Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Медведева Ольга Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»Сценарий образовательной деятельности в старшей группе художественно - эстетического направления на тему:«Чудодейственная берёза – символ России» Медведева О.В г. Арзамас 2018гТема: «Чудодейственная берёза – символ России»Цель: способствовать развитию познавательного интереса к берёзе, как к одному из главных символов России.Задачи: Образовательные - добиться уточнения знаний и расширить представления детей о берёзе нашего края, о её удивительных особенностях, полезных свойствах, полученных при наблюдениях. Развивающие - обеспечить развитие речи, активизации словаря детей на основе углубления знаний о русской красавице - берёзе; обеспечить развитие умения передавать в рисунке характерные особенности березы, выполненными в нетрадиционной технике (рисование листвы сухой, клеевой кистью).Воспитательные - пробудить чувства, интерес и любовь к природе родного края; способствовать формированию эмоциональной и неравнодушной личности в ребёнке.Средства: компьютер и мультимедийная установка, ветки берёзы с бахромой, иллюстрации с изображением берёз и березовой рощи; цветные платочки, ленточки (на каждого ребёнка), стереомагнитофон, листы тонированные, кисти для рисования (разных номеров), клеевые кисти для рисования листьев, подставки для кистей, салфетки.Форма организации - фронтальная, путешествие в осенний лес.Способы:Игровая ситуация (письмо от лесоруба); Наглядный метод, практический (мультимедийная презентация, картинки с изображением берёзы в разные времена года, предметы, сделанные из берёзки, моделирование ситуации);Словесный метод (художественное слово, рассказ-сопровождение); Дидактические, хороводные игры;Рефлексия.Предварительная работа:Наблюдение за берёзой на территории детсада, экскурсия в парк.Знакомство с художниками: И.Э. Грабарь, И.И. Левитан; рассматривание картин и иллюстраций.Заучивание пословиц, загадок, стихов о берёзе.Взаимодействие с родителями: изготовление костюма березки, беседы и консультации «Какую пользу приносит берёза?»Презентации «Белоствольная красавица лесов», «Необычные деревья».Прослушивание музыкальных произведений о берёзе.Г.Ненашева - «Белая берёза под моим окном»; «Песняры»- «Берёзовый сок»; Сябры - «Вы шумите, берёзы»; русская народная песня – «Во поле берёза стояла.Ход образовательной деятельности. Воспитатель: «Сегодня к нам в гости хотел приехать лесник, он решил нам помочь подготовиться к путешествию в осенний лес, но почему-то задерживается без объяснения причины. Подождём ребята?» (предположительные ответы детей)Вдруг раздаётся стук в окно.Воспитатель: Кто-то бросил к нам в окошкоПосмотрите письмецо.Может, это лучик солнцаЧто щекочет нам лицо?Может это воробьишко,Пролетая обронил? - Ребята хотите узнать, кто нам написал письмо?Предположительные ответы детей: - Может от лесного ёжика или лесника. «Здравствуйте ребята! К нам в берёзовую рощу приехали лесорубы, которые хотят вырубить все молодые берёзки и посадить вместо них «необычные деревья» (колбасное дерево, молочное, дерево-лес, дерево- колодец и т.д). Берёзки испугались и куда-то исчезли. Помогите пожалуйста отыскать берёзки и объяснить лесорубам, что берёза-символ красоты русской природы и не стоит их вырубать».Лесник .Воспитатель: «Ребята, кто понял из вас, что это за необычные деревья хотят посадить лесорубы?»Дети: «Наверное говорится о тех необычных деревьях о которых мы вчера вели беседу и все вместе смотрели презентацию «Необычные деревья». Но берёзовая роща сразу превратится в какую-то «лесную столовую» если там лесорубы посадят: молочное дерево, колбасное, дерево-колодец. И запах будет исходить не рощей, а едой!»Воспитатель: «Да, вы, правы! Сейчас я понимаю почему не приехал к нам лесник, в лесу создалась неблагоприятная ситуация. Что же делать, поможем ребята берёзкам?» (предпол. ответы детей).Дети: «Нужно объяснить лесорубам о значение в жизни человека и нашей Родины наличие белоствольных берёзок и рощ».Воспитатель:  В лес осенний, на прогулкуПриглашаю вас пойти.Интересней приключеньяНам, ребята, не найти.Друг за другом становитесьКрепко за руки беритесьПо дорожкам, по тропинкамПо лесу гулять пойдем.Может тут в лесу осеннемНа берёзок набредём?Воспитатель: «Сегодня мы с вами оправились в необыкновенное путешествие, в страну где происходят чудеса. Эта страна называется осенний лес. А пока мы идем, я расскажу вам об этой стране. В этой стране когда прекрасные березы собираются в компанию, то создают по-настоящему волшебный уголок природы. Березовая роща осенью – это удивительно светлое и солнечное место, где даже воздух кажется более прозрачным, чем в других местах. Стоишь среди белых березовых стволов, а вокруг осеннее многоцветие нежных листочков, поднимаешь голову, а там глубокая синева неба. И просто дух захватывает от такой обыкновенной и такой невероятной красоты! Даже не понимаю, почему у лесорубов хочется подняться рука на такую красоту, чем они им помешали? Вот мы и пришли».Воспитатель: «В какой лес мы с вами пришли?» Предполагаемые ответы детей: « Осенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный , дремучий, волшебный». Воспитатель: «Какая тишина и никого нет, здесь и впрямь не видно ни одной берёзки. Значит лесник не шутил по поводу лесорубов».Ребенок: - Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что за зверь ? Какая птица? Все открой , не утаи , Ты же видишь , мы свои!Воспитатель: «Ребята, давайте покличем берёзку, может она услышав, что мы пришли с хорошими намерениями, отзовётся».Дети: - Берёзка ау-ау-ау, отзовись, на полянке появись!Появляется берёзка.Берёзка: «Здравствуйте! Как я рада, что вы не отказали в просьбе лесника! Мы очень сильно испугались, услышав шум пилы лесорубов и решили спрятаться. Вы поможете мне и моим сёстрам берёзкам?»Воспитатель: «Да, мы вам поможем, запишем на диск все детские рассказы и рассуждения о берёзе и отправим его через лесника лесорубам, наверняка они услышав детские рассказы, изменят своё решение спиливать берёзки». Воспитатель:Словно девица русская, приумолкнув, стоит,Над речушкой березка листвой шевелит.Только ветер играет в косах длинных листвы,Только звезды мигают ночью ей с высоты.Рано утром встает она солнце встречать,Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.И, наверно, на свете нет березы родней,Ведь береза – частица России моей.Воспитатель: «Когда рассказывают о России, то чаще всего вспоминают березку. Березы — красавицы русского леса: стройные, тонкие, с длинными хрупкими веточками. Это символ и гордость русского народа! В народе говорят: «Где береза вырастет, там русский человек приживется». О березке сложено множество песен, стихов, потешек, закличек, хороводных игр. Давайте встанем в хоровод, споем знакомую вам песню «Мы вокруг берёзки». Хоровод «Мы вокруг берёзки»Посмотри берёзкаМы к тебе идёмЯркие листочкиМы тебе несёмети идут по кругу)Золотые листикиЗолотом горят.Кружатся с веточкамиХоровод  ребят. (кружатся на месте)Девочки к берёзкеБлиже подойдут.Яркими платочкамиВесело взмахнут.Воспитатель: «Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Россию издавна называли берёзовым краем. Берёзу любили, из уст в уста передавали поверье о ней, слагали стихи и песни, проводили обряды, водили хороводы. Любит наш народ белоствольную красавицу за ее красоту. Берёза привлекательна во все времена года» (показ слайдов).Ребёнок:Эта модница лесная Часто свой наряд меняет: В шубке белой зимой, Вся в серёжках весной, Сарафан зелёный летом, В день осенний в плащ одета. Если ветер налетит, Золотистый плащ шуршит.(Берёза) Проводится игра «Все по домам»Воспитатель выставляет силуэты разных пород деревьев с листьями. Раздает детям листья и говорит: «Перед вами стоят дома, и возле каждого дома растет дерево, у вас в руках листья от дерева под которым стоит ваш дом. Мы гуляем. Но вдруг пошел дождь. Все по домам». Дети поэтому сигналу бегут по домам и становятся рядом с тем деревом, от которого лист. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, ребенку предлагают сравнить свой лист с листьями на дереве, к которому он побежал.Воспитатель: «У всех берез необычная кора. Чем она необычная?»Дети: «Белая, с черными полосками».Воспитатель: «Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева, от чего она защищает?»Дети: «Она защищает от воды, вредных воздействий человека. Но в белой коре есть черные черточки – отдушины». Воспитатель: «Как их называют?»Предполагаемые ответы детей: «Они называются чечевички, через них береза дышит».Воспитатель: «Ребята, отгадайте и объясните старинную народную загадку». Стоит дерево, цветом зелено. В том дереве — четыре угодья: Первое — больным на здоровье, Второе — людям колодец, Третье — от тьмы свет, А четвертым — старым (дряхлым) пеленанье. Дети: «Это березка. Париться в бане березовым веником, готовить лекарство из почек и листьев — «больным на здоровье»; утолять жажду березовым соком — «людям колодец»; освещать жилище лучиной, печь топить березовыми дровами — «от тьмы свет», связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать прохудившиеся лукошки, корзинки — «дряхлым пеленанье». Воспитатель: «Любит наш народ красавицу березку и за ее красоту, и за пользу, которую она приносит. Из бересты делают посуду, туески – корзинки, шкатулки и картины. Почки, молодые листья содержат смолу, витамины. Их заваривают горячей водой и применяют при разных болезнях. А в русской бане душистый березовый веник и горячий пар прогоняют любую хворь».Ребёнок. Исцеляют сок и почки,И лист, и дёготь бересты.От любой болезни точноОтыщешь в ней лекарство ты.Воспитатель: «Береза не только вылечит, но и напоит. Ее сок очень полезен, он содержит аскорбиновую кислоту. А когда можно собирать берёзовый сок?»Предполагаемые ответы детей: «Весной когда ещё не набухли почки. Очень важно не забыть потом закрыть «ранку», замазав её глиной, замазкой, чтобы дерево не погибло. Нельзя брать сок у берез в городских парках, так как нужно особенно беречь и охранять деревья, растущие в городе». Воспитатель: «А что можно получить ещё из березы?»Ответы детей: «Из берёзок делают лыжи, веники, дрова, фанеру, краску для одежды, крем, мебель, посуду для хранения продуктов, берестой крыли крыши, отвары, поделки, игрушки, свежий воздух».Воспитатель: «Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево». Ребёнок:Ты до того, берёзонька, красива,И в полдень жаркий, и в часы росы,Что без тебя немыслима Россия,И я немыслим без твоей красы. Проводится игра «Наряди берёзку» дети по очереди дарят комплименты березке ( белоствольная, русская, красивая, развесистая, нарядная, грустная, плакучая, заречная, ветвистая, высокая, статная, стройная, пышная, тонкая, гладкая, гибкая… кудрявая, раскидистая, лиственная).Воспитатель: «После таких прекрасных слов, я предлагаю вам, ребята в подарок Берёзке нарисовать её и её сестричек, а затем выложить алле и отправить вместе с записью на диске лесникам».Дети отправляются в художественную мастерскую.Самостоятельная работа под муз сопровождение («Вы шумите, берёзы» в исполнении Сябров)После выполнения работы дети выкладывают свои рисунки, рассматривают их, отмечая вместе с воспитателем особенности каждого нарисованного дерева. Берёзка: «Ребята, какие вы художники! Вы так необычно и оригинально изобразили меня и моих сестёр! Вижу я, что вы много обо мне знаете. Мне было очень уютно, интересно с вами. Спасибо за тёплые слова и рисунки. Предлагаю вам пройти между деревьями, как по аллее. Идем и рассматриваем все деревья, оценивая их красоту».Берёзка: «Я хочу сделать вам небольшой сюрприз. У меня есть шкатулка, в которой находятся ленточки. Согласно старинной легенде на берёзе люди завязывали лоскуток ткани, или ленточку и загадывали желание. Я хочу вам их подарить. Когда вы пойдёте на прогулку, каждый завяжет на берёзе свою ленточку и загадает желание, и оно должно обязательно сбыться. (дети берут ленточки)Дети: «Мы обязательно загадаем, чтобы лесорубы не вырубали берёзки, а спиливали лишь старые и трухлявые деревья»Берёзка благодарит и прощается с ребятами. Дети с ленточками одеваются на улицу.Завязывая ленточки на берёзку, дети вспоминают: «О чём мы сегодня говорили на образовательной деятельности? Какие рассуждения были самыми интересными? Что более всего запомнилось?Используемая литература.1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми.- Воронеж: ТЦ«Учитель", 2004. – 159 с.2. Веретенникова С. А., Клыков А. А. Четыре времени года. – М. : Просвещение3. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М. ТЦ «Сфера», 2004. .4. Рыжова Н. А. Деревья - наши друзья. Книга для педагогов и родителей. – М. : Линка-Пресс, 2009г.