Публикации Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи
Автор: Пухова Елена Александровна

Реализация компетентностного подхода в работе с родителями
с использованием инновационных форм

1. Условия возникновения и становления опыта
На современном этапе в условиях введения ФГОС дошкольного образования ДОО должна выступать объединяющим и координирующим звеном в процессе интеграции воспитательного воздействия всех субъектов образования с позиций компетентностного подхода - от традиционной помощи семье в процессе воспитания ребенка - к формированию компетентностного родителя и осознанного родительства - составляющих успешной социализации ребенка.
Компетентностный подход представляет собой новый уровень отношений родителей с педагогами и характеризуется он преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции. Важно то, что тем самым обеспечивается индивидуальность общения семьи с педагогом с опорой на знание как собственных прав, так и обязанностей воспитателя. Важно также и то, что это способствует проявлению активности родителей путем вносимых ими идей, поддержании деятельности педагога, ответственности за собственный вклад в процесс и результаты воспитания своего ребенка.
Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.
2. Актуальность проблемы
В настоящее время родители целиком перекладывают воспитание своих детей на общество и объясняют это тем, что они работают, у них нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием.
Родители выступают сторонними наблюдателями, т.е. безразличными.
Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие ДОО, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя, таким образом, социальный заказ. Но и здесь возникает проблема: такой социальный заказ ограничен музыкой, танцами, иностранным языком; это скорее дань моде: а не социальный заказ.
Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога дошкольной организации и семьи, диалога на основе сотрудничества, взаимопомощи, что в итоге приведет к формированию компетентностного родителя и осознанного родительства.

3. Цель работы:
Поиски внедрение актуальных форм работы с родителями в ДОО, необходимых для повышения компетентности и активности родителей как участников образовательной деятельности.
Задачи работы:
1. Создать естественные стимулы для мотивации родительского участия в жизни воспитанников в дошкольной организации;
2. Обеспечить необходимыми технологиями совместной деятельности в системе "воспитанники -родители -педагоги" на активной, деятельной основе;
3. Определить промежуточные и конечные результаты родительского участия через измеряемые показатели и презентовать видимые продукты совместной деятельности.
4. Условия.
Наметив цель и задачи работы с семьей, я решила, что для успешного взаимодействия с родителями нужно создать определенныеусловия:
1. Налаживание контакта с родителями.
2. Изучение обеими сторонами (дошкольной организацией и семьей) воспитательныхвозможностей.
3. Учёт пожеланий и предложений родителей, высокая оценка их участия в жизни группы.
4. Регулярное обсуждение всех вопросов, связанных с развитием воспитанников в процессе индивидуального общения с родителями.
5. Проявление понимания, деликатности, терпимости и такта, учет точки зрения родителей.
6. Личностная готовность педагога открыть самого себя в данной деятельности. Важно соблюдать такт и избегать панибратства.
5. Принципы работы с родителями:
1. Использование навыков положительного общения. Во время общения с родителями надо больше спрашивать и слушать, чем указывать или давать им советы. Следует часто сообщать родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка, использовать индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них. Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, нужно узнать, чего хотят они, а также своевременно и положительно реагировать на предложения, идеи и просьбы родителей.
2. Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения. Педагог помогает членам семей обобщить то, что они хотят для своих детей и для себя. При планировании и предоставлении услуг следует относиться к родителям как к настоящим экспертам по вопросам, связанным с их детьми. Педагог предоставляет родителям право выбора в вопросе о том, когда, где и каким образом они будут участвовать в образовании своего ребенка.
3. Определение и использование положительных черт, сильных сторон воспитанника и семьи. Следует сообщать родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров, посредством записок и т. д. Педагог получает от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребенка и семьи; признает уникальный вклад родителей в прогресс их ребенка и выражает им благодарность.
4. Уважение разнообразия и уникальности семей. Необходимо принимать и уважать мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными и стараться выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем.
5. Создание дружелюбного партнерства между дошкольной организацией и семьей. Педагог предоставляет всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности, делает все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно. Следует давать родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе.
6. Формы работы с родителями:
Для себя я наметила определенный спектр действийдля повышения компетентности и активности родителей, который отражает формы взаимодействия, через которые будет проходить работа и каков ее результат.
Начала работу с изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. С этой целью провелаанкетирование
Совместно с воспитанниками и родителямисоставляем план деятельности на неделю по определенной теме. Например, по теме Моя семья. Воспитанники предлагают нарисовать портреты своих родителей, узнать, кто где живет, сконструировать дом для своей семьи, подобрать фотографии и картинки, составить рассказ о своей семье и др. Собираю детские идеи и записываю их на большом плакате, указываю имя ребенка, предложившего идею, затем помещаю плакат в приемной и родители выступают со своей инициативой, что бы могли предложить они: составить генеалогическое древо, провести спортивный конкурс, подготовить и провести День семьи и др. Таким образом, совместно с воспитанниками и родителями рождается план проектной деятельности.
Итогом работыстановятся четко оформившиеся образовательные запросы: что я хочу для развития своего ребенка и себя как родителя, и повышается рост психолого-педагогической компетентности родителей, развитие их творческой инициативы.
Создаю условия длясамоанализа результатов развития ребенка и самооценки собственного педагогического роста родителей через презентации, проведение конкурсов