Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Лазарева Галина Александровна


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.А. БУНИНА
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Л. К. ФОМЕНКО
ПРАКТИКУМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ
Методические рекомендации к индивидуальной работе студентов факультета педагогики и психологии (дошкольной)
ЕЛЕЦ, 2011
ПРЕДИСЛОВИЕ
Практикум по выразительному чтению является частью курса Теория и методика развития речи детей, служит базой при изучении многих тем. Овладение навыками выразительного чтения – обязательная составляющая профессиональной подготовки специалистов в области дошкольного образования. Яркая, убедительная, привлекательная речь особенно необходима преподавателю, воспитателю, так как эмоционально окрашенное слово является инструментом педагогического воздействия.
Практикум по выразительному чтению дает возможность студенту получить основные теоретические знания о сущности искусства художественного чтения, его значении в жизни человека, о некоторой специфике чтения детям дошкольного возраста. Усвоение теоретических вопросов создает базу для сознательного овладения практическими умениями правильной подготовки произведений детской художественной литературы к чтению, собственно выразительного чтения перед аудиторией, профессиональной оценки исполнения.
Участники практикума по выразительному чтению имеют возможность повысить культуру речи, углубить свои интересы в области литературы, исполнительского искусства, овладеть педагогическим мастерством.
Настоящее пособие призвано оказать помощь студентам факультета педагогики и психологии (дошкольной) в организации индивидуальной работы по практикуму по выразительному чтению. Последовательность изучения тем определяется логикой процесса овладения мастерством чтения. Сначала студенту предстоит ознакомиться с выразительными качествами речи, проанализировать свой речевой аппарат, голос. Затем необходимо изучить процесс работы чтеца над художественным произведением, особенности исполнения сказок, стихотворений, былин, басен, рассказов. Одновременно рекомендуется упражняться в исполнении тренировочных текстов, опубликованных в приложении 1 данного пособия. Это художественные произведения, вошедшие в круг детского чтения.
Данное пособие включает в себя вопросы и задания для индивидуальной работы студентов в межсессионный период, рекомендуемую литературу, которая позволит им получить сведения в области теории и практики выразительного чтения. Практикум по выразительному чтению завершается зачетом. Вопросы к зачету смотрите в приложении 2. В приложении 3 приводятся примерные упражнения на развитие правильного речевого дыхания, различных качеств голоса дошкольников, тексты для дикционных упражнений.
Тема 1. ИСКУССТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Вопросы и задания для индивидуальной работы
1. Отметьте роль искусства художественного чтения как средства общения и как средства воздействия на слушателей.
2. Изложите историю искусства художественного чтения, искусства звучащего слова в России.
3. Осветите основные положения системы К.С. Станиславского, определяющие работу над выразительностью речи.
4. Раскройте значение художественного чтения и рассказывания в разностороннем развитии детей дошкольного возраста. Осветите особенности чтения дошкольникам.
5. Проанализируйте содержание хрестоматии по детской литературе, литературно-художественной фонохрестоматии для дошкольников.
6. Прослушайте и проанализируйте 2-3 произведения детской художественной литературы в исполнении мастеров художественного слова на концертах, в записях.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Артоболевский, Г.В. Художественное чтение (Текст) / Г.В. Артоболевский. – М.: Просвещение, 1989.
2. Буяльский, Б.А. Искусство выразительного чтения (Текст) / Б.А. Буяльский. – М.: Просвещение, 1986.
3. Дмитриева, Е.Д. Выразительное чтение (Текст) / Е.Д. Дмитриева. – М.: Просвещение, 1981.
4. Кнебель, М.О. Слово о творчестве актера (Текст) / М.О. Кнебель. – М.: Просвещение, 1986.
5. Кубасова О.В. Выразительное чтение (Текст) / О.В. Кубасова. – М.: издательский центр Академия, 2001.
6. Литературно-художественная фонохрестоматия для дошкольников (Аудиокассеты) / Сост. Н.П. Ильчук, В.В. Гербова, Л.Н. Елисеева и др. – М.: издательство Весть ТДА, студия Агенства радио и телевидения России, 1997.
7. Хрестоматия по детской литературе (Текст) / Сост. М.К. Боголюбская, А.Л. Табенкина. - М.: Просвещение, 1986.
8. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста (Текст) / Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – М.: Просвещение, 1989.
Тема 2. ТЕХНИКА РЕЧИ
Вопросы и задания для индивидуальной работы
1. Раскройте понятие техники речи. Покажите значение техники речи для выразительного чтения.
2. Покажите значение дыхания для речи. Раскройте типы дыхания, особенности речевого дыхания.
3. Раскройте понятие голос. Опишите качества голоса.
4. Раскройте понятие дикция, покажите ее значение для выразительного чтения. Опишите недостатки дикции и пути их исправления.
5. Дайте определение орфоэпии и общей культуры речи. Изложите основные правила русского литературного произношения. Опишите причины нарушения литературного произношения.
6. Выполните упражнения для развития неречевого и речевого дыхания:
Упражнение 1. Встать. Плечи развернуть, голову держать прямо, Одну руку положить на диафрагму, другую на ребра (для контроля). Глубокий вдох на счет раз (про себя), задержка дыхания и выдох с плавным счетом сначала от 1 до 5, затем от 1 до 10, затем от 1 до 15 (вслух, без добора воздуха).
Упражнение 2. Сесть. Сделать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на предмет, висящий близко. Отодвинуть предмет и, делая быстрый вдох, так же подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, сделать вдох и снова подуть.
Упражнение 3. Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представьте себе, что перед Вами куст сирени, и Вы вдыхаете ее запах. Запах замечательный, и Вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох так же через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка.
Упражнение 4. Встать. Руки раздвинуть в стороны – сделать вдох; сдвинуть вперед ладонями друг к другу – сделать выдох.
Упражнение 5. Сесть. Сделать быстрый вдох, и на одном выдохе произнести несколько раз подряд звук П.
7. Выполните задания. Произнесите пословицы и скороговорки, делая правильный вдох в указанных местах:
(Вдох) Как аукнется, (добор) так и откликнется.
(Вдох) Ловко лавируя в ларингологии, (добор) лекарь-ларинголог легко лечил ларингит.
(Вдох) На всякое чиханье не наздравствуешься.
(Вдох) Бомбардир бомбардировал Брандербург.
8. Определите, какова методическая цель следующего упражнения:
Вдохните, наберите побольше воздуха и говорите до тех пор, пока хватит воздуха.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка,
Два Егорки,
Три Егорки …
(И так далее до тридцати трех Егорок).
Посоревнуйтесь с однокурсниками: кто сможет дольше считать, не делая вдоха.
9. Выполните задания:
а) Глубоко вдохнуть. Выдыхая, протяжно произнести слог, состоящий из сочетаний согласных м и н с различными гласными: момм, мимм, мамм, мумм; нонн, нинн, нанн, нунн;
б) Считать от 1 до 10 сначала на одной высоте, затем повышая голос. а потом понижая его;
в) Считать от 1 до 10, начиная тихо, заканчивая громко, и наоборот;
г) Считать от 1до 10, начиная медленно, заканчивая быстро, и наоборот;
д) Произнести пословицы и поговорки тихо и медленно, а затем громко и быстро:
Ныне гуляшки, завтра гуляшки,
Находишься без рубашки.
Дурная голова ногам покоя не дает.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
Лучше с умным потерять, чем с дураком найти.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Ребенок не грибок, в год не вырастешь.
Не тот глуп, кто на слова скуп,
А тот глуп, кто на деле туп.
Словами туда-сюда, а делом никуда.
10. Определите, о какой стороне техники речи писал К.С. Станиславский:
Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо ш, произносим пфа, вместо л говорим уа. Согласная с звучит как цс, а г превращается у некоторых в гха. Прибавьте к этому оканье, аканье, шепелявость, картавость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие.
Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа. Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства. Когда у некоторых людей … от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане.
Плохая речь создает одно недоразумение за другим. Они нагромождаются, затуманивают или совсем заслоняют смысл, суть… .У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя природа, свое содержание, которые должен почувствовать говорящий. Если же слово не связано с жизнью и произносится формально, механически, вяло, бездушно, пусто, то оно подобно трупу, в котором не бьется пульс. Живое слово насыщено изнутри (Собр. соч. в 8 тт., т. 3, стр. 69 – 71).
11. Выполните упражнения для губ.
Упражнение 1. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет раз губы вытянуть вперед, как бы принимая форму пяточка; на счет два губы растянуть в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует, нужно больше тренировать их в движении вперед). Упражнение повторяется 4-5 раз без перерыва.
Упражнение 2. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет раз губы собрать в пятачок; на счет два пятачок двигается вправо; на счет три собранные губы снова выдвинуть вперед; на счет четыре пятачок двигается влево, а затем все движения в той же последовательности повторяются 4-5 раз.
Упражнение 3. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет раз губы собрать в пятачок, а затем, стараясь не разжимать пятачка, делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх. Повторить этот круг 3-4 раза, после чего столько же раз сделать это упражнение слева на право.
Упражнение 4. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.
Упражнение 5. Исходное положение: губы сомкнуты. На счет раз верхнюю губу плавно подтянуть к верхним деснам; на счет два вернуть в исходное положение.
Упражнение 6. Исходное положение: губы сомкнуты. На счет раз нижнюю губу плавно опустить к нижним деснам; на счет два вернуть в исходное положение.
12. Выполните упражнения для языка.
Упражнение 1. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско, язык у нижних резцов. На счет раз язык поворачивается за верхние зубы; на счет два язык опускается в исходное положение (язык у нижних резцов). Упражнение повторяется 4-6 раз.
Упражнение 2. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет раз острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на счет два - внутренней стороной правой щеки. Эти движения повторяются 4-6 раз без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Упражнение 3. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет раз высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его к исходному положению. Упражнение повторять 4-6 раз.
Упражнение 4. Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбаются. Кончик языка щелкает, челюсть не двигается, кончик языка не подворачивается.
Упражнение 5. Исходное положение. Губы сомкнуты, язык лежит плоско, кончик – у нижних передних зубов. Не разжимая губ и беря дыхание через нос, опускать нижнюю челюсть до возможно глубокого положения при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц небной занавески и корня языка. На некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение.
Упражнение 6. Исходное положение: язык лежит во рту плоско, касаясь нижних зубов. На счет раз язык высунуть изо рта и поднять вверх к кончику носа; на счет два опустить вниз к подбородку.
Упражнение 7. Исходное положение: см. упражнение 6. На счет раз язык лопаточкой высунуть изо рта; на счет два трубочкой втянуть его внутрь.
Упражнение 8. Исходное положение: рот широко раскрыт. На счет раз языком сделать круговые движения, скользя им по левой щеке, затем по небу и правой щеке; на счет два движение языка проделать в обратном направлении.
13. Выполните упражнения для нижней челюсти.
Упражнение 1. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет раз челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик – у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет два фиксируем открытое положение рта; на счет три рот закрыт (счет ведется про себя).
Упражнение 2. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет раз нижнюю челюсть выдвинуть вперед; на счет два вернуть в первоначальное положение.
Упражнение 3. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет раз нижнюю челюсть выдвинуть вперед; на счет два опустить вниз. На счет три повернуть вправо; на счет четыре - влево; на счет пять - сделать круговые движения (сначала влево, а затем вправо).
14. Выполните задание.
Произнесите скороговорки с хорошей артикуляцией:
Вставай Архип, петух охрип.
Варвара варила, варила, да не выварила.
У нас на дворе подворье мокрая погода размокропогодилась.
Купи кипу пик.
От топота копыт пыль по полю летит.
Фиолетовенький глазковыколупыватель с полувыломанными ножками.
Я – человек фильтикультяпистый,
Могу фильтикультяпнуть и
перефильтикультяпнуть.
Жили-были Жил-был, да Жила-была.
Жил-был как дал Жиле-быле, что
Жила-была еле жива была.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Осип охрип, Архип осип.
Жили-были три японца:
Як, Як Цыдрак, Як Цыдрак Цыдроль.
Жили-были три японки:
Цыпа, Цыпа Дрипа, Цыпа Дрипа Дрипополь.
Все они переженились:
Як на Цыпе,
Як Цыдрак на Цыпе Дрипе,
Як Цыдрак Цыдроль на
Цыпе Дрипе Дрипополь
15. Подберите 12 - 15 скороговорок для детей старшего дошкольного возраста.
16. Пользуясь данными лингвистики о нормах литературного произношения, объясните явление редукции, аккомодации, оглушения. Приведите примеры.
17. Определите место ударения в словах: щавель, свекла, жалюзи, тефтели, столяр, маляр, документ, красивее, досуг, квартал, звонят, обеспечение, ходатайство, торты, некролог, закупорить, творог, договор, йогурт, цыган, эксперт, арбуз, гренок, гренки, диспансер, кухонный, одновременно, туфля, черпать, танцовщица, гербы, икебана, конферансье, конфетти, портфолио, табу, резюме, пралине, рандеву, флюорография, в яслях, сливовый, понял, поняла, на похоронах, приданое, рефлексия, прогул, грушевый, втридорога, дремота, иначе, кулинария, каталог, донельзя, арахис, баловать, наискось, наскоро, наспех, принял, принять, языковой, феномен, сенсорный, украинец. Дополните ряд слов своими примерами.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриева, Е.Д. Выразительное чтение (Текст) / Е.Д. Дмитриева. – М.: Просвещение, 1981.
2. Кубасова, О.В. Выразительное чтение (текст) / О.В. Кубасова. – М.: изд-ий центр Академия, 2001.
3. Максаков, А.И. О развитии вне- и речевого дыхания (Текст) / А.И. Максаков //Дошкольное воспитание. – 1992. – № 1.
4. Новикова, А.И. Создание здоровьесберегающей среды для формирования правильного речевого дыхания у детей 5-7 лет (Текст) // А.И. Новикова //Дошкольная педагогика. – 2009. - № 2(51).
5. Станиславский, К.С. Работа актера над собой (Текст) / К.С. Станиславский //Собр. соч. в 8 тт., т. 3. – М.: Просвещение, 1985.
6. Тридцать три Егорки. Русские народные скороговорки (Текст) / Сост. Г. Науменко, А. Борисов. – М.: изд-во Детская литература, 1989.
7. Яфальян, А. Голос как средство самовыражения детей (Текст) / А. Яфальян, О. Дрень //Дошкольное воспитание. – 2010. - № 3.
ТЕМА 3. ИНТОНАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
Вопросы и задания для индивидуальной работы
1. Раскройте понятие интонация. Докажите, что это явление сложное, целостное, представляющее совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи.
2. Дайте определение силы голоса. Покажите, в чем она проявляется и как зависит от содержания и характера произведения детской художественной литературы.
3. Отметьте роль пауз в выразительном чтении дошкольникам. Назовите виды пауз, покажите их зависимость от знаков препинания.
4. Охарактеризуйте темп и ритм речи. Покажите возможности их изменения при чтении дошкольникам произведений разных жанров.
5. Раскройте понятие мелодики речи. Покажите ее значение в выразительном чтении детских художественных произведений.
6. Дайте понятие эмоциональный тон голоса. Покажите его значение в процессе передачи своих и авторских чувств.
7. Раскройте понятие тембр голоса. Продемонстрируйте свой тембр голоса.
8. Охарактеризуйте неязыковые средства выразительности устной речи.
9. Схематически представьте взаимосвязанные, дополняющие и обусловливающие друг друга компоненты интонации.
10. Произнесите пословицы и скороговорки, передавая интонацию радости, страха, гордости. Выразите удивление, огорчение.
Нос вытащит – хвост увязнет,
Хвост вытащит – нос увязнет.
Красна птица пером, а человек ученьем.
У Фили были, у Фили жили, Филю же и побили.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
Влас у нас, Афанас у вас.
Дуб дубовыстый, широкозеленолистный.
Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.
11. Прочитайте пословицы и скороговорки тихо, голосом средней силы, громко.
Не гони меня кнутом, а гони овсом.
Худо летом, когда солнца нету.
Дождливое лето хуже осени.
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
и все со сметаной и с творогом.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
Пилил Филипп полено из лип,
Притупил пилу Филипп.
У Феофана Митрофаныча
Три сына Феофаныча.
На дуб не дуй губ,
Не дуй губ на дуб.
12. Прочитайте стихотворение. Обратите внимание на пометки.
Была тишина, тишина, тишина … (тихо, медленно)
Вдруг грохотом грома сменилась она! (громче, быстрее)
И вот уже дождик тихонько – ты слышишь? (тихо)
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше … (тихо, быстрее)
Наверное, сейчас барабанить он станет … (тихо, прислушиваясь)
Уже барабанит! Уже барабанит! (громко, весело)
( А. Шпыгин)
13. Расставьте логические ударения, обоснуйте их наличие и место в фразах, прочитайте выразительно.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки,
Елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо,
Что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
( И.А. Бунин)
Кто кинул луком в Луку?
Кинул луком Клим в Луку.
Что сделал Клим?
Кинул луком Клим в Луку.
Чем Клим кинул в Луку?
Кинул луком Клим в Луку.
14. Разбейте скороговорки на речевые звенья. Одно звено от другого отделите вертикальной чертой: (1) – короткая пауза; (11) – средняя пауза; (111) – длительная пауза. Попытайтесь произнести скороговорки в быстром темпе, не соблюдая пауз.
Везет Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок,
Соню в лоб, с санок все в сугроб.
Щетинка у чушки,
Чешуйка у щучки,
Щели-щелочки и щечки.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала,
Пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
В капюшоне кукушонок смешон.
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла.
На то Хавронье и рыло,
Чтобы она рыла.
Сшит колпак, вязан колпак,
Да не по-колпаковски.
Вылит колокол, кован колокол,
Да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать,
Да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать,
Да перевыколоколовать.
Шла Саша по шоссе
и сосала сушку.
Перепелка - перепеленка.
Перепеленывала, перепеленывала,
Еле перепеленала.
15. Найдите факты несоответствия знаков препинания и пауз.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена…
(А.С. Пушкин)
16. Произнесите пословицы и поговорки в медленном, среднем и быстром темпе.
У Фомушки денежки – Фомушка – Фома;
У Фомушки нет денежки – Фомка – Фома.
Деньги смогут многое, а правда – все.
Наш Филат не бывает виноват.
Ел не ел, а за столом сидел.
Ныне гуляшки, завтра гуляшки –
находишься без рубашки.
За твоим языком не поспеешь босиком.
17. Прочитайте стихотворение К.И. Чуковского в среднем темпе, ритмично, выделяя голосом слоги, отмеченные ударением. Следите за отчетливостью произношения каждого звука.
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки – туки – туки – тук!
Туки – туки - туки – тук!
И посту - кивают,
И похрю – кивают:
Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!
Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!
18. Выполните задания.
А) Представьте, что Вы съезжаете на санках с горки – УУУУХ (понижайте голос). Представьте, что Вы поднимаетесь на гору – УУУУХ (повышайте голос);
Б) Представьте, что маляр красит забор. Его кисть, Ваш взмах руки. Произнесите слова: вверх – вниз. Вверх - повышайте голос; вниз - понижайте голос.
19. Прочитайте стихотворения, стараясь погрузиться в их музыку.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
и горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром.
И, качаясь, шепчет шаловливо:
С добрым утром!
( С. Есенин)
Каждый год в кустах калины
Соловей поет весной.
Голос тонкий соловьиный
За окном звенит струной.
Я, проснувшись рано-рано,
В садик выбегу скорей,
Под калиной слушать стану
Как поет мой соловей.
(М. Познанская)
20. Выполните задания.
1). Представьте себя в роли какого-либо животного или легко узнаваемого сказочного персонажа. Расскажите о каком-либо случае, происшедшем с ним. Постарайтесь, чтобы однокурсники по голосу узнали, кто это говорит;
2). Инсценируйте с однокурсниками сказку Теремок. Говорите таким голосом, чтобы зрители могли узнать сказочных героев: мышку, лягушку, зайчика и других.
21. Понаблюдайте за тем, как одна из Ваших однокурсниц использует в быту, в учебное (рабочее) время неязыковые средства общения. Что бы Вы хотели ей посоветовать в этом отношении?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Белоусова, Л. Развиваем умение интонировать (Текст) /Л. Белоусова //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 6.
2. Гуро-Фролова, В.Г. Работа над выразительными средствами речи (Текст) / В.Г. Гуро-Фролова // Начальная школа. – 1991. № 2.
3. Дмитриева, Е.Д. Выразительное чтение (Текст) / Е.Д. Дмитриева. – М.: Просвещение,1981.
4. Квашнина, Н.С. Развитие элементов ритмического чтения (Текст) / Н.С. Квашнина // Начальная школа. – 1991. -№ 8.
5. Кубасова, О.В. Выразительное чтение (Текст) / О.В. Кубасова. – М.: издательский центр Академия, 2001.
6. Попова, Т. Интонационная выразительность речи (Текст) / Т. Попова //Дошкольное воспитание. – 2008. - № 5.
7. Шпунтова, А.И. Работа над средствами выразительности устной речи (Текст) / А.И. Шпунтова // Начальная школа. -1991. - № 4.
8. Яфальян, А. Голос как средство самовыражения детей (Текст) / А. Яфальян, О. Дрень // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 3.
Тема 4. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА
К ИСПОЛНЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вопросы и задания для индивидуальной работы
1. Опишите основные этапы подготовки педагога к выразительному чтению произведений детской художественной литературы.
2. Покажите значение литературоведческого анализа произведений детской художественной литературы в процессе подготовки педагога к их исполнению.
3. Опишите особенности составления исполнительской партитуры (разметки текста).
4. Составьте план анализа рассказа В. Бианки Купание медвежат (текст смотрите в Приложении 1).
5. Составьте примерный план подготовки к выразительному чтению рассказа В. Бианки Купание медвежат.
6. Во время подготовки рассказа В. Бианки Купание медвежат к чтению сделайте пометки, фиксирующие средства речевой выразительности. Для этого используйте определенную систему знаков обозначения:
- Орфоэпическое ударение – специальный знак ( / );
- Логическое ударение - подчеркивание слова ( __________);
- Короткая пауза – одна вертикальная черта ( 1 ); средняя – две вертикальные черты ( 11 ); длительная - три вертикальные черты (111);
- Ускорение – волнистая черта;
- Замедление – прерывистая черта ( - - - - - - - - );
- Усиление голоса – слова на полях громко, громче или горизонтальная стрелка под текстом, обращенная вправо;
- Ослабление голоса – слова на полях тихо, тише или горизонтальная стрелка под текстом, обращенная влево;
- Повышение голоса – стрелка, направленная косо вверх под соответствующей строкой или словом;
- Понижение голоса – стрелка, направленная косо вниз под соответствующей строкой или словом;
- Монотон – прямая прерывистая стрелка под соответствующей строкой;
- Слияние слов – дуга над ними.
Другие пометки интонационного порядка делают на полях или между строк.
7. Проверьте разметку текста, сделанную Вашим однокурсником. Укажите ему на ошибки. Прослушайте его чтение и сделайте свои замечания. При составлении отзыва о чтении рекомендуется ориентироваться на следующие вопросы:
1). Правильно ли раскрыта читающим идея произведения?
2). Верно ли переданы образы?
3). Выделены ли основные композиционные моменты?
4). Четко ли выражено читающим его отношение к изображаемому в тексте?
5). Проведено ли деление произведения на части и верно ли раскрыта идея каждой части?
6). Правильно ли расставлены логические ударения, паузы?
7). Как выдерживается темп речи?
8). Правильно ли использовалась мелодика речи для передачи содержания произведения и обрисовки характера действующих лиц?
9). Достаточно ли ясно и четко прочитан текст?
10). Не были ли допущены орфоэпические ошибки и если были, то какие?
11). Правильным ли было дыхание чтеца?
12). Как можно оценить позу, жесты, мимику чтеца?
13). Удалось ли чтецу установить контакт с аудиторией?
14). Какова была сила воздействия чтения на слушателей?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриева, Е.Д. Выразительное чтение (Текст) / Е.Д. Дмитриева. – М.: Просвещение, 1981.
2. Кубасова, О.В. Выразительное чтение (Текст) / О.В. Кубасова . – М.: издательский центр Академия, 2001,
3. Осокин, В.В. Эмоционально-образная выразительность чтения учителя (Текст) / В.В. Осокин // Выразительное чтение. – М.: Просвещение, 1983.
4. Соловьева, Н.М. Практикум по выразительному чтению (Текст) / Н.М. Соловьева. – М.: Просвещение, 1986.
5. Шпунтова, А.И. Работа над средствами выразительности устной речи (Текст) / А.И. Шпунтова // Начальная школа. – 1991. - № 4.
Тема 5. РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗОК ДОШКОЛЬНИКАМ
Вопросы и задания для индивидуальной работы
1. Раскройте понятие сказка. Покажите ее образовательное и воспитательное значение.
2. Опишите особенности сказки как литературного жанра.
3. Осветите специфику рассказывания сказок дошкольникам.
4. Изучите особенности сказок о животных. Опишите, как учитывать эти особенности в процессе их рассказывания.
5. Охарактеризуйте основные черты волшебных сказок. Покажите, какое значение они имеют в процессе их исполнения.
6. Проанализируйте репертуар сказок, представленных в программах дошкольного образования. Распределите сказки, которые рассказывают в дошкольном образовательном учреждении, на группы.
7. Приготовьтесь к выразительному чтению русской народной сказки Гуси-лебеди, эскимосской сказки Как лисичка бычка обидела (тексты сказок смотрите в Приложении 1) . Предварительно сделайте литературоведческий анализ, выделив зачин, эпизоды, концовку, образные слова и выражения, определив характеры героев. Составьте исполнительскую партитуру наиболее трудных для восприятия фрагментов.
8. Подготовьте выразительное чтение русских народных сказок Заяц-Хвастун, Крылатый, мохнатый и масленый, У страха глаза велики (тексты сказок смотрите в Приложении 1). Выразительно прочитайте их в студенческой аудитории. Получите отзыв однокурсников.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Акулова, О.В. Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников (Текст) / О.В. Акулова: дисс. … канд. пед. наук. – СП(б), 1999.
2. Дмитриева, Е.Д. Выразительное чтение (Текст) / Е.Д. Дмитриева. – М.: Просвещение, 1981.
3. Кубасова, О.В. Выразительное чтение (Текст) / О.В. Кубасова. М.: издательский центр Академия, 2001.
4. Осокин, В.В. Эмоционально-образная выразительность чтения учителя (Текст) / В.В. Осокин // Выразительное чтение. – М.: Просвещение, 1983.
5. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста (Текст) / Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – М.: Просвещение, 1989.
ТЕМА 6. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ
ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вопросы и задания для индивидуальной работы
1. Раскройте понятие стихотворение.
2. Осветите особенности стихотворной речи. Покажите отличия стихов от прозы.
3. Дайте определение стопы, стихотворного размера, стихотворной строки.
4. Раскройте понятия цезура, рифма, строфа, аллитерация, ассонанс.
5. Раскройте ритмичность и музыкальность в качестве средств передачи эмоционально-образного содержания поэтических произведений.
6. Покажите значение передачи в чтении особенностей стихотворной речи (стиховые паузы, цезуры, легкое подчеркивание рифмы, метра, инструментовки стиха).
7. Раскройте особенности чтения народной поэзии детям дошкольного возраста.
8. Раскройте особенности чтения лирических стихотворений детям дошкольного возраста.
9. Перепишите стихотворение С. Есенина Поет зима - аукает… (текст стихотворения смотрите в Приложении 1). Произведите его анализ для подготовки к чтению; выразительно прочитайте вслух, предварительно выполнив разметку текста (исполнительскую партитуру).
10. Подготовьте стихотворение А.К. Толстого Вот уж снег последний в поле тает… (текст стихотворения смотрите в Приложении 1) для выразительного чтения. Сделайте разметку текста. Выразительно прочитайте его и получите письменный отзыв о чтении этого стихотворения от Вашего однокурсника.
11. Запишите на диктофон или магнитофонную ленту собственное чтение стихотворения К. Бальмонта Снежинка (текст стихотворения смотрите в Приложении 1). Дайте оценку чтения предложенного стихотворения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриева, Е.Д. Выразительное чтение (Текст) /Е.Д. Дмитриева. – М.: Просвещение, 1981.
2. Кубасова, О.В. Выразительное чтение (Текст) / О.В. Кубасова. – М.: издательский центр Академия, 2001.
3. Квашина, Н.С. Развитие элементов ритмического чтения (Текст) / Н.С. Квашина // Начальная школа. – 1991. - № 8.
4. Мали, Д.Л. Обучение выразительному чтению лирических стихотворений (Текст) /Д.Л. Мали // Начальная школа. – 1990. - № 7.
5. Панкратова, Л.А. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми (Текст) / Л.А. Панкратова // Дошкольное воспитание. – 1974. - № 1.
6. Полозова, А.И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворения (Текст) / А.И. Полозова //Дошкольное воспитание. – 1985. - № 3.
7. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста (Текст) / Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – М.: Просвещение, 1989.
ТЕМА 7. ЧТЕНИЕ БАСЕН ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вопросы и задания для индивидуальной работы
1. Раскройте понятие басня. Осветите особенности басни как литературного жанра.
2. Осветите особенности выявления в чтении образа рассказчика, образов действующих лиц и их диалогов, морали басни.
3. Раскройте особенности чтения басен детям дошкольного возраста.
4. Перепишите басню И.А. Крылова Стрекоза и Муравей в тетрадь
( текст басни смотрите в Приложении 1), произведите ее анализ для подготовки к чтению. Сделайте разметку текста басни и выразительно ее прочитайте.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриева, Е.Д. Выразительное чтение (Текст) / Е.Д. Дмитриева. – М.: Просвещение, 1981.
2. Кубасова, О.В. Выразительное чтение (Текст) / О.В. Кубасова. – М.: издательский центр Академия, 2001.
3. Панкратова, Л.А. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми (Текст) Л.А. Панкратова // Дошкольное воспитание. – 1974. – № 1.
4. Язовицкий, Е.В. Выразительное чтение басен (Текст) / Е.В. Язовицкий. – М.: Просвещение, 1983.
ТЕМА 8. ЧТЕНИЕ БЫЛИН ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вопросы и задания для индивидуальной работы
1. Раскройте понятие былина. Осветите особенности былины как литературного жанра.
2. Осветите особенности чтения былин детям старшего дошкольного возраста.
3. Подготовьте отрывок из былины Добрыня и Змей (текст былины смотрите в Приложении 1) для выразительного чтения. Сделайте разметку текста, выразительно прочитайте былину.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Душкина, Н.В. Методика обучения дошкольников и младших школьников чтению былин (Текст) / Н.В. Душкина : автореф. … канд. пед. наук. – М., 1990.
2. Кубасова, О.В. Выразительное чтение (Текст) / О.В. Кубасова. – М.: издательский центр Академия, 2001.
ТЕМА 9. ЧТЕНИЕ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вопросы и задания для индивидуальной работы
1. Раскройте понятия проза, рассказ.
2. Покажите значение описания, повествования и диалога в прозаическом произведении.
3. Раскройте особенности рассказов для детей дошкольного возраста.
4.Осветите особенности чтения прозаических произведений детям дошкольного возраста.
5. Дайте литературоведческий анализ произведений К.Д. Ушинского Лиса Патрикеевна, Васька (тексты рассказов смотрите в Приложении 1). Сделайте разметку текстов, выразительно их прочитайте.
6.Дайте литературоведческий анализ произведений Л. Толстого Белка и волк, М. Горького В лесу, В. Драгунского Заколдованная буква, Е. Чарушина Что за зверь?, М. Пришвина Золотой луг (тексты рассказов смотрите в Приложении 1). Сделайте разметку текстов, выразительно их прочитайте.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриева, Е.Д. Выразительное чтение (Текст) / Е.Д. Дмитриева. – М.: Просвещение, 1981.
2. Кубасова, О.В. Выразительное чтение (Текст) / О.В. Кубасова. М.: издательский центр Академия, 2001.
3. Попова, Т. Интонационная выразительность речи (Текст) / Т. Попова // дошкольное воспитание. – 2008. - № 5.
4. Шпунтова, А.И. Работа над средствами выразительности устной речи (Текст) / А.И. Шпунтова // Начальная школа. – 1991. - № 4.
5. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста (Текст) / Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – М.: Просвещение, 1989.
ТЕМА 10. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ДЕТСКИХ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Вопросы и задания для индивидуальной работы
1. Покажите значение инсценирования художественных произведений для детей дошкольного возраста, изложите его особенности.
2. Охарактеризуйте виды инсценирования художественных произведений для детей дошкольного возраста (чтение и рассказывание с показом игрушек; настольный, теневой и кукольный театры; диафильмы).
3. Осветите особенности подготовки и показа инсценированных произведений для дошкольников.
4. Опишите особенности подготовки выразительного чтения инсценированных произведений для дошкольников.
5. Представьте начало пьесы С. Козлова Снежный цветок в трех вариантах:
1). Художественное чтение;
2). Чтение по ролям;
3). Инсценирование (драматизация).
Картина первая
Лес, Солнечный морозный день перед Новым годом. Зайцы ведут хоровод вокруг елки.
Зайцы поют:
Мы снежок притопчем
На большой поляне,
Елочку украсим,
Сядем, посидим,
Посидим немножко,
Отдохнем и встанем,
Ежика с Медведем
В гости пригласим
Дружно подхватывают припев: Елка новогодняя! …
Выбегает Зайчонок. Зайчонок кричит:
- Ой! Ой! Стойте! Медвежонок заболел. Я к нему прибегаю, приглашаем, говорю, Вас, Медвежонок, с нами встречать Новый год, а он…, а он… (Плачет).
Первый заяц. - Что?
Второй заяц. – Что?
Третий заяц. – Что?
Зайчонок. – Лежи – и – ит… ( И опять реветь)
Первый заяц. – Зайцы! Наряжайте елку! А я пойду за доктором! Ты, зайчонок, беги и зови Ежика: Ежик Медвежонку первый друг.
Зайчонок. – Бегу! (Убегает).
Второй заяц (третьему). – Ай –яй-яй! Надо же! Перед самым Новым годом! Ну, пошли за игрушками.
Третий заяц (горячо). – Доктор его вылечит! Обязательно вылечит! Вот, помню, когда я заболел…
Уходят.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Кнебель, М.О. Слово о творчестве актера (Текст) / М.О. Кнебель. – М.: Просвещение, 1987.
2. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам (Текст) / Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. – М.: Просвещение, 1993.
3. Кубасова, О.В. Прием драматизации на уроках чтения в 1 классе (Текст) / О.В. Кубасова // Начальная школа. – 1985. - № 12.
4. Ремез, О.Я. Мастерство режиссера (Текст) / О.Я. Ремез. – М.: Просвещение, 1983.
5. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста (Текст) / Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – М.: Просвещение, 1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ТЕКСТЫ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Русская народная сказка Теремок
Ехал мужик с горшками и потерял один горшок. Прилетела муха-горюха и спрашивает:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живёт?
Видит – никого нет. Она залетела в горшок и стала там жить-поживать.
Прилетел комар-пискун и спрашивает:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живёт?
-Я, муха-горюха. А ты кто?
- Я, комар-пискун.
- Ступай ко мне жить.
Вот они стали жить вдвоём. Прибежала мышка–погрызуха и спрашивает:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живёт?
- Я, муха-горюха.
- Я, комар-пискун. А ты кто?
-Я, мышка-погрызуха.
- Ступай к нам жить.
Стали они жить втроём. Прибежала лягушка-квакушка и спрашивает:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живёт?
- Я, муха-горюха.
- Я, комар-пискун.
- Я, мышка-погрызуха. А ты кто?
- Я, лягушка-квакушка.
- Ступай к нам жить.
Стали они жить вчетвером. Бежит зайчик и спрашивает:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живёт?
- Я, муха-горюха.
- Я, комар-пискун.
- Я, мышка-погрызуха.
- Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
- Я, заюнок–кривоног, по горке скок.
- Ступай к нам жить.
И стали они жить впятером. Бежала мимо лиса и спрашивает:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живёт?
- Я, муха-горюха.
- Я, комар-пискун.
- Я, мышка-погрызуха.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, заюнок–кривоног, по горке скок. А ты кто?
- Я, лиса-при беседе краса.
- Ступай к нам жить.
Стали они жить вшестером.
Прибежал волк:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живёт?
- Я, муха-горюха.
- Я, комар-пискун.
- Я, мышка-погрызуха.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я заюнок–кривоног, по горке скок.
- Я, лиса-при беседе краса.
-Я, волк-волчище, из–за куста хватище.
- Ступай к нам жить.
Вот живут они семеро. Все вместе – и горя мало.
Пришёл медведь и стучиться:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живёт?
- Я, муха-горюха.
- Я, комар-пискун.
- Я, мышка-погрызуха.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, заюнок–кривоног, по горке скок.
- Я, лиса-при беседе краса.
-Я, волк-волчище, из–за куста хватище. А ты кто?
- Я вам всем пригнётыш.
Сел медведь на горшок. Горшок раздавил и всех зверей распугал.
В. Бианки Купание медвежат
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышла на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной воды и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойным, и им было очень жарко в густых лохматых шубах. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
Русская народная сказка Гуси- лебеди (отрывок)
Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила брата и побежала домой.
Немного спустя глянула Баба Яга в окно: нету мальчика! Кликнула она Гусей-лебедей:
- Скорее гуси-лебеди, в погоню летите, Ванюшку отнимите!
Взвились гуси-лебеди, закричали, полетели. А Маша бежит, несёт брата, ног под собой не чует.
Глянула назад – увидела гусей-лебедей…
А гуси-лебеди кричат, крыльями хлопают, нагоняют её…
- Речка, речка, - просит её Маша, - спрячь меня!
Речка посадила её братца под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала.
Гуси-лебеди Машу не увидели, мимо пролетели. Вышла из-под крутого бережка; поблагодарила речку и опять побежала…
Эскимосская сказка Как лисичка бычка обидела
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбёшка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:
Бычок, бычок пучеглазый,
Бычок, бычок большеротый,
Бычок, бычок – колючий бочок!
А бычок ей говорит:
- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса – мать спрашивает:
- Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
- А ты ему ничего не говорила?
- Сказала.
- Что ты ему сказала? - спросила лиса.
- А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.
- Вот видишь, - сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.
Русская народная сказка Заяц – Хвастун
Жил–был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно.
Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит - там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:
- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!
Пошёл зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тётке вороне, как заяц хвастался.
Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:
- А ну, скажи, как ты хвастался?
- А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Потрепала его ворона за ушко и говорит:
- Смотри больше не хвастай!
Испугался заяц и обещал больше не хвастать.
Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на неё и стали трепать.
Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает - надо бы вороне помочь.
А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал - собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.
Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.
- Ну, - говорит ему ворона, - ты молодец: не хвастун, а храбрец.
Русская народная сказка У страха глаза велики (отрывок)
На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они, поживали, друг друга не обижали.
Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил - с полей зёрен, из лесов грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.
Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи – румян да пышен - щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.
Сядут за стол - не нахвалятся. Воробей говорит:
-Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
А блин ему: - А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу – вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает:
-Ай, каша, ну и каша - гораздо горяча!
А мышь ему: - А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю - хорошо в печи огонь горит – вот каша и горяча!
-Да и я, - говорит воробей, - не промах: соберу грибов, натащу бобов - вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз призадумался воробей.
-Я, - думает, - целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит- нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок повернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте – на тяжелой работе. Не бывать больше этому!
С. Есенин Поет зима - аукает
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает.
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
А.К.Толстой Вот уж снег последний в поле тает…
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дом одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет.
К. БАЛЬМОНТ СНЕЖИНКА
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною.
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На небо просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лугах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
И. Крылов Стрекоза и муравей
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела:
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней веселых боле,
Как под каждым ей листом
Был готов и стол, и дом.
Все прошло; с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето? -
Говорит ей Муравей.
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило. –
А, так ты…
Я без души
Лето целое все пела -
Ты все пела? Это дело:
Так поди же попляши!
Былина Добрыня и змей (отрывок)
Тут повыехал Добрынюшка в чисто поле
На добром коне на богатырском,
Тут он ездил целый день с утра до вечера
Да по славну по раздольицу чисту полю,
Похотелось молодому-то Добрынюшке,
Ему съездити во далече чисто поле,
Да ко тем горам ко Сорочинским,
Да ко тем норам да ко змеиным,
И пустил он коня да богатырского,
И поехал по раздольицу чисту полю!
А и день за днем - будто дождь дождит,
А неделя за неделей - как река бежит,
А и день он едет по красному по солнышку,
А и ночь едет по светлому по месяцу;
Приезжал он ко горам да к Сорочинским,
Стал он ездить по раздольицу чисту полю,
Он-то ездил целый день с утра до вечера -
Потоптал он много-множество змеенышей!...
К.Д. Ушинский Лиса Патрикеевна
У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая.
Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.
Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы.
Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница - лиса - хитрая: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика.
К.Д.УШИНСКИЙ ВАСЬКА
Котичек-коток - серенький лобок. Ласков Вася, да хитер, лапки бархатные, ноготок остер. У Васьки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая.
Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет, а попалась мышка - не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!
Л.Н.ТОЛСТОЙ БЕЛКА И ВОЛК
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть.
Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево, а оттуда сказала:
-Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
М. ГОРЬКИЙ В ЛЕСУ
Уходим все дальше в лес, в синеватую мглу, изрезанную золотыми лучами солнца. В тепле и уюте леса тихонько дышит какой-то особенный шум, мечтательный и возбуждающий мечты. Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, свистит иволга, немного звучит ревнивая песня зяблика, задумчиво поет странная птица-щур. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их. Щелкает белка, в лапах сосен мелькает ее пушистый хвост; видишь невероятно много, хочется видеть все больше, идти все дальше.
В. ДРАГУНСКИЙ ЗАКОЛДОВАННАЯ БУКВА
Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга:
- Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь ее на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь. И когда выгрузили, шофер сказал:
- Теперь надо эту елку заактировать, - и ушел.
А мы остались возле елки.
Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку:
- Смотрите, а на елке сыски висят.
Сыски!. Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтобы меня пересмеять.
Ну, я немножко подождал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:
- Ой, умру от смеха! Сыски! А я, конечно, поддавал жару.
- Пять лет девчонке, а говорит сыски… Ха-ха-ха! Потом Мишка упал в обморок и застонал:
- Ах, мне плохо! Сыски…
И стал икать:
- Ик!.. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик!
Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось воспаление мозга, и я сошел с ума. Я орал:
- Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она – сыски.
У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.
- Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать сыски, а у меня высвистывается сыски…
Мишка сказал:
- Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Правда здорово – хыхх-ки. Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:
Ох, хыхечка зеленая,
Боюся уколюся.
Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:
- Неправильно! Ура! Ты говоришь, хыхки, а надо сыски!
А Мишка:
- Именно, что не надо сыски, а надо хыхки. И оба давай реветь. Только и слышно: Сыски! - Хыхки! - Сыски!.
Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился на лестнице и внятно сказал:
- Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!
Вот и все.
Е. ЧАРУШИН ЧТО ЗА ЗВЕРЬ
Выпал первый снег. И все кругом стало белым.
Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце – все покрылось снегом.
Девочке Кате захотелось по снежку погулять.
Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце, в снегу, какие-то ямки. Какой-то зверек ходил по снегу. И на ступеньках следы, и на крыльце следы, и в саду следы. Вот интересно-то – подумала девочка Катя. – Что за зверек здесь ходил? Это надо узнать.
Взяла Катя котлетку, положила ее на крыльцо и убежала. День прошел, ночь прошла. Настало утро. Проснулась Катя – и скорей на крыльцо: смотреть, съел ли зверек ее котлетку. Смотрит – котлетка цела! Где ее положила, тут она и лежит. А следов еще больше стало. Значит, зверек снова приходил.
Тогда убрала Катя котлетку и положила вместо нее косточку из супа. Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит – косточку зверек тоже не трогал. Так что же это за зверек такой? И косточек не ест.
Тогда положила Катя вместо косточки красную морковку. Утром глядит – морковки нет. Зверек приходил и всю морковку съел!
Тогда Катин папа сделал западню. Опрокинул на крыльцо ящик кверху дном, подпер его лучинкой, а к лучинке привязал бечевкой морковь. Если морковку дернуть – лучинка отскочит, ящик упадет и накроет зверька.
На следующий день и папа пошел, и мама, и даже бабушка – все пошли смотреть, не попался ли зверь в западню.
А Катя вперед всех.
Есть в западне зверь! Прихлопнул кого-то ящик, упал с подставки!
Заглянула Катя в щелочку, видит – сидит там зверь. Белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, морковку дожевывает. Это кролик.
Унесли его домой, на кухню. А потом сделали большую клетку. И он стал в ней жить.
А Катя его кормила морковкой, сеном, овсом и сухарями.
М. ПРИШВИН ЗОЛОТОЙ ЛУГ
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.
- Сережа! – позову я его деловито.
Он оглянется, и я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: Очень красиво! Луг золотой!. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал себе одуванчик, и оказалось, что он сжал себе лепестки, как все равно, если бы у нас пальцы были желтые, стороной к ладони, и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Роль искусства художественного чтения как средства общения и как средства воздействия на слушателей.
2. Значение художественного чтения и рассказывания в разностороннем развитии дошкольников.
3. Техника речи. Значение техники речи для выразительного чтения.
4. Дыхание, типы дыхания. Особенности речевого дыхания. Упражнения на развитие неречевого и речевого дыхания.
5. Дикция, ее значение для выразительного чтения. Упражнения для губ, языка, нижней челюсти.
6. Голосоведение. Качества голоса. Упражнения для развития различных качеств голоса.
7. Орфоэпия и общая культура речи. Причины нарушения литературного произношения.
8. Интонация как явление сложное, целостное, представляющее совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи.
9. Сила голоса. Ее зависимость от содержания и характера произведений детской художественной литературы.
10. Роль пауз в выразительном чтении дошкольникам, их зависимость от знаков препинания.
11. Характеристика темпа и ритма речи.
12. Мелодика речи, ее значение в выразительном чтении произведений детской художественной литературы.
13. Значение литературоведческого анализа произведений детской художественной литературы.
14. Особенности составления исполнительской партитуры.
15. Специфика рассказывания сказок дошкольникам.
16. Особенности чтения лирических стихотворений дошкольникам.
17. Особенности чтения народной поэзии дошкольникам.
18. Особенности чтения прозаических произведений дошкольникам.
19. Особенности чтения басен и былин дошкольникам.
20. Особенности инсценирования произведений детской художественной литературы в ДОУ.
Примечание: 2 – ой вопрос – практический. Каждому студенту необходимо произвести литературоведческий анализ произведений детской художественной литературы разных жанров (сказки, стихотворения, басни, рассказа). Сделать разметку текстов (исполнительскую партитуру), выразительно их прочитать.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО
РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРОКОЛОТЫЙ МЯЧ
Воспитатель говорит детям: Представьте, что вы держите в руках большой резиновый мяч. Он проколот. Если на него нажать, то будет слышно, как выходит воздух. Нужно глубоко вдохнуть, нажать ладонями на мяч и медленно выпускать из него воздух, произнося звук с – с – с – с – с. Все меньше и меньше воздуха в мяче, наконец, весь воздух из мяча вышел, ладони рук сходятся.
ПОЙМАЕМ ЖУКА
Воспитатель объясняет: Представьте, дети, что перед вами летает и жужжит жук. Вы хотите поймать его. Нужно вытянуть руки перед грудью, повернув ладони друг к другу, и затем постепенно сводить их, пытаясь поймать жука. Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох и медленно выдыхать, произнося звук ж – ж – ж – ж – ж. Запас воздуха кончается, жук пойман, руки детей соединяются в хлопке.
НАЗОЙЛИВЫЙ КОМАР
Данное упражнение подобно предыдущему. В ходе его выполнения дети произносят при выдохе звук з.
ШЕЛЕСТ ЛИСТЬЕВ
Воспитатель предлагает детям имитировать шелест листьев. Ветер слабый – листья едва шелестят, ветер усиливается - листья шелестят все сильнее и сильнее. Сделав глубокий вдох, дети произносят на выдохе звук ш, сила звучания голоса изменяется в соответствии с указанием воспитателя.
НАСОС
Воспитатель предлагает детям имитировать действие и характерное звучание насоса. Накачивая шину, дети в такт своим действиям произносят звук с – с – с - с - с.
СДУЙ ПУШИНКИ С ОДУВАНЧИКА
Обращаясь к детям, воспитатель говорит: Вы держите в руках одуванчик. Дуйте на пушинки сначала легко, потом все сильнее и сильнее. Пушинки разлетаются.
ВЬЮГА
Воспитатель предлагает детям показать, как завывает вьюга. Нужно вдохнуть и при выдохе произносить звук в – в – в – в – в. Сначала звук произносится тихо, потом все сильнее и сильнее, пока не кончится запас воздуха.
ПОГАСИ СВЕЧУ
Воспитатель говорит детям: Дети, давайте попробуем погасить пламя свечи. Вдохните и постепенно выдыхайте: фу! фу! фу!. Свеча погасла.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ
ГОЛОСА ДОШКОЛЬНИКОВ
ИГРА С КУКЛОЙ
Воспитатель предлагает детям поиграть с куклой, качнув ее из стороны в сторону в горизонтальном направлении, слегка подбросить кверху, не выпуская из рук. Затем подбросить куклу повыше, еще выше. Веселая игра с куклой сопровождается песенкой на звуки а – а – а, о – о – о, э – э – э и т.п. Гласные звуки легко, непринужденно подбрасываются соответственно движениям рук ребенка.
ЭХО
Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и поиграть в игру Эхо. Воспроизводя голос эхо, детям предлагается имитировать по ходу чтения стихотворения отдаленно и протяжно звучащий в лесу отзвук.
Я в лесу кричу: Ау-у!
Отвечает кто-то: у-у-у!
Я еще кричу: чего-о!
А мне чудится: его-о!
Кто же это среди дня
Дразнит издали меня?
Эхо-о-о! Эхо-о-о!
Э-э-э! Э-э-э!
ЭТАЖИ
Детям предлагается игровая ситуация. Ребенок держит правую руку перед грудью. Постепенно поднимая ее все выше и выше, он как бы фиксирует условно подъем с одного этажа на другой. Движения руки четки, отрывисты; каждое следующее движение сопровождается словом; по мере подъема высота голоса повышается.
ПОЗОВИ МАМУ
Воспитатель говорит ребенку: Представь, что ты ищешь маму. Вошли в комнату, но мамы в комнате не оказалось. Может быть, она вышла на балкон? Позови ее тихонько: Мама!. На балконе ее нет. Может быть, она на кухне? Позови ее громче: Мама!. Может быть, она вышла на улицу? Окликни ее с балкона громко: Мама!.
ТЕКСТЫ ДЛЯ ДИКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
А
Не красна изба углами, красна пирогами.
На чужой каравай рот не разевай,
А пораньше вставай да свой затевай.
У маленькой Аленушки
Рыжие веснушки,
И маленькой Аленушке
Завидуют подружки.
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью!
О
Красно поле пшеном, а речь умом.
Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он осел.
Солнышко, солнышко
Выгляни в оконышко.
Котя-котенька-коток,
Котя-серенький хвосток.
У
Без наук, как без рук.
Терпенье и труд все перетрут.
Назвался груздем – полезай в кузов.
У опушки две старушки
Брали грузди и волнушки.
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.
И
Иголки и нитки
Большие дружки!
Смотри, получились
Какие стежки –
Диво! …
Дождик, дождик, поливай,
Чтобы зрел урожай.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Стоит свинка – золотая щетинка.
Е
Ел, не ел, а за обедом посидел.
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели.
Еле-еле Лена ела,
Есть от лени не хотела.
Ё
Елочка, елочка, зеленая иголочка.
Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках – ёлка тоже.
Ёж, ёж, где живешь?
Ёж, ёж, что несёшь?
Я
Ярких яблок Яшенька нарвал,
Яблоки он Яде передал.
Якорь с якорем у Яшки,
Якорь есть и на тельняшке.
Ю
Юлил, юлил, да выюлил.
Юра вьюном юркнул за мамину юбку.
Юлька, Юленька, Юла!
Юлька юркою была!
Э
Эхо! Эхо! Вот потеха!
Обезьянка это эхо,
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас!
Растет этаж за этажом,
И скоро будет новый дом.
Ы
Если бы, да кабы,
Так росли бы во рту бобы.
Мы слыхали от совы,
Что нету слов на букву ы.
Б – П
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Кто продырявил барабан, барабан?
Кто продырявил старый барабан?
Пришел баран, прибежал баран.
Прободал барабан, и пропал барабан.
М
Мимо шмыгали мыши.
Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, много пчел.
Мылом, мылом, мылом, мылом
Умывался наш Максим.
Л
На мели мы лениво
Налима ловили.
Мылась Мила мылом.
Маланья-болтунья молоко болтала, -
Выбалтывала, да не выболтала.
В – Ф
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Наш Филат не бывает виноват.
Федот, да не тот.
Т – Д
Терпенье и труд – все перетрут.
Ткач ткет ткани
На платок Тане.
Дождик, дождик, не дожди,
Дождик, дождик, подожди!
Н
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень!
Как у нашей Ниночки
Новые ботиночки.
Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом.
С – З
У осы не усы, не усищи, а усики.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Резиновую Зину
Купили в магазине.
Резиновую Зину
В корзине привезли.
Дед Егор для внучки Сани
Смастерил на диво сани.
Расписные саночки
Для пригожей Санечки.
Г – К
На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.
На горе растут дубы.
Под горой растут грибы.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Около кола колокола.
Ш – Ж
Шила в мешке не утаишь.
Что посеешь, то и пожнешь.
Сто одежек и все без застежек.
Тает снежок – ожил лужок.
Тише, тише, тише, чшш,
В темноте крадется мышь.
Р
На горе Арарат растет крупный виноград.
Наша мамаша дала Вашему Ромаше
Сыворотки из-под простокваши.
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.
Собирала Маргарита маргаритки на горе.
Потеряла Маргарита маргаритки на дворе.
Проворонила ворона вороненка.
Ч – Щ
Хочешь есть калачи,
Так не сиди на печи!
А у нас в печурочке
Золотые чурочки.
Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Два щенка щека к щеке
Грызли щетку в уголке.
Ц
У кольца нет конца.
Не зверь, не птица, а нос как спица.
Не велика птица-синица, да умница.
Не плюй в колодец –
Пригодится воды напиться.
Х
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!
Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький зверек.
Муха-муха-цокатуха,
Позолоченное брюхо.