критических состояний;- помощь в творческой самореализации.Считается, что для решения этих задач в социокультурной анимационной деятельности выделяются три взаимосвязанных процесса:1) процесс создания условий для раскрытия личности или группы;2) процесс установления межличностных отношений;3) процесс творчества как решение проблем в окружающем мире.4Как теоретическую и в известном смысле практическую основу соцокультурной анимационной деятельности в нашей стране можно считать так называемую педагогику среды. В отличие от средоведения, педагогика среды была детищем отечественной научно-педагогической мысли. Ее основателем принято считать С.Т. Шацкого.4 Моисеева М.Г. Психолого-педагогические основания анимационной деятельности в процессе профилактики девиантного поведения детей-сирот // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. – 2010. – № 4. – . – 0421000098/0073.Вопросы для самопроверки:1. В чем особенности работы социального педагога в детском доме?2. Назовите основные технологии работы с подростками девиантного поведения, раскройте их сущность.3. В чем состоят особенности информационного, социально-профилактического, медико-биологического и социально-педагогического подходов в предупреждении и профилактике девиантного поведения.4. Дайте определение понятий «реабилитация», «социально-педагогическая реабилитация», назовите их основные этапы.5. Охарактеризуйте основные компоненты реабилитационных программ для подростков с девиантным поведением.6. Раскройте содержание индивидуально-профилактической технологии работы с несовершеннолетними правонарушителями.7. Назовите и раскройте содержание основных компонентов профилактической программы социального оздоровления.8. Выделите уровни воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя.9. В чем заключается комплексный подход к индивидуальной работе с несовершеннолетними правонарушителями?10. В чем состоят особенности социального воспитания несовершеннолетних в воспитательных колониях?Список литературыОсновная литература1. Басова В.М. Басов Н.Ф. Кравченко А.Н. История социальной педагогики: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2007.2. Василькова Т.А. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2009.3. Галагузова М.А. Галагузова Ю.Н. Штинова Г.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2008.4. Деятельность социального педагога в образовательном учреждении (сост. Еременко Н.И.). – М.: Корифей, 2007.5. Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания / сост. А.А.Фролов, Ю.Х.Трушина. – М.: Народное образование НИИ школьных технологий, 2007.Дополнительная литература1. Александрова, Л. Ю. Девиации как социально–педагогическая проблема : учеб.–метод. пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун–т, 2007.2. Амосова Р.Г., Зубкова В.Ф. Дети «группы риска» // Педагогика. – 1992. – № 9 – 10. – С. 120 – 121.3. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия. – М., 1996.4. Бортулева, Н. К. Социальный педагог подростково–молодежного клуба // Воспитание школьников. – 2010. – № 5. – С. 27—30.5. Григорьевская, М. Ю. Социально–педагогическое сопровождение несовершеннолетних с суицидальным поведением. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун–т, 2009.6. Гурина Т.П. Особенности реабилитационно-коррекционной работы с «трудными» детьми. – М., 1995.7. Кошман, С. Н. Содержание социально–педагогической поддержки детей–сирот. (Опыт Московской области) // Мир образования – образование в мире. – 2008. – № 3. – С. 230—238.8. Курганский, С. Психолого–педагогическое и медико–социальное сопровождение учебно–воспитательного процесса // Педагогическая техника. – 2007. – № 6. – С. 26—38.9. Моисеева М.Г. Психолого-педагогические основания анимационной деятельности в процессе профилактики девиантного поведения детей-сирот // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. – 2010. – № 4. – . – 0421000098/0073.10. Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого–педагогической и медико–социальной помощи (ППМС–центров): прил. к письму Минобрнауки РФ от 28 декабря 2007 г. № 06–1965 // Официальные документы в образовании. – 2008. – № 3. – С. 33-36.11. Шакурова, М. Социальный педагог в воспитательной системе школы // Воспитательная работа в школе. – 2008. – № 8. – С. 28—36.12. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. – М., 1997.13. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва, 2004.