Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Зайятдинова Альмира Салимовна

ГБОУ «ГБОУ Уфимская КШИ для глухих обучающихся »Открытое занятие Беседа по внеклассному чтению на тему«Чистота души главных героев повести А.С.Грина «Алые паруса» (6 класс)Выполнила: Воспитатель : Зайятдинова А.С. Уфа -2018 годХод беседы:1.Организационный момент.2.Вступительное слово воспитателя.3.Сообщение учащихся об Александре Грине.4.Слово воспитателя .5.Выразительное чтение.6.Работа по теме урока.7.Физминутка.8.Фрагмент из фильма.9.Беседа по фрагменту из фильма.10.Работа с эпиграфом.11.Викторина.12.Рефлексия. Содержание внеклассного чтения . Беседа.1.Организационный момент.- Ребята, поприветствуйте друг друга глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас свои эмоции: кто-то возбуждён, кто-то огорчён, а у кого-то просто хорошее настроение. Посмотрим на своего соседа по парте и передадим ему взглядом только всё доброе и хорошее.2.Вступительное слово воспитателя.- Тема беседы - А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса- Наш сегодняшний урок внеклассного чтения, посвященный писателю-фантасту, романисту – Александру Грину, - Сегодня на беседе мы обратимся к одному из произведений Александра Грина «Алые паруса». Но сначала – автор. Кто же он – Александр Грин, создавший эту замечательную повесть.3.Сообщение учащихся об Александре Грине.4.Слово воспитателя .- Сегодня и мы попробуем пройти через человеческие страсти и любовь, совершив с героями феерической повести «Алые паруса» путешествие к берегам Лисса и Каперна, где живёт мечта о счастье в душе маленькой прелестной девочки с музыкальным именем Ассоль, узнать тайну алых парусов, поразмыслить о великой силе любви. Когда писатель создавал это произведение, то, наверное, он думал о счастье, поэтому эпиграфом урока я взяла слова Константина Паустовского: «Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса». (Записать в тетрадь) К этим словам мы вернёмся в конце беседы - Для Александра Грина очень важно сделать человека счастливым, как сделал Грей Ассоль. - А что такое счастье? Наверное, ответить каждый может по-своему. - Для Александра Степановича Грина очень важно сделать человека счастливым. Об этом он писал в своих произведениях. Самая большая награда для человека — принести счастье другому человеку. Так сделал Грэй для Ассоль. В пленительной повести «Алые паруса», которую Грин начал писать в Петрограде, 1920 году, когда после тифа бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей. Сам Грин назвал своё произведение феерией.. А что такое феерия?- Феерия – это волшебное сказочное зрелище. (Запись в тетрадь) В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку.- Как вы думаете, можно ли это произведение можно отнести к жанру сказки? (Ответ: Это неверно, для сказки в повести слишком много реальных событий. Но всё-таки кое-что нам напоминает о сказке в повести)- Феерия начинается с описания детства Ассоль. Каким оно было? (Ответ: Рано умерла мать. Воспитание занимался отец, мастеривший на продажу игрушки. Лонгрен рассказывал дочери диковинные фантастические истории об игрушках, о жизни людей)- Почему умерла мама Ассоль? - Что же случилось дальше? (Ответама всё же пошла в город, простудилась и вскоре умерла.)- В разыгравшийся шторм Лонгрен не помог Меннерсу, оказавшемуся в лодке без вёсел. Как вы относитесь к этому поступку Лонгрена? Почему его не поняли односельчане? (Ответ: учащиеся высказывают свою точку зрения)- Маленькую Ассоль отличает праздничное видение жизни и чуда. Откуда в ней это? (Ответовлияли рассказы отца, а главное, встреча Ассоль с Эглем, которую нам сейчас представят…)
  • Что воспевает А. Грин, рассказывая историю Ассоль и Грея?
  • Мечту. В толковом словаре, слово «мечта» помечено как многозначное: Мечта - 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.2. Предмет желаний, стремлений.
  • Но это сухой язык науки. А что, по-вашему, мечта?
  • Мечта - что-то светлое, что делает краше нашу жизнь. Мечта - полет человека, который не должен прерваться.Мечта - цель, к которой нужно идти.
  • А как человек идёт к своей мечте?
  • Гринмечтал о море - отправился в Одессу. Судьба уготовила путь разбойника, он мечтал о светлом будущем народа. Ассольверила, несмотря ни на что. Грей сделал всё, чтобы мечта сбылась5.Выразительное чтение: Встреча Эгля с Ассоль.6.Работа по теме беседы . Какую сказку подарил Эгль Ассоль? О чём она? (Ответ…)- Что изменилось в жизни Ассоль после встречи со сказочником? (Ответна стала жить мечтой о встрече с принцем; жители Каперны стали говорить, что Лонгрен и его дочь сошли с ума.)- Повлияло ли мнение жителей на мечту, которой жила Ассоль? (Ответ: Конечно же нет, она продолжала ждать своего принца.)- Вернёмся к разговору Ассоль и Эгля.- Мудрый старик не ошибся. Ассоль взрослеет, надеется, продолжает жить мечтой. Как вы считаете, кто из героев повести более близок по характеру Ассоль? (Ответрей.)- Случилось как в сказке – шёл и нашёл свою принцессу. Когда пересекаются судьбы героев, в каком они возрасте? (Ответссоль 17 лет, Грей – 24 года) - Какие чувства испытывает Грей, когда сталкивается со спящей Ассоль? (Ответ: Сильное впечатление, волнение. Те чувства, которые часто приводят к любви с первого взгляда.)- Что он делает? (Ответн оставляет кольцо на пальце девушки)- А что означало кольцо для девушки? (Ответ: Знак близкого счастья. Кольцо вселяет уверенность в то, что предсказание Эгля о сказочном принце и корабле с алыми парусами сбудется.)- Каким образом Артур Грей исполняет мечту Ассоль? (Ответ: Решает заменить все паруса на алый цвет. Он побывал в трёх лавках, никак не мог найти нужный цвет. И вот он его увидел)- Да, алый цвет – цвет любви и цвет мечты. Плыть в жизни под алыми парусами – значит ставить перед собой цель, стремиться осуществить всё задуманное. - Как вы думаете, случайно ли свела судьба Ассоль и Грея? (Ответ: Нет, не случайно, в их характерах очень много общего -любят всё живое,-близки к природе,-добры и бескорыстны,-трудолюбивы,-верят в мечту.)7.Физминутка. 8. Работа по теме беседы (продолжение). - Вера в мечту и соединила их под алыми парусами. Прочитаем, как произошла их встреча.9.Беседа по прослушанному произведению.- Какое впечатление произвело на жителей появление корабля в Каперне? (Ответсе всполошились, удивились, так как не верили в появление алых парусов, считали это невозможным, все побежали на берег)- Герои встречаются. Грей говорит девушке: «Вот я пришёл, Узнала ли ты меня?» Вспомните, что отвечает Ассоль? (Если не помните, найдите ответ в тексте, зачитайте её ответСовершенно такой.»)- - Как вы понимаете эти слова? (Ответы детейто бесконечно счастье.)- Что же увидел в глазах любимой Грей? Зачитайте. («В них было всё лучшее человека.»)- А теперь оставим влюблённых и счастливых Ассоль и Грея одних. Закроем последнюю страничку и ответим на вопрос: Можно ли быть спокойными за героев? (Ответ: Да, они обязательно будут счастливы, потому что они открыты для любви, добра, прощения. Они умеют бороться за своё счастье, то есть делать чудо своими руками.) (Если остается время, записать это.)10.Работа с эпиграфом.- Итак, мы с вами вернулись к словам из эпиграфа. Зачитайте мне их. Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса.К. Паустовский.- Согласны ли вы с этими словами? (Ответ детей.)- Творить чудеса могут только мечтатели. Если отнять у человека мечту и веру в чудеса, то не будет ничего: ни искусства, ни науки, ни культуры. Жизнь станет неинтересной. 11.А теперь поиграем в игру «Верно – не верно»1. Настоящая фамилия Александра Грина. (Гриневский)2. Название корабля, на котором приплыл Грей. («Секрет»)3. Как звали мать Ассоль. (Мери) 4. Чей это портрет? «Седые кудри складками выпадали из-под соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, трость и сумка с новеньким замком – выказывали горожанина…» (Эгль)5. Какой незначительный эпизод, как назвал его автор, сделал двадцатилетнюю Бетси и десятилетнего Грея истинными друзьями? (Грей обварил руку)6. «Чья это шутка? Чья шутка? – стремительно вскричала Ассоль. – Разве я сплю? Может быть нашла и забыла?» Что так напугало Ассоль? (Она увидела кольцо на пальце)7. Как называется местечко, где жила Ассоль? (Каперна)12. Ответить на вопросы по феерии “Алые паруса” (взаимопроверка)1. А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Тревога)2. Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться доброй девочкой? (Лонгрен) 3. Чем похожи судьбы Ассоль и Грэя? (Одиночество)4.Один из главных героев произведения. (Грэй)5. Ассоль жила больше в мире…. (Мечты)6. Что помогло ей осуществить свою мечту? (Искренность, открытость, душевность, мечтательность, доброта…)13.Рефлексия .Итог беседы.- Что же общего между портретом Ассоль, феерией, стихами, музыкой Грига? (Их объединяет вера в мечту, любовь, чудо, дружбу). - Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.- Давайте прочитаем ключевые строки повести: “…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и у тебя… Но есть и не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и – вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.- Вот что еще сказал известный русский писатель Даниил Гранин: “Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве”.Пусть символом сбывшейся мечты навсегда для вас останутся алые паруса- Вот и наш парусник стал алым, пусть плывёт он туда, где его ждут, неся людям радость. Пусть и к вам однажды приплывёт корабль под алыми парусами надежды на исполнение вашей мечты. И это обязательно будет, если только вы постараетесь сами. - Заканчивая нашу беседу , я хочу предложить вам представить себя на несколько минут волшебниками превратить эти белые паруса в алые. Ведь мы сегодня уже убедились, что любую мечту можно своими руками превратить в реальность. Для этого нужно будет ответить на несколько вопросов.- Понравился ли вам сегодня наша беседа ? Что особенно запомнилось?- И в заключение давайте послушаем песню.- Ребята! Надо верить в чудеса,Когда-нибудь весенним утром раннимНад океаном алые взметнутся паруса,И скрипка пропоёт над океаном.С друзьями легче море переплытьИ соль морскую есть, что нам досталась.И без любви на свете было б очень трудно жить,И серым стал бы даже алый парус…