Публикации
педагогический дивертисмент
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: педагогический дивертисмент
Автор: Федорова Людмила Борисовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: педагогический дивертисмент
Автор: Федорова Людмила Борисовна
МОУДО Железногорская детская школа искусств
Педагогический дивертисмент
на тему
Путешествие в мир русской музыки
Преподаватель первой
квалификационной категории
Федорова Л.Б.
Железногорск, 2019г.
Педагогический дивертисмент на тему "Путешествие в мир русской музыки"
План-конспект открытого урока.
Тема урока: "Путешествие в мир русской музыки".
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-концерт.
Цель урока: создать условия для демонстрации
учащимся своих достижений в овладении навыками
игры на инструментах: домра, гитара.
Задачи урока: образовательные.
Сформировать представление о музыке русских композиторов с 19-го века и до наших дней. 2.Прививать учащимся навыки передачи содержания музыки в соответсвии с авторским замыслом. 3.Создать условия для формирования понятия резерва беглости, так как она обеспечивает техническую непринужденность. 4.Создать условия для формирования понятия "эстрадная выдержка", чтобы исключить возможность неуверенности игры на сцене. Воспитательные. 1.Расширять кругозор учащихся. 2.Развивать память, внимание, мышление, моторику пальцев. 3.Содать условия для развития познавательного интереса и стремления к новым достижениям в исполнительстве. 4.Создать условия, не допускающие физического и технического утомления от исполнения музыкального произведения. Методы. Словесный: рассказ преподавателя. Практический: исполнение учащимся музыкального произведения. Оборудование: инструменты, стул, подставка. Структура урока-концерта. 1.Организационная а)приветствие; б)актуализация темы. 2.Теоретическая часть: рассказ преподавателя. 3.Практическая часть: исполнение учащимся музыкального произведения. 4.Заключительная часть.
Ход урока Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия - Великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда были в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства. Русская, и как продолжение, советская и российская композиторская свое начало школа, берет свое начало 18-ом веке. Один из значимых профессиональных композиторов того времени, заслуживающий упоминания в Великой истории российской музыки стал Д. С. Бортнянский. Русская композиторская школа в 19-ом веке объединила европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух. Михаил Глинка очень удачно и талантливо использовал в своей музыкерусские народные интонации и мелодии. Его гениальная музыка по духу чисто русская, а по форме-европейская. Слова М. Глинки: "Музыку сочиняет народ, а мы её только оркеструем". Эту идею подхватили другие композиторы и это стало правилом, которому стали следовать многие композиторы. Объединенная этой идеей, стала формироваться русская композиторская школа. В историю вошли самые талантливые и гениальные композиторы. Среди них Антон Рубинштейн. Антон Григорьевич Рубинштейн пианист, композитор, педагог. Как пианист А. Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей исполнительства всех времен. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862-ом году, в Петербурге первая русская консерватория, среди его учеников; Петр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почетное место среди классических образцов русского музыкального искусства. Неиссякаемая энергия позволила А. Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность. Романс "Ночь", пьеса из сочинения "Петербургские вечера" написанный на стихи А. С. Пушкина, прекрасное произведение А. Рубинштейна. При первом впечатлении музыка кажется слегка старомодной, однако уже после нескольких звуков, понимаешь, как это все трогательно, романтично и трепетно. 1). А. Рубинштейн, "Романс", исполняет Игнатов Роман, концертмейстер Веденина Светлана Павловна. 2). Как вы думаете, какая самая дорогая мелодия на свете в прямом смысле этого слова? (пауза).Правильный ответ: "Мелодия" А. Рубинштейна. За её посвящение княгине Елене Павловне Романовой А. Рубинштейн получил деньги на открытие консерватории в Санкт-Петербурге. Послушайте эту драгоценную мелодию в исполнении Салгаловой Вероники, концертмейстер Извекова Татьяна. Михаил Тимофеевич Высотский; русский гитарист-виртуоз, композитор и педагог, еще один из представителей творцов 19-го века. В детстве одаренному мальчику, сыну крепостного, удалось получить несколько уроков игры на семиструнной гитаре у гитариста-виртуоза Семена Аксенова. После Отечественной войны 1812-го года, молодой М. Высотский получил "вольную" и поселился в Москве, где сразу приобрел известность и популярность. Знакомится с выдающимися русскими поэтами, музыкантами, художниками. Среди почитателей его таланта Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Антон Дельвиг. Юный М. Лермонтов, очарованный импровизациями М. Высотского, посвящает ему свое стихотворение "Звуки". "Что за звуки! Неподвижно внемлю сладким звукам я; забываю вечность, небо, землю, самого себя." Музыкальному языку М. Высотского присущи простота и лаконизм. В своем творчестве, М. Высотский опирался на богатейшие фольклорные традиции, черпая вдохновение в русской песне. Игра его отличалась нежной задушевностью и певучестью. Элегия-лирический жанр, имеющий характер лирического размышления. Исполняет Чёрный Данила. Петр Петрович Булахов автор многих известных романсов. Музыкальные произведения П. Булахова не утеряли своей ценности до сих пор. И многие из них входят в репертуар современных исполнителей. О жизни и творчестве самого композитора, известно очень мало. П. Булахов был скован тяжёлой болезнью, в результате которой постоянно находился в инвалидном кресле. Прикованный к креслу, разбитый параличом, молчаливый, в себя ушедший, в минуты вдохновения он творил свои сочинения. Некоторые романсы были впоследствии музыкально обработаны композиторами и музыкантами следующих поколений. Обр. А. Колосова: Колокольчики мои", исполняет Мулюкина Майя. В творчестве композиторов советской эпохи, важными были две тенденции: возвращение к духовной и собственно художественным истокам национальной традиции. Советская эпоха выдвинула перед композиторами вполне определенные задачи. Творчество, ориентированное на широкие массы слушателей, должно было отвечать духу своего времени. Музыка претерпела различные изменения и подвергалась влиянию множеству событий, которые проходили в то время. Жанр музыки для народных инструментов был одним из самых древних и демократичных. Особое место в истории жанра занимает Юрий Николаевич Шишаков, советский композитор: заслуженный деятель РСФСР, окончил муз. пед. им. Гнесиных, где в дальнейшем преподавал. Вряд-ли найдется музыкант-народник, который не играл его сочинений, многие из которых и сегодня звучат с неподдельной свежестью. Ю. Шишаков "Юмореска", исполняет Чеботарев Кирилл, концертмейстер Извекова Т. А. Вера Николаевна Городовская-композитор, исполнительница на гуслях, народная артистка РСФСР училась в Московской консерватории по классу фортепиано, была солисткой Государственного оркестра русских народных инструментов им. Осипова и играла на клавишных и щипковых гуслях. В её творчестве много сочинений и обработок для оркестра, гусли, балалайки и домры. В. Н. Городовская принадлежит к плеяде композиторов-классиков, чья музыка легла в основу репертуара практически всех музыкантов и оркестров, играющих на народных инструментах России и далеко за её пределами. Обработка В. Городовской Под окном черемуха колышется. Исполняет Мовчан Екатерина. Концертмейстер Веденина С. П. Чекалов Павел Владимирович, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Павел Владимирович сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Служил в летном полку и был летчиком. П. В. Чекалов писал музыку практически для всех фильмов Шукшина. Его произведения удивительно точно, отразили суть Шукшинских фильмов: любовь к России, к русским людям, боль за них и любование ими. Полька Дедушка, исполняет Симкин Алексей, концертмейстер Веденина С. П. Лоскутов Анатолий Николаевич-заслуженный работник культуры, окончил Ленинградскую консерваторию по классу домра. Преподавал в Калининградском муз. колледже, один из организаторов Калининградского оркестра русских народных инструментов. А. Лоскутов блестящий исполнитель не только на домре, но и на гитаре. Он писал прекрасную музыку для этих инструментов. А. Лоскутов Экспромт, исп. Староверов Евгений.
Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и творящих сегодня? Почти ничего. Между тем, в России много новых и интересных композиторов, именно они – лицо современной России. К сожалению новые музыкальные произведения, практически отсутствуют в нашем пространстве музыкальных школ российской глубинки, в абсолютном большинстве произведения этих композиторов просто не доходят. Мы живем с новыми композиторами в одно время, однако не стоит ждать, когда имена этих композиторов станут очень известными. Наши дети, юные музыканты, должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и жить в мире современной музыки и ее создателей.
Валерий Петрович Калинин живет в городе Новосибирск, на берегах реки Обь. Он кончил музыкальный колледж Им.Гнесиных в г.Москва. Композитор, аранжировщик и преподаватель, автор сборников для юных гитаристов. Послушайте пьесу из детского альбома.
Виктор Калинин- Золотые рыбки. Исполняет – Багров Михаил.
Много хороших музыкальных произведений называются – просто: Пьеса, Этюд, Анданте, Аллегро. А не надоела ли вам музыка без всякого названия? Согласитесь, значительно интереснее, когда играя на гитаре, вы сразу же представляете про что вы играете! Про дремучий лес, про хмурый вечер, про ежика в тумане или про то, как лифт испортился, или даже про то, что вчера вечером уроки делать было не охота.
Петербургский композитор Людмила Ивановна Иванова, очень хорошо себе представляет, про что она пишет музыку. Может быть поэтому ее музыка так нравится юным гитаристам. Слушать ее можно не только в классе, но и на концерте и даже на конкурсе.
Людмила Иванова – пьеса из сюиты Театр приехал - Карабас-Барабас: исполняет Вифлянцев Святослав.
Виктор Владимирович Гуркин – композитор, составитель сборников, хрестоматий для гитары.
Виктор Гуркин – сентиментальная прелюдия, посвященная Татьяне Лариной, исполняет Иванов Иван.
Польдяев Владимир Васильевич, проживает в г.Москва. Композитор, педагог дополнительного образования, дирижер и создатель ансамбля народных инструмент Лира. Его Сочиненные пьесы для балалайки, домры, баяна, фортепиано, ансамблей и оркестра народных инструментов – пополнили репертуар для русских народных инструментов.
Владимир Польдяев – полька Диалог. Исполняет Игнатова Оксана. Концертмейстер Веденина С.П.
Не измеримо богатство русской музыки! На протяжении свыше десяти столетий складывались и развивались ее традиции в тесном соприкосновении с музыкальной культурой других стран. И в постоянном взаимодействии с другими видами художественного творчества. Русская музыка, важнейшая часть русской культуры. Подобно русской литературе, поэзии, живописи, театру она ярко отражает все этапы общественной жизни. В ее многообразных жанрах и формах нашли свое воплощение история народа его освободительная борьба, характер русского человека, своеобразие русской природы и быта.
На протяжении всего нашего урока ученики старались донести до вашего внимания характер музыки русских композиторов различных эпох, передать ее содержание, в соответствии с авторским замыслом. Готовясь к этому уроку-концерту, учащиеся расширили свой кругозор, закрепили свои технические навыки и воплотили на сцене музыкальные, художественные образы. Урок создал условия для дальнейшего развития учащихся познавательного интереса и стремления к новым достижениям в исполнительстве.
Педагогический дивертисмент
на тему
Путешествие в мир русской музыки
Преподаватель первой
квалификационной категории
Федорова Л.Б.
Железногорск, 2019г.
Педагогический дивертисмент на тему "Путешествие в мир русской музыки"
План-конспект открытого урока.
Тема урока: "Путешествие в мир русской музыки".
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-концерт.
Цель урока: создать условия для демонстрации
учащимся своих достижений в овладении навыками
игры на инструментах: домра, гитара.
Задачи урока: образовательные.
Сформировать представление о музыке русских композиторов с 19-го века и до наших дней. 2.Прививать учащимся навыки передачи содержания музыки в соответсвии с авторским замыслом. 3.Создать условия для формирования понятия резерва беглости, так как она обеспечивает техническую непринужденность. 4.Создать условия для формирования понятия "эстрадная выдержка", чтобы исключить возможность неуверенности игры на сцене. Воспитательные. 1.Расширять кругозор учащихся. 2.Развивать память, внимание, мышление, моторику пальцев. 3.Содать условия для развития познавательного интереса и стремления к новым достижениям в исполнительстве. 4.Создать условия, не допускающие физического и технического утомления от исполнения музыкального произведения. Методы. Словесный: рассказ преподавателя. Практический: исполнение учащимся музыкального произведения. Оборудование: инструменты, стул, подставка. Структура урока-концерта. 1.Организационная а)приветствие; б)актуализация темы. 2.Теоретическая часть: рассказ преподавателя. 3.Практическая часть: исполнение учащимся музыкального произведения. 4.Заключительная часть.
Ход урока Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия - Великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда были в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства. Русская, и как продолжение, советская и российская композиторская свое начало школа, берет свое начало 18-ом веке. Один из значимых профессиональных композиторов того времени, заслуживающий упоминания в Великой истории российской музыки стал Д. С. Бортнянский. Русская композиторская школа в 19-ом веке объединила европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух. Михаил Глинка очень удачно и талантливо использовал в своей музыкерусские народные интонации и мелодии. Его гениальная музыка по духу чисто русская, а по форме-европейская. Слова М. Глинки: "Музыку сочиняет народ, а мы её только оркеструем". Эту идею подхватили другие композиторы и это стало правилом, которому стали следовать многие композиторы. Объединенная этой идеей, стала формироваться русская композиторская школа. В историю вошли самые талантливые и гениальные композиторы. Среди них Антон Рубинштейн. Антон Григорьевич Рубинштейн пианист, композитор, педагог. Как пианист А. Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей исполнительства всех времен. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862-ом году, в Петербурге первая русская консерватория, среди его учеников; Петр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почетное место среди классических образцов русского музыкального искусства. Неиссякаемая энергия позволила А. Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность. Романс "Ночь", пьеса из сочинения "Петербургские вечера" написанный на стихи А. С. Пушкина, прекрасное произведение А. Рубинштейна. При первом впечатлении музыка кажется слегка старомодной, однако уже после нескольких звуков, понимаешь, как это все трогательно, романтично и трепетно. 1). А. Рубинштейн, "Романс", исполняет Игнатов Роман, концертмейстер Веденина Светлана Павловна. 2). Как вы думаете, какая самая дорогая мелодия на свете в прямом смысле этого слова? (пауза).Правильный ответ: "Мелодия" А. Рубинштейна. За её посвящение княгине Елене Павловне Романовой А. Рубинштейн получил деньги на открытие консерватории в Санкт-Петербурге. Послушайте эту драгоценную мелодию в исполнении Салгаловой Вероники, концертмейстер Извекова Татьяна. Михаил Тимофеевич Высотский; русский гитарист-виртуоз, композитор и педагог, еще один из представителей творцов 19-го века. В детстве одаренному мальчику, сыну крепостного, удалось получить несколько уроков игры на семиструнной гитаре у гитариста-виртуоза Семена Аксенова. После Отечественной войны 1812-го года, молодой М. Высотский получил "вольную" и поселился в Москве, где сразу приобрел известность и популярность. Знакомится с выдающимися русскими поэтами, музыкантами, художниками. Среди почитателей его таланта Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Антон Дельвиг. Юный М. Лермонтов, очарованный импровизациями М. Высотского, посвящает ему свое стихотворение "Звуки". "Что за звуки! Неподвижно внемлю сладким звукам я; забываю вечность, небо, землю, самого себя." Музыкальному языку М. Высотского присущи простота и лаконизм. В своем творчестве, М. Высотский опирался на богатейшие фольклорные традиции, черпая вдохновение в русской песне. Игра его отличалась нежной задушевностью и певучестью. Элегия-лирический жанр, имеющий характер лирического размышления. Исполняет Чёрный Данила. Петр Петрович Булахов автор многих известных романсов. Музыкальные произведения П. Булахова не утеряли своей ценности до сих пор. И многие из них входят в репертуар современных исполнителей. О жизни и творчестве самого композитора, известно очень мало. П. Булахов был скован тяжёлой болезнью, в результате которой постоянно находился в инвалидном кресле. Прикованный к креслу, разбитый параличом, молчаливый, в себя ушедший, в минуты вдохновения он творил свои сочинения. Некоторые романсы были впоследствии музыкально обработаны композиторами и музыкантами следующих поколений. Обр. А. Колосова: Колокольчики мои", исполняет Мулюкина Майя. В творчестве композиторов советской эпохи, важными были две тенденции: возвращение к духовной и собственно художественным истокам национальной традиции. Советская эпоха выдвинула перед композиторами вполне определенные задачи. Творчество, ориентированное на широкие массы слушателей, должно было отвечать духу своего времени. Музыка претерпела различные изменения и подвергалась влиянию множеству событий, которые проходили в то время. Жанр музыки для народных инструментов был одним из самых древних и демократичных. Особое место в истории жанра занимает Юрий Николаевич Шишаков, советский композитор: заслуженный деятель РСФСР, окончил муз. пед. им. Гнесиных, где в дальнейшем преподавал. Вряд-ли найдется музыкант-народник, который не играл его сочинений, многие из которых и сегодня звучат с неподдельной свежестью. Ю. Шишаков "Юмореска", исполняет Чеботарев Кирилл, концертмейстер Извекова Т. А. Вера Николаевна Городовская-композитор, исполнительница на гуслях, народная артистка РСФСР училась в Московской консерватории по классу фортепиано, была солисткой Государственного оркестра русских народных инструментов им. Осипова и играла на клавишных и щипковых гуслях. В её творчестве много сочинений и обработок для оркестра, гусли, балалайки и домры. В. Н. Городовская принадлежит к плеяде композиторов-классиков, чья музыка легла в основу репертуара практически всех музыкантов и оркестров, играющих на народных инструментах России и далеко за её пределами. Обработка В. Городовской Под окном черемуха колышется. Исполняет Мовчан Екатерина. Концертмейстер Веденина С. П. Чекалов Павел Владимирович, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Павел Владимирович сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Служил в летном полку и был летчиком. П. В. Чекалов писал музыку практически для всех фильмов Шукшина. Его произведения удивительно точно, отразили суть Шукшинских фильмов: любовь к России, к русским людям, боль за них и любование ими. Полька Дедушка, исполняет Симкин Алексей, концертмейстер Веденина С. П. Лоскутов Анатолий Николаевич-заслуженный работник культуры, окончил Ленинградскую консерваторию по классу домра. Преподавал в Калининградском муз. колледже, один из организаторов Калининградского оркестра русских народных инструментов. А. Лоскутов блестящий исполнитель не только на домре, но и на гитаре. Он писал прекрасную музыку для этих инструментов. А. Лоскутов Экспромт, исп. Староверов Евгений.
Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и творящих сегодня? Почти ничего. Между тем, в России много новых и интересных композиторов, именно они – лицо современной России. К сожалению новые музыкальные произведения, практически отсутствуют в нашем пространстве музыкальных школ российской глубинки, в абсолютном большинстве произведения этих композиторов просто не доходят. Мы живем с новыми композиторами в одно время, однако не стоит ждать, когда имена этих композиторов станут очень известными. Наши дети, юные музыканты, должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и жить в мире современной музыки и ее создателей.
Валерий Петрович Калинин живет в городе Новосибирск, на берегах реки Обь. Он кончил музыкальный колледж Им.Гнесиных в г.Москва. Композитор, аранжировщик и преподаватель, автор сборников для юных гитаристов. Послушайте пьесу из детского альбома.
Виктор Калинин- Золотые рыбки. Исполняет – Багров Михаил.
Много хороших музыкальных произведений называются – просто: Пьеса, Этюд, Анданте, Аллегро. А не надоела ли вам музыка без всякого названия? Согласитесь, значительно интереснее, когда играя на гитаре, вы сразу же представляете про что вы играете! Про дремучий лес, про хмурый вечер, про ежика в тумане или про то, как лифт испортился, или даже про то, что вчера вечером уроки делать было не охота.
Петербургский композитор Людмила Ивановна Иванова, очень хорошо себе представляет, про что она пишет музыку. Может быть поэтому ее музыка так нравится юным гитаристам. Слушать ее можно не только в классе, но и на концерте и даже на конкурсе.
Людмила Иванова – пьеса из сюиты Театр приехал - Карабас-Барабас: исполняет Вифлянцев Святослав.
Виктор Владимирович Гуркин – композитор, составитель сборников, хрестоматий для гитары.
Виктор Гуркин – сентиментальная прелюдия, посвященная Татьяне Лариной, исполняет Иванов Иван.
Польдяев Владимир Васильевич, проживает в г.Москва. Композитор, педагог дополнительного образования, дирижер и создатель ансамбля народных инструмент Лира. Его Сочиненные пьесы для балалайки, домры, баяна, фортепиано, ансамблей и оркестра народных инструментов – пополнили репертуар для русских народных инструментов.
Владимир Польдяев – полька Диалог. Исполняет Игнатова Оксана. Концертмейстер Веденина С.П.
Не измеримо богатство русской музыки! На протяжении свыше десяти столетий складывались и развивались ее традиции в тесном соприкосновении с музыкальной культурой других стран. И в постоянном взаимодействии с другими видами художественного творчества. Русская музыка, важнейшая часть русской культуры. Подобно русской литературе, поэзии, живописи, театру она ярко отражает все этапы общественной жизни. В ее многообразных жанрах и формах нашли свое воплощение история народа его освободительная борьба, характер русского человека, своеобразие русской природы и быта.
На протяжении всего нашего урока ученики старались донести до вашего внимания характер музыки русских композиторов различных эпох, передать ее содержание, в соответствии с авторским замыслом. Готовясь к этому уроку-концерту, учащиеся расширили свой кругозор, закрепили свои технические навыки и воплотили на сцене музыкальные, художественные образы. Урок создал условия для дальнейшего развития учащихся познавательного интереса и стремления к новым достижениям в исполнительстве.