Публикации «Классный руководитель»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Классный руководитель»
Автор: Доценко Светлана Викторовна

Взаимодействие классного руководителя и семьи ученикаРазвитие культуры становиться актуальной проблемой в современном обществе. С грустью приходится признать, что в последние годы наблюдается общее снижение культуры поведения общения. Этому весьма умело способствует поток негативной информации с телевидения, газет, которые меняют сознание ребёнка об окружающей действительности. Культура начинается с рождения ребёнка, с семьи. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы педагога, школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй. Ведущую роль сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Перед педагогом стоит огромная ответственность за подрастающее поколение. И моя задача привлечь родителя к сотрудничеству, подвести его к значению и пониманию принципов.Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких меньшинство. Постепенно, тактично классный руководитель вовлекает остальных родителей, опираясь на единомышленников, учитывая интересы каждого ребёнка и его семьи.Формы взаимодействия классного руководителя с родителями могут быть разными. Коллективными, групповыми, индивидуальными. Любая из них решает важнейшие задачи способствующие единению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей.Суть взаимопонимания классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении и развитии в нём лучших качеств и свойств. Это помогло мне и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации ученика, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.В основе сотрудничества взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения. Взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.Сотрудничество целесообразно начинать с систематического изучения семьи. Особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт.Из опыта работы с родителями я подчеркнула много нового. Открыла новые направления для решения поставленных задач. Некоторые из направлений использовала при проведении родительских собраний. Как, в какой форме они проходят в моём классе, и хочу рассказать.К родительскому собранию нужно готовиться заранее. Выбор темы для меня диктуется многими и самыми разными обстоятельствами. Общим настроем класса, погодой, самочувствием педагога, наличием наглядного материала. Но выбор этот - безграничен. Важно – уловить те интонации познания окружающего мира, которые позволяют и ребёнку и родителю почувствовать себя сопричастным к доброму и прекрасному, что открывается для них в этом мире.На родительском собрании родители не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения тех или иных вопросов.На наших встречах родители никогда не услышат моральные нотации детям. Замечания учителя о нелестных отзывах, об успеваемости их детей. Такие вопросы я рассматриваю только в индивидуальном порядке, оставаясь один на один с родителем.Мы договариваемся о совместных действиях, советуемся, размышляем о необходимости педагогических знаний. При общении с родителями часто звучат фразы: “ А как вы думаете?”, “Давайте вместе подумаем, как быть?”, “Хочется услышать ваше мнение”.Главное условие наших встреч – это добровольное участие детей и их родителей. Поэтому первое собрание, полезно посвятить проблеме сотрудничества педагога и родителей в воспитании детей.Можно обсудить с родителями следующие вопросы:1. Что понимают под сотрудничеством людей?2. Почему необходимо сотрудничество педагога и родителя?3. Что мешает педагогу и родителю успешно сотрудничать?4. Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей и родителей было плодотворным?5. Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?Наши собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. На основе этого мы с родителями определяем, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного опыта.Особую заботу вызывает взаимодействие с отцами детей. Как привлечь их к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребёнка. С этой целью я организую специальные встречи.На примере собрания “Роль отца в воспитании детей”.Подготовка.
  • Анализ сочинений учащихся “Как я провёл выходной день”.
  • Подготовка выступлений отцов о своей роли в воспитании детей.
  • Анализ анкеты учащихся, в которой предлагалось продолжить фразы:
  • В свободное время я люблю……
  • Человек, с которым я хотел бы быть в трудную минуту, - это……
  • Мне интересно общаться с……
  • Если б я был папой, то……
  • Выпуск газет “ Наши папы”, в которых рассказано о профессии отцов, их увлечениях.
  • План проведения
  • Вступительное слово о цели собрания, о причинах его проведения.
  • Выступление двух отцов о своём участии в воспитании ребёнка.
  • Анализ результатов анкетирования:
  • сколько учащихся стремятся к общению с отцом;
  • о чём мечтают дети, чего ждут от отцов;
  • сколько отцов приняли участие в организации выходного дня.
  • Зачитываю некоторые сочинения.
  • Распределение отцов в две группы. Каждая обсуждает возникшие вопросы в микроколлективах. Высказывания мнений отцов.
  • Некоторые собрания проходят в форме беседы, задушевного разговора, обмена опытом.Приведу примеры некоторых из них.1. Родительское собрание, посвящённое семье.Родители совместно с детьми заранее готовят рассказ о своей семье. Традиции моей семьи, любимые праздники, песни, любимое время года, место отдыха. Приносят фотографии, альбомы с записями рецептов любимых семейных блюд.Я в сою очередь готовлю различные рубрики о семье, о воспитании ребёнка, фотогалерею, выставку детских работ.После обмена рассказами и обсуждением вопросов мы все вместе пьём чай.2. На проведённом собрании в форме беседы, по теме “Секреты бабушкиного сундучка” мы пригласили бабушек и дедушек. Сколько радости, тепла, любви почувствовали наши дети. Сколько нового и интересного узнали мы о старинных вещах, о традициях, приметах, праздниках. О том, как жили люди, трудились, уважали чужой труд, заботились о близких.3. На вечере, посвящённом теме “Улыбка” дети и родители делились радостью, чувствами вызывающими радость.Было предложено ответить на вопросы: “Когда я улыбаюсь, что я чувствую…?”, “Почему я улыбаюсь”, “Какие песни об улыбке я знаю”.Такие тёплые встречи помогают выразить свои чувства, лучше понять ребёнка, найти более целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Моим девизом в работе с родителями являются внимательность, проникновенность, неторопливость.