Публикации
Государственно-общественное управление
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Государственно-общественное управление
Автор: Щербакова Ирина Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Государственно-общественное управление
Автор: Щербакова Ирина Геннадьевна
Родительский комитет как одна из форм общественного управления дошкольным учреждениемВ современных условиях существует множество запросов, на которые должно отвечать дошкольное образовательное учреждение. Это внедрение в практику элементов новых управленческих механизмов и подходов, привлечение общественных организаций к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более открытой и восприимчивой к запросам общества.Нормы российского законодательства, провозглашают, что родители являются полноценными участниками образовательного процесса, должны быть «активными субъектами образовательной политики», участвовать в управлении образованием, как «открытой государственно-общественной системы».ДОУ должен стать открытой системой, так как к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада. Время требует включения родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов наряду с воспитателями. Одно из особых мест в работе педагогического коллектива занимает вопрос о привлечении родителей к решению социальных задач дошкольного учреждения. Для того чтобы начать работу по привлечению родителей следует прежде всего ответить на вопросы:- как грамотно осуществлять это включение?- готов ли коллектив к такой деятельности?- что делать, если прежние способы не работают, а новые неизвестны?Переход на новый уровень развития взаимодействия с родителями возможен при соблюдении следующих условиях:- наличии у педагогов стремления к развитию более сложного уровня мышления;- наличии способности решать проблемы настоящего времени;- организации ситуаций зарождения идей по решению проблемы.Данные условия способно обеспечить руководство дошкольным учреждением. Роль заведующего – управление социально-педагогическим взаимодействием, поддерживающее педагогов и родителей в решении проблем, направленное на освоение ими продуктивных способов взаимодействия. Новый подход к взаимодействию с родителями является требует времени для перестройки и адаптации коллектива. Это длительная работа, имеющая отсроченный результат.Работа нашего ДОУ началась с того, чтобы была создана творческая группа, включающая в себя администрацию, специалистов, инструктора по гигиеническому воспитанию и опытных воспитателей. Задачи творческой группы – координация и внедрение новых форм и подходов к взаимодействию с родителями. И в этом может оказать действенную помощь родительский комитет дошкольного учреждения и родительский актив.Во-первых, внесли изменения в Положение о родительском комитете в свете современных требований. Дополнили раздел «Цели и задачи родительского комитета», расширили раздел «Права и обязанности». С Положением ознакомили родителей на общем собрании, вывесили его на специальном родительском стенде и на сайте учреждения.Вторым этапом стала разработка перспективного плана работы родительского комитета. 1. Ознакомить родительский комитет с локальными актами ДОУ: основной общеобразовательной программой, годовым планом, Программой развития, а также со сметой расходов по бюджету.2. Озвучить перед родительским комитетом проблемные вопросы.3. Выявить наиболее волнующие актуальные вопросы для родителей, проранжировать их.4. Согласовать основные совместные мероприятия, в организации которых нужна помощь родительского актива.5. Наметить основные пути взаимодействия.Исходя из этого, определили круг вопросов, которые необходимо рассмотреть на заседаниях родительского коллектива. Кроме запланированных вопросов решали организационные и текущие вопросы, которые возникали в течение учебного года. Четко отслеживали, чтобы план работы родительского коллектива не дублировал другие документы, дополнял общий план работы с семьёй.Таким образом, получили ответ на вопрос, в чём может и должен содействовать родительский комитет дошкольному учреждению: содействие улучшению материально-технических условий; организация взаимодействие с социумом в условиях микрорайона; руководство образовательным процессом; педагогическое просвещение, пропаганда. Третьим этапом стало решение вопросов о формах, средствах и методах осуществления взаимодействия. В прошлом учебном году в работе родительского комитета были учтены не все моменты. Больше склонялись к традиционным формам работы, в основном по совершенствованию условий для осуществления образовательного процесса, организации совместных мероприятий, проведению родительских собраний. Однако эта работа велась без четкой системы, одномоментно. Пришлось искать такие формы и методы, которые мотивировали бы родителей на контакт, сотрудничество, и самое главное, чтобы они чувствовали себя не наблюдателями, а активными участниками.Поэтому на текущий учебный год:- Изучили потребности всего дошкольного учреждения и непосредственно групп. Разработали перспективный план улучшения материально-технической базы на 2018-9годы, где прописали участие родительского комитета. - Решили собирать родителей не по группам, а по профессиям, то есть создать своеобразные профсоюзы. Например, родители – медики, строители, педагогические работники. На таких «профессиональных собраниях» легче повести разговор не только о том, какую помощь могут оказать родители детскому саду, но и подумать о характере социального партнёрства с каждой категорией. - Организовали работу «почтового ящика» с целью организации обратной связи. Это позволило учесть мнение родителей при определении тематики родительских собраний, кружковой деятельности, дополнительных услуг, вносить изменения и дополнения в план работы. Результатом этой работы явилось оформление стенда «Напоминания для родителей».Работа с родительским активом должна способствовать созданию единого пространства «образовательное учреждение – семья – социум». Поэтому необходимо обеспечить заинтересованность родителей в жизни дошкольного учреждения, привлечение родителей к участию в образовательном процессе.По совместной инициативе администрации ДОУ и родительского комитета организуется проведение совместных праздников, конкурсов. Родители привлекаются к разработке положений о конкурсах, к участию в жюри, принимают решения о награждении самых активных участников из родителей. В нашей группе родители активно участвуют в совместной проектной деятельности: издают «Дневники жизни группы», альбом «Из опыта семейного воспитания» и др. Родительский актив способен помочь ДОУ вести целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую основные требования к образовательному процессу. Например, как часто родители приобретают игрушки для группы, не учитывая их педагогической направленности. Представители родительского комитета совместно с психологом сформировали каталог развивающих игр и пособий, сопровождая необходимыми рекомендациями. В результате этой акции был изменён подход к выбору игрушек. Или другой пример: очень сложно заставить родителей соблюдать требования к одежде детей на физкультурном занятии на улице, не всегда педагоги могут достучаться до каждого родителя. Этой проблемой поделились с родительским комитетом, попробовали поискать обоюдное решение различными способами: распространили памятки по группам, подключили родителей - медиков к разъяснительной работе, познакомили родителей с лучшим семейным опытом «Как мы закаляем ребёнка».В результате удалось поменять мировоззрение многих родителей по этому вопросу, они согласились принести более облегчённую форму, принесли спортивные кроссовки для детей.Родительский комитет может помочь в организации взаимодействия с общественными организациями. Для нашей группы это очень важно, потому что мы находимся в отдельном микрорайоне, и ближайший социум может непосредственно содействовать решению образовательных задач. На протяжении нескольких лет мы тесно сотрудничаем с рядом организаций, планируем совместную работу. В этих планах также определяем роль родительского комитета. По инициативе родительского комитета налаживаем связь с теми организациями, с которыми мы не сотрудничаем на регулярной основе. Родительский актив обеспечивает экскурсионные программы. В планах наметить пути взаимодействия конно-спортивным клубом «Буян».Вся эта работа способствует созданию детско-взрослого сообщества, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.Отдельно хочу остановиться на участии родительского комитета в вопросах контроля. Родительский комитет имеет право совместно с руководителем дошкольного учреждения контролировать организацию питания, медицинское обслуживание и другое. Необходимо чётко обозначить круг вопросов. Так как функционал комитета расширяется.В этом учебном году мы привлекаем родителей к контролю за организацией физкультурно-оздоровительной работы. Создана временная комиссия из родительского актива, которая проанализировала: безопасность условий при проведении физкультурных занятий на улице, гигиенические условия при проведении утренней гимнастики.На заседании родительский комитет высказал свои предложения и рекомендации администрации. Родительский контроль носит не характер инспектирования, а ознакомительный. Это, прежде всего, сбор информации для осуществления связи с другими родителями, педагогической пропаганды с целью успешного решения задач дошкольного учреждения.На заседании родительского комитета принимаются решения, которые заносятся в тетрадь протоколов и согласовываются с руководителем ДОУ. Их можно классифицировать как решения обязательного и рекомендательного характера. Например, обязательным было решение «Заслушать отчёт на конец года по выполнению норм питания». Все решения родительского комитета доносятся до групп разными путями: это выход на родительские собрания групп, наглядными способами: объявления, листовки, памятки.Результатом такой открытости нашего образовательного учреждения явилось:- для родителей - их личная заинтересованность в жизни детского сада, проявление инициативы, повышение активности.- для коллектива - сознание взаимодействия ДОУ и семьи как важного двустроннего процесса, наполнение взаимодействия с родителями новым содержанием: использование семейных традиций для развития возможностей и способностей ребёнка, защита семейных проектов, участие в творческих конкурсах.Организованная таким образом совместная работа с родительским активом позволяет быть нацеленными на общий результат, поддерживать друг друга в решении проблем, заменять и дополнять друг друга, создавать атмосферу оптимизма и доброжелательности.Таким образом, работа с родительской общественностью является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования.