Публикации «Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»
Автор: Фоминых Галина Валерьевна

Автор: Фоминых Галина ВалерьевнаМБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Светлячок» Иркутская обл., Слюдянский район, г. БайкальскТема: «Оптимизация детско - родительских отношений для коррекции и профилактики девиантного поведения дошкольников»В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость), различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) обусловлены, как правило, двумя факторами - ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы. Для выявления истинных причин поведения ребенка необходимо представлять симптоматику конкретных, часто встречающихся нарушений поведения, знание которой позволит правильно построить работу с ребенком, а для определения степени тяжести имеющегося у ребенка расстройства опираться на критерии оценки возможного отклонения в любом поведенииВ нашем ДОУ проводится комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения. Ключевыми процессами, главными для профилактических мероприятий являются факторы риска и факторы защиты. Мы выделяем основные направления профилактических мероприятий: построение отношений с воспитателями, оптимизация детско-родительских отношений и организация развивающей среды. Каждое из направлений имеет свои методы и хорошо проработанные педагогические технологии. Работа с педагогами ведется по пути повышения уровня педагогического мастерства, эмоциональной стабильности, используются игры-релаксации, адаптационные игры, игры-формулы, игры-освобождения, игры-коммуникации. Оптимизация детско-родительских отношений нацелена научить родителей переориентировать свои установки в зависимости от потребностей ребёнка, на положительное восприятие родителями их родительских функций. Для этого применяются групповые терапии, групповые консультации, инструктаж. Грамотное построение развивающего пространства детского сада тоже является мощным профилактическим средство нарушений поведения детей дошкольного возраста.Несоблюдение условий психического и личностного развития детей дошкольного возраста ведет к нарушениям в поведении и требует коррекции этих условий, с учетом основных принципов психологической коррекции. При всем разнообразии поведенческих нарушений, большинство из них имеет четко выделяемые особенности: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Современные методы коррекционной работы способны эффективно устранять ту или иную причину нарушения поведения. На современном этапе существуют несколько направлений коррекционной работы с дошкольниками: игротерапия, арттерапия (изобразительная, сказко-, музыко- и т.д.), поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика), социальная терапия, каждое из которых выделяет основные психологические механизмы коррекционного воздействия на личность ребенка.