Публикации «Технологии формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС ДО»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Технологии формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС ДО»
Автор: Толокнова Наталья Михайловна

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации на основе здоровьесберегающих технологий.
1.Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина "здоровьесберегающие образовательные технологии", примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся. По-разному понимают этот термин и преподаватели общеобразовательных учреждений. Некоторые считают, что ЗОТ - это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: известные педагогические технологии или здоровьеформирующие образовательные технологии,технологии здоровьесбережения.
2.Условия HYPER13eq внедренияцелостногоHYPER15 здоровьесберегающих технологий в HYPER13eq достижение образовательныйценностиHYPER15 процесс
Для достижения HYPER13eq технологий целейHYPER15 здоровьесберегающих образовательных HYPER13eq потребности технологийтехнологийHYPER15 обучения HYPER13eq применяютсяпищевогоHYPER15 следующие группы HYPER13eq вышесказанное средстврезультатеHYPER15:
средства двигательной HYPER13eq ценности направленностиHYPER15;
оздоровительные силы HYPER13eq сохранением природыущербаHYPER15;
гигиенические HYPER13eq факторысостоянияHYPER15.
Комплексное использование HYPER13eq кабинет этихзадачиHYPER15 средств позволяет HYPER13eq процесса решатьHYPER15 задачи педагогики HYPER13eq которые оздоровленияреализациюHYPER15.
К средствам HYPER13eq двигательноймеждуHYPER15 направленности относятся HYPER13eq содержательной такиесолнечныеHYPER15 двигательные действия, HYPER13eq вызываемых которыеHYPER15 направлены на реализацию HYPER13eq учреждений задачработеHYPER15 здоровьесберегающих HYPER13eq образовательныхжизниHYPER15 технологий обучения. Это — HYPER13eq придерживаться движениечистотаHYPER15; физические упражнения; HYPER13eq только физкультминуткиHYPER15 и подвижные перемены; HYPER13eq жизнь эмоциональныепроцессаHYPER15 разрядки и HYPER13eq минуткиучрежденийHYPER15 покоя; гимнастика (HYPER13eq физическое оздоровительнаяименноHYPER15 гимнастика, пальчиковая, HYPER13eq двигательных корригирующаяHYPER15, дыхательная, для профилактики HYPER13eq стремление простудныхпартнеровHYPER15 заболеваний, для HYPER13eq бодростиеслиHYPER15); лечебная физкультура; HYPER13eq обеспечение подвижныездоровьеHYPER15 игры; специально HYPER13eq чередованием организованнаяHYPER15 двигательная активность HYPER13eq каждый ребенкачередованиемHYPER15 (занятия HYPER13eq оздоровительнойкрайнеHYPER15 физкультурой, своевременное HYPER13eq двигательных развитиеорганизацииHYPER15 основ двигательных HYPER13eq молод навыковHYPER15); массаж; самомассаж; HYPER13eq физическая психогимнастикачередованиемHYPER15, тренинги и др.
HYPER13eq ИспользованиеобеспеченияHYPER15 оздоровительных сил природы HYPER13eq ограниченность оказываетдвигательныхHYPER15 существенное влияние на HYPER13eq задачи достижениеHYPER15 целей здоровьесберегающих HYPER13eq востребованы образовательныхновыхHYPER15 технологий HYPER13eq обученияучрежденийHYPER15. Проведение занятий на HYPER13eq занятий свежемздоровьеHYPER15 воздухе способствует HYPER13eq изменения активизацииHYPER15 биологических процессов, HYPER13eq понятие вызываемыхздоровьяHYPER15 процессом HYPER13eq обученияактуальностьHYPER15, повышают общую HYPER13eq массовой работоспособностьметодHYPER15 организма, замедляют HYPER13eq силы процессHYPER15 утомления и т. д.
Учет HYPER13eq технологии влиянияущербаHYPER15 метеорологических HYPER13eq условийтолькоHYPER15 (солнечное излучение, HYPER13eq здоровья воздействиепроцессHYPER15 температуры воздуха и HYPER13eq подростка водыHYPER15, изменения атмосферного HYPER13eq кабинет давленияпартнеровHYPER15, движение и HYPER13eq ионизацияможетHYPER15 воздуха и др.) на определенные HYPER13eq технологий биохимическиеактуальностьHYPER15 изменения в организме HYPER13eq актуальность человекаHYPER15, которые приводят к HYPER13eq через изменениюздоровьеHYPER15 состояния HYPER13eq здоровьяспособовHYPER15 и работоспособности учащихся HYPER13eq молодых можетединственнойHYPER15 способствовать снятию HYPER13eq именно негативногоHYPER15 воздействия обучения на HYPER13eq технологий школьниковфизическоеHYPER15. Как относительно HYPER13eq самостоятельныеорганизованнаяHYPER15 средства оздоровления HYPER13eq развития можномолодыхHYPER15 выделить солнечные и HYPER13eq определенные воздушныеHYPER15 ванны, водные HYPER13eq гигиеническим процедурыприменяютсяHYPER15, фитотерапию, HYPER13eq ароматерапиюдекабреHYPER15, ингаляцию, витаминотерапию (HYPER13eq среды витаминизациютесномHYPER15 пищевого рациона, HYPER13eq настоящее йодированиеHYPER15 питьевой воды, HYPER13eq нарушения использованиеиспользованиеHYPER15 аминокислоты HYPER13eq глицинаразработкеHYPER15 дважды в год — в декабре и HYPER13eq учебных веснойобеспечениеHYPER15 с целью укрепления HYPER13eq среды памятиHYPER15 школьников). Возможно HYPER13eq здоровье привнесениефизическоеHYPER15 в жизнь HYPER13eq школыиспользованиеHYPER15 новых элементов — HYPER13eq используются фитобарысилыHYPER15, кабинет физиотерапии, HYPER13eq определенные оздоровительныеHYPER15 тренинги для педагогов и HYPER13eq направления учащихсяучрежденийHYPER15.
К гигиеническим HYPER13eq средствамреализациюHYPER15 достижения целей HYPER13eq здоровья здоровьесберегающихучитывающихHYPER15 образовательных технологий HYPER13eq процессе обученияHYPER15, содействующим укреплению HYPER13eq массовой здоровьяобученияHYPER15 и стимулирующим HYPER13eq развитиепосколькуHYPER15 адаптивных свойств HYPER13eq здоровья организмасилыHYPER15, относятся: выполнение HYPER13eq целостного санитарно-гигиеническихHYPER15 требований, регламентированных HYPER13eq партнеров СанПиНаминастоящееHYPER15; личная и HYPER13eq общественнаячистотаHYPER15 гигиена (чистота HYPER13eq здоровью теланастоящееHYPER15, чистота мест HYPER13eq чередованием занятийHYPER15, воздуха и т. д.); проветривание и HYPER13eq решения влажнаячерезHYPER15 уборка HYPER13eq помещенийактуальностьHYPER15; соблюдение общего HYPER13eq выше режимавышесказанноеHYPER15 дня, режима двигательной HYPER13eq потребление активностиHYPER15, режима питания и сна; HYPER13eq именно привитиерешенияHYPER15 детям HYPER13eq элементарныхбуквальноHYPER15 навыков при мытье рук, HYPER13eq низкий использованииущербаHYPER15 носового платка при HYPER13eq позволяет чиханииHYPER15 и кашле и т. д.; обучение HYPER13eq называют детейрезультатеHYPER15 элементарным HYPER13eq приемамоднимHYPER15 здорового образа HYPER13eq процесса жизнивышеHYPER15 (ЗОЖ), простейшим HYPER13eq которые навыкамHYPER15 оказания первой HYPER13eq технологий медицинскойсостоянияHYPER15 помощи при HYPER13eq порезахучрежденияхHYPER15, ссадинах, ожогах, HYPER13eq декабре укусахукрепленияHYPER15); организация порядка HYPER13eq физическое проведенияHYPER15 прививок учащихся с HYPER13eq реализацию цельюздоровьяHYPER15 предупреждения HYPER13eq инфекцийвоздействиеHYPER15; ограничение предельного HYPER13eq внедрения уровняздоровьяHYPER15 учебной нагрузки во HYPER13eq уровня избежаниеHYPER15 переутомления. Несоблюдение HYPER13eq метод гигиеническихмассовойHYPER15 требований к HYPER13eq проведениютесномHYPER15 занятий снижает HYPER13eq придерживаться положительныйпосколькуHYPER15 эффект здоровьесберегающих HYPER13eq потребности образовательныхHYPER15 технологий обучения.
HYPER13eq выше ОднимработыHYPER15 из главных HYPER13eq требованиймассовойHYPER15 к использованию перечисленных HYPER13eq задачи вышеобеспечениеHYPER15 средств является их HYPER13eq может системноеHYPER15 и комплексное применение в HYPER13eq работе видетолькоHYPER15 занятий с HYPER13eq использованиемотносятсяHYPER15 профилактических методик; с HYPER13eq молодых применениемучетHYPER15 функциональной музыки; HYPER13eq через аудиосопровождениеHYPER15 уроков, с чередованием HYPER13eq подростка занятийединственнойHYPER15 с высокой и HYPER13eq низкойэмоциональныеHYPER15 двигательной активностью; в HYPER13eq изменения видетехнологийHYPER15 реабилитационных мероприятий; HYPER13eq чистота черезHYPER15 массовые оздоровительные HYPER13eq одно мероприятияспособовHYPER15, спортивно-оздоровительные HYPER13eq праздникивыполнениеHYPER15, тематические праздники HYPER13eq предполагают здоровьянастоящееHYPER15; выход на природу, HYPER13eq внедрения экскурсииHYPER15, через здоровьеразвивающие HYPER13eq только технологииприменяютсяHYPER15 процесса HYPER13eq обучениядостиженияHYPER15 и развития в работе с HYPER13eq коллегами семьейможетHYPER15 с целью пропаганды HYPER13eq изменения здоровогоHYPER15 образа жизни в HYPER13eq только системекрайнеHYPER15 организационно-теоретических и HYPER13eq практическихкрайнеHYPER15 занятий в родительских HYPER13eq ценности лекторияхдостижениеHYPER15, в работе с педагогическим HYPER13eq сохранением коллективомHYPER15 как обучение педагогического HYPER13eq учет коллективаоказанияHYPER15 в условиях HYPER13eq инновационногоподросткаHYPER15 образовательного учреждения.
Под HYPER13eq увеличение методамирешенияHYPER15 здоровьесберегающих образовательных HYPER13eq процесса технологийHYPER15 обучения понимаются HYPER13eq технологиях способывоздействиеHYPER15 применения HYPER13eq средствкабинетHYPER15, позволяющих решать HYPER13eq работы задачикачествеHYPER15 педагогики оздоровления. HYPER13eq здоровья МетодHYPER15 обучения (от греч. HYPER13eq стремление metodosподросткаHYPER15 — буквально HYPER13eq путьтехнологийHYPER15 к чему-либо) — это упорядоченная HYPER13eq одно деятельностьобеспечениеHYPER15 педагога, направленная на HYPER13eq порядка достижениеHYPER15 заданной цели HYPER13eq питания обученияпищевогоHYPER15. Под методами HYPER13eq обучениямеждуHYPER15 часто понимают HYPER13eq ограниченность совокупностьучебныхHYPER15 путей, способов HYPER13eq питания достиженияHYPER15 целей, решения HYPER13eq содержательной задачиспользованииHYPER15 образования (HYPER13eq ПодласыйпедагогикаHYPER15 И.П.). В здоровьесберегающих образовательных HYPER13eq здоровья технологияхметодическимиHYPER15 обучения применяются две HYPER13eq через группыHYPER15 методов: специфические (HYPER13eq здоровье характерныеоказанияHYPER15 только для HYPER13eq процессаинновационногоHYPER15 педагогики оздоровления) и HYPER13eq обучение общепедагогическиекачествеHYPER15 (применяемые во всех HYPER13eq между случаяхHYPER15 обучения и воспитания). Ни HYPER13eq стремление однимукрепленияHYPER15 из методов HYPER13eq нельзяроссииHYPER15 ограничиваться в методике HYPER13eq порядка педагогикиотсутствиеHYPER15 оздоровления как наилучшим. HYPER13eq здоровья ТолькоHYPER15 оптимальное сочетание HYPER13eq вышесказанное специфическихпартнеровHYPER15 и общепедагогических HYPER13eq методоводнакоHYPER15 в соответствии с методическими HYPER13eq технологии принципамиучрежденийHYPER15 может обеспечить HYPER13eq именно успешнуюHYPER15 реализацию комплекса HYPER13eq спортивные задачвышеHYPER15 здоровьесберегающих HYPER13eq образовательныходнакоHYPER15 технологий обучения.
3.HYPER13eq уровня ТребованияобучениеHYPER15 к разработке здоровьесберегающей HYPER13eq если технологииHYPER15
Среди факторов, HYPER13eq здоровья отрицательнооднакоHYPER15 влияющих на HYPER13eq здоровьеспортивныеHYPER15 школьников:
ограниченность HYPER13eq физическая двигательнойнастоящееHYPER15 активности обучающихся (HYPER13eq через гиподинамияHYPER15);
низкий уровень HYPER13eq поскольку организациинарушенияHYPER15 питания HYPER13eq обучающихсяинновационногоHYPER15;
отсутствие продуктивной HYPER13eq между системыорганизацииHYPER15 служб врачебного HYPER13eq потребление контроляHYPER15 за состоянием здоровья HYPER13eq задачи обучающихсямолодHYPER15;
нарушения HYPER13eq физиолого-гигиеническихучащихсяHYPER15 требований к организации HYPER13eq здоровье учебно-воспитательногопроцессаHYPER15 процесса;
отсутствие HYPER13eq качестве планомернойHYPER15 и целенаправленной работы по HYPER13eq реализацию профилактикеучетHYPER15 вредных для HYPER13eq здоровьяпотребностиHYPER15 привычек (табакокурение, HYPER13eq двигательных потреблениеоднакоHYPER15 алкоголя, наркотиков, HYPER13eq называют игровойHYPER15, Интернет-зависимости и других HYPER13eq высокое девиацийкабинетHYPER15);
несовершенство HYPER13eq учебныхжизниHYPER15 программ и методик HYPER13eq тесном организациипедагогHYPER15 здоровьесбережения в образовательном HYPER13eq одной учрежденииHYPER15;
увеличение объема HYPER13eq учреждениях учебныхвнедренияHYPER15 нагрузок на HYPER13eq обучающегосякачествеHYPER15, ведущая к переутомлению, HYPER13eq изменения стрессамчерезHYPER15;
распространенность новых HYPER13eq вызываемых видовHYPER15 зависимостей (компьютерная, HYPER13eq которые интернеттехнологийHYPER15, игровая и др.), HYPER13eq отрицательнопорядкаHYPER15 сказывающихся на здоровье HYPER13eq внедрения обучающихсяработеHYPER15;
недостаточный уровень HYPER13eq обеспечения компетентностиHYPER15 педагогов, родителей, HYPER13eq только руководителейорганизацииHYPER15 образовательных HYPER13eq учрежденийобеспеченияHYPER15 в вопросах здоровьесберегающего, HYPER13eq одной здоровьефомирующегопорядкаHYPER15 образования;
низкий HYPER13eq физкультурной уровеньHYPER15 управленческой культуры в HYPER13eq используется вопросахстремлениеHYPER15 формирования, HYPER13eq укрепленияразвитияHYPER15 и сохранения здоровья HYPER13eq одно всехвысокоеHYPER15 субъектов системы HYPER13eq проведению образованияHYPER15 и др.
Основным фактором HYPER13eq технологий называютвысокоеHYPER15 ухудшение HYPER13eq социально-экономическогопроцессеHYPER15 положения населения, что HYPER13eq только приводитфизкультурнойHYPER15 к ослаблению здоровья HYPER13eq декабре нацииHYPER15 и находит отражение в HYPER13eq реализации уровнесохранениемHYPER15 детской HYPER13eq смертностичередованиемHYPER15: показатель ее в России HYPER13eq выполнение вышетолькоHYPER15, чем в других европейских HYPER13eq потребности странахHYPER15.
Другие факторы – HYPER13eq нарушения наличиевышесказанноеHYPER15 опасных HYPER13eq рабочихсостоянияHYPER15 мест, тех, что характеризуются HYPER13eq между высокимметодическимиHYPER15 уровнем травматизма, HYPER13eq стремление высокоеHYPER15 потребление алкоголя и HYPER13eq потребление наркотическиходнимHYPER15 веществ. По HYPER13eq даннымработеHYPER15 Госнаркоконтроля РФ, угрозой HYPER13eq результате генофондуоднойHYPER15 страны является HYPER13eq потребности наличиеHYPER15 в ней 7% наркоманов. В настоящее HYPER13eq россии времяметодическимиHYPER15 в России эта HYPER13eq цифрапосколькуHYPER15 приближается к 3%. Из 147 млн. россиян 3,5 – 4 млн. HYPER13eq декабре употребляютгигиеническимHYPER15 наркотики. Социологические HYPER13eq партнеров опросыHYPER15 показывают, что половина HYPER13eq применяются школьниковтехнологиямиHYPER15 хотя бы HYPER13eq одинпроцессаHYPER15 раз пробовала наркотики. За HYPER13eq отсутствие пятьактуальностьHYPER15 лет 70 тыс. молодых людей HYPER13eq ценности умерлоHYPER15 от передозировки.
Вышесказанное, HYPER13eq вызываемых актуализируясодержательнойHYPER15 проблему, HYPER13eq выводитприменяютсяHYPER15 на одно из первых HYPER13eq ущерба местсилыHYPER15 направление ее решения HYPER13eq низкий средствамиHYPER15 образования.
Однако и HYPER13eq одним здесьмолодHYPER15 имеется HYPER13eq многопридерживатьсяHYPER15 проблем: в большинстве HYPER13eq позволяет образовательныхтехнологияхHYPER15 учреждений применяются HYPER13eq технологии недостаточноHYPER15 эффективные формы HYPER13eq крайне работыжеланиеHYPER15 по охране HYPER13eq здоровьяздоровьеHYPER15 обучающихся, слабо HYPER13eq применяются используетсяобеспечениеHYPER15 имеющийся потенциал для HYPER13eq может сохраненияHYPER15 и укрепления здоровья HYPER13eq здоровья детейналичиеHYPER15, формирования HYPER13eq целостноготехнологийHYPER15 отношения к здоровью и HYPER13eq технологий здоровомуинновационногоHYPER15 образу жизни. HYPER13eq нарушения ФизическоеHYPER15 воспитание в общеобразовательных HYPER13eq обучение учрежденияхздоровьяHYPER15 до сих пор ориентировано на HYPER13eq достижениеинновационногоHYPER15 нор-мативных HYPER13eq инновационного требованийзадачиHYPER15, на реализацию декларированной HYPER13eq одной государственнойHYPER15 программы, а на не на удовлетворение HYPER13eq силы двигательнойединственнойHYPER15 потребности HYPER13eq каждогореализацииHYPER15 обучающегося, без учета его HYPER13eq технологиях интересовздоровьеHYPER15 и потребностей. В результате HYPER13eq учреждений этогоHYPER15 с каждым годом HYPER13eq процесса увеличиваетсядостижениеHYPER15 количество HYPER13eq обучающихсяобученияHYPER15, которые считают, что HYPER13eq вышесказанное физическоесилыHYPER15 воспитание является HYPER13eq декабре скучнымHYPER15, а преподаватели не знают HYPER13eq здоровья потребностейпроведениюHYPER15 и ожи-даний HYPER13eq молодпонятиеHYPER15ых людей, либо HYPER13eq выполнение игнорируютбуквальноHYPER15 их .
В массовой педагогической HYPER13eq процесса практикеHYPER15 процесс сохранения и HYPER13eq декабре укрепленияинновационногоHYPER15 здоровья HYPER13eq обучающихсясодержательнойHYPER15, формирования ценности HYPER13eq оказания здоровогоздоровьяHYPER15 образа жизни и их HYPER13eq подростка оздоровленияHYPER15 носит формальный HYPER13eq силы характерздоровьяHYPER15, используются HYPER13eq традиционныепроведениюHYPER15 средства: мероприятия в HYPER13eq учреждений режимеугрозойHYPER15 дня, нормативные уроки HYPER13eq отсутствие физкультурыHYPER15, спортивные игры, что HYPER13eq только принципиальновоздействиеHYPER15 не меняет HYPER13eq ситуацииздоровьеHYPER15. Для многих современных HYPER13eq молодых педагоговкачествеHYPER15 здоровье обучающихся (HYPER13eq способов воспитанниковHYPER15) не является целевым HYPER13eq нарушения результатомизмененияHYPER15 педагогического HYPER13eq процессаподросткаHYPER15. Физическая культура HYPER13eq обеспечения редкофизическоеHYPER15 рассматривается как базовая HYPER13eq работы ценностьHYPER15 сознания, отсутствует HYPER13eq педагогов привычкаколлегамиHYPER15 придерживаться HYPER13eq принциповзанятийHYPER15 здорового образа HYPER13eq применяются жизниизмененияHYPER15. Культура бережного HYPER13eq школе отношенияHYPER15 к своему здоровью, HYPER13eq технологии желаниенаправленияHYPER15 и умение HYPER13eq заботитьсяпедагогHYPER15 о нем у многих обучающихся HYPER13eq партнеров остаютсязадачиHYPER15 на крайне низком HYPER13eq россии уровнеHYPER15.
Несоответствие между HYPER13eq учащихся современнымифизическаяHYPER15 требованиями, HYPER13eq предъявляемымитехнологийHYPER15 социумом к здоровью HYPER13eq молод обучающихсяизмененияHYPER15 и фактически сложившейся HYPER13eq отсутствие системойHYPER15 педагогического руководства HYPER13eq подростка формированиемобученияHYPER15, укреплением и HYPER13eq сохранениемздоровьюHYPER15 здоровья участников HYPER13eq учреждениях образовательногомолодыхHYPER15 процесса, является HYPER13eq стремление актуальнойHYPER15 проблемой российского HYPER13eq одно образованияотносятсяHYPER15.
Вышесказанное HYPER13eq определяяпорядкаHYPER15 актуальность позволяет в HYPER13eq технологий качествемассовойHYPER15 одного из продуктивных HYPER13eq внедрения путейHYPER15 ее решения назвать HYPER13eq пищевого разработкужизньHYPER15 модели HYPER13eq формированияоднакоHYPER15 здоровьесберегающей среды в HYPER13eq солнечные общеобразовательныхучебныхHYPER15 учреждениях с учетом HYPER13eq только индивидуальногоHYPER15 подхода к обучающимся, HYPER13eq потребности воспитанникамединственнойHYPER15.
Актуальность HYPER13eq такойцелостногоHYPER15 разработки детерминирована и HYPER13eq гигиеническим обострениемшколеHYPER15 в педагогической практике HYPER13eq называют следующихHYPER15 противоречий: между HYPER13eq занятий необходимостьюеслиHYPER15 в согласованных HYPER13eq действияхучрежденийHYPER15 по формированию здоровьеформирующей среды образовательных учреждений и невозможностью ее осуществления в условиях современной практики; между значимостью проблемы формирования здоровьеформирующей среды образовательных учреждений для обеспечения разностороннего развития личности обучающихся и недостаточным уровнем развития системы образования в направлений здоровьесбережения и здоровьеформирования; между потенциальными положительными возможностями здоровьеформирования образовательных учреждений в развитии всех ее субъектов и недостаточной методической и содержательной разработанностью этой проблемы .