Публикации Здоровьесберегающая деятельность в школе в условиях реализации ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающая деятельность в школе в условиях реализации ФГОС
Автор: Бредгауер Елена Анатольевна

Квест как форма организации групповой работы на интегрированных уроках в малокомплектной школеЕ.А. Бредгауер, Е.М. КузнецоваБюджетное общеобразовательное учреждение Полтавского муниципального района Омской области «Краснопутиловская основная школа»Проблема развития личности актуальна на всех этапах обучения школьника, особенно если обучение осуществляется в условиях малокомплектной школы.Считаем актуальной выбранную тему, так как сокращение численности населения в сельской местности привело к увеличению числа малокомплектных школ, в которых ученики учатся в классах-комплектах. В БОУ «Краснопутиловская ОШ» обучение в среднем звене ведется в трех классах-комплектах, где планирование занятий происходит по принципу однотипности предметов. [3 с.11] Сама система работы заставляет обратиться к проблеме интеграции в малокомплектной школе.Интеграция является принципом разворачивания предметного материала в рамках каждой предметной области. Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающего как общими, так и частными средствами общепредметные задачи по усвоению школьниками знаний и формированию интеллектуальных умений (деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, учебных действий, совместной коллективной деятельности).[3 с.18-19 ]Многие знают, что такое квест, - это приключенческая игра с особым сюжетом, где каждый игрок выполняет отведенные ему задачи. Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Актуальность в использовании квестов сегодня осознаётся многими. ФГОС нового поколения требует применения технологий деятельностного типа в образовательном процессе. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей. Квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками, невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Обучающиеся могут дополнять квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих ребят. Использование квестов - это один из приемов деятельностного подхода к обучению. Используя на уроках русского языка и литературы такую форму работы, можно проследить реализацию следующих целей:Воспитательные: - вызывать интерес к предмету; -развивать чувство самостоятельности, дисциплинированности, поиска. Образовательные: -обобщить знания по теме квеста; -формировать ключевые понятия: (дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, честность, порядочность) - обучать ребят самостоятельному приобретению новых знаний, - побуждать к исследовательской деятельности с использованием, в том числе и различных информационных ресурсов; - развивать познавательный интерес к предмету; -развивать у обучающихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать;- стимулировать обучающихся на совместное творчество через работу в команде, воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение доказывать правильность принятого решения. В каждом квесте для ребят обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового. В нашей школе квест изначально нашел применение при организации досуга детей в летней оздоровительной кампании ещё в 2010 году. Данная форма организации отдыха детей представляла собой прохождение тематических станций, на которых нужно было выполнить различные задания, направленные на выявление и развитие физических, интеллектуальных и творческих способностей отдыхающих. Квест стал одной из самых любимых форм досуга у детей всех возрастов. В дальнейшем квест занял свое место и при проведении внеклассных мероприятий, таких, как День Здоровья, День защиты детей и т.д. На интегрированных уроках форма квеста практикуется нами в течение трех лет. Предлагаем вашему вниманию мастер-класс по проведению интегрированного урока литературы, музыки и изобразительного искусства в классе-комплекте (для учащихся 5-6 класса). Данный урок проводится в конце изучения творчества А.С. Пушкина, параллельно с этим на уроках музыки и изобразительного искусства проводится подготовительная работа с репродукциями картин и музыкой к сказкам А.С. Пушкина.Тема мастер-класса: Квест как форма организации групповой работы на интегрированных уроках в малокомплектной школеЦель мастер-класса: Обобщение и распространение опыта в проведении интегрированных уроков в форме квеста в условиях малокомплектной школы Задачи:
  • Ознакомить педагогов с особенностями интеграции в условиях малокомплектной школы;
  • Предложить практические рекомендации, направленные на эффективное использование квеста на интегрированных уроках;
  • Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
  • План действий:
  • Организационный этап:
  • Приветственное слово
  • Цели и задачи мастер-класса
  • Актуализация знаний
  • Формирование умений и навыков
  • Подведение итогов (рефлексия)
  • Организационный момент
  • Приветственное слово, деление участников мастер-класса на группы.
  • Определение темы занятия путем проведения игры «Пентагон»[1] - задается три вопроса, от более сложного к менее сложному, участники угадывают автора – А.С. Пушкина и вместе с мастером формулируют тему и цели занятия.
  • Актуализация знаний:
  • Мастер предлагает по описанию узнать героинь сказок А.С. Пушкина (Царевну-лебедь, Спящую царевну, Шамаханскую царицу). Далее дается установка, «погружение» в игровую ситуацию: каждая группа должна спасти одну из героинь, похищенных Черномором, пройдя испытания. Каждая группа выполняет одно из заданий и отмечает в маршрутном листе его выполнение и оценивает работу группы и степень активности каждого участника в выполнении задания по трехбалльной системе.
  • Формирование умений и навыков:
  • Задание для 1-й группы: кроссворд. Разгадав кроссворд, вы сможете прочитать по вертикали название известного произведения А.С.Пушкина.
  • Задание для 2-й группы: по репродукциям картин угадать название сказки, из которой похищена вторая героиня.
  • Задание для 3-ей группы: прослушать фрагменты музыкальных произведений и выбрать из представленных вариантов название той сказки, к которой эти фрагменты относятся.
  • Подведение итогов (рефлексия)
  • Анализ полученных результатов в маршрутном листе, рефлексия с помощью метода «Чемодан, мясорубка, корзина».[2]На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.Мясорубка – информацию переработаю.Корзина – всё выброшу.Участникам мастер-класса предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на занятии. Библиографический список
  • Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие/М.Г. Ермолаева.- Санкт- Петербург: СПбГУПМ, 2003.
  • Л.С. Кожуховская, И.В. Позняк. Рефлексивные техники, методы и приемы. «Народная асвета», 2009, №4
  • Организация учебно-воспитательной работы в малокомплектной сельской школы: методические рекомендации/ под ред. Н.В. Федосеенкова. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИПКПК, 2009.