Публикации
Лучшая методическая разработка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучшая методическая разработка
Автор: Коськаева Валентина Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучшая методическая разработка
Автор: Коськаева Валентина Ивановна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Сказка» города Белово комбинированного вида »Экономика и дошкольникпроект2018Составитель Коськаева, В.И., воспитательБережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и готовности детей к этому. Предлагаемый проект поможет систематизировать работу по экономическому образованию дошкольника и позволит формировать необходимые для этого качества у детей – дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.Проект адаптирован под детей дошкольного учреждения и может быть использован в детских садах комбинированного вида воспитателями. Паспорт проекта Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Перестройка экономической системы России делает экономическую подготовку необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно.Вопрос элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т.к., с одной стороны, значительно возрастает информационный фон, в котором формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности, с другой стороны, очевидна неразработанность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников (содержания и технологий), которым предстоит жить и трудиться в XXI веке.Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.Экономическое образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей (А.В. Запорожец), на развитие любознательности и умственной активности при сохранении радости детства.Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений: - научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;- с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;- научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.Предлагаемый опыт поможет систематизировать работу по экономическому образованию дошкольника и позволит формировать необходимые для этого качества у детей – дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.Проект адаптирован под детей дошкольного учреждения и может быть использован в детских садах комбинированного вида воспитателями. Новизна материалаНовизна исследования, на мой взгляд, в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. При составлении проекта опиралась на известные работы Г.Н.Годиной, Л.А.Голуб, Т.В.Дробышевой, Е.А.Курака, А.Н.Орешиной, И.А.Сасовой, А.А.Смоленцевой, А.Д.Шатовой и других авторов по экономическому образованию и воспитанию дошкольников.Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме. Вот тут и встал вопрос о методах и приемах, с помощью которых легче всего было бы подать сложный экономический материал. Несмотря на значимость данной проблемы, педагогическая наука еще не предложила готовой программы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, поэтому был разработан проект «Экономика и дошкольник», который апробирован в порядке педагогического эксперимента. Апробация проекта “Экономика и дошкольник” позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Цель и задачи проектаЦель: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.Задачи:1. Формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата…).2. Знакомить детей с профессиями связанными с экономикой.3.Учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;4. Формировать экономическое мышление.5. Раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия). Познакомить детей с ведением хозяйства.6. Дать представление о денежных знаках ( монета, купюра) России и других стран.7. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества. Сроки и этапы реализации проекта1 этап –информационно- аналитический. Срок исполнения сентябрь 2016г., ноябрь 2016 г. Цель: привлечение родителей и педагогов детского сада к реализации проекта и созданию условий для реализации проекта. На данном этапе были поставлены цель и задачи проекта, определена последовательность работы, проведены наблюдения, изучен и обобщен педагогический опыт экономического образования дошкольников.Проведена следующая работа:- составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы; - создание банка идей и предложений;- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.- проведен теоретический анализ экономической и психологопедагогической литературы.- разработаны критерии, показатели и уровни оценки личностной и интеллектуальной готовности дошкольников к простейшей экономической деятельности. 2 этап основной. Срок исполнения – ноябрь 2016г., июль 2017г. Цель: реализация проекта. Создание игровой среды. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Обобщить скорректировать направление работы для продолжения реализации проекта.На данном этапе были проведены занятия для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда;- спланированы экскурсии в банк, магазины и т.д.;- организованы и проведены сюжетно ролевые игры «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.;- сюжетно-дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции ;- использование сказок экономического содержания;- совместная деятельность по изготовлению товара и проведение ярмарки .Работа по реализации проводилась в подгрупповой и групповой форме.Для вовлечения родителей, были подготовлены консультации для родителей, проведено родительское собрание, родителям предложено совместно с детьми изготовить товар для ярмарки.Сотрудничество с родителями, специалистами детского сада дало возможность значительно повысить качество знаний детей, повысить их интерес к получению новых знаний по экономическому развитию и применению их в повседневной жизни.3 этап – заключительный. Срок исполнения август 2017 год. Цель: анализ результативности.Дети овладели элементарными представлениями и понятиями об экономических отношениях, а также элементами терминологии. Дошкольники привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений.Важно отметить, что у детей имеются способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.Отмечено, что дети в свободной деятельности самостоятельно включают полученные знания в свои игры, делятся друг с другом новыми знаниями. Родители активно принимают участие в совместных мероприятиях по реализации проекта, делятся полученными знаниями и предлагают свои варианты работы.Участники проекта охотно делятся мнениями, разработчики и участники проекта положительно оценили работу, качество результата, наметили план по продолжению работы.Таким образом, в условиях целенаправленной педагогической деятельности по экономическому воспитанию дошкольников, данная работа приближает детей к реальной жизни, формирует деловые качества, что обеспечивает преемственность в обучении детей между дошкольным учреждением и школой.И так, анализируя проведенную работу можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены.Ожидаемый результат реализации проектаДети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;- видят красоту человеческого творения;- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.Проект «Экономическое воспитание дошкольников» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.Промежуточные результатыПо результатам проведенной работы отмечается, что дети хорошо владеют экономическими понятиями и терминами, самостоятельно объясняют значения экономических слов. Дошкольники могут самостоятельно анализировать и использовать в повседневной жизни полученные знания.Однако, как выяснилось, что некоторые дети затруднялись в закреплении полученных знаний, поэтому для них способ изложения материала видоизменялся, для того, чтобы добиться надежного закрепления его детьми. Для того, чтобы работа закреплялась и вне детского сада, необходима систематическая работа с родителями, для чего проводились групповые и подгрупповые консультации. Родители дошкольников активно вовлекались в совместную деятельность, такую как «Ярмарка», интеллектуальные игры типа «Что, где, когда?».При отслеживании промежуточного результата выявились следующие показатели:- оценка выявления экономических знаний. На начало года 14% детей показали низкий уровень, тогда как в результатах заключительной диагностики низкий уровень отсутствует, а 47% дошкольников имеют высокие показатели, 53% - средний уровень знаний.Целевая группа проекта.Проект адресован детям старшего дошкольного возраста. Основная проблема проекта : приобщение ребёнка к миру экономической действительности. Может быть направлен на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Значимость проекта в том, что он направлен на возможность широкой практики применения полученных детьми знаний.Проект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям, которые стремятся привлечь детей к развитию реального экономического мышления и интереса к экономическим знаниям. Объем и содержание работы Форма представления результатов проектаОрганизация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке воспитателей и родителей, таких как: «Ярмарка», «Аукцион», «Бизнес клуб», интеллектуальные игры «КВН», «Что, где, когда?», конкурсы и викторины. Приложения Приложение 1 Перспективное планирование.Приложение 2. Конспекты занятий.Приложение 3. Поиграйте с детьми.Приложение 4.Мониторинг уровня развития знаний детей.Приложение 5 .Для вас, родители.Приложение 6. Для вас, воспитатели.Список литературыЕфименко, Л.И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л.И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26Изгарнива, В.М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом [Текст] / Л.В. Кнышова.- М. Просвещение, 1996. – с. 128Маркова, Т.А. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Т.А. Маркова. – М. Педагогика-Пресс, 1998. – с.163Меньшиков, О.И. Экономика детей, большим и маленьким: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ О.И. Меньшиков. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – с.127Рыжова, Н.А. Играем в рекламу [Текст]/ Н.А. Рыжова // Обруч.- 1998. - №3.- с.26-29Сорокина,А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А.И. Сорокина. – М. Просвещение,1998 – с.113Табулова, Л.П. Страна детства [Текст] / Л.П. Табулова. – М. Просвещение, 1974.- с.95Успенский,Э. Бизнес Крокодила Гены [Текст] / Э. Успенский. – М.: Владос, 2000. – с.125Шатова, А.Д. Дошкольник и...экономика [Текст] / А.Д. Шатова. Программа. – М. Просвещение, 2005. – 112с.