Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Коновалова Марина Анатольевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Верхнемазинская средняя школа имени Д. В. Давыдова
Программа внеурочной деятельности
для младших школьников
Изучаем родной край
Общеинтеллектуальное направление
Учитель
МОУ Верхнемазинская сш имени Д.В.Давыдова
1 категории
Коновалова М.А
Содержание
Введение3
Пояснительная записка4
Содержание программы9
Тематическое планирование10
Формы диагностики учета результатов освоения программы12
Список литературы для педагога и учащихся13
Приложение 1
Комплексная проверочная работа14
Приложение 2
Баллада о родном крае23
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности изучения культуры своего народа, изучение прошлого и настоящего своей малой родины, становление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – Верхнемазинской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Программа внеурочной деятельности Изучаем родной край предназначена для проведения внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база
Закон Российской Федерации Об образовании.
Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).
СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
Программа внеурочной деятельности Изучаем родной край составлена на основе Программы внеурочной деятельности для младших школьников Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю: общеинтеллектуальное направление / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: Издательство Планета, 2013 г. – 40 с.
Программа внеурочной деятельности Изучаем родной край предназначена для реализации в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей и предлагает организацию образовательного процесса общеинтеллектуального направления, в частности краеведения.
Программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся 2 раза в неделю по одному часу в день, за год – 70 часов. Данную программу можно реализовывать для учащихся в возрасте 6-10 лет. По усмотрению педагога, в соответствии с выбранным учебно-методическим комплексом программа может применяться в любом классе начальной школы.
Данная программа полностью адаптирована к возрасту детей начальной школы и опирается на местный краеведческий и исторический материал.
Ценность данной программы заключается в том, что она личностно-ориенти-рованная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной Я - позиции.
Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.
Новизна программы – в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением обучающихся, жизнью города Ульяновска и Ульяновской области. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и так далее. На каждую букву авторы подобрали информацию о родном крае, предлагают творческие задания, загадки и многое другое
Практическая значимость программы заключается в следующем:
Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края.
Благодаря программе у обучающихся формируется основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.
При обучении по данной программе используются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый;
проектный;
исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися навыков и умений и обогащения знаний.
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.
Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач.
Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.
Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы Азбука юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю: чтение и анализ материалов книги, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.
Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
образовательные:
формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;
формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение,
формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации,
формирование элементов творческой деятельности.
развивающие:
развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;
развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;
развитие образного и логического мышления.
воспитательные:
осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;
воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.
Структура программы обучения
Программа включает в себя 5 разделов:
Устное народное творчество Симбирского края.
Страницы истории родного края
Знаменитые земляки
Природа родного края.
Результаты изучения программы
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Содержание программы
1 .Вводное занятие (2час)
Что такое краеведение и каково его назначение в духово – нравственном развитии ученика. Школьное краеведение. Его цели, задачи, предмет исследования. Что изучают юные краеведы. Значение этой работы для её участников, местного населения.
Анонс будущих занятий, форм и направление деятельности.
Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая ) родина. Границы края, их формирование, условность, подвижность
2 .Устное народное творчество Симбирского края(8 часа)
Собиратели и хранители фольклора (П.В. Киреевский, братья Языковы, Д.Н. Садовников, Д.П. Ознобишин, А.А. Коринфский и др). Фольклор как источник творческого вдохновения писателей сказочников. Предание. Родство и отличие преданий и сказок. Чтение и обсуждение исторических преданий, записанных Садовниковым. Отражение исторического, бытового, культурного опыта поколений в преданиях.
Творческая история сказки Аксакова. …странное сочетание восточного вымысла с народной нашей речью (Аксаков) а Аленьком цветочке. Оригинальность авторского освещения образа главной героини, всепобеждающая сила добра и любви в сказке.
Знакомство с жанрами детского фольклора села (с загадками, считалками, поговорками, пословицами. Сбор материала.
3. Страницы истории родного края(30часов)
Знакомство с источниками знаний о своей местности. Виды источников изучения родного края. История возникновения села, прошлое и настоящее наших улиц. Знакомство с историей создания школьного музея и историей школы. Знакомство с учебниками, по которым учились бабушки и дедушки. Создание проекта Моя школа в прошлом
4.Знаменитые земляки(10часов)
Знакомство с жизнью и деятельностью поэта-партизана, героя Отечественно войны 1812 года Д.В. Давыдова. Проведение музейных часов Денис Давыдов наш земляк, Денис Давыдов- молодец: поэт, гусар и удалец, Родословная Давыдовых.
Радищев Александр Николаевич -мыслитель, писатель.
5.Природа родного края.(20 часов)
Богатство и разнообразие животного и растительного мира родного края. Птицы, животные, рыбы, растения. Красная книга Ульяновской области. Организация ознакомительных путешествий и походов на природу – в долину Солнечных орлов, степные просторы окрестностей села
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Часы аудиторных занятий
Часы внеаудиторных занятий
Всего
1.
Вводное занятие
3
3
1.1
Что такое краеведение и каково его назначение в духово – нравственном развитии ученика.
1
-
1
1.2
Анонс будущих занятий, форм и направление деятельности.
1
-
1
1.3
Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая ) родина. Границы края, их формирование, условность, подвижность
1
-
1
2.
Устное народное творчество Симбирского края
7
3
10
2.1-2.2
Богатство устного народного творчества и литературы Симбирского края
2
-
2
2.3 -2.4
Сказки наших бабушек. Любимая сказка, рассказанная бабушкой. Виды сказок
1
1
2
2.5 -2.6
Исторические предания Симбирского края, записанные Д.Н. Садовниковым
1
1
2
2.7 -2.8
С. Т. Аксаков Аленький цветочек
1
1
2
2.9 -2.10
Защита проекта Моя сказка о Симбирском крае
2
-
2
3
Страницы истории родного края
16
11
27
3.1-3.4
Знакомство с источниками знаний о своей местности. Виды источников изучения родного края.
2
2
4
3.5 -3.10
История возникновения села
3
2
5
3.11- 3.16
Прошлое и настоящее наших улиц.
3
2
5
3.17 -3.20
Знакомство с историей создания школьного музея
1
2
3
3.21 – 3.24
Знакомство с историей школы.
2
2
4
3.25 – 3.26
Знакомство с учебниками, по которым учились бабушки и дедушки.
1
1
2
3.27 – 3.30
Подготовка проекта Моя школа в прошлом
4
4
4
Знаменитые земляки
6
4
10
4.1-4.5
Знакомство с жизнью и деятельностью поэта-партизана, героя Отечественной войны 1812 года Д.В. Давыдова.
3
2
5
4.6 -4.10
Радищев Александр Николаевич.
мыслитель, писатель.
3
2
5
5
Природа родного края
12
8
20
5.1-5.4
Богатство и разнообразие животного мира родного края.
2
2
4
5.5 -5.8
Богатство и разнообразие растительного мира родного края.
2
2
4
5.9 -5.10
Красная книга Ульяновской области.
2
2
5.11 – 5.14
Путешествие в долину Солнечных орлов
2
2
4
5.15 -5.16
Степные просторы окрестностей села
2
2
5.17 -5.18
Заказники регионального и местного значения
2
2
5.19 -5.20
Защита проекта
2
2
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу, участие в конкурсах проектной и исследовательской деятельности младших школьников (в Ульяновской области – Аленький цветочек и Малая академия, С Симбирчитом по родному краю и другие), проведение комплексных работ.
Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по предлагаемым в программе разделам и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в Технологии, Изобразительном искусстве, Окружающем мире, Музыке, Физической культуре.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Самоконтроль: В книге Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю (авторы: Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А.) предлагается рубрика Испытай себя! где предлагается поэтапно выполнить несколько заданий, за каждый блок заданий ученик получает определённое количество баллов. Выполнив задания, ребенок может сравнить свои ответы с ответами в конце книги. После суммирования получившихся баллов ребенок определяет уровень усвоения материала.
А теперь подсчитай общее количество баллов и определи свой уровень прохождения испытания юного краеведа.
25-40 баллов – ознакомительный уровень
40-50 баллов – творческий уровень
54-50 баллов – исследовательский уровень
У учащегося есть возможность проходить уровни столько раз, сколько он посчитает это нужным, пока не добьется положительных результатов.
Также, по ходу прохождения материала, учащиеся заполняют карту Ульяновской области, разрабатывая свои маршруты (реальные, виртуальные) изучения родного края, что также способствует развитию универсальных учебных действий младших школьников.
Основными задачами оценивания в данной программе внеурочной деятельности являются:
развитие познавательных интересов обучающихся,
создание ситуации успеха для каждого ученика,
повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях,
максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка,
приобретение навыков саморефлексии.
Список литературы для педагога
1. Венок Н.М. Языкову. Сборник: – Ульяновск: Симбирская книга, 2002. – 80 с.
2. Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.
3. Карпова Т.А. Лето веселого цвета: Стихи. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009. – 48 с.
4. Край прелестный – это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПКПРО, Корпорация технологий продвижения, 2000. – 256 с.
5. Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие / Под ред. В.Н. Яну-шевского. – Ульяновск: ИПКПРО, Корпорация технологий продвижения, 2001. – 224 с.
6. Тихонова А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006.
7. Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УлГУ, 2008.
8. Тихонова, А.Ю. Баягине: учеб.-метод. пособие по приобщению учащихся начальных классов к этнокультурным традициям мордвы-эрзя / А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева, О.В. Салмина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 100 с.
Список литературы для учащихся
1. Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: Планета, 2013. – 128с.
Интернет-ресурсы
1. Ульяновская областная библиотека. Краеведение
2. Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова
3. Ульяновский туристический информационный центр
Муниципальное общеобразовательное учреждение Верхнемазинская средняя школа имени Д. В. Давыдова
Комплексная проверочная работа
Составитель: учитель
МОУ Верхнемазинская СШ
имени Д.В. Давыдова
Коновалова Марина Анатольевна
Комплексная проверочная работа
направленность задания, рекомендации по проведению и оцениванию
Темп чтения не учитывается.
Задание 1.
Умение ориентироваться в тексте ,кратко передавать основную мысль абзаца
Правильный ответ: карась
Коды оценки возможных ответов учащихся:
1 балл – дан ответ о карасе;
0 баллов – дан иной ответ.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 2
Вопрос 1
Умение найти заданный фрагмент текста.
Сформированность навыка самокоррекции
Списать текст правильно, без ошибок, пропусков или искажений букв
Коды оценки возможных ответов учащихся:
1 балл – предложение найдено правильно и при списывании не допущено ошибок, пропусков или искажения букв,
0 баллов – предложение найдено неверно, при списывании допущены ошибки, пропуски или искажения букв
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Вопрос 2
Умение находить нужную орфограмму
Коды оценки возможных ответов учащихся:
1 балл – правильно найдена орфограмма и правильно подобрано проверочное слово
0 баллов – дан иной ответ
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 3
Вопрос 1
Умение приводить примеры по нахождению природных объектов
Коды оценки возможных ответов учащихся:
1 балл –перечислены все рыбы
0 баллов –написан один вид рыб
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки
Вопрос 2
Умение выделять мягкие согласные звуки в простых случаях
Коды оценки возможных ответов учащихся:
1 балл –подчеркнуты все мягкие согласные
0 баллов – дан иной ответ или не полностью выполнено задание
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки
Задание 4
Вопрос 1.
Составление вопроса к условию задачи
Коды оценки возможных ответов учащихся:
1 балл – правильно поставлен вопрос к условию
0 баллов – неправильно решена задача на движение
Интерпретация результатов
1 балла - ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Вопрос 2.
Вычислительные навыки при выполнения действия
Коды оценки возможных ответов учащихся:
1 балл – правильно сделано вычисление
0 баллов – неправильно вычислено
Интерпретация результатов
1 балла - ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки
Задание 5
Вопрос 1
Умения соотнести свои знания с информацией
Коды оценки возможных ответов учащихся:
1 балл – правильно выбран ответ
0 баллов – неправильно выбран ответ
Интерпретация результатов
1 балла - ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки
ЗАДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ
Эти задания выполняются детьми только на добровольной основе. Приступать к этим заданиям детям разрешается только после того, как учитель убедился, что они попробовали выполнить все задания основной части работы и дальнейшее продолжение работы над ними нецелесообразно
Задание 6
Умение заполнять таблицу, используя необходимую информацию из исходного текста
Коды оценки возможных ответов учащихся:
2 балла правильно перечислены сходства и различия
1 балл – перечислены не все сходства и различия
0 баллов – неправильно указаны сходства и различия
Интерпретация результатов
2 балла - ученик достиг уровня базовой подготовки;
1 балл – ученик не полностью достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 7
Умение строить свободное высказывание на заданную тему
Код оценки возможных ответов учащихся
Соответствие содержания высказывания заданному вопросу, наличие аргументированного отклика на поставленную проблему (максимальная оценка – 2 балла).
Задание 8
Умение объяснять значения слова, словарный запас ребенка.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
1 балла правильно объяснено значение слова
0 баллов – неправильно дано объяснение
Интерпретация результатов
1 балл - ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 9
Умение определять открытый или закрытый слог
Коды оценки возможных ответов учащихся:
1 балла правильно определен слог и подчеркнут ответ
0 баллов – неправильно определено
Интерпретация результатов
1 балл - ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 2
Знание и различие гласных и согласных звуков
Умение определять согласные звуки
Коды оценки возможных ответов учащихся:
1 балла правильно подчеркнуты согласные
0 баллов – неправильно определен согласный звукк
Интерпретация результатов
1 балл - ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 10
Сформированность понятия живопись, графика, скульптура
Коды оценки возможных ответов учащихся:
1 балл – правильно выполнено задание
0 баллов – неправильно выполнено задание
Интерпретация результатов
1 балла - ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки
Задание 11
Умения соотнести свои знания с информацией
Коды оценки возможных ответов учащихся:
1 балл – правильно выполнено задание
0 баллов – неправильно выполнено задание
Интерпретация результатов
1 балла - ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки
Всего: 5 заданий базового уровня (от 0до 8 баллов) и
6 заданий повышенного уровня (от 0до 10 баллов).
Всего 18 баллов.
Это важно! От 0 до 2 дополнительных поощрительных баллов за самостоятельность выполнения работы.
Итого максимальный балл за работу – 20 баллов
Примерные ориентиры для отнесения детей к той или иной группе для данной контрольной работы составляют:
Группа риска – дети, набравшие суммарно менее 9 баллов из 20 возможных.
Группа детей, достигших уровня базовой подготовки, но не превышающих его– дети, набравшие суммарно от 10-15 баллов (из 20 возможных).
Группа детей, достигших как базового, так и более высоких уровней – дети, набравшие суммарно более 15 баллов
Комплексная проверочная работа
Почитай внимательно текст
Ловись рыбка!
Без труда не вытянешь и рыбки из пруда - это известно всем. Но для многих вытягивание рыбок из пруда, то есть рыбалка, - это не труд, а один из любимых видов отдыха.В ульяновских водоемах представлены практически все виды пресноводных рыб. Рыбалка в Ульяновской областиведётся практически в каждом её районе, везде есть свои водоемы, куда устремляются местные рыбаки. В водоемах Радищевского района ловятся голавль (правда, эта рыба занесена в Красную книгу Ульяновской области ), карась и карп. Недалеко от райцентра есть платное прудовое хозяйство, в котором разводят карпа и карася. В селах Ореховка, Кубра, Калиновка в прудах водятся караси. В районе сел Паньшино, Вязовка ловят плотву, отменных окуней, судаков, леща
Карась- одна из самых неприхотливых наших рыб. Размеры взрослых карасей в сильной степени зависят от условий обитания. В водоемах, где много корма, обычными бывают особи длиной 20-25 см при весе 500-800 г.
Карп – крупная рыба, неприхотливая. Возможности роста у карпа велики. Уже на первом году жизни он может достигать массы до 1,0 кг, на втором году – до 2,0 кг. Живет карп и в прудах, где качество воды не из лучших. Ест практически все, кормится возле тростников, под листьями кубышек, в зарослях и с таким характерным звуком обсасывает травы, на которых много всякой живности.
Отдых на природе — залог долголетия. Рыбача или отдыхая на природе, относитесь к окружающей среде уважительно.
Основная часть
Постарайся выполнить задания этой части.
Выполняй их по порядку.
Задание 1.
О ком говорится во втором абзаце текста?
Ответ: В нём говорится о___________________________________
Задание 2. Спиши первое предложение. Проверь. Если надо, исправь. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Найди в этом предложении слова с орфограммой правописание слов с безударными гласными в корне. Подбери проверочное слово, обозначь орфограммы. Проверяемое слово - ___________________________________________Проверочное слово - ____________________________________________
Задание 3.
Найди и выпиши из текста названия животных.
Рыбы:__________________________________________________________
Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.
Задание 4.
Длина карпа 50 см, а карася – 20см.
Поставь и запиши вопрос задачи, если она решается так:
_______________________________________________
50-20 =
Сосчитай и запиши ответ:________________________________________
Задание 5.
Отметь значком V, какую рыбу можно встретить в нашем районе, про какую не говорится в рассказе
А Б В Г
Дополнительная часть
Задания можно выполнить в любом порядке.
Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.
Задание 6.
Найди сходства и различие рыб:
сходство
различие
Карась
Карп
Задание 7.
Одной из важнейших задач человечества является охрана водоёмов. Что ты можешь сделать для охраны водоёмов в нашем районе, чтобы численность рыб не сокращалась?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.
Напиши, что означает слово водоём.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9.
1.Определи :на какой слог заканчивается слово ?- FISH
Открытый или закрытый (нужное подчеркни)
2. Подчеркни согласные звуки
Задание 10.
Напиши, что означают слова:
Живопись - __________________________________________________
____________________________________________________________
Графика - ___________________________________________________
____________________________________________________________
Скульптура - _________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание 11.
Изобрази среду обитания одной из видов рыб нашего района
Приложение 2
Баллада о родном крае
Баллада о родном крае написана поэтами, краеведами, филологами всей Ульяновской области 10-12 декабря 2013 года. В ходе уникального флешмоб-марафона им было предложено в стихотворной форме описать достопримечательности своего района. Начало и конец Баллады о родном крае написал Николай Марянин, который позже собрал воедино и отредактировал районные отрывки.
Баллада о родном крае
1. Славу России в веках умножая,
Эта земля нам с рожденья дана:
Воздух просторов Симбирского края
Дышит историей Карамзина!
Дорог нам слог летописного слова,
Пластовский облик лесов и полей,
Голос Языкова и Гончарова,
В небе над Волгой - полёт журавлей…
Дух этих мест и смирен, и мятежен,
В нём – наших предков душевный порыв:
Здесь из-за острова плыли на стрежень
И поднимались на волжский обрыв,
Вдаль устремляли свой взор, замирая,
И находили в симбирской глуши
Образ аксаковский отчего края –
Аленький нежный цветочек души…
2. Сурской земли – нашей родины малой –
Летопись много событий хранит:
Здесь Промзино в стороне одичалой
Царь Иван Грозный поставил, как щит…
Чтобы кристальной водицы напиться,
Чистого воздуха выбрать дары,
Летом сюда пол-России стремится -
Живы легенды Никольской горы!
Тропки к колодцам святым приглашают,
И от часовни молитвы слышны…
Здесь наш покой до сих пор охраняют
В тихой аллее – герои войны!
Сурское нашим отечеством стало,
Где у творцов обостряется слух:
Малая родина – это не мало,
Жив если в ней вдохновения дух!
3. Герб наш районный - спираль аммонита,
Здесь и свежа, и целебна вода,
Недра богаты, земля знаменита,
Дружбой народ отличался всегда…
В Ундорах древностью веет с откосов,
Драму Ивашева знает страна,
С ним и Каштанкин, Джорджадзе, Матросов -
Наши герои на все времена!
Помним и славим отцов мы и дедов,
Любим детишек весёлый шумок:
В сказке и радость, и горе изведав,
Ждёт нас в усадьбе своей Колобок!
Главная есть у района примета –
Тоже, как область, Ульяновский он:
Славься вовеки, на многие лета,
И процветай, наш любимый район!
4. Царским указом, велением свыше,
Чтоб оградиться засечной чертой,
Здесь Хитрово и сподвижников тыщи
Крепость Карсун возвели над рекой…
Чтоб среди мирных полей междуречья,
В сёлах от Волги и до Барыша
Разных племён и народов наречья
Переплетались. И крепла душа!
Выдержать можно и войны, и глады:
Что нам кочевник? Что Наполеон?
Светлый родник овевает прохладой
Ель, что сам Пушкин сажал под холмом!
Старше Симбирска на годик всего лишь,
Мудрый Карсун – украшенье земли:
Лености праздной ни дня не позволишь,
Музы приют себе здесь обрели…
Как подтверждение жизненных истин,
Как посвящение будущим дням,
Жизнь воспевают творцы своей кистью,
Души раскрыв и холстам, и стихам.
Знает планета про детскую школу -
Юных художников творческий дом…
На стадионе – занятья футболом,
А на катке был Третьяк-чемпион!
Скоро уже и бассейн будет новый,
Вырастет смена здоровых пловцов…
Помнить вовеки карсунцы готовы
Подвиги ратные наших отцов.
Эвакогоспиталь в грозное время,
В мирные годы в Сосновке – курорт…
Юных кадетов весёлое племя
Славит героев, что помнит народ!
Чтим и афганцев, парней из Карсуна,
Игорь и Женя - им память светла:
Родина наша, в душе твоей юной
Светом над храмом горят купола…
Звонкий Языков и Пластов великий,
К ним экскурсантов потоки не счесть:
Пусть же цветёт наш район многоликий,
Краю Карсунскому – слава и честь!
5. Назван Симбирском. Стоял на границе.
Только Россия державно росла
До океана. Теперь от столицы
Необозримая ширь пролегла.
Промыслом Божьим творились веками
Слово и дело. Блаженный Андрей
Город хранит, что рождён казаками
И возвеличен трудами людей.
Солнцем поэзии край весь пропитан,
Слог Гончарова ласкает наш слух…
Пушкинский конь, знать, ударил копытом,
В землю вселяя Языковский дух.
Мудрости клад здесь издревле заложен:
Дмитриев блеском сатиры пленял,
Следом Минаев в наитии схожем
Вкус его едких сатир перенял...
Здесь на века их прописаны лики,
А впереди – во весь рост – Карамзин,
Наш симбирянин, историк великий,
Славной России достойнейший сын!
То поэтическим голосом нежным
Пела Симбирская наша земля,
То разрывалась набатом мятежным
Аж до столичных покоев Кремля…
Назван Ульяновском град междуречья
В память трибуна, вождя, земляка:
Бронзовый Ленин, пронзающий Вечность,
К равенству, братству взывает рука!
Много великих бойцов и героев
Были Симбирской землёй рождены,
Тех, кто домой не вернулись из боя,
Жизни отдав за свободу страны.
Тех, кто ковали Победу руками,
Стёртыми в кровь у станков заводских,
Где наш УАЗ укреплял её знамя
Мощью своих вездеходов стальных.
Здесь поднимались цеха и заводы
В славе Ульяновской нашей земли,
Авиастара гигантские своды
Нового Города окна зажгли…
Век двадцать первый! Наш город взрослеет -
Сколько улыбок счастливых людей!
Славный Венец с каждым днём хорошеет -
Много фонтанов, тенистых аллей…
Строится город, а сквер Карамзинский
Снова в цвету. Бой старинных часов
Слышат скульптуры, дворцы, обелиски,
Храмы в сияньи своих куполов…
Мост Губернаторский. Смелые планы.
Вузы. Лицеи. Суворовцев строй.
Авиастар, в его небе – Русланы.
Город родной, мы гордимся тобой!
6. Павловский край родниками нам дорог,
Яркой красою безбрежных лесов…
Доктор Бржозовский, писатель Панфёров -
Это история славных веков!
С ними герои - Викулов, Захаров,
Шутов, Чекашкин, Бодряшкин, Малов,
И генералы - Ежков и Шестаев,
И хлеборобы - Панфёров, Станков,
Зинин – художник, и скульптор – Буслаев,
И Николаева – светлый поэт,
Трифонов – бас, педагог – Мустакаев,
Снова Панфёров – теперь краевед,
Тувины, Шишкин – отряд музыкантов:
Всех перечислить, увы, не смогли…
Щедрая россыпь умов и талантов
Южного края симбирской земли!
Наша глубинка сильна и красива,
Добрых народных традиций полна…
Павловский край – это наша Россия,
Это - российской души глубина!
7. Там, где в зеркальную гладь Черемшана
Смотрит задумчиво сказочный лес,
Статные сосны и светлые храмы
Красят старинный посад Мелекесс…
В час, когда флаги алее зарницы
Ярко и гордо пылали над ним,
Звонкое имя с далёкой Марицы
Вёз побратиму Болгарии сын.
Димитровградом зовётся отныне
Город талантов и творческих сил:
С верой, что живы не хлебом единым,
Нам помогает святой Гавриил.
Время меняет фасады и лица,
Мчит, обновляя фабричный коллаж…
Новому городу есть чем гордиться,
Знает Россия ДААЗ и Химмаш!
Здесь НИИАР делит атом на части,
Смелых идей ускоряя разбег…
Знал ли Курчатов про ядерный кластер,
Мысленно шествуя в нынешний век?
В ритме культурной столицы Поволжья
Дышит сегодня промышленный град,
Щедро увенчан он милостью Божьей,
Славой великих традиций богат!
8. Вольно на старокулаткинских нивах
Хлеб колосится и зреет успех,
Множатся гроздья мгновений счастливых,
Слышится детский заливистый смех…
Храбрых героев Победы восславив,
Память о них мы несём сквозь года:
Здесь Хусаинов, Аипов, Нугаев
И Ильгачёв – будут с нами всегда!
Яркий Навруз, праздник нашего края:
Будь, урожай, и народ, торжествуй…
Новых героев труда прославляя,
В Старой Кулатке гремит Сабантуй!
9. Инзенский край в тишине притаился,
В царстве лесов и бескрайних полей:
Здесь Ознобишин великий родился,
Славя Отечество лирой своей!
Наше Юлово – жемчужина края,
Озеро блещет своей красотой…
Диатомитом отчизну снабжая,
Славится в мире район наш родной!
10. Край Кузоватовский – чудо-просторы
Возле истоков Свияги-реки,
Сказка лесная, манящая взоры,
Зотово озеро и родники…
Здесь всей России известны обломки
Баевской окаменелой сосны:
Верим, что будут гордиться потомки
Малой частицей великой страны!
11. В северных далях Симбирского края
Расположился Цильнинский район:
Нивы безбрежные, сила земная,
Кущи садов и слиянье времён…
Здесь подружились Бирюч со Свиягой,
Русский, татарин, чуваш – все родня:
Честным трудом, мастерством и отвагой
Славится добрая наша земля!
12. Родина малая! Даль золотая!
Лик Богородицы в речке нашли:
Жадовской пустыни сила святая -
Маленький остров симбирской земли…
Из Барыша шли на фронт эшелоны:
Скатка-шинель – для солдата броня!
Каждое зёрнышко – в фонд обороны.
Выжил район. И воспряла страна.
Здешней водою питается Волга,
Лес посылает сосновый поклон…
Счастье в барышской сторонке – надолго,
Если ты в землю родную влюблён!
13. Пахнущий клевером и медуницей,
Этот заволжский родной уголок
В старых преданьях – подрайской землицей
Мудрый народ не напрасно нарёк...
Здесь, на величественном Черемшане,
Мы уж четыре столетья живём,
И хоть по паспорту все россияне,
Край Мелекесский отчизной зовём!
Как неизбежно сливается с Волгой
Мощь Черемшана на лике герба,
Так и с Россией историей долгой
Слита поволжских народов судьба!
14. Здесь, в самом сердце Симбирского края,
Есть небольшой городок Сенгилей:
Славит история трёхвековая
Доблестный труд и уменье людей…
Блинной его называют столицей,
Здесь музыканты, поэты творят:
Родина наша, воздай нам сторицей,
Пусть процветает в веках город-сад!
15. Мы дорожим Тереньгульским районом,
Краем умельцев, героев, творцов…
Трудятся здесь по российским законам,
Множа бессмертную славу отцов!
Дом Перси-Френч, заповедник Кучуры,
Парки Голицыных тайной полны…
Всё это – ценность симбирской культуры
И достоянье великой страны!
16. Будь гостем желанным озёрного края,
Воды родниковой с ладони испей,
И перед тобою, шелками играя,
Раскинется даль чердаклинских степей!
Часовни и храмы, булгарские камни,
И рвы Белоярской засечной черты, -
Всё то, что укрыто седыми веками,
Душою и сердцем почувствуешь ты…
17. В каждом живёт своя малая родина,
Где нас и любят, и ценят, и ждут:
Здесь разрослась в огороде смородина,
И в палисаднике астры цветут…
Майнский район, ты – сторонка родная,
Где свежий ветер летит наобум,
И пастушок, на свирели играя,
Утренний лес пробуждает от дум…
Сердце трепещет – какие здесь зори!
Солнце садится – закат ворожит,
Птицы поют, забывается горе, -
Каждым мгновеньем душа дорожит!
18. Золотом впишем в историю края
Гордое имя – Базарный Сызган:
Светом духовности мир озаряя,
К небу стремится Солунского храм…
Край благодатный, привольный, красивый
Память о прошлом в сердцах бережёт;
Песенный, мудрый и трудолюбивый
В нашем чудесном районе народ!
19. А над Новомалыклинским районом
За Черемшаном восходит заря:
Хлебные нивы в огне золочёном,
Словно вдохнули в зерно янтаря…
Дружной семьёй и в порыве едином,
Светлый, любимый, отеческий край,
Смело веди нас к высоким вершинам,
Родину нашу трудом прославляй!
20. Край наш Радищевский, солнцем согретый,
Терешкой-речкой омытый слегка,
Лирой Давыдова ярко воспетый,
Гордо шагает вперёд сквозь века…
Здесь колосятся поля золотые,
Добрые люди в согласье живут,
Алых лазорек луга неземные
Им по весне свои гимны поют!
Здесь, где цветут луговые пионы
И говорок над домами завис,
После крушения Наполеона
Жил в Верхней Мазе Давыдов Денис…
Память в душе – словно чистая нота,
Храбро умел он французов громить:
Славу героя, творца, патриота
Вечно радищевцы будут хранить!
21. Волга раздольная, вольная Майна,
Быстрая Утка, студёный Урень:
Отчего края заветная тайна,
Свет милых сёл и родных деревень…
Сказки рассказывал здесь Новопольцев,
И Кандалый воспевал этот край,
Слушал Неверов под звон колокольцев,
Как гуси-лебеди кличут из стай!
Тихие заводи, хлебные нивы,
Рыбные плёсы, грибные места –
Родины нашей простые мотивы
И сокровенная наша мечта…
Люди добры и земля урожайна,
Сердце стучит вдохновенно в груди:
Наша любимая Старая Майна,
Новая жизнь у тебя впереди!
Край плодородных полей и лугов,
Волжских заливов, сосновых боров,
Светлая грусть родниковых озёр –
И очищающий душу простор…
Песня в симбирском Заволжье звенит,
И первозданность Россия хранит:
Славься делами, в веках процветай,
Наш Старомайнский чарующий край!
22. Новоульяновск, где льётся атласом
Волжский простор вдоль лугов заливных,
Славился издревле Яблочным Спасом
И высотой своих гор Меловых…
Край удивительный, город строителей,
Музыка слышится в шуме цехов:
Славим мы труд и судьбу твоих жителей,
Пышность садов и победы отцов!
23. Глубинка России, Вешкайма родная
Второе столетье средь сосен цветёт:
Здесь скачет сквозь время дивизия Гая,
И память о грозной чапанке живёт…
Достойно творим и гордимся тобою,
Цветочный, медовый, берёзовый рай:
Мы связаны славной единой судьбою,
Вешкаймский район – удивительный край!
Не нежная лань, а двужильный коняка -
В работе мозольной, в стихии войны
Вешкайма привыкла пахать, а не плакать,
На смену отцам подрастают сыны…
Суровые будни Вешкайму взрастили,
Упорство ковалось в годинах лихих:
Теперь она гордо расправила крылья,
Дерзая во славу просторов своих!
24. Герб наши символы зримо являет:
В волжском просторе - лазоревый щит,
Небо серебряный столп подпирает,
И на вершине корона горит…
Щитодержатели - львы золотые:
В лапах и сноп, и карающий меч,
Снизу - дубовые ветви святые,
Чтобы уметь нашу силу сберечь,
И шестерня с продуктивностью долгой,
И голосов несмолкаемый хор, -
Словно серебряной чайкой над Волгой
Край наш могучие крылья простёр!
25. Пой нам во здравие, край изобильный,
Хлебом и солью гостей угощай, -
Край самолётный и автомобильный,
Атомный и земледельческий край…
Сей - и хорошего жди урожая:
Мы будем вместе на этом пути,
Славу России в веках умножая,
Знамя божественных предков нести!
Снова с высоких откосов Венца
Родина в наши впадает сердца,
Словно вливаются в волжский туман
Майна, Свияга, Сура, Черемшан…
Здесь, в самом сердце России, живёт
Добрый, умелый и сильный народ:
Славься, твори и в веках процветай,
Край наш Симбирский, Ульяновский край!
HYPER13PAGE HYPER15
30