Публикации Повышение эффективности уроков: организация рефлексии на уроках английского языка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Повышение эффективности уроков: организация рефлексии на уроках английского языка
Автор: Иванкова Екатерина Николаевна

Выступление на районном методическом объединенииТема выступления: «Приемы рефлексии на уроках иностранного языка»Учитель МБОУ «Титовская ООШ»: Иванкова Екатерина НиколаевнаВ соответствии с ФГОС основного общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.[2] Анализ обучения иностранному языку в школе позволяет говорить, что еще рано делать вывод о том, что рефлексивные виды деятельности активно применяются учителем и обучающимся на уроке ИЯ. Вместо этого применяется закрепление или обобщение полученных знаний. Тогда, как известно, что тот, кто повторяет – не учится. Освоение происходит, когда включается направляемая рефлексия.А что же такое рефлексия?Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает обучающимся, сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.При взаимодействии с обучающимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности1) физическую (успел – не успел);2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).Рефлексия бывает:а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»). Но в своей работе я групповую рефлексию практически не использую из-за маленькой наполняемости классов.Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.Функции рефлексии в педагогическом процессе:1. Диагностическая2. Проектировочная3. Организаторская4. Коммуникативная5. Смыслотворческая6. Мотивационная7. Коррекционная. Рефлексивный подход помогает обучающимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы.Организация осознания обучающимися собственной деятельности имеет два основных вида: текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса и итоговая рефлексия, завершающая логически и тематически замкнутый период деятельности.[1]Текущая рефлексия направлена на активизацию процесса осознания и осмысления осуществляемой в данное время предметной деятельности: ее направление, цель, основные этапы, проблемы, противоречия, способы деятельности, результаты.Текущую рефлексию можно подразделить на 3 типа:– рефлексия деятельности– рефлексия содержания учебного материала– рефлексия, направленная на выявление настроения и эмоционального состояния обучающихсяПервый тип рефлексии дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Для развития рефлексии деятельности обучающийся должен размышлять, осмысливать то, что он сам понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя основное, главное. В практике обучения ИЯ для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:1. Самооценка активности на каждом этапе урока2. «Лестница успеха». Если учитель ведет урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить обучающимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.3. «Ключевые слова». Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску. Далее учащимся предлагается несколько вариантов работы1 вариант: В группе либо в паре методом мозговой атаки дать общую трактовку этих слов и предположить, как они будут использоваться в тексте.2 вариант: В группе либо индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предлагаемые слова.При ознакомлении с исходным содержанием текста, учащиеся сопоставляют « свою» версию и версию оригинального текста.4. «Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности.Второй тип рефлексии используется, чтобы выяснить, как обучающиеся осознали содержание изученного. В конце урока важно подводить итоги, привлекая обучающихся к самоанализу, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Вначале анализ проводится в парах, затем один из учащихся анализирует результаты урока перед всей группой (на каждом уроке этот анализ делает другой ученик).В практике обучения ИЯ для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:1. Прием незаконченного предложения.Я считаю, что урок был полезен для меня потому, что… Я думаю, мне удалось..2. Прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым. Слово синквейн происходит от французского «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое используется как способ синтезирования материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах. Покажем правила написания синквейна:1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);2. (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);4. (четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме;5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально – образном – обобщенном уровне, повторяющее суть темы).3. Прием рефлексии «подведение итогов». Каждый ученик формулирует итоги урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания, умения.Finish the sentences:Третий тип рефлексии целесообразно использовать в начале и конце урока с целью установить эмоциональное состояние обучающихся, увидеть, как меняется их настроение на уроке.Приведем несколько примеров организации данного вида рефлексии.1.Обучающиеся получают карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Им предлагается выбрать карточку, которая соответствует их настроению: «Choose the drawing that reflects your spirits”.2.Прием «Букет настроения». В начале урока обучающиеся получают бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: « If you liked the lesson and you learned something new, then fix your flower to the vase, the blue one – if you didn’t like the lesson, the red one – if you liked the lesson.3. На средней ступени обучения можно предложить обучающимся следующие опоры, которые постоянно будут находиться на партах.Was not bored, worked hard. didn’t relax, answered properly, was active, was emotional, fulfilled the task, received a reward (a good mark).Итоговая рефлексия отличается от текущей большим объёмом рефлексируемой деятельности и большей формализованностью. Содержание и приемы итоговой рефлексии определяет учитель на основе образовательной программы. Итоговую рефлексию проводят в виде специального занятия в конце изучения большого раздела учебного предмета или, например, в конце триместра, учебного года, на котором ученикам предлагается ответить на такие вопросы, как: Каков мой самый большой успех за этот год? Благодаря чему я смог его добиться? В чем состоят мои трудности? Как я их преодолею? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? и т.д .[3]Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что использование приемов, позволяющих провести рефлексию на уроке иностранного языка может побудить обучающихся принимать на себя ответственность за свое учение, сделать обучение иностранному языку более эффективным.Примеры рефлексий, которые я использую на уроках английского языка в зависимости от уровня успеваемости обучающихся. С более сильными обучающимися я использую рефлексию на английском языке.Список литературы
  • Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. – Псков, 2004.
  • Стандарты второго поколения. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
  • Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – С-Пб.: Питер,2001.
  • Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993.