Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Кирина Екатерина Игоревна

КАРТОТЕКА игр на развитие речи у детей раннего возраста составила воспитатель МДОУ «Д/с № 161 о.в.» г. Магнитогорска Кирина Е.И.РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. Игра «Солнце или дождик?» Цель. Учить детей выполнять действия соглас-но различному звучанию бубна. Воспитание у де-тей умения переключать слуховое внимание. Краткое описание: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно соби-рать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнет-ся дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА. Игра «Идите с нами играть» Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом. Подготовительная работа. Подобрать игруш-ки: мишку, зайку, лису. Краткое описание: Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоя-нии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. По-зовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, ли-су, зайку, потом играют с ними. Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не крича-ли. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. Игра «Угадай, кто кричит» Цель. Воспитание у детей умения сосредото-чивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию. Подготовительная работа. Подготовить озву-ченные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др. Краткое описание: Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответ-ствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Вы-бранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это. Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей. РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. Сказка «Поспешили - насмешили» Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Раз-витие у детей умения правильно произносить звуки по под-ражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная ра-бота. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки. Краткое описание: Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибе-жала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - короч-ки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбе-жались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. За-ходите, пожалуйста!» Методические указания. Следует сопровождать рас-сказывание сказки показом ее персонажей на фланелегра-фе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Игра «Бабочка, лети!» Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротово-го выдоха. Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку дли-ной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Краткое описание: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, по-смотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, крас-ные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлага-ет детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети ду-ют на бабочек. Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. Игра «Где позвонили?» Цель. Учить детей определять направление зву-ка. Развитие направленности слухового внимания. Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек. Краткое описание: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает во-дящего, который становится в центре круга. По сиг-налу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен ру-кой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «По-ра» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позво-нил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего. Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, во-дящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА. Игра « Не разбуди Катю» Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом. Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, ма-шинку, башенку и др., а также коробку для игрушек. Краткое описание: Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей кук-лой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так пе-дагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе. Методические указания. Следить, чтобы дети го-ворили тихо, но не шепотом. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Игра «Чья птичка дальше улетит?» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспита-ние длительного направленного ротового выдоха. Подготовительная работа. Педагог вырезает из тон-кой бумаги птичек и ярко раскрашивает. Краткое описание: На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четве-рых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные сле-дят, чья птичка дальше улетит. Методические указания. Следить, чтобы дети не наду-вали щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продви-гать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. Игра «Угадай, на чем играю» Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания. Подготовительная работа. Педагог подбирает музы-кальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, органчик и др. Краткое описание: Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушка-ми: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инстру-ментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и игра-ет на нем. Методические указания. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА. Игра «Громко — тихо» Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. Подготовительная работа. Педагог подбирает пар-ные игрушки разных размеров: большую и маленькую ма-шины, большой и маленький барабаны, большую и малень-кую дудочки. Краткое описание: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произ-носят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе ма-шины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот. РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?» Цель. Добиваться правильного воспроизведения деть-ми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукопод-ражанию, а также речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать во-просы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети актив-но использовали звукоподражания. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Мур-муррр! Пугаю кур. Ам-ам! Кто там? Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-у! Молока кому? Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответ-ствующие игрушки. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. Игра «Угадай, что делают» Цель. Учить детей определять действие по звуку. Вос-питание устойчивости слухового внимания. Подготовительная работа. Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, дере-вянный молоточек. Краткое описание: Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревян-ным молоточком по столу, звенит в колокольчик, перелива-ет воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. По-том педагог убирает все за ширму и там повторяет эти дей-ствия, а дети по звуку угадывают, что он делает. Методические указания. Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его проде-монстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предме-ты, близкие по звучанию. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Игра «Пускание корабликов» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длитель-но произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики. Краткое описание: Дети сидят большим полукругом. В центре на малень-ком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на кра-ях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенно-му месту.) Методические указания. Следить, чтобы при про-изнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети про-износили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки. РАЗВИТИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА. Рассказ «Кто как кричит?» Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким го-лосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса. Подготовительная работа. Педагог заготавливает для работы на фланелеграфе картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, пти-цу, птенчика. Краткое описание: Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».) Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «то-неньким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кош-ка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».) А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Вос-питатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу». Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети под-ражают их голосам. Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а го-ворили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ Игра «Угадай, что делать» Цель. Учить детей соотносить характер своих дей-ствий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения пе-реключать слуховое внимание. Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка. Краткое описание: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флаж-ка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на ко-ленях. Методические указания. Взрослому необходимо сле-дить за правильной осанкой детей и правильным выполне-нием движений; чередовать громкое и тихое звучание там-бурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения. РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Рассказ «Песня-песенка» Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Раз-витие речевого слуха. Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в от-ветах детей были звукоподражания, которые в нем даны. Запела девочка песенку. Пела-пела и допела. - Теперь ты, петушок, пой! - Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок. - Ты спой, Мурка! - Мяу, мяу, - спела кошка. - Твоя очередь, уточка! - Кря-кря-кря, - затянула утка. - И ты. Мишка! - Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь. - Ты, лягушка, спой! - Ква-ква-квак-к-к! - проквакала квакушка. - А ты, кукла, что споешь? - Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка! Методические указания. Педагогу следует сопровож-дать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звуко-подражания произносить четко, того же добиваться от де-тей при ответах на вопросы по рассказу. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Игра «Птицеферма» Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей на од-ном выдохе: произносить 3-4 слога. Подготовительная работа. Подобрать звучащие иг-рушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка. Краткое описание: Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам... (показывает курицу) курица. Как она по-здоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко». «Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он по-здоровается с нами?» Дети: «га-га-га». Далее педагог по-следовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания. Методические указания. Сначала говорят все участ-ники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукопод-ражания, другие – 3 - 4. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. Игра «Угадай, кто идет» Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп зву-чания бубна. Подготовительная работа. Педагог готовит 2 кар-тинки с изображением шагающей цапли и скачущего во-робья. Краткое описание: Педагог показывает детям картинку с цаплей и гово-рит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бу-бен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи. Методические указания. Менять темп звучания бубна надо не более 4 - 5 раз. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА. Игра «Дует ветер» Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользо-ваться громким или тихим голосом. Изменение силы голо-са. Подготовительная работа. Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев. Краткое описание: Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветоч-ки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру. Методические указания. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА. Игра «Кто внимательный?» Цель. Учить детей правильно воспринимать словес-ную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха. Подготовительная работа. Подобрать игрушки, с ко-торыми легко производить различные действия. Краткое описание: Дети сидят в 3 ряда напротив стола педагога. (Первый ряд на расстоянии 2-3 м). На столе лежат различные иг-рушки. Взрослый говорит: «Дети, сейчас я буду давать за-дания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепо-том, поэтому сидеть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени и дам задание, а вы проверяй-те, правильно ли оно выполняется. Будьте внимательны. Вова, возьми мишку и посади в машину». Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они меняются местами: второй ряд за-нимает место первого, третий - второго, первый - третьего. Методические указания. Педагогу надо следить, что-бы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания нужно давать короткие и простые. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Игра «Чей пароход лучше гудит?» Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка. Развитие длительного целенаправленно-го ротового выдоха. Подготовительная работа. Педагог заготавливает стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой при-мерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см, делает на них наклейки с именами детей. Краткое описание: Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог го-ворит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каж-дому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе. Методические указания. Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воз-духа должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА Игра «Кот и мыши» Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом. Подготовительная работа. Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми текст стихо-творения. Краткое описание: Дети ходят по кругу, в центре которого присел на кор-точки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят: «Тише, мыши. Тише, мыши. Кот сидит на нашей крыше. Мышка, мышка, берегись! И коту не попадись!» Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами. Методические указания. Следить, чтобы дети не уси-ливали голос, но и не говорили шепотом. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА Упражнение «Гудок» Цель. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Выработка умения регулировать силу голоса. Подготовительная работа. Подготовить картинку с изображением паровоза. Краткое описание: Дети становятся в один ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладо-нями. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одно-временно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают. Методические указания. Сначала упражнение по-казывает сам педагог, затем он вызывает двух детей, кото-рые изображают гудок вместе с ним. Остальные дети дела-ют только движения руками. Потом в игре принимает уча-стие вся группа. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Игра «Подбери по цвету» Цель. Учить детей слитно произносить фразу из двух-трех слов. Выработка плавного речевого выдоха. Подготовительная работа. Подобрать предметные картинки основных цветов и делает из картона кубики тех же цветов без одной грани. Краткое описание: Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, педагог гово-рит: «У кого картинки такого же цвета, как кубик, подой-дите сюда». Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывают в этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики. Методические указания. Следить, чтобы дети го-ворили слова слитно, на одном выдохе. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА. Игра «Угадай, близко или далеко поезд» Цель. Учить детей правильно определять силу голоса. Развитие умения различать на слух силу звука. Подготовительная работа. Подобрать 3 картинки, на которых нарисован поезд. На первой картинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется от нее, провожающие ма-шут вслед. На третьей изображена станция, вдали, за лесом, виден последний вагон поезда. Краткое описание: Педагог ставит на доску 3 картинки с изображением поезда. Он говорит: «Поезд перед отходом со станции гу-дит - ууу. Поезд стоит близко, и мы слышим громкий гудок. (Произносит звук у громким голосом.) Когда поезд отошел от станции и загудел, мы услышали не такой громкий гу-док. (Произносит звукоподражание обычным голосом средней громкости.) А когда поезд ушел далеко и загудел, его уже еле слышно». (Произносит звукоподражание тихим голосом.) Далее педагог произносит звук у с разной силой голо-са, а дети указывают соответствующую картинку. Методические указания. Если дети будут отвечать правильно, то они сами поочередно могут быть ведущими (подавать сигнал голосом разной силы). РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Игра «Когда это бывает?» Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из четырех слов. Развитие плавного ре-чевого выдоха. Подготовительная работа. Подобрать сюжетные картинки (по числу детей) с изображением различных при-знаков времен года. (Раздаточный материал можно взять из лото «Времена года» или подобрать самим из различных книг и журналов.) Краткое описание: Педагог вешает на доску картины, изображающие че-тыре времени года. Снизу к каждой картине прикреплен бумажный карман, в который можно класть маленькие кар-тинки, отражающие различные приметы того или другого времени года («Дети лепят снежную бабу», «Мальчики ве-шают скворечники», «Девочки собирают букеты цветов», «С деревьев опадают желтые листья» и т. д.). Педагог по очереди вызывает детей, дает им по одной картинке. Ребенок подходит к столу, показывает всем свою картинку и отвечает на вопрос, поставленный воспитате-лем, например: «Когда купаются дети в реке?» («Дети ку-паются в реке летом».) Дав полный ответ, он кладет кар-тинку в карман большой картины, на которой изображено соответствующее время года. Методические указания. До начала игры воспитатель объясняет детям, что не следует говорить отрывисто, делая остановки после каждого слова. Если ребенок не может дать полного ответа на вопрос воспитателя или речь его от-рывиста, педагог предлагает образец правильной речи, а за-тем повторяет ответ вместе с ребенком. РАЗВИТИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА. Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту го-лоса. Изменение тона голоса по высоте. Краткое описание: Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопро-вождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает де-тям вопросы, например: «Что сказал Михаил Иванович, ко-гда увидел, что его стул сдвинут?» Дети, отвечая на вопро-сы, меняют соответственно высоту голоса. Методические указания. Взрослый следит, чтобы, подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ива-новичу, дети не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т. е. чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА Игра «Угадай, кто сказал» Цель. Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос. Развитие умения различать высоту голоса. Подготовительная работа. Подобрать картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Ми-хаила Ивановича, Анастасии Петровны и Мишутки). На каждый персонаж - по 8-9 картинок. Краткое описание: Каждый ребенок получает по картинке с изображени-ем одного из медведей. Воспитатель произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, а дети поднимают со-ответствующие картинки. Методические указания. Для того чтобы активизи-ровать внимание детей, педагог нарушает последователь-ность высказываний персонажей, принятую в сказке. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА Игра «Эхо» Цель. Воспитание умения пользоваться тихим и гром-ким голосом. Учить детей говорить громко и тихо. Подготовительная работа. Педагог подбирает кар-тинку «Дети заблудились в лесу». Краткое описание: Дети делятся на 2 группы. Одна изображает детей, ко-торые заблудились в лесу, другая - эхо. Каждая группа рас-полагается в разных углах комнаты. Дети, которые заблу-дились в лесу, громко зовут по имени детей другой под-группы; «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меня-ются ролями. Методические указания. Следить, чтобы дети после называния имени выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторить их слова. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Игра «Определи место игрушки» Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти-шести слов. Развитие длитель-ного речевого выдоха. Подготовительная работа. Взрослый подбирает раз-личные игрушки, хорошо знакомые детям. Краткое описание: Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки (машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.). Вызывая ребенка, он спрашивает: «Между какими иг-рушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов взрослый меняет игрушки местами. По-степенно при повторении игры можно по одной заменять игрушки другими. Методические указания. Проводя игру, педагог сле-дит, чтобы дети говорили неторопливо, не отделяя боль-шими паузами одно слово от другого. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между кук-лой и мишкой». РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Упражнение «Ныряльщики» Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания. Подготовительная работа. Педагог подбирает кар-тинки, на которых изображены ныряющие и прыгающие с вышки дети. Краткое описание: Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Об-хватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнение не больше двух-трех раз. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА Игра «Угадай, как надо делать» Цель. Учить детей на слух определять темп речи и вы-полнять движения в соответствующем темпе. Развитие умения определять на слух изменение темпа речи. Подготовительная работа. Подобрать фразы, обо-значающие действия, которые могут быть выполнены в разном темпе. Краткое описание: Педагог несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит педагог. Так же обыгрываются следующие фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке» и т. п. Методические указания. Взрослый должен про-износить фразу плавно, слитно, повторяя ее 2-3 раза подряд в любом темпе, чтобы детям легче было выполнить движе-ния. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА. Игра «Вьюга». Цель Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому. Изменение силы голоса. Подготовительная работа. Подобрать картинку, на которой изображена вьюга. Краткое описание: Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в зимний вечер. По сигналу педагога «вьюга начинается» де-ти тихо говорят: «ууу...»; по сигналу «сильная вьюга» гром-ко говорят: «ууу...»; по сигналу «вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» замолкают. Методические указания. Желательно, чтобы дети на одном выдохе произносили звук у тихо, затем громко и снова тихо, поэтому взрослый быстро сменяет один сигнал другим. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Игра «Кто лучше надует игрушку?» Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания. Подготовительная работа. Взрослый заготавливает для каждого ребенка надувные детские игрушки маленьких размеров, такие, чтобы их можно было надуть за 3-4 вы-доха. Краткое описание: Педагог показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит за-дание, может поиграть с надувной игрушкой. Методические указания. Игру лучше проводить с под-группами детей из пяти-шести человек. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА Игра «К кому пришел, от кого ушел волк?» Цель. Учить детей по изменению тона голоса определять персонаж. Развитие умения определять на слух изменение тона голоса. Подготовительная работа. Подобрать сюжет-ные картинки: волк пришел в избушку к козлятам; волк пришел к своим волчатам; волк пришел к охотнику; волк уходит от избушки поросят; волк уходит от волчат; волк убегает от охотника. Краткое описание: Педагог ставит на доску 3 картинки, на кото-рых изображен волк, пришедший к козлятам, к вол-чатам, к охотнику. Произносит фразу Волк пришел с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети должны определить, кто это ска-зал - козлята, волчата или охотник. Аналогичная работа проводится по трем другим картинкам (фра-за Волк ушел говорится с радостью, с сожалением, с досадой). Методические указания. Дети должны внима-тельно слушать педагога, надо активизировать их вопросами типа «А почему ты догадался, что это сказали козлята?»