Публикации Всероссийский конкурс

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Всероссийский конкурс
Автор: Толстикова Людмила Александровна


Внеурочная деятельность
Краеведение
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года
Автор- составитель:
Толстикова Л.А.Учитель начальных классов
г. Пермь, 2018Пояснительная записка
Настоящая программа предлагается для обеспечения факультативного курса краеведения для учащихся начальной школы. С учётом имеющихся ресурсов программа характеризует условия, в которых планируется организовать кружковую работу, анализ ресурсов, цели и задачи данного курса, расписание занятий, учебно-тематический план, ожидаемые результаты, заключение, в котором приводится дополнительная информация.
Программа Краеведение имеет основной целью пробудить интерес к родному краю, желание беречь общий дом и заботиться о нём.
Знать свой край, любить и беречь – это даже не задача всего человечества и каждого в отдельности, это нормальное ощущение комфорта и спокойствия, без которого наша жизнь превращается в выживание.
Программа Краеведение раскрывает с экологической точки зрения многие стороны жизни Человека и Природы в Пермском крае, является дополнительным источником материала о природе, истории и культуре нашей области.
Одна из наиболее актуальных проблем программы – научить жить на Земле, жить друг с другом в гармонии, начиная с самого раннего возраста, чтобы наш край попал в заботливые и надёжные руки.
Необходимость изучения данной программы в том, что Прикамье – это территория близкая и доступная нам уже с детства, потому уже сейчас нужно узнать и понять детям, как прекрасен и неповторим наш общий дом, как необходимы ему наши внимание и забота.
Познакомить детей, как в нашем уникальном крае появились люди, как складывались их отношения с окружающим миром, как развитие цивилизации повлекло за собой возникновение экологических проблем и как, наконец, здоровая среда обитания и здоровье человека стали оцениваться как национальное достояние. Судьба нашей планеты, – а значит и Прикамья, и каждого из нас, – зависит от наших отношений друг с другом, с природой, окружающим миром, зависит от наших знаний и наших поступков.
Программа модифицированная. При разработке был использован комплекс учебных программ краеведческой направленности: “Народоведение” А.И. Лазарева, “Краеведение” под ред. В.М. Кузнецова, “История Южного Урала” М.С. Салминой, “История Южного Урала с организацией исследовательской деятельности” М.С. Салминой.
Методологической основой разработки программы являются следующие документы:
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.06 №06 – 1844 Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе.
Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. №28-02-484/16. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России.
Письмо Министерства образования РФ от 20.05.03 г. №28-51-391/16 О реализации дополнительных образовательных программ В УДОД.
Как составить учебную программу (методические рекомендации) ГОУ ДПО(ПК) С Марийский институт образования, Йошкар-Ола, 2005 г. Автор: В.А.Красильникова
Журнал Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи, М.,№5 2006 г.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании(2013 года), реализация дополнительных общеобразовательных программ направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Цели и задачи
Цели курса:
Формирование гуманистического мировоззрения, любви к родному Краю, и экологической культуры.
Задачи курса:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей и культурой своего края;
- Познакомить с основами экологической культуры;
- Изучить литературу о знаменитых людях Прикамья;
- Научить работать с литературой, подбирать необходимый материал, писать рефераты, доклады, сообщения.
Развивающие:
- Развить творческое отношение к краеведческой и экологической деятельности;
- Развивать интерес к окружающему миру.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей желание к совместной деятельности;
- Пробудить стремление вести здоровый образ жизни, улучшить психологическое и физическое состояния детей;
- Воспитывать у детей чувство патриотизма;
- Привить детям нравственно-экологическую культуру.
Принципы
Организация образовательного процесса с обучающимися основа на следующих педагогических принципах:
- доступности: содержание программы, формы и методы организации образовательного процесса должны соответствовать возрастным особенностям детей;
- наглядности: применение разнообразных дидактических материалов (схем, карточек, плакатов, видео материалов);
- связи теории с практикой: систематическая работа по воплощению теоретических знаний в практическую работу, в т.ч. самостоятельную; рациональное соотношение в программе теоретических и практических часов.
- последовательности: содержание программы основано на постепенном усложнении выполняемых заданий и творческих работ.
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных, важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методы и приемы:
Программа предусматривает применение педагогических методов и приемов, что позволяет сделать обучение эффективным и целенаправленным.
Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам.
Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся.
Практическая работа необходима при отработке навыков и умений.
Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.
Педагогические технологии, используемые в обучении:
Личностно-ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Формы и методы учебно-воспитательного процесса:
Методы: словесные (беседа, лекция, семинар), практические (экскурсия, творческая работа, выставка, самостоятельная работа, практикум, исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов).
Формы занятий: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Формы и методы контроля:
Конспект;
Отчёт об экскурсии;
Итоговые выставки творческих работ;
Портфолио и презентации исследовательской деятельности;
Участие в районных и городских конкурсах исследовательских работ;
Презентация итогов работы на заседании городского научно краеведческого общества Чистый город.
Предполагаемый результат:
По окончании обучения обучающиеся должны ЗНАТЬ:
основные понятия Краеведение и Экология;
Познакомиться с историей и культурой своего края;
Изучить литературу о знаменитых людях Прикамья;
Научиться работать с литературой, подбирать необходимый материал, писать рефераты, доклады, сообщения.
.
УМЕТЬ:
проектировать свою деятельность;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оформлять результаты своей работы;
Развить интерес к окружающему миру.
ИМЕТЬ:
Развитое чувство патриотизма;
навыки элементарной исследовательской деятельности;
логическое мышление и внимание;
навыки самостоятельной работы с различными источниками информации;
творческие способности;
навыки краеведческой и экологической культуры;
навыки коллективной работы.
Предполагаемый результат (дополнительно по годам обучения)
По окончании 1 учебного года обучающиеся должны:
ЗНАТЬ:
- Родословие;
- Свой адрес;
- Свой район;
- Пермских детских писателей (Л. Кузьмин, Е. Трутнева);
- Растительность пермских лесов;
- Известных людей г. Перми.
УМЕТЬ:
- Выполнять правила поведения в окружающей обстановке;
- Подбирать материал по теме.
ИМЕТЬ:
- Желание вести ЗОЖ.
По окончании 2 учебного года учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
- Историю возникновения города;
- Достопримечательности города;
- Пермских писателей (Л. Давыдычев, В. Воробьёв);
- Животных Прикамья;
- Знаменитых людей г. Перми.
УМЕТЬ:
- Участвовать в конкурсах, мероприятиях;
- Выпускать альбомы, газеты с материалами о Прикамье;
ИМЕТЬ:
- Желание вести поисковую работу.
По окончании 3 учебного года учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
- Природу Прикамья;
- Заповедные места;
- Народы Прикамья;
- Народное искусство Прикамья;
- Замечательных людей Прикамья;
- Геологию;
- Экологию.
УМЕТЬ:
- Вести исследовательскую работу;
- Писать рефераты и делать сообщения;
- Выпускать кружковые газеты, кроссворды, экологические плакаты;
- Писать отзывы о мероприятии.
ИМЕТЬ:
- Стремление к изучению своего края и охране природы.
Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
- Литература для обучающихся;
- Канцтовары (бумага, карандаши, линейки, ластик, ножницы и т.д.);
- Медикаменты;
- Телевизор.
2. Методическое обеспечение:
- Программа коллектива;
- Методическая литература;
- Энциклопедии;
- Флаг, герб, гимн Перми;
- Видеоматериалы.
3. Нормативные документы:
- Руководящие документы в сфере образования
- Списки детей, заявления от родителей, договоры, соглашения, сведения о детях, медицинская справка.
- Журнал занятий коллектива ДО.
Общие сведения о коллективе
1 год обучения: - наполняемость группы не менее 15 человек,
- основной возраст – 7 – 8 лет (1 класс),
- количество общих часов – 144 в год (4 часа в неделю).
2 год обучения: - наполняемость группы не менее 13 человек,
- основной возраст – 8 – 9 лет (2 класс),
- количество общих часов – 216 в год (6 часов в неделю).
3 год обучения: - наполняемость группы не менее 11 человек,
- основной возраст – 9 – 10 лет (3 класс),
- количество общих часов – 216 в год (6 часов в неделю).
Учебно-тематический план(1 год обучения)

Образовательный блок
Тема
Количество часов
Формы учебных занятий
Формы подведения итогов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
1) Знакомство с предметом;
2) Правила ТБ.
6
4
2
Беседа.
Анкетирование.
Тестирование.
2
Пермский край.
1) Малая Родина;
10
7
3
Беседа.
Практическое занятие.
Опрос.
Выставка.
Викторина.
2) Семья;
10
7
3
3) Район;
10
7
3
4) Моя улица.
10
7
3
3
Пермские писатели.
1) Л. Кузьмин;
6
4
2
Беседа. Практическое занятие. Дискуссия.
Опрос.
Наблюдение.
Конкурс.
Выставка.
2) Е. Трутнева;
6
4
2
3) А. Тумбасов;
7
4
3
4) Б. Ширшов.
7
4
3
4
Растительность пригородных пермских лесов.
1) Хвойные деревья;
8
5
3
Беседа. Практическое занятие. Экскурсия.
Опрос.
Выствка.
Контрольный урок.
Таблица отзывов.
2) Лиственные деревья;
8
5
3
3) Кустарники;
8
5
3
4) Это интересно.
8
5
3
5
Известные люди.
1) Пермяки – герои ВОв;
30
25
5
Экскурсия.
Беседа.
Дискуссия.
Опрос.
Таблица отзывов.
2) Трудовой подвиг.
8
4
4
6
Итоговое занятие.
Анкетирование.
2
-
2
Анкетирование.
Анализ ответов.
Итого:
144
97
47
Содержание программы(1 год обучения)
1. Вводное занятие.
1) Знакомство с предметом:
Зачем необходимо знать свой край? Ознакомление с программой.
2) Правила ТБ.
Правила ТБ на занятиях, экскурсиях и в быту.
2. Пермский край.
1) Малая Родина:
Преобразование маленькой деревни в город. Посещение места возникновения города. Подготовка сообщений.
2) Семья:
Составление родословной по фотоальбомам, рисункам. Подготовка рассказов о своей семье.
3) Район:
Почему он так назван: Дзержинский? Сообщения о районе. Какие заводы, учебные заведения, памятники есть в районе. Экскурсии к памятным местам (к бюсту Дзержинского на площади ул. Хохрякова). Викторина о районе.
4) Моя улица:
Беседа об улицах, на которых живут учащиеся. Что находится на этих улицах, почему они носят такое название. Экскурсия по проспекту Парковый. Наблюдение за новостройками. Рисунки детей Моя улица - выставка.
3. Пермские писатели.
1) Л. Кузьмин:
Биография писателя. Чтение его произведений и стихов: Башмаки – простаки, Капитан Коко и Зелёное Стёклышко, Шагал один чудак. Составление кроссворда по книгам Кузьмина.
2) Е. Трутнева:
Биография писательницы. Чтение стихов Трутневой. Конкурс на лучшего чтеца.
3) А. Тумбасов:
Чтение книг писателя: Смелый гриб, Дрёма луговая, Капельки. Обсуждение прочитанного. Конкурс рисунков – выставка.
4) Б. Ширшов:
Биография писателя. 100 загадок Шишова. Разгадывание загадок. Чтение стихов о своём крае Ширшова. Выставка книг писателей.
4. Растительность пригородных пермских лесов.
1) Хвойные деревья:
Названия деревьев, их отличительные черты. Охрана деревьев. Выставка рисунков Хвойные деревья. Экскурсия в парк. Игра Найди дерево по названию.
2) Лиственные деревья:
Разновидность лиственных деревьев. Гербарии. Экскурсия в парк. Выставка рисунков. Подготовка сообщений о пользе деревьев.
3) Кустарники:
Кустарники и травы. Редкие растения. Полезные растения. Ядовитые растения (вороний глаз, волчеягодник и т.д.). Охрана растений. Подготовка сообщений. Выставка рисунков. Экскурсия в парк.
4) Это интересно:
Мифы и легенды о растениях.
5. Известные люди.
1) Пермяки – герои ВОв:
Изучение материалов о героях края. Встреча с участниками фронта. Выезд к мемориалу Скорбящая мать. Улицы, названные в честь героев фронта и тыла. Подготовка сообщений о родственниках, которые работали в тылу или были на войне. Изготовление поздравительных открыток ветеранам.
2) Трудовой подвиг:
Подготовка сообщений о труде своих бабушек, дедушек в тылу. Чтение литературы о трудовом подвиге пермяков в тылу в годы ВОв. Просмотр слайдов.
6. итоговое занятие.
Анкетирование:
Выявление ЗУН за 1 год обучения путём анкетирования. Анализ ответов.
Наметить задачи на 2 год обучения.
Учебно-тематический план(2 год обучения)

Образовательный блок
Тема
Количество часов
Формы учебных занятий
Формы подведения итогов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
1) Знакомство с программой на год;
2) Правила ТБ.
6
4
2
Беседа.
Анкетирование.
Тестирование.
2
Пригородные пермские леса.
1) Деревья и кустарники города;
4
2
2
Беседа.
Экскурсия.
Практические занятия.
Опрос.
Викторина.
Выставка.
2) Лесная зона в парке Балатово;
4
2
2
3) Лесная аптека;
4
2
2
4) Ядовитые растения;
4
3
1
5) Это интересно.
4
3
1
3
Основание города Пермь.
1) Начало города. От Брюхановки до Егошихи;
10
5
5
Беседа.
Экскурсия.
Опрос.
Тест.
2) Улица Сибирская;
10
5
5
3) Улица Покровская;
10
5
5
4) Герб, гимн, флаг;
6
4
2
5) Администрация края (губернатор, мэр).
8
5
3
4
Достопримечательности города.
Музеи и театры Перми.
34
12
22
Презентация.
Экскурсия.
Беседа.
Таблица отзывов детей.
Выставка.
5
Пермские писатели.
1) А. Н. Спешилов;
10
8
2
Практические занятия.
Беседа.
Экскурсия.
Викторина.
Опрос
Выставка.
2) В. воробьёв;
10
8
2
3) Л. Давыдычев;
10
8
2
4) Книжкина неделя;
6
4
2
5) Главная библиотека Прикамья им. Горького.
10
8
2
6
Животные Прикамья.
1) Крупные животные;
10
6
4
Видеопросмотр.
Практические занятия.
Экскурсия.
Беседа.
Опрос.
Тестирование.
2) Средние животные;
8
6
2
3) Мелкие животные.
8
6
2
7
Пермяки в годы ВОв.
1) Пермяки – герои СССР;
12
10
2
Экскурсия.
Практические занятия.
Беседа.
Опрос.
Наблюдение.
2) Боевые ордена в моей семье;
12
9
3
3) Трудовой подвиг пермяков в годы ВОв.
12
9
3
8
Итоговое занятие.
Подведение итогов за год.
4
2
23
Тестирование.
Анализ ответов.
Итого:
216
136
80
Содержание программы(2 год обучения)
1. Вводное занятие.
1) Знакомство с программой на год:
Знакомство с программой на 2 год обучения.
Выявление уровня знаний путём анкетирования.
2) Правила ТБ:
Беседа по правилам ТБ на занятиях.
2. Пригородные пермские леса.
1) Деревья и кустарники города:
Знакомство с флорой Пермского края. Подготовка сообщений. Игра Найди дерево по названю.
2) Лесная зона в парке Балатово:
Экскурсия в парк Балатово. Разнообразие деревьев и растений.
3) Лесная аптека:
Лекарственные растения (зверобой, крапива, тысячелистник). Гербарий. Подготовка сообщений. Выставка рисунков. Написание рефератов.
4) Ядовитые растения:
Разновидность ядовитых растений (мухомор, волчьи ягоды, вороний глаз и т.д.). Предотвращение отравления. Первая медицинская помощь при отравлении.
5) Это интересно:
Редкие растения, занесённые в красную книгу (орхидея, прострел (сон-трава), лиственница). Что означает Красная книга?
3. Основание города Пермь.
1) Начало города. От Брюхановки до Егошихи:
Возникновение города Пермь. Основатель – В. Н. Татищев. Экскурсия по городу, посещение памятника Татищеву. Губернский город Пермь. Подготовка сообщений. Экскурсия на место Пермская диорама. Составление кроссворда.
2) Улица Сибирская:
Первая главная улица – Сибирская. Название улицы после революции – ул. К. Маркса. Экскурсия в старинные учреждения: Городской театр (ныне Театр оперы и балета), Дом благородного собрания (клуб УВД), Казённая палата (администрация города), Александровская мужская гимназия (корпус мед. академии).
3) Улица Покровская:
Знакомство с главной улицей города – ул. Ленина (ранее – ул. Покровская). История названия. Покровский собор (ныне здание фарм. академии). Пешеходная экскурсия по ул. Ленина. Крупные старинные дома: Особняк купца Грибушина (дом учёных), церковь Марии Магдалины (институт генетики), духовное училище (институт искусства и культуры). Кинотеатр Триумф - один из самых старых кинотеатров.
4) Герб, гимн, флаг:
5) Администрация края (губернатор, мэр):
Администрация города, края. Выпуск газеты с материалами о Прикамье.
4. Достопримечательности г. Перми.
Музеи и театры Перми:
История театров. Экскурсии в музеи и театры (краеведческий музей, художественная галерея, театр кукол, ТЮЗ, театр драмы, цирк). После посещения – обсуждение, составление таблицы отзывов. Выставка рисунков. Оформление фотовыствки. Написание сочинений о впечатлениях от экскурсий.
5. Пермские писатели.
1) А. Н. Спешилов:
Чтение сказок. Рисование иллюстраций к сказкам. Выставка работ.
2) В. воробьёв:
Чтение сказок. Инсценировка сказок. Викторина.
3) Л. Давыдычев:
Книги: Жизнь Ивана Семёнова, Эта милая Людмила.
Обсуждение прочитанного. Отзывы о прочитанном.
4) Книжкина неделя:
Проведение праздника книги. Оформление выставки.
5) Главная библиотека Прикамья им. Горького:
Экскурсия в библиотеку.
6. Животные Прикамья.
Просмотр слайдов и видеофильмов о животных. Работа с энциклопедиями. Подготовка сообщений. Экскурсия в парк Балатово к месту обитания белок.
1) Крупные животные:
Лось, медведь, кабан, олень.
2) Средние животные:
Рысь, волк, лиса, заяц.
3) Мелкие животные:
Белка, соболь, бобр.
7. Пермяки в годы ВОв.
1) Пермяки – герои СССР:
Работа с литературой – поиск материалов о героях. Экскурсия к памятным местам. Экскурсия в краеведческий музей.
2) Боевые ордена в моей семье:
Написание сочинений Боевые ордена моих родственников. Изготовление и рассылка поздравительных открыток с Днём победы пожилым людям. Встреча с ветеранами.
3) Трудовой подвиг пермяков в годы ВОв:
Запись воспоминаний своих бабушек и дедушек о том, как они трудились в тылу. Поисковая работа.
8. Итоговое занятие.
Подведение итогов за год.
Тестирование по курсу Краеведение за 2 год обучения.
Учебно-тематический план(3 год обучения)

Образовательный блок
Тема
Количество часов
Формы учебных занятий
Формы подведения итогов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
1) Ознакомление с программой 3-го года обучения;
4
3
1
Беседа.
Наблюдение.
Анкетирование.
Тест.
2) Составление плана работы;
2
2
-
3) Беседа о безопасности жизнедеятельности на занятиях.
2
1
1
2
Знакомьтесь: Пермская земля.
1) Где она?
3
2
1
Беседа.
Практические занятия.
Экскурсия.
Опрос.
Выставка.
2) Какая она?
3
2
1
3) Символы земли пермской;
4
2
2
4) Заповедники Прикамья;
4
2
2
5) Крупные города Пермского края.
8
8
-
3
Человек и природа.
1) Первые люди в Прикамье;
8
8
-
Просмотр видеофильма.
Беседа.
Творческое задание.
Выставка.
2) Наскальные изображения на Вишере.
8
6
2
4
Геология.
1) Визитная карточка древнего Пермского края;
4
2
2
Беседа.
Экскурсия.
Практические занятия.
Опрос.
Выставка. Выпуск газеты.
Творческое задание.
2) Кунгур. Ледяная пещера;
8
2
6
3) Кладбище пермских ящеров;
8
8
-
4) Подарки Нептуна и Хозяйки медной горы;
8
4
4
5) Чёрное золото Прикамья.
8
4
4
5
Климат Прикамья.
1) Основные климатические характеристики;
8
3
5
Беседа.
Экскурсия.
Практические занятия.
Наблюдение.
Дневник наблюдений.
2) Народная мудрость гласит.
8
4
4
6
Воды края.
1) Край рек;
8
4
4
Экскурсия.
Практические занятия.
Опрос.
Отзывы детей.
2) Кама – Перми начало;
8
4
4
3) Знаете ли вы, что….
10
4
6
7
Почвы.
1) Почва – наш защитник;
8
6
2
Беседа.
Практическое занятие.
Опрос.
Наблюдение.
2) Зона рискованного земледелия;
6
4
2
3) Народная мудрость гласит.
10
4
6
8
Растительный мир.
1) Край, богатый лесами;
8
4
4
Беседа. Презентация по ИКТ.
Экскурсия.
Опрос.
Наблюдение.
Викторина.
Тестирование.
2) Это интересно…;
12
6
6
3) Симбиоз – это надежда.
4
2
2
9
Становление культуры в Прикамье.
1) Слияние человека с природой;
6
4
2
Экскурсия.
Опрос.
Отзывы детей.
Выставка.
2) Крестьянский дом;
10
2
8
3) Художественные ценности края;
17
4
13
4) Пермская деревянная скульптура.
15
4
11
10
Путь к цивилизации.
1) Хозяева земли Пермской;
20
10
10
Беседа.
Экскурсия.
Практическое занятие.
Наблюдение.
Опрос.
Выставка.
Отзывы детей.
Анкетирование.
2) Экология Перми;
12
4
8
3) Центр культуры;
8
2
6
4) Взгляд в будущее.
10
10
-
11
Замечательные люди Прикамья.
1) Наши славные земляки (Граль, Серебренников, Воронцов, Генкель, Дягилев, Мамин-Сибиряк).
20
10
10
Экскурсия.
Беседа.
Выставка.
Отзывы детей.
12
Солдатская судьба.
1) Александр Покрышкин;
8
4
4
Беседа.
Конкурс.
Опрос.
Анализ выступления.
2) Пермские поэты о войне. В. Радкевич (к 80-летию со дня рождения).
22
10
12
13
Итоговое занятие.
Беседа о курсе Краевед.
4
2
2
Викторина.
Тест.
Итого:
324
167
157
Содержание программы(3 год обучения)
1. Вводное занятие.
1) Ознакомление с программой 3-го года обучения;
2) Составление плана работы:
Составление плана работы с учётом пожеланий детей.
3) Беседа о безопасности жизнедеятельности на занятиях:
Инструктаж ТБ во время проведения занятий и экскурсий.
2. Знакомьтесь: Пермская земля.
1) Где она?
Знакомство детей с расположением Прикамья на карте. Когда образовалось Прикамье.
2) Какая она?
Какая она? Большая или маленькая. Площадь Прикамья.
3) Символы земли пермской:
Рассказ о 1-м, 2-м, 3-м – новом гербе 1995 г.. Рисование гербов. Подготовка к выставке рисунков гербов.
4) Заповедники Прикамья:
Знакомство с заповедниками Прикамья: Вишерским, Басеги. Чтение тематической литературы. Экскурсия в ботанический сад. Знакомство с основателем – профессором Пермского университета Вороновым Г. А.
5) Крупные города Пермского края:
Рассказ о крупных городах Пермского края: Кунгур, Усолье, Соликамск, Оса, Лысьва.
3. Человек и природа.
1) Первые люди в Прикамье:
Показ видеофильма. Сбор материала о первых людях Прикамья. Подготовка и защита презентаций.
2) Наскальные изображения на Вишере:
Сообщение педагога и показ иллюстраций с наскальными изображениями, найденными в Вишере. Подготовка к выставке рисунков.
4. Геология.
1) Визитная карточка древнего Пермского края:
Рассказ о том, что море приходило на Пермскую землю не один раз и оставило много следов. Главными свидетелями являются: широкое распространение легкорастворимых пород (известняка, гипса, соли), наличие в земных слоях пермского периода окаменелостей (скелетов морских и сухопутных животных, раковин моллюсков, стволов деревьев), открытия месторождений полезных ископаемых (соль, нефть, уголь), связанных с осадочными морскими отложениями и др.
2) Кунгур. Ледяная пещера:
Экскурсия в Кунгурскую ледяную пещеру – древний геологический памятник природы, который сформировался 10 тыс. лет назад.
Оформление фотостенда, выпуск газеты.
3) Кладбище пермских ящеров:
Работа с иллюстрациями древних пресмыкающихся, которые были обнаружены у д. Ежово в районе г. Очёр. Экскурсия в краеведческий музей г. Очёр и в г. Пермь.
Работа с литературой.
4) Подарки Нептуна и Хозяйки медной горы:
Знакомство детей с минералами, которые добывают в Прикамье.
Подготовка сообщений о полезных ископаемых и их применении. Написание и защита рефератов. Оформление выставки рефератов.
5) Чёрное золото Прикамья:
Месторасположение нефти. Работа с картой полезных ископаемых Прикамья. Подготовка сообщений.
5. Климат Прикамья.
1) Основные климатические характеристики:
Правила ведения дневника наблюдений, подведения итогов по результатам наблюдений.
2) Народная мудрость гласит:
Сбор материала с народными пословицами, приметами о погоде. Оформление газеты о народных приметах.
6. Воды края.
1) Край рек:
Водный фонд области: сколько рек, озёр, прудов, водохранилищ, какие из них самые глубокие и большие по площади.
2) Кама – Перми начало:
Роль р. Кама: общественно-исторический фактор, Кама – промышленная.
Экскурсия на р. Кама.
Написание сочинений.
3) Знаете ли вы, что…:
Роль воды в жизни человека. Вода – минерал, без которого на Земле нет жизни.
Работа с литературой. Составление кроссворда.
7. Почвы.
1) Почва – наш защитник:
Роль почвы в природе. Виды почв.
2) Зона рискованного земледелия:
Зона рискованного земледелия. Охрана почв. Карта почв.
3) Народная мудрость гласит:
Работа с литературой: поиск пословиц и поговорок о почве. Оформление газеты. Написание сообщений.
8. Растительный мир.
1) Край, богатый лесами:
Типы лесов: еловые, широколиственные, сосновые леса, лесостепные участки. Показ презентации о лесах.
2) Это интересно…:
Реликтовые (редкие) растения: астрагал кунгурский, росянка, лиственница, сон-трава и др. Написание и подготовка сообщений.
Экскурсия в лесной массив Балатово.
Наблюдение за растениями. Викторина о растениях.
3) Симбиоз – это надежда:
Лишайники – полезное сожительство двух организмов.
9. Становление культуры в Прикамье.
1) Слияние человека с природой:
Пермский звериный стиль (VII – X век), представленный многочисленными монетками, подвесками, объёмными изображениями животных, птиц, рыб. Обереги. Одухотворение человеком природы. Происхождение каждого древнего рода (велось от какого-то животного, которое считалось братом по крови).
2) Крестьянский дом:
Убранство дома. Экскурсия в краеведческий музей.
3) Художественные ценности края:
Экскурсия в художественную галерею. Художники края. Оформление газеты.
4) Пермская деревянная скульптура:
Экскурсия в Хохловку – музей под открытым небом. Составление фотовыставки.
10. Путь к цивилизации.
1) Хозяева земли Пермской:
Землевладельцы Строгановы (XVII в.). Появление промышленности на Урале.
2) Экология Перми:
Экологическая проблема в Прикамье. Участие в акциях: Чистая вода, Береги природу. Изготовление экологических плакатов. Написание рефератов.
3) Центр культуры:
Пермь – главный центр науки и культуры. Экскурсия по городу.
4) Взгляд в будущее:
Беседа о том, что судьба планеты зависит от отношений людей друг с другом, с природой, со всем окружающим миром, от поступков людей.
11. Замечательные люди Прикамья.
1) Наши славные земляки (Граль, Серебренников, Воронцов, Генкель, Дягилев, Мамин-Сибиряк):
Знакомство детей с биографиями знаменитых людей Прикамья: А. Г. Генкель – профессор, ботаник; Ф. Х. Грааль – врач; Мамин-Сибиряк – писатель и т.д.).
Подготовка сообщений. Экскурсия в музей Дягилева в гимназии № 11.
12. Солдатская судьба.
1) Александр Покрышкин:
Подвиг А. покрышкина. Подготовка сообщений.
2) Пермские поэты о войне. В. Радкевич (к 80-летию со дня рождения):
Знакомство с творчеством Радкевича. Проведение конкурса чтецов.
13. итоговое занятие.
Беседа о курсе Краевед:
Выявление ЗУН по пройденному материалу. Отзывы детей о курсе. Викторина Знаешь ли свой край?.
Учебно-тематический план(4 год обучения)

Образовательный блок
Тема
Количество часов
Формы учебных занятий
Формы подведения итогов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
1) Ознакомление с программой 3-го года обучения;
4
3
1
Беседа.
Наблюдение.
Анкетирование.
Тест.
2) Составление плана работы;
2
2
-
3) Беседа о безопасности жизнедеятельности на занятиях.
2
1
1
2
Первоначальное заселение Прикамья человеком
1) Процесс формирования человека
6
4
-
Опрос.
Выставка рисунков.
2) Древнейшие люди на Западном Урале
8
4
4
3) Прикамье в эпоху среднего нового каменного века
8
4
4
3
Первобытные земледельцы и скотоводы в нашем крае.
1) Наш край в период раннего железного века.
8
8
-
Экскурсия в музей.
Беседа.
Творческое задание.
Выставка.
2) Гляденовцы-древние земледельцы земли Пермской
8
6
2
4
Наш край в IV-XI в.в.
1) Прикамье в эпоху великого переселения народов.
2)Население Прикамья в VII-XIв.в.
3) Духовная культура населения Прикамья в эпоху раннего Средневековья.
10
8
10
6
6
6
4
2
Беседа.
Презентация.
Опрос.
Выставка. Выпуск газеты.
Творческое задание.
5.
Наш край в XI-XIVв.в.
1) Хозяйство и территория родановской культуры;
4
2
2
Беседа. Экскурсия. Практические занятия.
Дневник наблюдений.
2) Костюм и украшения родановских племен;
4
2
2
3) Духовная культура родановских племен;
4) Общественный строй родановцев
4
4
2
2
2
2
6.
Русские в Прикамье.
1) Русь и Прикамье в XI-XIII в.в.
8
4
4
Практические занятия.
Экскурсия.
Опрос.
Отзывы детей.
2) Начало освоения Верхнего Прикамья русскими в XIV-XVIв.в.
10
6
4
3) Христианство и язычество в Прикамье.
8
4
4
7.
Именитые люди Строгановы.
1) Строгановы-хозяева земель пермских;
12
6
6
Практическое занятие.
Беседа.
Опрос. Наблюдение.
2) Сибирское взятие и Прикамье.
12
8
4
8.
Пермяки-солены уши.
1) Пермские села;
2) Городки Камские;
3) Уральское солеварение.
8
8
8
6
6
2
2
2
6
Беседа.
Экскурсия.
Презентации детей.
Опрос. Наблюдение. Тестирование.
9.
В крестьянской горнице.
1) Крестьянские хоромы;
16
10
6
Экскурсия.
Опрос. Отзывы детей. Выставка.
2)Питание и домашняя утварь
18
10
8
3) По одежке встречают.
14
10
4
10.
Образование Пермской губернии и города Перми
1)Предыстория г.Перми
24
16
8
Беседа.
Практические ззанятия.
Опрос.
Выставка. Анкетрование.
2)Иные города Пермской губернии.
26
18
8
11.
Прикамье и революция (1917-1920г.г.)
1)Пламень революции;
8
6
2
Беседа. Экскурсия.
Выставка. Отзывы детей.
2)И пошел брат на брата;
8
8
-
3) Явление НЭПА
4
2
2
12.
Пермский край в 1941-45 г.г.
1) Народная поддержка фронту;
6
4
2
Беседа.
Конкурс.
Опрос.
Анализ выступления.
2) Ратные подвиги пермяков;
6
4
2
3) Сельское хозяйство в годы войны.
6
6
-
13.
Бытовая культура населения Прикамья в XVIII-XX в.в.
1)Крестьянское жилище в Прикамье 18-20 в.в.;
2)Календарная обрядность и праздники пермских крестьян;
3)Итоги курса.
6
6
4
10
8
2
4
4
2
Викторина.
Тест.
Содержание программы.
(4 год обучения).
1.Вводное занятие.
1). Вводное занятие.
2). Составление плана работы с учетом пожелания детей.
3). Беседа о безопасности жизнедеятельности на занятиях.
2. Первоначальное заселения Прикамья.
1). Как происходил процесс становления человека?
2). Где были обнаружены древние представители рода человеческого?
3). Климатические изменения.
3. Первобытные земледельцы.
1). Орудия труда и различные металлы-медь, олово, железо.
2). Археологическая культура.
3). Расцвет коневодства.
4. Наш край в IV-XI в.в.
1). Поселения народов по северу Чердынского района.
2). Известные пермские археологи: Теплоуховы, А.В. Шмидт, В.А.Оборин.
3). Пермский звериный стиль.
5. Хозяйство и территория родановской культуры.
1). Экскурсия в краеведческий музей.
2). Рисование украшений женщин и средневековых предметов.
6. Чем привлекало Прикамье русских людей?
1). Рассказ о влиянии на население Прикамья славянского язычества, о популярном боге Перуне.
7. Именитые люди Строгановы.
1).Рассказ об именитом роде Строгановых, известных солепромышленниках.
2). Ознакомление с биографией народного героя казанского атамана Ермака Тимофеевича. Открытие торной дороги в Сибирь.
8. Пермяки-солены уши.
1). Сбор материала детьми о возникновении населенных пунктов. Подготовка презентаций.
2). Сообщение педагога о старых центрах XVIв. Чердыни, Соликамска.
3). Экскурсия к памятнику Пермяки-солены уши. Первые русские соляные промыслы в окрестностях г.Чердыни.
9. В крестьянской горнице.
1). Рисование детьми жилища русского крестьянина.
2). Наблюдение детьми в гостях у бабушки в деревне деталей старинного интерьера.
10. Образование города Перми. В.Н.Татищев.
1). Знакомство детей с расположением Прикамья на карте, площадь.
2). Рассказ о крупных городах Пермского края: Кунгур, Усолье, Оса.
11.Прикамье и революция.
1). Выделить основные причины крестьянских восстаний 1918г.
Где отмечены наиболее значительные восстания?
2). Дать ответ на вопрос о последствиях НЭПа.
12. Пермский край в годы войны.
1). Подготовить сообщения, презентации об участии родственников в ВОВ.
2). Сбор материала о труженниках тыла.
13. Бытовая культура Прикамья в XVIII-XX в.в.
1). Экскурсия в г.Краснокамск.
Сообщения, отзывы детей.
2). Мини-сочинение Один день в старообрядческой семье.
3). Беседа о курсе Краевед.
Выявление ЗУН по пройденному материалу. Отзывы детей, викторина, тестирование.
Список литературы
Н. А. Князева Маленький пермяк, - П., 2000 г.;
Ю. Дмитриев Большая книга леса, - М., 1974 г.;
В. Михайлюк Город мой Пермь, - П., 1973 г.;
С. Торопов Дорогами народной славы, - П., 1984 г.;
Ю. Алянский Азбука театра, - М., 1990 г.;
Золотые звёзды Прикамья, - П., 1988г.;
Герасимов Животный мир нашей Родины, - М., 1985 г.;
Растительный мир Прикамья, - П., 1988 г.;
Верзилин По следам Робинзона, - М., 1956 г.;
Меерзюк На чём город стоит и чем знаменит, - М., 1973 г.;
Подюков Сны, приметы, загадки, - П., 1994 г.;
Смирнов Лес, - М., 1969 г.;
Литература Прикамья, - П., 2001 г.;
Энциклопедии.
Черных, Похожаева Твоё Прикамье.
Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе.-2002.-№ 3.- С.40-47.
Интернет ресурсы:
1.
2. экология
3.
Приложение 1.
Карта вводного контроля
№ п/п
Год обучения
Возраст (класс)
Мотивация
Самооценка
Коммуни кабельность
ЗУН
Творческая активность
Работо способность
Примечание
ФИО ребёнка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Дата заполнения:
Подпись педагога:
Мониторинг освоения образовательной программы
учебный год _____________________________________
наименование творческого объединения_______________
Ф.И.О. педагога____________________________________
год обучения ______________________________________
общее количество учащихся в группе __________________
Уровень качества освоения образовательной программы
Количество учащихся, (чел.)
Процентное соотношение,
(%)
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Дата заполнения:
Подпись педагога:
Низкий
Средний
Высокий
Отсутствие работы
Отсутствие работы
Отсутствие работы
2
Работа не аккуратная, небрежная, грязная.
Работа не аккуратная, небрежная.
Не старательная. Низкий уровень сложности.
3
Задание выполнено, но далеко не качественно.
Задание выполнено на низком уровне сложности.
Выполнено, но не старательно.
4
Старательное выполнение задания.
Выполнено чисто, до конца.
Выполнено на высоком уровне сложности.
5
33