Публикации Здоровьесберегающая деятельность в школе в условиях реализации ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающая деятельность в школе в условиях реализации ФГОС
Автор: Сухорукова Наталья Владимировна

Предупреждение детского травматизма
На протяжении многих лет педагогами нашего детского сада ведется работа по оздоровлению воспитанников и по предупреждению детского травматизма. Основные черты, характеризующие детский травматизм, – распределение по полу, возрасту и видам травм. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек. В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы и травмы, полученные на улице.
Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в нашем детском саду проводятся целенаправленно. Анализ показал, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины травм и травмоопасные ситуации.
С возрастом изменяется характер повреждений: увеличивается доля ран, ушибов, растяжений. Для детей характерно активное участие в окружающей жизни, основным местом происшествия для них становится двор. Увлекаясь, они теряют над собой контроль и поэтому наиболее часто получают травмы в игровых ситуациях А различные колющие и режущие предметы при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.
Основной причиной несчастных случаев с воспитанниками является слабый контроль со стороны взрослых. Большое внимание при работе с педагогами уделяем ознакомлению со статистикой травм и проведению тщательного анализа причин травм воспитанников. В целях предупреждения детского травматизма создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса: педагогов, воспитанников и родителей.
Главная цель этой работы – формирование у воспитанников осознанного умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их.
Особая нагрузка при этом ложится на педагогов ОУ. В любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами ОУ: должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня, согласно требованиям СанПиН к организации режима дня; в тоже время должен научить малышей быть осторожными, вести себя грамотно в любой ситуации.
В работе по профилактике детского травматизма наш детский сад придерживается следующей системы:
I. Организационно-профилактические мероприятия.
1. В ОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории:
• оборудование, расположенное на территории дважды в год осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с составлением актов проверки;
• воспитатели и администрация ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок;
• постоянно проводятся мероприятия по уборке мусора, декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;
• в зимний период проводятся мероприятия по очистке от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, посыпанию песком.
• воспитатели постоянно ведут контроль и страховку воспитанников во время игр,
• содержат выносной материал в исправности и соответствии требованиям безопасности ;
• старшая медицинская сестра принимает участие на занятиях по ОБЖ.
• Инструктор по ФК организуют физкультурные досуги по ПДД, пожарной безопасности, ОБЖ.
• музыкальный руководитель организуют праздники, развлечения по ПДД, пожарной безопасности, ОБЖ.
• мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования;
II. Организационно-профилактические мероприятия с педагогами.
1. Заведующая ОУ проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей; 2. Администрацией ОУ проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения экскурсий, прогулок, походов за пределами детского сада.
3. Составлен план работы ОУ по предупреждению детского травматизма. 4. В группах оформлены Уголки безопасности 5. Для педагогов проводятся консультаций: Методика организации работы с детьми по воспитанию безопасного поведения на улице и дорогах в разных возрастных группах, Взаимодействие с семьей по предупреждению травматизма у дошкольников. 6. В группах составлены картотеки художественной литературы, дидактических игр по ПДД и основам безопасности жизнедеятельности. 7. Проводится анкетировании педагогами.
III .Организационно-профилактические мероприятия с воспитанниками.
Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм.
1. НОД по образовательным областям: безопасность, здоровье, познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, физическая культура. Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием видеофильмов и аудио записей.
2. Беседы индивидуальные, под групповые (Осторожно Дорога, Встречи на улице, Внимание – Огонь не игрушка, Игры во дворе, Откуда может прийти беда, т. д.) .
3. Целевые прогулки, экскурсии, походы.
4. Встречи с интересными людьми.
5. Игры : подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые,
6. Праздники, досуги, развлечения, КВН, викторины, акции, конкурсы.
7. Просмотр презентаций, фильмов; прослушивание аудио записей.
IV.. Организационно-профилактическая работа с родителями.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Проблему безопасности ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада без участия родителей. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания, а предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить в семье.
В ОУ проводятся следующие формы взаимодействия с родителями:
• родительские собрания ;
• материал на стендах Уголков безопасности;
• проведение бесед индивидуальных, под групповых ;
• показ выставок детских рисунков, поделок, макетов ;
• дискуссионные встречи с интересными людьми за круглым столом;
• анкетирование родителей;
• выпуск газет и памяток для родителей.