Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Гильманова Лилия Салихьянова

Муниципальное Автономное Учреждение Дополнительного Образования Детская Школа Искусств Муниципальный Район Чишминский район Республики БашкортостанДоклад на тему:«Повышение технического уровня» Выполнила: Преподаватель Фортепианного отделения Гильманова Лилия Салихьяновна 2015г.Доклад на тему: «Повышение технического уровня» Преподаватель: Гильманова Л.С.Цель:Повышение технического уровня обучающегосяДостижение беглости, независимости пальцевСочетание задач развития техникиПрименение технических навыков в исполняемых произведенияхЗадача:Образовательная:Совершенствование игровых навыков на фортепиано (приемы технического развития)Воспитательная:Формирование умения ученика работать с дополнительным материаломРазвивающая:Развитие самостоятельности в работе над техническими формулами в музыкальных произведениях Этот доклад я хочу посвятить вопросу продолжения освоения и закрепления технических навыков обучающегося седьмого года обучения. Работа в музыкальной школе с детьми различных музыкальных и двигательных возможностей, я пришла к выводу, что развитием технических навыков можно и должно заниматься с первых и до последних занятий ребёнка на инструменте. Много литературы написано о развитии всех видов фортепианной техники - так называемой мелкой техники, аккордовой, техники двойных нот и так далее. Но вся база возможностей любого музыканта развивается и совершенствуется на каждом занятии на протяжении всего периода обучения на инструменте. Следует пользоваться для этой цели материалом художественных произведений и, так называемом, тренировочным материалом (упражнениями и этюдами).Авторы наилучших фортепианных этюдов и упражнений- Черни, Крамер, Клементи и др. - находили обобщенные, сконцентрированные технические формулы, освоение которых помогает овладеть различными вариантами этих формул в художественных произведениях. Воспитание же техники на одном лишь материале художественных произведений приводит к необходимости в каждом новом произведении вновь изучать эти формулы раз за разом, превращая художественные произведения в некое подобие этюдов. В воспитании техники большое значение имеет систематичность приобретения навыков. В то время как этюда и упражнения позволяют провести эту систематичность, приобретение технических приёмов на одних лишь пьесах лишает преподавателя возможности развивать технику ученика в стройном и последовательном порядке. Но стоит сразу сделать одну существенную оговорку: тренировочный материал только в том случае приносит действительную пользу, если приобретенные технические навыки применяются в художественных произведениях. Конечно, для развития всех видов техники музыканты часто обращаются к упражнениям. Но как приучить ребенка осмысленно заниматься с упражнениями? Как сохранить эту любовь музыканта к этой кропотливой работе? С первых уроков с начинающим учеником осуществлялась работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением работы всего механизма звукоизвлечения при контакте подушечки пальца с клавишей. Далее проводилась работа над осмысленным прикосновением - над художественной техникой. Я в своей работе сразу ставлю эту задачу, так как считаю необходимым, чтобы любое освоенное учеником упражнений, гамм, этюдов можно было применить в художественных произведениях.В своем докладе я хочу представить свою работу в основном над упражнениями для развития мелкой техники и познакомить слушателей со сборником ежедневных упражнений для юных музыкантов, из сборника упражнений Ганона. Всем хорошо известно, что дети любят музицировать, но не любят заниматься техническими упражнениями. Зато им нравится заниматься физкультурой - бегать, прыгать и так далее. Разнообразные движения необходимы для их физического развития и доставляют им массу удовольствия. Эта любовь к движениям и положена в основу сборника. Аналогия с простыми физическими упражнениями, приятными для тела, помогают чувствовать такие же приятные ощущения в руках и пальцах при игре на фортепиано. Фортепианная техника - дело чрезвычайно точное и многообразное, своего класса, я, одновременно, осваивала приёмы исполнения legato – по два звука, по три звука с различными интонационными ударениями, по пять звуков с динамикой crescendo и diminuendo. Пятипальцевые упражнения - поступенное движение, «змейка», с ходом на терцию в начале поступенного пассажа и в его окончании. Упражнения Ганона из первой части сборника «Пианист- виртуоз» с 1-го по 10-й осваивать и ежедневно играть на начальном этапе обучения. Это подготовительное упражнение для достижения беглости, независимости силы и совершенно равномерного развития пальцев. Не всегда получается хорошо отделять и поднимать пальцы, чтобы каждая нота была слышна отчетливейшим образом. В последующих годах надо придерживаться рекомендациям автора, проигрывая по 2-3 раза 1-е, 2-е, 3-е упражнения, переходить к разучиванию 4-го, 5-го. Полностью усвоив их - играть все разученные по меньшей мере 4 раза без перерыва. Добиваясь в левой руке той же легкости, что и в правой. Пальцы заметного укрепляются, четвертый и пятый пальцы становятся такими же сильными и ловкими, как второй и третий пальцы.Таким образом, следуя рекомендациям автора, мы осваиваем упражнения первой части сборника, добиваясь результатов.Начиная осваивать более трудные упражнения второй части сборника. Все упражнения играем сначала в темпе 60 (как и упражнения первой части) постепенно достигая темпа 108.Воспитательные задачи во время урока через создание творческой деловой атмосферы в сочетании с требовательностью и уважением к личности обучающегося; доброжелательное отношение преподавателя и ученика через организацию индивидуальной формы работы, что способствует достижению воспитательных задач. Урок представляет собой целостную систему. Известно что к числу главных недостатков в техническом развитии пианиста относится зажатость, скованность аппарата. Одна из причин этой зажатости заключается в искусственности игровых приёмов, не увязанных с музыкальными задачами. Например - ученики хорошо играют инструктивный материал, а при исполнении тех же технических формул в художественных произведениях у них появляется неловкость, угловатость и корявость. Следует обратить внимание на некоторые ошибки технического развития ученика, особенно в начальном периоде.1. «Изолированные пальцы». Спору нет, нужно развивать независимость пальцев, но когда больше уделяется внимание гимнастике, чем звуковому результату - это в дальнейшем становится основным препятствием как для выражения музыки, так и для свободного владения техникой.2. «Свободные кисть». Нередко, стремясь избавить ученика от скованности, стараются добиться большой подвижности кисти, как правило, изолированной от пальцев, а главное, вне связи с музыкально - звуковой задачей. Таким образом, кисть движется сама по себе, ради собственной свободы; активность пальцев при этом снижается, техника становится поверхностной, а звучание тусклым. Необходимо помнить, что подлинная пианистическая свобода появляется как результат гармоничной слаженности всех звеньев аппарат; её невозможно достигнуть путём пассивного покоя одних участков и разболтанности других.3. «Чрезмерная быстрота». Иногда главной целью ставят «быстроту», не придавая должного значения ясности и глубине звука. При этом пальцы «порхают» по клавиатуре. В таком вихре ухо не успевает проконтролировать звуки, да и не стремится к этому.Поэтому необходимо на протяжении всего периода обучения приучать и развивать, совершенствовать осмысленное отношение работы под техникой - не только «быстро - это прежде всего музыка, и развивая технику музыкантов, надо постараться развивать их музыкальность в широком смысле этого слова.Список литературы:1. Ш.Ганон «Пианист- виртуоз. 6- упражнений» Издательство «Композитор. Санкт- Петербург» 1998.2. Е. Тимакин «Развитие техники». «Путь к совершенству» Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике. Издательство «Композитор. Санкт- Петербург» 2007.3. Э.-М.Барнем «Дюжина упражнений на фортепиано каждый день». Перевод и комментарии Г.И. Добровольский Новосибирск. 2001.