Публикации
Здоровьесберегающая деятельность в условиях реализации ФГОС
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающая деятельность в условиях реализации ФГОС
Автор: Воронина Елена Валентиновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающая деятельность в условиях реализации ФГОС
Автор: Воронина Елена Валентиновна
Методическая разработка на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»в соответствии с ФГОС ДО» «Взрослым кажется ,что дети не заботятся о своем здоровье :если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины ,повыбили бы себе глаза ,поломали бы ноги и позаболели бы воспалением легких и уж сам не знаю, какими бы еще болезнями .Нет. Детям совершенно так же ,как и взрослым ,хочется быть здоровыми и сильными ,только дети не знают, что для этого надо делать .Объяснить им ,и они будут беречься.» Януш Корчак. «Здоровье-это та вершина ,на которую человек должен подняться сам» И.Брехман.Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решенияЗдоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности во сне), которые способствующие эмоциональному благополучию, профилактике болезней и нечастных случаев. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью. Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность?Эти задачи отражены в государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения. В нем говорится:"Здоровьесберегающая компетентность позволит заботится о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - главная ценность дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств". Нужна ежедневная работа, проводимая в различных формах обучения и воспитания. Сохранению здоровья надо учить ребенка так же, как обучать счету, письму, чтению. Именно до семи лет ребенок проходит огромный путь развития. Этот возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек. Цель работы по формированию навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возрастаПридание оздоровительной направленности всей организации жизнедеятельности ребенка в детском саду. Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни. Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков ,поддерживающих и сохраняющих здоровье. Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью. Донести правила личной безопасности до детей дошкольного возраста; Выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту или в других экстремальных ситуациях. Применительно к ребенку:обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. знание о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его. валеологическую компетентность, позволяющую дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. умение оказать элементарную медицинскую , психологическую самопомощь и помощь. Применительно к взрослым –содействие становлению культуры здоровья. валеологическое просвещение родителей. Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно распределено в структуре режимных моментов, осуществляется ежедневно через:непосредственно организованную деятельность организацию игр общение художественно-речевую деятельность изобразительную деятельность познавательно-практическую деятельность максимальное использование наглядности Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является ежедневные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре использование развивающих форм оздоровительной работы. Развивающие формы оздоровительной работыВ младшей группе: (закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика)В старшей группе к этому добавляются ещё:(силовые упражнения, элементы споривных игр для мальчиков (отжимы, ходьба на руках в паре, перекатывание вперёд-назад, ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук), баскетбол, футбол, хоккей.Художественно-спортивные упражнения для девочек (худ.гимнастика, танцевальные упражнения, акробатические упражнения)В подготовительной группе: (катание на роликовых коньках, волейбол, бадминтон,.настольный теннис ,городки)Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребёнка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, это не помешает. К успеху не приведёт и расширение диапазона оздоровительных процедур. Всё зависит от того, как двигаться и как оздоравливать. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо насыщать предметно-развивающую среду , в которой должны быть атрибуты, символика , терминология , ритуалы и обычаи валеологического характера. Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Тщательно продуманная развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.В доступной для детей форме необходимо дать элементарные знания и практически закрепить их.Оздоровительные занятия, беседыЗадачи:• сохранение и укрепление здоровья;• развитие сенсорных и моторных функций;• формирование потребности в двигательной активности;• профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;• приобретения навыка правильного дыхания;• привитие навыков элементарного самомассажа;• развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, ориентации в пространстве);• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;• формирование гармоничной личности (умение дружить, чувство уважения, доброты, самокритичности) и др.Беседы могут включать вопросы гигиены, питания. закаливания, строения человека, вопросы,связанные с факторами ,укрепляющими и разрушающими здоровье.Беседы –рассуждения учат детей элементарным рассуждениям о здоровье: что значит быть здоровым, что человек должен делать,чтобы быть здоровым. Итак, в течение года дети получают элементарные знания о строении своего организма и навыки ухода за своим телом.Все мы - педагоги, родители, – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Чтобы этого избежать нужно, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. В третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.Знания должны преподноситься в доступной и увлекательной для детей форме: эксперементы. проблемные ситуации.• со снегом – на улице белый, чистый, а дома – вода грязная;• со спичками – как потушить огонь при помощи воды, песка, без доступа воздуха;• глаза – вода стекает по бровям, движения с закрытыми глазами;• при работе с утюгом – различные виды тканей. Проведение опытов и экспериментов – это самый короткий и результативный способ закрепления информации. «»Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – гласит народная мудрость.Познавательный цикл всех мероприятий Задачи:1. Ознакомление детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов).2. Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены.3. Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения.4. Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений.5. Развитие творческого, критического и эвристического мышления, вариативных представлений о поведении человека в различных ситуациях.6. Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека.7. Постоянное внимание к речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий.8. Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей, умения сравнивать и обобщать.9. Усвоение системы культурно-гигиенических знаний об организме человека.10. Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил личной гигиены в повседневной жизни детей.Результаты внедрения технологий по обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности 1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.2. Взаимодействие специалистов ДОУ с организациями физкультурно-оздоровительной работы.3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;6. Улучшение и сохранение показателей здоровья воспитанников.Список литературыАхутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007. Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России” Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога” Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.