Публикации по литературе «Грамотеи»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: по литературе «Грамотеи»
Автор: Цыганкова Ольга Владимировна

1 Ответы на вопросы по теме: «Нормативное обеспечение проведения итоговой аттестации по программам СПО. Содержание документов о получении образования». 1. На основании какого документа выдаются дипломы СПО с отличием. 2. В приказе Минобразования РФ № 531 от 4 июля 2013 г. нет образца диплома с отличием. Предприятия-изготовители бланков дипломов добавляют на бланке "С отличием". Соответствует ли это нормативному документу. 3. В приказе Министерства образования и науки РФ от 25.10.2013 г. № 1186 не только не указана форма диплома с отличием, но еще и не прописаны правила - в каком случае выдается такой диплом (75 % оценок "отлично" и т.д.). Как быть профессиональным образовательным организациям в этом случае. 4. Подскажите, пожалуйста, еще раз, в каком НПА закреплено право выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании с отличием. В соответствии с частью 4 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и подпунктом 5.2.39 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466, к полномочиям Минобрнауки России отнесено утверждение образцов документов об образовании и о квалификации, и приложений к ним, а также описаний указанных документов и приложений. Необходимость изготовления бланков дипломов о среднем профессиональном образовании с отличием определяется образовательной организацией самостоятельно. В случае необходимости, на бланке титула диплома, а также на бланке приложения к диплому указывается надпись «с отличием». 2 Кроме того, согласно пункту 7 Приложения № 3 к приказу Минобрнауки России № 531 образовательная организация вправе установить другой цветовой фон бланка титула, выдаваемого лицам, освоившим образовательную программу среднего профессионального образования с отличием. Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 17 части 3 статьи 28 Федерального закона приобретение и изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации отнесено к компетенции образовательной организации. 5. Как подсчитываются баллы по практической части ГИА. В соответствии с Приказом Минобрнауки России № 968 от 16 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в государственную итоговую аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Для этого в Программе государственной итоговой аттестации должны содержаться четко изложенные критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника. Критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника разрабатываются предметно-цикловыми комиссиями по специальности/профессии для каждого этапа государственной итоговой аттестации в зависимости от формы ее проведения. В качестве примера приведем критерии оценки выпускной квалификационной работы, в виде письменной экзаменационной работы (ПЭР) и выпускной практической квалификационной работы (ВПКР), принятые в Норильском техникуме промышленных технологий и сервиса, Красноярского края. 3 Защита письменной экзаменационной работы (ПЭР) оценивается государственной аттестационной комиссией в баллах: отлично (5), хорошо (4), удовлетворительно (3), неудовлетворительно (2). К критериям оценки уровня подготовки выпускника относятся:  полнота выполнения письменной экзаменационной работы в соответствии с заданием;  выполнение пояснительной записки с учётом требований стандартов, предъявляемых к текстовым документам, наличие в ней необходимых разделов, полнота содержания и последовательность изложения материала;  наличие и содержание комплекта документов на технологический процесс изготовления изделия (оказание услуги), соответствие его требованиям стандартов ЕСТД;  обоснованность, логическая последовательность, техническая грамотность, четкость, краткость доклада выпускника при защите письменной экзаменационной работы;  обоснованность, логичность, четкость, краткость изложения ответов на дополнительные вопросы государственной экзаменационной комиссии;  отзыв руководителя на письменную экзаменационную работу. Оценка 5 «отлично» выставляется в случаях, когда при выполнении работы соблюдались следующие условия:  письменная экзаменационная работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием;  пояснительная записка выполнена с учётом требований стандартов, предъявляемых к текстовым документам, при наличии в ней необходимых разделов, полноты содержания и последовательности изложения материала; 4  доклад выпускника при защите письменной экзаменационной работы был обоснованным, логически последовательным, технически грамотным, четким, кратким;  ответы на дополнительные вопросы государственной экзаменационной комиссии были обоснованными, логически последовательными, четкими, краткими;  руководитель оценил письменную экзаменационную работу на оценку «отлично»;  выполнение качественной выпускной практической квалификационной работы. Оценка 4 «хорошо» выставляется в следующих случаях:  письменная экзаменационная работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием;  пояснительная записка выполнена с учётом требований стандартов, предъявляемых к текстовым документам, при наличии в ней необходимых разделов, полноты содержания и последовательности изложения материала;  доклад выпускника при защите письменной экзаменационной работы был обоснованным, логически последовательным, технически грамотным, четким, кратким;  ответы на дополнительные вопросы государственной аттестационной комиссии были обоснованными, при наличии отдельных незначительных замечаний;  руководитель оценил письменную экзаменационную работу на оценку «хорошо» или «отлично»;  выполнение качественной выпускной практической квалификационной работы. 5 Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется, когда:  письменная экзаменационная работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием;  пояснительная записка выполнена с частичным соответствием требованиям стандартов, предъявляемых к текстовым документам;  имеются достаточные замечания по основным разделам работы;  доклад выпускника при защите письменной экзаменационной работы был последовательным, технически грамотным, четким, кратким;  ответы на дополнительные вопросы государственной аттестационной комиссии были технически грамотными, но не обоснованными, без четкого и краткого пояснения;  руководитель оценил письменную экзаменационную работу на оценку «хорошо» или «удовлетворительно»;  выполнена достаточно качественно выпускная практическая квалификационная работа. Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется в следующих случаях:  письменная экзаменационная работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием;  пояснительная записка частично или полностью не соответствует требованиям стандартов при выполнении всех разделов работы, материал работы освещен очень кратко;  доклад выпускника при защите письменной экзаменационной работы был последовательным, технически не грамотным, кратким;  ответы на дополнительные вопросы государственной аттестационной комиссии были не верные;  выполнена некачественно выпускная практическая квалификационная работа. 6 Выполненная выпускная практическая квалификационная работа (ВПКР) оценивается государственной экзаменационной комиссией в баллах: отлично (5), хорошо (4), удовлетворительно (3), неудовлетворительно (2). К критериям оценки уровня подготовки выпускника относятся:  качество выполненных работ в соответствии с нормативно-технической документацией;  применение рациональных приемов труда при выполнении производственных операций;  соответствующая организация труда и рабочего места;  умение выпускника использовать теоретические знания при выполнении практических задач;  уровень знаний и умений, позволяющий решать ситуационные и профессиональные задачи. 6. Какое количество часов дается руководителям дипломного проектирования на одного студента. 7. Интересует вопрос нормирования оплаты труда организации и проведения ГИА в других регионов. 8. Уточните, пожалуйста, вопросы по оплате проведения ГИА. 9. Как оплачивается работа консультантов по дипломному проектированию. При осуществлении руководства ВКР в виде дипломного проекта/ работы по специальности СПО. Как показал анализ локальных нормативных актов образовательных организаций, основными функциями руководителя выпускной квалификационной работы по специальности СПО (в виде дипломного проекта или дипломной работы) являются: 7 - руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы; - консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы); - оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы; - контроль за ходом выполнения выпускной квалификационной работы; - подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу. К руководителю дипломного проекта / работы, как правило, может быть одновременно прикреплено не более 8 студентов по всем формам обучения. На все виды консультаций руководителю выпускной квалификационной работы в виде дипломного проекта/ работы предусматривается не более 20 академических часов. При осуществлении руководства выполнением письменной экзаменационной работы (ПЭР) по профессии СПО. Одним из видов государственной итоговой аттестации выпускников, завершающих обучение по ППКРС среднего профессионального образования, является защита письменной экзаменационной работы (ПЭР). Руководитель ПЭР может быть назначен из числа преподавателей, мастеров производственного обучения образовательной организации или ведущих специалистов организаций, предприятий, где обучающийся проходил производственную практику. 8 Основными функциями руководителя ПЭР являются:  разработка индивидуальных заданий;  консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения письменной экзаменационной работы;  оказание помощи обучающимся в подборе необходимой литературы;  контроль за ходом выполнения ПЭР;  подготовка отзыва на ПЭР. Исходя из имеющейся практики, можно отметить, что в этом случае, за каждым руководителем закрепляется не более 15 выпускников. На консультацию одного выпускника предусматривается 1 час из общего бюджета времени, определенного федеральным государственным образовательным стандартом на консультации. При выполнении рецензирования ВКР в виде дипломного проекта/ работы по специальности СПО. Рецензенты выпускных квалификационных работ назначаются приказом руководителя образовательной организации из числа работников образовательных учреждений, организаций, предприятий, владеющих вопросами, связанными с тематикой выпускных квалификационных работ. Рецензия должна включать: - заключение о соответствии содержания выпускной квалификационной работы заявленной теме; - оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы; 9 - оценку степени разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости работы; - оценку выпускной квалификационной работы. По имеющейся практике, на рецензирование одной выпускной квалификационной работы в виде дипломного проекта/ работы предусмотрено не более 5 академических часов сверх сетки часов учебного плана. 10. По программам ППКРС необходимо ли утверждать отдельно тематику письменных экзаменационных работ и тематику практических квалификационных работ. Как предусмотрено Приказом Минобрнауки России № 968 от 16 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования», формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО являются: защита выпускной квалификационной работы, государственный экзамен, который вводится по усмотрению образовательной организации. Выпускниками, осваивающими программы ППКРС, выпускная квалификационная работа выполняется в виде выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы. В п. 13 указанного Порядка предусмотрено, что темы выпускных квалификационных работ определяются образовательной организацией. Также, согласно п. 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России № 464 от 14 июля 2013 г., образовательные программы среднего профессионального образования, которые самостоятельно разрабатываются образовательными организациями в соответствии с федеральными 10 государственными стандартами, подлежат утверждению образовательными организациями. Частью основной профессиональной образовательной программы образовательной организации по конкретной специальности или профессии является Программа государственной итоговой аттестации. При разработке Программы государственной итоговой аттестации определяются:  вид государственной итоговой аттестации (в соответствии с ФГОС СПО);  объем времени на подготовку и проведение государственной итоговой аттестации;  сроки проведения государственной итоговой аттестации;  контрольно-измерительные и другие необходимые экзаменационные материалы;  условия подготовки и процедура проведения государственной итоговой аттестации;  формы государственной итоговой аттестации;  критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника;  сводный перечень тем выпускных квалификационных работ. Пунктом 15 «Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» предусматривается, что Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний утверждаются образовательной организацией после их обсуждения на заседании педагогического совета с участием председателей экзаменационных комиссий. 11 Таким образом, экзаменационные материалы, входящие в Программу государственной итоговой аттестации по конкретной профессии/ специальности, подлежат утверждению образовательной организацией. Также необходимо отметить, что в соответствии с требованиями ФГОС, фонды оценочных средств, как для промежуточной аттестации по профессиональным модулям, так и для государственной итоговой аттестации разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей (п.8.3.ФГОС СПО). 11. Формы проведения ГИА - какими нормативными актами регламентируются. Формы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования зафиксированы в разделе III «Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования», утвержденного Приказом Минобрнауки России № 968 от 16 августа 2013 г. Также в п. 10 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», утвержденного Приказом Минобрнауки России № 464 от 14 июля 2013 г. установлено, что требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. В свою очередь, формы проведения текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации по программе подготовки по конкретной профессии/ специальности отражаются в разделе VIII ФГОС СПО: «Требования к результатам освоения программы», утверждаемых приказами Минобрнауки России. 12 12. Кто должен подписать протокол ГЭК. 13. Если нет председателя ГЭК, может ли диплом подписывать заместитель. В соответствии с п. 24 «Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования», утвержденного Приказом Минобрнауки России № 968 от 16 августа 2013 г., решение государственной экзаменационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем государственной экзаменационной комиссии (в случае его отсутствия – его заместителем) и секретарем государственной экзаменационной комиссии и хранится в архиве образовательной организации. 14. Новый порядок не предусматривает рецензирование дипломных работ. Почему? Как уже отмечалось выше, согласно п.15 «Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования», утвержденного Приказом Минобрнауки России № 968 от 16 августа 2013 г., образовательной организацией разрабатывается и утверждается Программа государственной итоговой аттестации. В том числе, в рамках Программы образовательной организацией могут быть установлены условия подготовки и процедуры проведения государственной итоговой аттестации. В частности, в Программе государственной итоговой аттестации могут быть отражены следующие вопросы: порядок рецензирования выпускной квалификационной работы, выполняемой в виде дипломного проекта/ дипломной работы, назначение рецензентов, содержание рецензии, порядок учета мнения рецензентов при проведении государственной итоговой аттестации. 13 Также в рамках Программы государственной итоговой аттестации может быть утвержден сводный перечень тем выпускных квалификационных работ с указанием выпускников их выполняющих, руководителей и рецензентов. 15. Допустимы ли подписи в дипломе чернилами разного цвета председателем ГАК и руководителем ОУ на одном и том же бланке. В соответствии п.10 приказа Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1186 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов», диплом подписывается председателем Государственной экзаменационной комиссии, диплом и приложение к нему - руководителем образовательной организации. Подписи проставляются чернилами, пастой или тушью черного, синего или фиолетового цвета. 16. Практически все ФГОС предусматривают получение рабочей профессии. Какой документ должен быть выдан дополнительно к диплому и какой документ это регламентирует? 17. Нужно ли к диплому о СПО по профессии выдавать свидетельство о квалификации с указанием разряда по профессии? 18. Должно быть отдельное свидетельство на каждую квалификацию? Согласно п.36 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России № 464 от 14 июля 2013 г., «Если федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение основной программы профессионального обучения по профессии рабочего, то по результатам освоения профессионального модуля образовательной программы среднего профессионального образования, который включает в себя проведение практик, обучающийся получает свидетельство о профессии рабочего, должности 14 служащего. Присвоение квалификации по профессии рабочего проводится с участием работодателей». В соответствии со статьей 73 п. 7. Закона «Об образовании»: Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений. 19. Можно ли давать данные профессии, если их нет в лицензии образовательной организации. Согласно ч. 7 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на 15 осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу данного Федерального закона. В соответствии с ч. 4 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. Таким образом, с 1 сентября 2013 г. в лицензиях на осуществление образовательной деятельности (приложениях к ним) указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), а также адреса мест осуществления образовательной деятельности. Обращаем внимание, что согласно ч. 9 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ в целях приведения образовательной деятельности в соответствии с данным Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016 г. 16 Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется лицензирующим органом, в том числе в случае необходимости дополнения документа, подтверждающего наличие лицензии, сведениями о филиалах лицензиата, и (или) об адресах мест осуществления образовательной деятельности, и (или) об образовательных программах, изменение места нахождения лицензиата.