Публикации
«Педагог - психолог»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагог - психолог»
Автор: Фирсова Яна Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагог - психолог»
Автор: Фирсова Яна Сергеевна
Психодиагностическое направление предусматривает особенности развития детей на каждом возрастном этапе, диагностику детского коллектива (класса, группы), педагогического коллектива, особенностей внутрисемейных отношений и т.д. Планируя психодиагностическую работу с учащимися, практическому психологу нужно учитывать следующие факторы:1. Проблему, над которой работает учебное заведение и проблему психологической службы.2. Возраст ребенка.3. Особенности заведения, в котором обучается ребенок (школа, дошкольное учреждение, интернатное учреждение, внешкольное учреждение и др.).4. Запрос педагогов (воспитателей) и администрации по изучению отдельных параметров – диагностика познавательной сферы, характера и уровня интеллектуальной активности, одаренности, направленности личности, характера, темперамента.5. Запрос родителей (индивидуальная диагностика особенностей развития ребенка, его отношения к семье.Психолог не уполномочен определять медицинский диагноз. Он только обследует психику, составляет психологическую характеристику, которая может быть использована в медицинском выводе. Целью психодиагностической работы является установление психологического диагноза (описание характерных особенностей интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, черт характера, системы ценностей, интересов личности). Психолог не диагностирует тип аномального развития (умственную отсталость, задержку психического развития, нарушения деятельности анализаторов), т.к. эта функция принадлежит психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Однако он проводит глубокое психолого-педагогическое обследование детей, результаты которого влияют на решение ПМПК.Учитывая то, что в учреждении работает не только психолог, а психологическая служба, к сотрудничеству с психологом привлекаются педагоги, которые проводят педагогическое наблюдение за учащимися, их поведением, эмоциональными реакциями в разных ситуациях.Психодиагностика педколлектива планируется на основании запроса администрации учреждения, педколлектива. Как составляющая просветительского направления может использоваться психодиагностика и по инициативе психолога. По этому же принципу планируется такая работа с родителями.В своей деятельности практическому психологу целесообразно объединять индивидуальные и групповые формы работы. Выбор формы обследования зависит от цели и вида методик, которые используются. Групповое тестирование используется в случаях, когда необходимо обследовать большое количество детей. После обработки результатов выделяется несколько детей, которые для уточнения диагноза требуют более глубокой индивидуальной диагностики.Во время индивидуальной диагностики мы имеем возможность получить дополнительную информацию о ребенке, наблюдая за проведением во время тестирования, фиксируя его эмоциональную реакцию на задания теста. Результат психодиагностической работы – предоставление рекомендаций, разработка программы дальнейшей психологической помощи, планирование консультационной работы с педагогами и родителями. Планируя психодиагностическую работу, важно учитывать такой аспект этой работы, как целесообразность. Если использование определенных методик для конкретной возрастной категории детей психолог считает нецелесообразным, диагностику стоит провести в другой период.