Публикации Международный творческий фестиваль методических разработок «Профи педагог»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Международный творческий фестиваль методических разработок «Профи педагог»
Автор: Спирина Нина Васильевна


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
обучения грамоте (чтение)
по теме Звук [ш] и буквы Ш, ш
1 класс
УМК Перспективная начальная школа
Технологическая карта урока обучения грамоте (чтение)
Предмет: обучение грамоте (чтение), УМК Перспективная начальная школа (авторы Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков – М.: Академкнига/Учебник, 2016)
Класс: 1. Тема урока: Звук [ш] и буквы Ш, ш. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме Буквы Ш, ш и звук [ш] в курсе Обучение грамоте (чтение) 1 класса. Цели:
Образовательные:
познакомить с согласным глухим твердым звуком [ш] и буквами Ш, ш; формировать умение давать характеристику звуку, находить новый звук в словах, умение читать слоги и слова с изученными буквами, умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.
Развивающие:
развивать речь; умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания.
Воспитательные:
Воспитывать культуру учебного труда.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные:
знать название и начертания буквы Ш, ш; уметь давать характеристику новому звуку, определять позицию нового звука в слове; уметь читать слоги, слова с изученными буквами; уметь найти слово по звуковой модели.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; составлять ответы на вопросы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
уметь слушать и понимать речь других; уметь работать в парах, в группах, договариваться между собой.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Базовые технологии: технология игрового обучения.
Оборудование: интерактивная доска, лента букв, учебник УМК Перспективная начальная школа Азбука 1 класс Авторы:: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков , М., Академкнига/учебник, 2016 год , раздаточный материал.
Ресурсы и информационные материалы:
Презентация Звук [ш] и буквы Ш, ш
Н. Г. Агаркова, Ю.А Агарков Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте - М.: Академкнига/Учебник, 2016
Н. М. Лаврова Азбука. Обучение грамоте и чтению. Поурочно- тематические разработки. Методическое пособие - М.: Академкнига/Учебник, 2011
Технологическая карта урока

Этап урока, его цели.
Содержание учебного процесса
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1
Самоопределение к деятельности
(Организационный момент)
Цель:
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
- Здравствуйте!
ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК ДЛЯ НАС,
ВСЕ ЗАШЛИ ТИХОНЬКО В КЛАСС.
ВСТАЛИ ВСЕ У ПАРТ КРАСИВО,
ПОЗДОРОВАЛИСЬ УЧТИВО.
ТИХО СЕЛИ, СПИНКИ ПРЯМО.
ВИЖУ: КЛАСС НАШ ХОТЬ КУДА.
СЕЙЧАС У НАС УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.
Мотивирует учащихся на работу.
Приветствуют учителя.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
2
Постановка учебной задачи.
Цель:
А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.
Б) Согласовать цель и тему урока.
В) Составить план работы на уроке.
1.
-Для определения темы урока открой те учебник.
- Сегодня у нас урок открытия нового знания или повторение изученных знаний?
2.
- Определим цели нашего урока.
3.
- Составим план работы на уроке.
План работы
1. Поработаем со звуковыми моделями слов.
2. Познакомимся с новым звуком.
3. Познакомимся с новой буквой.
4. Прочитаем слоги с новой буквой.
5. Прочитаем слова.
6. Сравним слова.
7. Прочитаем стихотворение.
8. Подведем итог. Оценим свою работу.
Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.
Уточняет понимание учащимися поставленной темы и
целей урока.
Организует работу по составлению плана деятельности.
Высказывают предположения.
Формулируют тему урока, определяют цели урока.
(-Изучим новый звук.
- Узнаем, какие буквы его обозначают.
- Будем читать слоги, слова, тексты, сравнивать слова.)
Составляют план работы.
Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.
Регулятивные:
уметь формулировать цель и учебную задачу урока, планировать свою деятельность.
3
Актуализация знаний.
Цель:
Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.
- Вспомним, какие звуки и буквы мы знаем.
Работа по ленте букв.
-Назовите гласные буквы, звуки. Что вы знаете о буквах я, е, ё, ю? Приведите примеры слов.
- Назовите согласные буквы. Мальчики назовите твердые согласные звуки, девочки –мягкие.
- Девочки назовите звонкие согласные звуки, мальчики – глухие.
Организует повторение изученного материала.
Выполняют задания, приводят примеры.
Познавательные:
находить информацию на ленте букв, классифицировать по заданным условиям.
Коммуникативные:
формировать умения слушать и слышать одноклассников.
4
Усвоение новых знаний.
Цель:
Организовать коммуникативное взаимодействие для выделения и характеристики нового звука, знакомства с новой буквой.
1. Фонетическая зарядка
- Как шипит змея?
- Как шипит гусь?
- С каким звуком будем работать?
2. Характеристика звука.
- Работаем в парах. Смотрим на движение губ соседа, слушаем, даем характеристику звуку. Что необычного заметили?
3. Работа со звуковыми моделями. Работа в парах.
- Посмотрите на верхние рисунки. Произнеси соседу первое слово по звуковой модели, выделяя новый звук, а сосед пусть произнесет второе слово. Какая модель соответствует новому звуку?
4. Игра Кто больше?
- Придумайте слова, в которых звук [ш] стоит в начале, в середине, в конце слова.
5. Физминутка.
- Если услышите слово со звуком [ш] приседаем, если звука нет – встаем.
- Шуба, санки, ушки, цыпленок, карандаш, ус, крошка, циркуль, крыша, маска.
6. Знакомство с буквой.
- Кто знает, какой буквой обозначается новый звук?
- Определим место буквы на ленте букв.
7. Игра На что похожа буква
(презентация)
- Шура сено ворошил,
Букву вынуть позабыл.
- Посмотри на букву Ш -
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
- А на что у вас похожа буква?
Дает задание, помогает сделать вывод.
Организует работу в парах, помогает сделать вывод.
Организует работу в парах, помогает сделать вывод.
Проводит игру.
Называет слова
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Обеспечивает положительную реакцию детей на усвоение нового материала, предлагает пофантазировать
Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения и предположения.
Наблюдают, дают характеристику звуку.
Объясняют друг другу, определяют модель.
Подбирают слова.
Выполняют задание.
Высказывают предположения.
Фантазируют.
Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
Регулятивные:
Выдвигать версии. Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Коммуникативные:
Развитие умений работать в паре, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.
Познавательные:
Анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия буква - знак для звука.
5
Первичная проверка знаний
Выявить уровень усвоения материала
по теме Звук [ш] и буквы Ш, ш
1. Игра Узнай предмет.
- Возьмите с соседом карандаши одного цвета и закрасьте те части рисунка. В которых увидите букву ш.
2. - Используя звуковые модели, составьте схему к слову, обозначающему предмет на рисунке.
Самопроверка по эталону.
Дает задание.
Организует проверку.
Выполняют работу.
Осуществляют проверку по эталону с использованием презентации.
Познавательные:
Воспроизводить информацию полученную на уроке.
Регулятивные:
Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)
Коммуникативные:
Развитие умений работать в паре, делегировать полномочия, распределять роли.
6
Закрепление
Уточнить знания учащихся о звуке [ш] и буквах Ш, ш.
1.Физминутка
По тропинке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По дорожке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнем
И опять вперед пойдем.
2. Работа со слогами. (презентация)
- На какие группы можно разделить слоги?
- Читаем слоги.
3. Игра Слоговое лото
- Работаем в группах. Из карточек со слогами составить слова.
– Вспомним, как надо работать в группе.
4. Чтение стихотворения С. Маршак Жадина
Чтение учителем.
- Что просили у Гриши? Как он отвечал на все просьбы? Кем был этот Гриша? Что необычного заметили в этом стихотворении? (Это стихотворение – разговор) Сколько человек участвуют в разговоре?
5. Игра Театр
Работа в парах.
Читает стихотворение.
Контролирует выполнение задания.
Дает задание. Контролирует выполнение работы.
Дает образец выразительного чтения.
Проводит анализ произведения.
Осуществляет контроль, помогает выбрать интонацию и жесты.
Выполняют движения, указанные в стихотворении.
Анализируют, выполняют задание на интерактивной доске.
Вспоминают правила работы в группе.
Во время работы: можно вставать, переходить вокруг стола, но нельзя уходить от группы; выслушивать предложения каждого члена группы; выбрать оратора, который зачитает составленные слова.
Составляют слова.
Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя.
Распределяют роли. Инсценируют стихотворение.
Познавательные:
Формирование умения работать с информацией. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Классифицировать объекты.
Регулятивные:
Осуществлять информационный поиск для регулирования собственной деятельности, оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Коммуникативные:
Развитие умений работать в паре и группе, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.
7
Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
А)
Зафиксировать новое содержание урока.
Б) Оценить результаты учебной деятельности.
- Наш урок подходит к концу.
1. Итог урока.
- Достигли ли мы намеченных целей? Что вас удивило? Оцените свою работу.
2. Рефлексия "Букет настроения".
В начале урока учащимся были выданы бумажные цветы разного цвета. На доске изображена ваза. Ученики прикрепляют к вазе цветы, цвет которых соответствует их настроению
- Кто желает, может выучить стихотворение С. Маршака Жадина
- Спасибо за урок!
Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на
уроке.
Организует рефлексию.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.
Организует самооценку.
Подводят итог урока.
Отмечают основные позиции нового материала.
Делают самооценку своей деятельности на уроке.
Выбирают цветок, характеризующий настроение.
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Регулятивные:
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.
Критерии САМОАНАЛИЗА урока.
Критерий
Оценка:проявляется/не проявляется
1.Формулирование цели урока с участием учащихся, конкретизация в задачах, описание ожидаемого результата
проявляется
2.Четкость этапов урока, их соответствие задачам
проявляется
3.На уроке ведется работа по формированию УУД, (регулятивные,познавательные,коммуникативные, ичностные
проявляется
4.Урок формирует умения работы с информацией
проявляется
5.Использование разнообразных форм деятельности детей, включая работу в парах, группе.
проявляется
6.Использование приемов обучения самоконтролю и самооценке, рефлексии
проявляется
7. Демократический и гуманный стиль общения с детьми
проявляется
1