Публикации Моё призвание - учитель

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Моё призвание - учитель
Автор: Подольская Наталья Николаевна


Урок русского языка во 2 классе (УМК Перспективная начальная школа)
Тема: Чередование согласных в корнях слов, которые мы не видим на письме.
Цели: рассмотреть два способа проверки парных согласных на конце слова: путём подбора родственных слов и путём подбора другой формы этого же слова;
совершенствовать навыки работы с Обратным словарём;
развивать умение сопоставлять буквы в проверочном и проверяемом словах.
УУД, формируемые на уроке:
Предметные – знание способов проверки написания парных согласных в корне слова; умение применять на практике правило правописания парных согласных.
Личностные:
формировать способность к самооценке;
формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
создавать установку на здоровый образ жизни
Метапредметные
Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
самостоятельно выполнять поиск и выделение необходимой информации в словаре;
умение осуществлять сравнение и выделять общее и различие
Коммуникативные:
умение взаимодействовать с соседом по парте: слушать и вступать в диалог, согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться в группе.
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
уметь рефлексировать свои действия, выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
Тип урока – урок открытия новых знаний.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой.
Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.
Итак, друзья,
На вас надеюсь, как всегда.
Вы хороший дружный класс.
Все получится у вас!
-Продолжите предложение: Сегодня я пришёл на урок русского языка для того, чтобы….
- А я сегодня пришла на урок русского языка для того, чтобы помочь вам открыть для себя новые знания.
Итак, за работу!
- Записываем в тетради число, классная работа
Проверяют готовность к уроку.
Выслушиваются ответы 3-4 учащихся
Записывают в тетради число, классная работа.
2. Минутка чистописания.
На доске буквы на магнитах.
Задание: из набора букв выберите те буквы, которые имеют пару по звонкости – глухости. Запишите их в тетрадь парами
( Показываю образец написания).
- Как называются эти буквы?
Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке.
Дети распределяют буквы парами на доске, пишут их в тетрадь.
Парные согласные
3. Постановка цели и задач урока.
1) Постановка проблемы.
На доске словосочетания:
Молочный зу[п]
Молочный су[п]
- Ребята, у Миши и Маши возник спор: им нужно записать эти словосочетания в тетрадь. Но они затрудняются . Помогите им.
- Прочитайте словосочетания.
- Какой согласный звук слышите на месте обозначенного звука в первом словосочетании?
- А во втором словосочетании?
(звук [п])
- Миша так и записал в тетрадь:
Молочный зуп
Молочный суп
-Как вы считаете, правильно ли Миша записал?
2. Решение поставленной проблемы.
- Как же узнать, какие буквы надо написать вместо обозначенных звуков?
В случае затруднения задаются следующие вопросы:
- Назовите другие формы слова зуб
-Какие звуки слышите в формах слов на месте сомнительного согласного?
- Догадались, какие буквы надо писать в словосочетаниях?
- Когда вам это стало понятно?
- Что происходит в словах?
3.Постановка учебной цели.
- Какова будет тема урока?
- Какова цель нашего урока?
Прочитайте тему урока в учебнике на стр. 130
Один ученик читает чётко вслух
Ответы детей
Ответы детей
(зуб-зубы, зубом…)
аналогично со словом суп (суп-супы, супом…)
когда после согласного встала гласная буква)
Чередование согласных
- Мы будем знакомиться со словами, где согласный в корне будет чередоваться.
- Научиться проверять парный согласный в корне слова.
Открывают учебник и читают тему урока Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим
4.Актуализация знаний
- Что знаете по теме урока?
- Мы знаем, что такое корень слова.
- Знаем, что если мы слышим один звук, а пишем другой, то это называется чередованием.
-Мы не знаем, как узнать, какую букву надо писать.
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
-Давайте вспомним, как и какими способами мы проверяли безударную гласную в корне?
-А теперь вы самостоятельно выведете мне правило проверки слов с парным согласным на конце слова
- Работаем по плану в парах.
Открыли учебник стр. 132
- В парах исследуйте плакаты Летучей Мыши.
-Чем примечательны эти пары слов?
-Одинаковые ли звуки на конце слов в каждой паре?
По-разному ли они пишутся?
-Как выбрать букву парного согласного, когда он находится на конце слова?
- Кто желает высказаться?
- Зачитать из учебника вывод по наблюдениям стр.132
Ответы детей
Обучающиеся исследуют плакатыи делают выводы.
Чередуются согласные на конце слова
Одинаковые
Да, по-разному
Ответы детей
Дети читают 2 правила – способа проверки.
1.Подобрать родственное слово.
2.Изменить форму этого же слова, чтобы послесогласного звука шел гласный
4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
1. Работа с Обратным словарём.
- Откройте Обратный словарь на букву –г.
- Прочитайте первые три слова
- Почему в написании всех этих слов можно сделать ошибку?
- Где именно можно ошибиться? А почему?
- Есть ли правило, которое позволит нам избежать ошибок?
-Выпишите три любых слова столбиком. Запиши проверочные слова.
– Записывайте с комментированием,
– Доказывайте и выделяйте орфограмму. При выполнении этого задания вам поможет алгоритм. (Работа по алгоритму)
Алгоритм:
1. Читаю слово…2. Слышу звук…3. Проверяю…4. Пишу букву…
2. Работа в парах.
На карточках записаны слова:
гриб – грибы, грибки, грибочек;
дуб – дубки, дубовый;
голубь – голубка, голубиный. Задание: подчеркнуть слова, являющиеся проверочными к выделенному слову.
3. Творческое задание в группах
Вставь слова подходящие по смыслу. Устно докажите выбор парного согласного.
Выпал пушистый ______ .Весь _______белый.Ударил сильный _______.У дома намело большой_________ .Наш_______ застыл.Береги __________в большой__________ .
Слова для справок:нос/з, снег/к, сугроб/п, мороз/с,сад/т, пруд/т, мороз/с.
4. Тест
1. Найди лишнее слово
а) мороз
б) снег
в) холод
г) зима
2. Найди и подчеркни проверочное слово
а) год
б) дуб
в) сады
г) зуб
3. Найди слово, в котором парный согласный нуждается в проверке.
а) ряды
б) берега
в) завод
г) хвосты
4.Выбери слово, где парный согласный не надо проверять.
а) глаза
б) плод
в) луг
г) столб
Читают слова
На конце основы у этих слов – глухой согласный звук, который (при изменении слов или подборе родственных слов) чередуется с парным ему звонким согласным звуком.
Выходят по одному к доске, записывают с комментированием по алгоритму.
Обучающиеся работают в парах, выбирают проверочные слова к данным, доказывают правильность своего выбора.
Дети вставляют пропущенные слова, доказывают выбор согласного звука.
Итог урока Рефлексия.
Вы хорошо поработали . Молодцы! Подведем итог урока. Закончите предложение: Я научился …..
Я понял ……
Я могу похвалить себя … .
Покажите мне светофорчиками:
зеленый – мне все понятно;
красный – у меня еще остались вопросы
Я очень довольна вашей работой.
.