Публикации
Международный творческий фестиваль методических разработок «Профи педагог»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Международный творческий фестиваль методических разработок «Профи педагог»
Автор: Зорина Лариса Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Международный творческий фестиваль методических разработок «Профи педагог»
Автор: Зорина Лариса Ивановна
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Цель: систематизация, обобщение знаний учащихся об имени прилагательномЗадачи: Обучающая: повторить и систематизировать знания о прилагательных: общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль, показать на роль прилагательных в речи;Развивающая:формировать умение находить эту часть речи и определять её грамматические признаки, синтаксическую функцию;развивать логическое мышление; формировать умение уместного и правильного употребления имён прилагательных в речи для придания ей образности и выразительности.Воспитательная:формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений воспитание познавательного интереса к языку.Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний.Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, карточки с текстом.Ход урокаОрганизация начала урока Здравствуйте, ребята! Давайте знакомится: меня зовут ……Сегодня я буду вести у вас урок русского языка. И ближайшие 30 минут, которые мы проведем вместе, я уверена, пройдут в атмосфере взаимопонимания и сотрудничестваДавайте, друзья, улыбнёмся друг другу,Улыбки подарим гостям!К уроку готовы? Тогда - за работу!Удачи желаю всем нам! - оформление тетрадей2.Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока. Ребята, а вы верите в чудеса? (я, да.Помогите мне сотворить чудо)Давайте вместе сделаем чудо. А для этого нам нужно открыть 4двери, подобрав ключи И поможет нам в этом одна необыкновенная часть речи. А какая вы узнаете, отгадав загадкуЯ – часть речи интересная,Широко в миру известная.Опишу любой предмет –В этом равных со мной нет. - О какой части речи говорится в стихах?- Какова тема нашего урока? Замечательно! Запишите тему в тетради "Имя прилагательное как часть речи". (Я пишу на доске)- Какая орфограмма спряталась в корне слова «прилагательное»?- Знакома ли вам эта часть речи? -Как вы думаете, какие цели стоят сегодня на уроке перед нами? Чем мы будемзаниматься?(Мы должны повторить всё, что знаем об имени прилагательном, морфологические и синтаксические признаки этой части речи, выяснить роль имён прилагательных в речи).3.Работа по теме урока.Сделать первый шаг всегда трудно. Поэтому давайте заглянем, что скрывается за первой дверью.Общее значение. Чтоб подобрать ключик, мы должны что сделать? Выяснить, что обозначают прилагательные.Прилагательное –волшебная часть речи. Всё, к чему оно прикасается, преображается удивительным образом- Хотите убедиться?Но сначала поиграем. «Узнай слово»Нам нужен смелый, ответственный человек, не боящийся никаких трудностей. Есть такой? Кто пойдет к доске?Сейчас я назову слово. Ваша задача называть прилагательные, характеризующие этот предмет. А отвечающий должен узнать, что это за слово. Понятно? Тогда вперед!Я открываю слово. (Елка)Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием.Только посмотрите, какая у нас елочка. (маленькая, засохшая, некрасивая) Но мы сказали, что прилагательное – волшебная часть речи. Вот к ней прикоснулось Прилагательное, и елочка стала…(высокая, стройная, пышная, красивая)- Какая из них вам больше нравится?Послушаем как писал об этом поэтС. В. Михалков. В снегу стояла ёлочкаВ снегу стояла ёлочка — зелёненькая чёлочка,Смолистая, здоровая, полутораметровая.Произошло событие в один из зимних дней:Лесник решил срубить её! — Так показалось ей…И только поздним вечером пришла в себя она.Какое чувство странное! Исчез куда-то страх…Фонарики стеклянные горят в её ветвях.Сверкают украшения — какой нарядный вид!При этом, без сомнения, она в лесу стоит.Не срубленная! Целая! Красива и крепка!..Кто спас, кто разодел её? Сынишка лесника!Давайте и мы нарядим елочку, ведь скоро Новый год. Задание. Выпишите словосочетания с прилагательным в качестве зависимого слова. Задайте к нему вопрос. Каждое новое словосочетание записывайте на новой строчке. Проверка- От чего зависит и на какие вопросы отвечает прилагательное?- Что обозначает?Молодцы. Вот мы и справились с первым замочком. И посмотрите, как преобразилась наша елочка.Теперь посмотрим, что спрятано за вторым замком?Послушайте лингвистическую сказкуЖили –были прилагательные. Были они добрые, смелые, с покладистым характером. Но никто об этом не знал. И решили Прилагательное найти себе друзей, и отправились в путешествие по стране Морфолгия. Но все, с кем встречались прилагательное, были заняты и не обращали на них внимания. А глагол так высокомерно посмотрел, что бедные Прилагательные испугались . Совсем уже отчаялись они. Но тут на их пути повстречалось Существительное. Существительному пришлись по душе скромные просители, захотело оно иметь новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе - служба, вместе - и дружба!- Ребята, скажите, о чем эта сказка?Морфологических признаках. - О каких признаках шла речь? Всегда ли будет род?Вот мы и подобрали ключик ко второй двери. Осталось только открыть замок.Сейчас мы будем определять род число, падеж. А у доски в это время синтаксический разборЗима укрыла землю пуховым одеялом.Хороши снежные зимы в России. Задание. Определите род число, падеж.(вслух )Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. И мы открываем вторую дверь. И на елочке появляется еще одна игрушка.Но пока мы колдовали над этим замком, ребята, работающие у доски, пытались открыть следующий. Давайте посмотрим, получилось ли у них это. Посмотрите наша елочка преображается. Это значит что? Мы открыли еще одну дверь. Правильно!Хорошо елочке в зимой лесу. Давайте и мы отправимся в зимний лес на прогулку.Релаксационная пауза. Сядьте поудобней. Закройте глаза. И попытайтесь представить то, о чем рассказал Петр ИльичЧайковский(музыка)- Что вы услышали? Какую картину представили?Итак, поэты изображают красоту и величие родной природы стихами, композитор - музыкой. А мы попробуем передать красоту леса словами.Но для начала давайте вспомним, что такое текст?-Прочитайте предложения. Можно ли это назвать текстом?1) Особенно хороши и красивы ели. 2) И все вокруг наполнено тишиной. 3) Везде лежит снег. 4) Хорошо в лесу. 5) Деревья стоят в инее. Работа в парах. Посовещайтесь с соседом и расставьте эти предложения так, чтоб получился текстХорошо в лесу. Везде лежит снег. Деревья стоят в инее. Особенно хороши и красивы ели. И все вокруг наполнено тишиной.- Ребята, нравится вам этот текст? Можем ли мы ясно представить картину зимнего леса? Давайте сделаем этот текст ярче. Что для этого нужно? Дополнить текст прилагательнымиКто хочет работать самостоятельно, берет зеленый листочекКому нужна подсказка -желтыйЕсли кому-то совсем трудно - красныйХорошо в зимнем лесу. Везде лежит мягкий, пушистый снег. Деревья стоят в серебряном инее. Особенно хороши и красивы ели в снежном наряде. Воздух свеж и колюч. И все вокруг наполнено поразительной тишиной.Молодцы! - Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (делают нашу речь образнее, богаче, ярче, обогащают текст, помогают представить предмет, точнее описать предмет.).Вот мы и подошли к последней двери, как вы думаете, что скрывается за ней? Проверим.Действительно! Роль прилагательных в речи. Но посмотрите: что еще скрыто здесь? ? – Что бы это значило?Работа с учебником § 55 с. 4 - О чем мы забыли сказать?Итак, ребята, о чем мы говорили на уроке?Что такое имя прилагательное?Вот мы с вами и сделали маленькое чудо Посмотрите, какая наша елочка стала наряднаяА теперь проверим, насколько внимательны вы были на уроке. Проведем логический тест«ДА» - «НЕТ». Если согласны с утверждением это «ДА», если не согласны, это «НЕТ».Тест 1.Имя прилагательное – это часть речи?2.Имя прилагательное отвечает на вопросы КТО?, ЧТО?3.Имя прилагательное обозначает признак предмета? 4.Имя прилагательное изменяется по родам? 5.Имя прилагательное бывает только женского или мужского рода?6.Имя прилагательное не изменяется по числам?7.Имя прилагательное зависит от существительного?8.Имя прилагательное связано в роде и числе с именем существительным?9.Имя прилагательное в предложении может быть сказуемым?10.Имя прилагательное в предложении никогда не бывает определением?Несмотря на то, что на улице холодно, снежно, мне было с вами комфортно и амечательноСейчас вы уйдете с урока, и мне хотелось бы узнать: было ли вам интересно, все ли вы поняли во время урока. Для этого,уходя, украсьте елочку своими руками. Красный- Было интересно и понятноЖелтый – не очень интересно и не все понятноСиний- неинтересно и непонятно