Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Кудрявцева Светлана Сергеевна


Классный час в 8 кл.
Дети, такие же как мы
Г. Павловск,
2018г.
Цель:
формировать навыки саморазвития и самовоспитания у школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
совершенствовать умения высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки;
развивать стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения,
воспитывать ответственность, порядочность, толерантность;
коррекция речи, осанки, зрения.
Оборудование и оформление:
проектор,
мультимедийная доска,
презентация,
фотографии выпускников,
работы выпускников,
воздушный шарик, сигнальные карточки, сердечки,
карточки со словами.
Ход классного часа.
Перед тем как войти в кабинет класс берется за руки, становится в цепочку. Первым встает воспитатель, он просит ребят закрыть глаза, довериться ему. Воспитатель заводит класс в кабинет.
I. Введение.
Воспитатель: Вечер встреч- откровенья пора,
Это правда крутая ,это друга слова
Разговор по делам, по душам, по сердцам…
То, что редко судьба преподносит всем нам.
Ребята, расскажите о том, как вы себя чувствовали, когда заходили в групповую комнату с закрытыми глазами. (Ответы детей).
Тема нашего классного часа Дети, такие же как мы.
Как вы думаете, какова цель нашего занятия? (Ответы воспитанников)т.
II. Основная часть.
Воспитатель: Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеей ядовитой ужалить готово,
Ужалит- и станет на сердце темно.
И тот кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен.
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета мой милый ребенок
Будь добрым и вежливым с самых пеленок
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.
В нашей стране много делается для того чтобы дети с ОВЗ не чувствовали себя обездоленными, никому не нужными. Ведь на самом деле это такие же люди, как и мы с вами, у которых есть увлечения и любимые занятия. Все мы не должны быть равнодушными и жестокими по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Есть такое слово – сострадание. Оно очень похоже на сочувствие, но это слово выражает более сильное чувство. Сострадание- это когда вы чувствуете боль чужого человека как свою. Вы наверное встречали людей с какими- либо физическими недостатками: слепых, у которых нет руки или ноги. Человеку очень трудно ходить, а некоторые ребята стараются его передразнить, посмеяться над ним, проявляют равнодушие. А вот представьте себя на его месте, если бы у вас было такое горе.
Воспитанник.
Мы часто к людям остаемся равнодушными
Не замечая их, и их проблем,
В общении становимся бездушными,
Да и общаться не хотим совсем.
И это равнодушие тихонько
Строит фундамент и кладет кирпич,
И сердце каменеет, и нисколько
Не хочет излечит свой паралич.
О, равнодушие, болезнь 21 века,
Сколько ты душ сразило и сердец,
Ни одного не пропускашь человека
И он становится как немощный слепец,
Как часто мы становимся слепцами
Собою занят и для себя живем,
С жестоко равнодушными сердцами,
Из жизни дни и месяца крадем.
Мы к людям равнодушными бываем,
Но эту слабость можно победить!
Когда других проблемы замечаем
И просто начинаем жить.
В каждой жизненной ситуации, в каждом жизненном повороте всегда содержится смысл, какой бы неожиданной и непредсказуемой ни была жизнь. Смысл можно обрести, посвящая себя какому- то делу.
Мы с Мариной подготовили рассказ-презентацию о выпускнике нашей школы Морозове Михаиле.
Марина. Серьезная проблема всегда волновала выпускников нашей школы- это трудоустройство, очень важный момент в жизни каждого ученика.
Детям с ограниченными возможностями здоровья определиться в жизни очень тяжело. Сегодняшний работодатель отвергает всякую возможность брать на работу больных людей. Да и не каждый здоровый человек сможет трудоустроиться, что уж говорить о больном. Современная рыночная система как сквозь сито просеивает потенциальных работников и отбирает самых работоспособных, умных, здоровых. Школа всегда проводит профориентацию, но выбор профессий не так уж и велик. Ведь нужно, чтобы данное занятие не вредило здоровью, да и профессия нравилась. А так получается не всегда.Многие выпускники нашей школы являются гордостью школы.И мы конечно рады, что они нашли свой путь в жизни.
Воспитатель. Выпускник школы Михаил Морозов (показ слайда). Открытое лицо, добрый, светлый человек, легкая улыбка, и, кажется, что он совсем не отличается от других.
Но это совсем не так. Это необычный человек с необычной судьбой… Родился Миша в Грибановке Воронежской области. С самого детства Мальчик плохо видел, всего лишь 7-8% от перенесенной болезни. Сейчас ему а 40 и зрение его составляет 1%, и это значит, что видит он лишь размытые контуры окружающих предметов…А тогда в 8 лет медико- социальная комиссия направила мальчика в специальное учебное заведение, которое называлось так: Павловская школа- интернат для слабовидящих детей.
Марина. Так Миша оказался в нашей школе, он учился только на 4, и 5. Больше всего его привлекал кабинет географии, на одной из стен которого висел стенд График погоды. Его надо было заполнять ежедневно: отмечать температуру воздуха, осадки, ясность. Миша так проникся этим Делом, что оно стало его увлечением на всю жизнь. Более 27 лет он ведет наблюдения за погодой и может с высокой точностью предсказать ее изменения. Состояние здоровья не позволило стать ему профессиональным метеорологом как он мечтал. И он стал массажистом, окончив Кисловодское медицинское училище для незрячих .(Показ слайда).Михаил массажист высшей категории, помогает больным справиться с их проблемами. Коллеги уважают Михаила за трудолюбие и доброжелательность, больные ценят как хорошего специалиста. Хочется еще сказать об одном увлечение Михаила- о музыке. Можно с уверенностью сказать он настоящий музыковед,он собрал огромную фонотеку, И вот уже несколько лет ведет еженедельную пятиминутную передачу взгляд в прошлое на воронежском Радио России.Миша постоянно находится в курсе всех школьных событий. Он бесконечно благодарен педагогам принявшим участие в его судьбе. И каждый раз поднимая телефонную трубку произносит одни и те же слова: Здравствуйте! Я рад вас слышать!
Воспитатель. Обслуживает себя он практически сам, старается не обременять своих близких заботой о себе. Он любит всех и в ответ получает много тепла и понимания.
Вот такой он Миша предсказывает погоду, ведет музыкальную передачу на радио, лечит людей и желает всем добра. Для нас он –Миша Морозов, для слушателей радио- Михаил Морозов, для своих пациентов- Морозов Михаил Михайлович.
Он не сник, не потерялся в этой жизни, не сломался, мало того он живет полноценной жизнью.
Он не ноет не плачет, не сетует, не проклинает судьбу, он просто живет.
Вот такой у него взгляд на мир, точка зрения на свою жизнь. Зрения, которого у него практически нет.
Его жизнь- ежедневный подвиг: подвиг ценностного отношения к жизни, подвиг доброты и любви.
Марина. Миша очень часто бывает в нашей школе и когда его спрашивают Чтобы он пожелал выпускникам он отвечает Будьте чуточку добрее и внимательнее!.
Воспитатель: Зачастую, для спасения человеческой жизни не надо быть героем, а достаточно проявит неравнодушие, участие, готовность прийти на помощь, протянуть руку, проявит смелость в отстаивании своей позиции- другими словами достаточно любого проявления гражданского мужества, доброты.
Воспитанник.
В жизни по разному можно жить,
В горе можно и в радости,
Вовремя спать, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать,
И подарить его людям!
Когда кто- нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь! Сразу два человека стали счастливы.
Воспитатель: Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого то беда
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда
И если когда то ,кому то поможет улыбка твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Живешь на Земле ты не зря!
Гимнастика
для для укрепления мышц зрительного нерва.
Ты хрусталик не сердись
Посмотри на потолок, отыщи там уголок
Чтобы мышцы крепче стали, смотрим по диагонали
Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем, чьи же буквы будут выше
МАМА, ПАПА, ДОМ, ТРАВА
За окном у нас видна, за окно ты посмотри,
Что ты видишь там вдали
А теперь на кончик носа посмотри так 8 раз, лучше будет видеть глаз
Глазки нас благодарят, поморгать нам всем велят
Плавно глазками моргаем, потом глазки закрываем
Чтобы было больше силы к ним ладошки приложили
1 2 3 4 5 можно глазки открывать!
Воспитатель. Ребята,как вы считаете каким делает человека доброта?
( Обаятельным, красивым, честным не равнодушным…)
Человек не одинок. Он живет среди людей, и он должен научиться вести себя достойно.
Давайте заглянем внутрь себя как в зеркало..Обладаем ли мы качествами, которые позволили бы быть терпимыми по отношению к людям помогать им.
(На столе лежат листочки , выберите пожалуйста нужное качество и покажите. ДОБРОТА, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ВЕЖЛИВОСТЬ, СЕРДЕЧНОСТЬ, ПОНИМАНИЕ, УВАЖНЕНИЕ, ВЕЖЛИВОСТЬ.
С каждым из нас, может завтра случится беда…кто- то может потерять здоровье… оказаться на больничной койке…
Мы с вами должны понимать. Что человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке, такие люди порой не могут делать самые простые для всех нас вещи, перейти дорогу, прочитать книгу, подняться по лестнице, сходить в аптеку или в магазин.
Ребята чтобы слабовидящие, слепые дети были с нами на равных, что им для этого нужно?
(Ответы…--Очки, Азбука Брайля, собака повадырь, трость с сигнализацией и др.)
Человек приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь.
Я предлагаю вам протестировать высказывания о поведении человека. Голосуем карточками.
Зеленая- согласен.
Красная – не согласен.
Желтая- не знаю затрудняюсь ответить.
*Всегда ставь себя выше других.
*Пообещав что- то сделать, сделай не можешь не обещай.
*Всегда требуй награды за добрые дела.
*Не обращай внимания на советы окружающих и следуй своим собственным.
*Спешите делать добро, спешите друг другу на помощь.
*Будь уважительным к окружающим.
(молодцы всем спасибо!)
Воспитатель. А теперь давайте спланируем с вами, какую реальную помощь мы можем оказать нашему подшефному инвалиду по зрению.
(Составляется план помощи на 4 четверть).
Ребята- здоровье особый, бесценный дар для человека. Здоровье- это жизнь, подарок судьбы. Здоровье очень важно для человека, очень важно научиться беречь свое здоровье.
Что нам дает здоровье?
(Ответы…
Нужно ли беречь свое здоровье?
(Ответы детей…
Не зря в народе говорят Здоровье- всему голова, Счастье и здоровье оценивается тогда, когда и того и другого нет.
Ш. Заключение.
Друзья, вот и подходит к концу наше занятие. Учитесь чувствовать, понимать, что нужно вашему другу, знакомому и просто человеку, который просто находиться рядом с вами, что для него важно, что может его обидеть, в чем он нуждается больше всего. Любите! Цените и уважайте себя и своих близких!!!
Я вам раздам сердечки, а вы подумайте и подарите их кому захотите со словами пожелания.
Песня.
Рефлексия:
Ребята, что сегодня на занятии вы для себя вынесли полезного?
Хотите ли вы как-то изменить свою жизнь к лучшему?
Список использованной литературы.
Духовность в современной школе /С.В. Астахов.- Ж. Начальная школа плюс До и После-№1-2011.
Методы и формы стимулирования нравственных проявлений младших школьников в процессе этического воспитания/ Величко О. Ю.- Этическое воспитание. – 2007. - N 3. - С. 54-57.
Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская - М.: Просвещение, 1986.- 371с.
Уроки добродетелей/ Титарева Т.И..-Ж. Все для классного руководителя - №4-2016.