Публикации
Экологическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении: «Построим чистый город»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении: «Построим чистый город»
Автор: Мазур Нина Дмитриевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении: «Построим чистый город»
Автор: Мазур Нина Дмитриевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Программа направлена на формирование осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка с детства. Вместе с тем она предлагает формирование и становление у него личностных качеств: уверенности в себе, эмоциональной раскрепощённости, самосознания, индивидуальности, а также помогает больше общаться с природой. АКТУАЛЬНОСТЬ программы проявляется в её гуманистической направленности, внимании к личности ребенка с его неповторимостью и индивидуальностью. Данная программа содержит материал, позволяющий успешно развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие ребенка. Деятельность дополнительного образования имеет большое значение для всестороннего развития личности детей. Программа « Моё дерево» способствует формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.НОВИЗНА программы проявляется в использовании как традиционных, так и нетрадиционных форм организации видов экологической образованности: ролевая игра, исследования, опыты, свобода выбора наблюдения за объектом, продуктивная деятельность, рассказы, музыка, сотворчество взрослого и ребенка, составление альбома «Моё дерево», видеоклипы, эмблемы и т. д.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы заключается в том, что занятия дополнительного образования не преследуют цели обучающегося характера, направленные на овладение ребенком суммой фактов, знания экологического материала. Как и вся программа, эти занятия носят воспитывающий характер, приобщая детей к гумманистическим ценностям, способствуют не только формированию основ экологического мировоззрения , но и развитию ребенка как личности. Учитывая склонность детей дошкольного возраста к игровой деятельности, каждое занятие имеет элементы различных игр: дидактические, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные и т. д. Содержание данной программы обогащено необходимой развивающей средой. Главный критерий отбора материала его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений по экологическому воспитанию.Данная программа предназначена для детей от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года обучения.ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ.Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 20-25 минут. Формы занятий - фронтальные - индивидуальные - по подгруппам - игра - развлечение - экскурсия - опыты - исследовательская деятельность - игра – спектакли - путешествие - продуктивная деятельность - составление альбома «Моё дерево». ВИДЫ ЗАНЯТИЙ1. Тематические2..Игровые3. Интегрированные (интерактивные)4.Экскурсии5.Наблюдения6.Твоческие ( составление самими детьми сказок, рассказов о дереве)7.Экспериментирование ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.1. У детей сформирован устойчивый интерес к экологической образованности, они с удовольствием наблюдают за объектами, которые их окружают. Заботятся о деревьях, о птицах, соблюдают чистоту вокруг участка и на территории детского сада. У детей развита эмоциональная сфера, понимают и видят красоту окружающей их природы. Проводя опыты дети научились сравнивать, сопоставлять, развивая наблюдательность, восприятие, мышление.2.У дошкольников накоплен исследовательский опыт в живой и в неживой природе. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание условий для развития творческой активности ребёнка по экологическому воспитанию на основе исследовательской деятельности в природных условиях.ЗАДАЧИ: 1.Развивать у детей интерес к экологической образованности и объектам ближайшего окружения.2. Формировать яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия с природой.3.Обогащать и активизировать словарь детей, развивать речь.4.Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, воображение, образное мышление, фантазию, находчивость, умение рассказывать и доказывать.5. Поддерживать желание детей активно участвовать в экскурсиях, наблюдениях, в исследовательской деятельности, в праздниках, развлечениях, используя умения и навыки приобретенные на занятиях и самостоятельной деятельности.6. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, эстетические чувства, связанные с красотой природы.ЗАДАЧИ (2 года обучения).1.Совершенствовать всестороннее развитие способностей у детей к экологической образованности на основе исследовательской деятельности. 2. Составить перечень умений, навыков, которыми должен обладать ребёнок при проведении исследовательской деятельности.3.Развивать инициативу и творческую самостоятельность при обобщении результатов работы в самой различной форме, закреплении полученных знаний.4.Побуждать детей к сочинению рассказов, сказок, составлению видеоклипов, передавая свои впечатления об увиденном в природе.5.Воспитывать культуру речевого общения. Воспитывать самостоятельность.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.1.У воспитанников наблюдается высокая степень активности, самостоятельности в проведении наблюдений в природе ( за деревьями, птицами, насекомыми, за цветами и т.д.). Развита фантазия, творчество в составлении рассказов об увиденном, в продуктивной деятельности.2. У детей в достаточной степени развиты все психические процессы: память, внимание, воображение, мышление. ФОРМЫ ПРВЕДЕНИЯ ИТОГОВ. - праздники, развлечения- творческие: составление рассказов, сказок о дереве- исследовательская деятельность- продуктивная (зарисовка увиденного на экскурсии, наблюдении, при проведении опыта и т. д.)- досуговые мероприятия для родителей, городского уровня, со станцией юннатов.- экологическая акция « Деревья нашего города»- практическая деятельность ( посадка деревьев на участке детского сада вместе с родителями).МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАСЛОВЕСНЫЙ – рассказ педагога, объяснение, чтение художественной литературы, малых фольклорных форм, сочинение, разыгрывание речевых диалогов, сценок, сказок, слушание аудиозаписей.НАГЛЯДНЫЙ – рассматривание иллюстраций, репродукций картин художников, наблюдение за объектами живой и неживой природы, просмотр видеофильмов.ПРАКТИЧЕСКИЙ – выполнение детьми упражнений, этюдов, творческих заданий, участие в играх, драматизациях, праздниках, исследованиях, проведение опытов, зарисовки, фото, видео.РЕПРОДУКТИВНЫЙ – повторение за педагогом, заучивание стихов, потешек, составление рассказов, сказок.ПРОДУКТИВНЫЙ - перенос усвоенного способа действия на новое содержание сначала на близкое, потом на далёкое, создание проблемных ситуаций,самостоятельный поиск детьми наиболее целесообразных средств выразительности для создания того или иного образа.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ1.Карточки с изображением разных деревьев растущих у нас на участке.2.Портреты художников изображающих природу3. Атрибуты ( шапочки для игр)4. Картины о природе, о деревьях, о кустарниках.5. Иллюстрации разных деревьев.6. Гербарий7. Коробочки и колбочки для опытов.8. Шишки, ветки, листья, хвоя для ручного труда. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ НОД.- магнитофон – 1 шт.- телевизор - 1 шт.- видеомагнитофон – 1 шт.- комплект аудиокассет – 10 шт.- бумага - 23 шт.- краски - 23 шт.- весы - 1 шт.- розетки для раздаточного материала – 23 шт.- ножницы – 23 шт.- подносы для опытов – 23 шт.- стаканчики - 23 шт.- альбом «Моё дерево»- гербарий - 3 вида- фото деревьев нашего края- познавательные игры – 6 комплектов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Н.А.Рыжова « Моё дерево» Экологическое воспитание дошкольников в детском саду.2.С.Н. Николаева «Методика экологического образования детей».3.Л.А.Уланова «Методические рекомендации по организации прогулок с детьми 3-7 лет».4. В.А Шишкина « Прогулки в природу».5.Т. М. Бондаренко « Экологическое воспитание» 6.С.В.Машкова «Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5-7 лет» на экологической тропе.7.Т.Д. Нуждина «Чудо – Всюду» энциклопедия для детей».8. О.А. Соломенникова « Экологическое воспитание в детском саду». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида№25» Асбестовского городского округа. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « МОЁ ДЕРЕВО» Составитель: Мазур Нина Дмитриевна г. Асбест.