Публикации Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи
Автор: Шавочкина Валентина Акимовна

Опыт работы по теме: «Значение проектной деятельности при организации взаимодействия детского сада и семьи»Автор: В.А. Шавочкина, воспитатель высшей кв. категорииОдним из приоритетных направлений системы образования в период дошкольного детства является взаимодействие детского сада и семьи. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается важным вопросом, решение которого направлено на поиск новых и рациональных путей взаимодействия. Одним из таких путей можно назвать проектный метод, реализация которого позволяет объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Детский сад является первой воспитательной организацией, с которой вступают в контакт родители. От совместных усилий, как родителей, так и педагогов, зависит дальнейшее развитие личности ребенка. Но особые требования предъявляются к воспитателям, которые должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям, своему отношению к детям и родителям. В настоящее время большое значение имеет привлечение родителей к образовательному процессу дошкольного образовательного учреждения, создающего эффективное образовательное пространство в соответствии с ФГОС. Уделяя особое внимание взаимодействию детского сада и семьи, воспитатели ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий. В педагогическую практику разрабатываются и внедряются новые технологии, формы взаимодействия ДОО с семьями. Возможности проектной деятельности дают широкий простор не только для взаимодействия педагогов с родителями, но и являются средством развития творческих способностей воспитателей. В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество, эффективность, происходит смена требований и к дошкольным образовательным учреждениям. Отличительной чертой современного дошкольного учреждения является внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия вариантов педагогической деятельности, а это требует от педагога готовности разрабатывать, осуществлять инновационные проекты и участвовать в них. Участие педагогов дошкольного образования в опытно-экспериментальной, инновационной деятельности, инновационных проектах является показателем постоянного поиска современных моделей организации воспитательно-образовательного процесса, повышения его качества и удовлетворённости всех его участников. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.Проектная деятельность представлена как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с участниками, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В дошкольном образовании использование метода проектов при работе с семьей является одним из важных моментом воспитательно-образовательного процесса. Вместе работая над одним проектом, педагоги, родители и дети образуют детско-взрослое сообщество. Детско-взрослое объединение предполагает партнерскую позицию взрослого. Совместные проекты помогают сплотить коллектив родителей, дает возможность им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в дошкольном возрасте. Особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении с взрослыми. Деятельность взрослых — и педагогов, и родителей — в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, чему в немалой степени способствует проектный метод. Семейные проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой — дают возможность понять и почувствовать, что ты часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, нравственно-эстетическому развитию детей, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения. Анализ недостаточной эффективности взаимодействия педагогов и родителей побудил к поиску средств решения актуальной проблемы. Цель: внедрение проектной деятельности как формы взаимодействия детского сада и семьи. Задачи: 1. Повысить компетентность педагогов в вопросах сотрудничества с семьей. 2. Изменить содержание и формы взаимодействия, развивать работу в рамках проектной деятельности. 3. Перейти от реструктивного (ограничивающего) к конструктивному (развивающему) взаимодействию. На стадии формирования сотрудничества с семьей выделили этапы взаимодействия на основании которых строилась дальнейшая работа: 1 этап - этап рефлексии, осознание педагогами детского сада собственных ошибок и трудностей. 2 этап - изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений. 3 этап - создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка, определение направлений проектной деятельности ДОО и семьи). 4 этап - реализация программы сотрудничества в рамках проектной деятельности. Для решения задач была проведена следующая работа: - изучена литература, определены формы конструктивного сотрудничества с семьей; - разработан план работы с семьей; - введены интерактивные формы, проектная деятельность и методы сотрудничества; - опробованы мероприятия в условиях тесного контакта воспитателей, детей, родителей (в совместной проектной деятельности). В рамках проектной деятельности были раскрыты темы: «Почему ребенку нужна игра?», «Знаете ли Вы своего ребенка?», «Чем и как занять ребенка дома». Организация процесса взаимодействия детского сада и семьи в проектной деятельности представлена в виде итогового проекта «Детский сад, родители и Я - дружная семья!».В рамках работы над проектами была проведена следующая работа: -создание развивающей среды; -оформление стенда «Наши славные дела» (информация о деятельности детей в ДОО в фотографической форме); -картотека игр для домашнего использования; -родительские сочинения «Мой ребенок»; -семейные праздники; -трудовые акции; -открытые занятия; -оформление альбомов; -конкурсы творчества; -семейный календарь; -маршруты выходного дня. Одним из многообразным спектром возможностей для родителей, было участие в пополнении и обогащении развивающей среды: родители шили игрушки, обновляли летом прогулочный участок, мастерили дома для куклы, участвовали в совместной творческой и досуговой деятельности. Совместные мероприятия сплотили семьи, обогатили их культурный опыт. Содержание мероприятий по привлечению родителей в совместную деятельность в рамках проектов было интересным, познавательным, соответствовало потребностям родителей. Результатом совместной и культурно-досуговой деятельности стало творческое самовыражение детей и родителей.Таким образом, проектная деятельность является формой получения знаний, которая базируется на чувстве ответственности, способности принимать решение, способности ориентироваться на интересы других участников, обучение посредством приобретения опыта, самостоятельных действий и толерантности. Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования, нацеленного на преобразование будущего в сфере воспитания и образования подрастающего поколения. Логика организации проектировочной деятельности предусматривает предварительную проработку идей, вариантов нового объекта, конструирование и моделирование частей и предшествует непосредственному ее проведению. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги детского сада, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных книг; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам и пр. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества. Результаты активности родителей: в начале учебного года - 10 родителей, в конце учебного года – 19 родителей. Деятельность взрослых (и педагогов, и родителей) в рамках проектной деятельности и в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Проектная деятельность - это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность. Таким образом, использование проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия детского сада и семьи. Литература:
  • Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н. А. Кочкина. — М.: Мозаика-синтез, 2012. — 112 с.
  • Мигунова Е. В. Инновации в подготовке педагогов дошкольного образования к взаимодействию с семьей / Е. В. Мигунова // Вектор науки ТГУ. - 2013. - № 3 (14). — С.175–178.
  • Ребане Н. А. Проектный метод во взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста [Элесурс] / Н. А. Ребане // Сборник: Развитие родительских компетенций; Отв. ред. Т. А. Семенова. - М., 2015. -С. 188–191.
  • Токарева Т. М. Нравственно-эстетическое развитие дошкольников во взаимодействии детей, родителей и педагогов ДОО [Текст] / Т. М. Токарева.
  • Значение проектной деятельности при организации взаимодействия ДОО и семьи // Молодой ученый. -2016. - №23.2. - С. 70-74.
  • Макарова О. В. Значение проектной деятельности при организации взаимодействия ДОО и семьи // Молодой ученый. - 2016. -№23.2. - С. 70-74.