Публикации Технологии формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС ДО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологии формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС ДО
Автор: Реусова Оксана Павловна

Роль воспитателя на занятиях по плаванию.
Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния, а также развитие гигиенических навыков зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила.
Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно - оздоровительной работы, так как только в сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.
Режим дня, включающий занятия по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательных занятий, приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. Обязательно учитывается время приема пищи. Занятия по плаванию должны проходить не ранее чем через 40 мин после еды.
Подготовка детей к занятиям и их гигиеническое воспитание.
Гигиеническое воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, оказывает положительное влияние на результаты многих видов их деятельности в дошкольном учреждении и дома.
Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении должно быть неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса и осуществления всех форм физкультурно-оздоровительной работы. Оно сопутствует каждому моменту жизни ребенка - утренней гимнастике, учебным занятиям, еде, сну, прогулке и т. д. Гигиенические навыки особенно необходимы ребенку при подготовке к занятиям плаванием и в процессе обучения. При обучении плаванию у детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное к ним отношение, умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с использованием водных процедур. И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки – чистоплотность, аккуратность.
Развитие гигиенических навыков в процессе обучения плаванию.
Возрастная группа
Гигиенические навыки
Первая младшая
Приучают к выполнению простейших правил. При посещении учат пользоваться индивидуальными принадлежностями: с помощью взрослых они должны уметь насухо вытираться, переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, необходимые для занятий в бассейне, не забывать их убирать и после окончания занятий.
Вторая младшая
Продолжают воспитывать навыки личной гигиены, но все больше привлекают детей к самостоятельному их выполнению. Формируют, закрепляют и совершенствуют у детей навыки и умения самостоятельно раздеваться и одеваться, соблюдая определенную последовательность, аккуратно складывать или вешать свою одежду, ставить на место обувь. Напоминают детям правила мытья под душем перед плаванием, помогают им в этом, учат их самостоятельно вытираться. Сушить и расчесывать волосы.
Средняя
Все гигиенические процедуры дети должны чаще проделывать без помощи взрослых, более осознанно, а также знать свои личные вещи.
Старшая
Дети должны уметь уже без помощи взрослых мыться под душем, помогать друг другу при одевании и сборе вещей. Следует добиваться от детей умения тщательно, в определенной последовательности вытираться – сначала вытирать голову и лицо, затем шею, уши, руки, туловище ноги.
Подготовительная к школе
Дети должны самостоятельно, осознанно выполнять все гигиенические правила как в повседневной жизни, так и на занятиях по плаванию. Без напоминаний, но при контроле взрослых должны уметь правильно и быстро раздеваться и одеваться, аккуратно складывать вещи, ставить на место обувь, замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, в одежде и помогать в этом товарищу.
Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к занятиям плаванием всех детей, начиная с младшего возраста. Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. И от того насколько правильно распределены обязанности педагогического, медицинского, обслуживающего персонала зависит более эффективная организация занятий по плаванию.
Организация занятий по плаванию в дошкольном учреждении
Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий по установленному расписанию. Длительность занятий в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, периода обучения. В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере освоения детей с водой, их длительность постепенно увеличивается. Также отличается и длительность пребывания в воде в каждой возрастной группе и зависит уже не только от вышеперечисленных причин, но и от того как организована совместная работа всего коллектива образовательного учреждения.
Большая роль в подготовке и проведении занятий отводится воспитателям групп. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания учебных занятий по плаванию и готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат быстро раздеваться и одеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.
Воспитатель перед каждым занятием проверяет наличие у детей всех купальных принадлежностей: пакет, плавательная шапка, купальник (трусы), банное полотенце, халат, сменное белье, тапки, шапка (косынка) для посещения сауны. Перед каждым занятием проверяет их наличие, помогает детям подготовить все необходимое. Воспитатель (младший воспитатель) сопровождает детей в бассейн, под его присмотром дети раздеваются, надевают плавательные шапки и готовятся к занятию. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют, а также при входе в воду и при выходе из нее. Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности. Поэтому, для того, чтобы ускорить все процессы и не допустить, охлаждения детей и необходима помощь воспитателя (младшего воспитателя). Роль воспитателя очень важна при организации занятий в бассейне и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков.
Организация занятий по плаванию в плавательном бассейне
спортивного комплекса МАУ СОК Дельфин
В практике работы детского сада накоплен положительный опыт обучения детей плаванию в плавательном бассейне спортивного комплекса. Для работы с дошкольниками предоставляется малая ванна, так называемый лягушатник. Наличие, специально отведенных для детей необходимых помещений (раздевальных, душевых, туалетных), сушильных аппаратов, а также условий, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, дают дополнительную возможность обучения детей на глубокой воде.
Занятия в бассейне спортивного комплекса организуются с детьми старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю с длительностью пребывания в воде до 45 мин. Выезд на автобусе до МАУ СОК Дельфин в 10.45, начало занятия в 11.00, отправка автобусом до МБДОУ № 20 Снегурочка в 12.10. В целом на организацию занятия вместе с доставкой детей до бассейна затрачивается 1 ч 20 мин – 1 ч 40 мин. Это время с учетом раздевания, подготовки к занятию, пребывания в воде и одевания, а также время подъезда к бассейну и возвращения в детский сад. Для подвоза детей к бассейну выделяется специальный транспорт.
Дни и часы посещения плавательного бассейна устанавливаются общим расписанием, которое согласовывается дирекцией бассейна с заведующим и заместителем заведующей по воспитательно-методической работе детского сада. На посещение детьми бассейна в спортивном комплексе предоставляется списки детей и разрешение санэпидстанции.
Распоряжением заведующего по детскому саду назначаются ответственные за организацию и обучение детей плаванию на определенный период: инструктор по плаванию, воспитатель группы, младший воспитатель.
Все ответственные работают в тесном контакте с тренерским и медицинским персоналом бассейна. Работники детского сада сопровождают детей в бассейн (при посадке в автобус обязательно пересчитывают их), помогают детям быстро и организованно раздеться и одеться, выполнить все гигиенические процедуры, обеспечивают порядок на занятиях. Воспитатели групп ведут регистрацию посещения бассейна, следят за самочувствием каждого ребенка, своевременно ставят в известность врача детского сада о случаях недомогания, проводят работу с родителями.
До начала занятий в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в автобусе, в помещении бассейна и на воде.
Все взрослые должны знать меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту быть готовыми помочь детям.
Обеспечение безопасности занятий по плаванию
1. Занятия проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям
безопасности и гигиены.
2. Не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду
и ныряния.
3. Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду,
садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг
другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется.
4. Не проводить занятия с группами, превышающими 10-12 человек.
5. Допускать детей к занятиям только с разрешения врача.
6. Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только
с разрешения преподавателя.
7. Проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода
из нее.
8. Научить детей пользоваться спасательными средствами.
9. Во время занятий внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу,
каждого занимающегося отдельно и быть готовым в случае
необходимости быстро оказать помощь ребенку.
10. Обеспечить обязательное присутствие медсестры на занятии.
11. Не проводить занятия раньше, чем через 40 минут после еду.
12. При появлении признаков переохлаждения (озноб, гусиная кожа,
посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться.
13. Соблюдать методическую последовательность обучения.
14. Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья
и специально плавательной подготовки каждого ребенка.
15. Прыжки в воду разрешать детям, умеющим уверенно держаться на
поверхности воды.
16. Не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения
плавательной дистанции.
17. Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения
безопасности занятий.
Правила поведения в бассейне.
Внимательно слушать задание и выполнять его
Входить в воду только по разрешению
Спускаться по лестнице спиной к воде
Не стоять без движений в воде
Не мешать друг другу, окунаться
Не наталкиваться друг на друга
Не кричать
Не звать нарочно на помощь
Не топить друг друга
Не бегать в помещении бассейна
Проситься выйти по необходимости
Выходить быстро по команде инструктора
Правила прыжков в воду.
Во время проведения прыжков в воду необходимо соблюдать строгую дисциплину, не толкать и не торопить друг друга.
Выполняются прыжки строго под наблюдением инструктора и по его команде.
Очередная команда подается после того, как выполнившие прыжок дети, отплыли на безопасное расстояние или вышли из воды.
При прыжках в воду с твердой опоры необходимо обхватывать пальцами ног передний край этой опоры, чтобы не поскользнуться и не упасть назад.
При выполнении прыжка вниз ногами нужно, попав в воду согнуть ноги в коленях.
Внимательно слушать объяснение техники прыжка инструктором
При соблюдении всех основные требования к организации занятий зависит успешность обучения дошкольников плавательным навыкам и умениям, а также их безопасность.
Щелканова Елена Александровна
Инструктор по Физической культуре.