Публикации Использование информационно коммуникативных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование информационно коммуникативных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)
Автор: Егорова Надежда Михайловна

Практикум
Использование информационно – компьютерных технологий на детском празднике
МАДОУ Детский сад №395 г. Пермь
Музыкальный руководитель:
Егорова Надежда Михайловна
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Праздники – это еще и возможность рассказать ребенку о многообразии и радостях окружающего мира.
Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие задачи воспитания. Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств и позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности.
Значимость и событийность праздника определяется такими признаками:
- абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;
- свободный выбор разнообразных сюжетов, ролей, положений;
- необходимость каждому ребенку иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности;
- цикличность праздников, учитывающая природный календарь и структуру учебного года;
- коммуникативный характер детских праздников, отражающий все стороны демократии детских свобод;
- отсутствие принуждений и нарушения детских прав и свобод;
- наличие в праздниках народных глубинных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклористики, рукотворчества, как социальных примет гармонии бытия, избавляющих ребенка от утилитарного отношения к жизни и выводящих его к перспективам обновления своей и окружающей жизни;
- возможность побыть с родителям вместе как бы на равных и подольше.
Праздник особенно важен детям тем, что происходит совместная деятельность, свободное общение, снимается конфликтность, рождается чувство общности. На хорошем празднике нет гостей, здесь все – хозяева. Современный праздник в детском саду, сложно провести без применения информационно-коммуникационных технологий. Они актуальны для современного дошкольного воспитания и диктуются стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов в качестве средства обучения и воспитания.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать образовательные ресурсы, широко использовать их в своей деятельности.
Мультимедийные средства обучения помогают при проведении праздников: помогают выстраивать структуру мероприятия, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на детей, что позволяет формировать личностное отношение к увиденному и услышанному.
Чтобы успешно провести праздник необходимо соблюдение определенных условий. Я хочу остановиться на некоторых из них.
ОФОРМЛЕНИЕ. Любой праздник подразумевает наличие праздничной атмосферы. Для ее создания важную роль играет оформление. Оформление можно сделать своими руками из различных материалов. Я предлагаю использовать ресурсы компьютерных технологий для оформления и непосредственного сопровождения всего мероприятия. Фото, видеографика, анимация и звук привлекают внимание, способствуют более глубокому погружению в сюжет праздника.
Вы увидите фрагменты оформления праздников: День матери и Новый год. Видео оформление создано с помощью программы NERO. Это полноценный видео-редактор файлов, отличный инструмент для создания и редактирования собственных видеороликов. На рабочую видео дорожку загружаются фотографии, картинки или видео футажи и с помощью палитры эффектов соединяются в видеоряд. На рабочую аудио дорожку загружается музыка или записывается голос. Экспортируя и сохраняя документ мы получаем видеоролик
Одно из основных условий успешного проведения праздника – это его СЦЕНАРИЙ, в котором подробно описываются действия, монологи и диалоги персонажей. Сюжет сценария определяется формой проведения детского праздника: фестивали, конкурсы, театрализованные представления, игровые программы, карнавалы.
Вы увидите часть интерактивной игровой программы для малышей Осенняя сказка. На протяжении всего праздника идет анимационный фильм, с помощью которого происходит общение героев фильма с детьми и ведущим в зале. Он создан в программе POWER POINT. На выбранный фон накладываются желаемые персонажи и с помощью Настройки анимации определяется путь их перемещения. Отдельно записывается голосовой файл и с помощью Вставки – звук ставится в презентацию. Если у малышей на празднике чаще используются мультимедийные презентации, то у детей старшего возраста в праздниках применяются и видео ролики и видео коллажи, которые могут быть зачином игры – например, игры - квест.
Детские игры-квесты — эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс игровых задач, поставленных с определенной целью, затрагивающих самые разные области развития воспитанников — это могут быть как спортивные соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют задания: ищут различные предметы, находят им применение, разговаривают с персонажами в игре, решают головоломки и т.д. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего.
Хочу подробно остановиться на новогоднем празднике Проделки Кикиморы с элементом квеста. Праздник начинается классически: дети входят в зал, читают стихи и водят хороводы вокруг елочки. Елочка поздравляет детей и приглашает танцевать (это звуковой аудио файл). Затем в гости приходит Кикимора, как обычно со своими вредностями и, уходя, обещает испортить праздник. На праздник приходит необычно сердитый Дед Мороз и удивленные дети садятся на места. Здесь включается видео и елочка приходит на помощь. Дети и родители объединяются в 2 команды, идут по маршруту по детскому саду, выполняют различные задания и за успешное выполнение получают буквы. Конечный пункт маршрутов – это музыкальный зал, куда возвращаются обе команды. Из полученных букв складывают слово Дружба, расколдовывают Деда Мороза и праздник продолжается.
Одним из пунктов маршрута на карте бывает музыкальный зал, здесь команды играют в мультимедийные ИГРЫ, выполненные в программе POWER POINT. Одним из заданий квеста бывают игры, выполненные в программе SMART, для которых необходима интерактивная доска. Игры проходят в компьютерном классе.
Обычно новогодние праздники заканчиваются вручением подарка. И такой эпизод, для создания атмосферы волшебства, тоже может сопровождать видеоклип.
С помощью компьютерной программы можно монтировать клип на основе телевизионных роликов. На праздник выпуска в школу Снимаем кино нужен был Выпуск новостей и мы использовали из интернета один из выпусков. Вставили в него тот фрагмент, который был нужен нам и получился наш Выпуск новостей. Он выполнен в программе NERO.
Игры на празднике (обязательный атрибут праздничного веселья) – это активное средство самовоспитания, развития воображения, логического мышления, внимания, а так же удовлетворения потребности в движении каждого ребенка. Большой популярностью у детей пользуются подвижные видео игры. Такие игры не требуют предварительного разучивания и могут использоваться непосредственно на празднике: дети ориентируются на видео и повторяют движения за персонажами игрового ролика.
После проведения всех праздничных мероприятий в программе NERO или в программе Шоу PRO составляется большая презентация, состоящая из фотографий и видео фрагментов. Эта презентация транслируется в центральном фойе на телевизоре. И дети, и родители могут увидеть себя и других детей на большом экране, вспомнить свой праздник, свое выступление, еще раз пережить те чувства, которые возникали на празднике.
Занимаясь подготовкой детского праздника, педагоги и родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И один из критериев подбора материала - это зрелищность, яркость и веселость. Ни для кого не секрет, что с появлением интернета и компьютера жизнь наша стала разнообразней, красочней и информация стала доступной и мобильной. Уже с пеленок дети тянутся к познанию коммуникативных средств, в том числе компьютеров, гаджетов и современных технологий. Дети многим интересуются, расширяют свой кругозор и в конечном итоге, их сложно удивить. Чтобы шагать в ногу со временем мы начали использовать различные технические средства для развития и воспитания дошкольников. Развитие технического процесса, активное проникновение фото, кино, видео в мир искусства заставляет нас вести активный поиск современных технологий.
Список литературы:
А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. Образовательная область МУЗЫКА. Методический комплект программы Детство. СПб.,ООО издательство ДЕТСТВО- ПРЕСС,2012
А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. ООО Издательство ДЕТСТВО – ПРЕСС
В. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
Т.В. Калинина Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. М, Сфера, 2008