Публикации Работа с детьми ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с детьми ОВЗ
Автор: Черняк Рауза Гарифьяновна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум»Годовой отчёт работы социального педагога ГБПОУ «КГСТ»за 2018-2019 учебный год.Выполнила: Черняк Р.Г.социальный педагог ГБПОУ «КГСТ»Работа социального педагога проводилась согласно плана работы 2018-2019 учебного года, основная цель которого: - социальная зашита детей-сирот;- предупреждение отклонения в поведении студентов и обучающихся.-оказание помощи в преодолении кризисных ситуаций;-организация целенаправленной работы по формированию правовой культуры обучающихся.Первоочередной задачей, было составление социального паспорта на текущий год (см. приложение), а также картотеки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекаемых, детей из многодетных семей, детей, потерявших кормильца. На протяжении учебного года происходило выявление неблагополучных студентов и их семей.Численность студентов по состоянию: Работа социального педагога осуществлялась на основе разработанного годового плана и индивидуальных планов:-плана работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди студентов техникума;-плана работы с детьми-сиротами и детьми, оставшиеся без попечения родителей и лицами из их числа;-плана работы с «трудными» обучающимися.Основные направления деятельности социально-педагогической работы1.Справочно-информационное: В группах лиц ОВЗ обучается на 1 курсе: 19 чел., на 2 курсе 21 чел.Количество детей - инвалидов меняется в зависимости от результатов переосвидетельствования на МСЭК. Неуспевающих из числа детей - инвалидов нет.Дети-инвалиды:Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа 2018-2019 учебного года, состоящие на полном государственном обеспечении и не полном государственном обеспечении:В академическом отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет – 3 студентки, относящиеся к категории, из числа детей, оставшихся без попечения родителей (сохраняется полное государственное обеспечение и выплачивается государственная социальная стипендия):
  • Кочеткова В.В., группа МЦ-18;
  • Маслова Е.А., группа МЦ-18;
  • Шелковникова Л.В., группа МЦ-18.
  • С 01.01.2019 г. был поставлен на полное государственное обеспечение Мизин Дмитрий Михайлович, 18.01.1998 года рождения, студент «Коркинского горно-строительного техникума», потерявший в период обучения единственного родителя – маму Перьмякову Надежду Викторовну, 19.02.1976 г. Умерла 17.11.2018 г. Свидетельство о смерти IV-ИВ № 502595, на основании 159 ФЗ, ст.6,п.3; Закон Челябинской области от 12.11.2007 года № 212-ЗО, статья 2. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц, потерявших в период обучения обоих или единственного родителя (в ред. Законов Челябинской области от 29.04.2010 № 576-ЗО, от 06.10.2016 № 429-ЗО, от 04.07.2017 № 563-ЗО)Отчислены следующие студенты из категории лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей: 1.Захматов Данила Сергеевич, 23.04.2001 г.р. из группы МР-17 с 06.05.2019 г. (приказ № 30 от 06.05.2019 г., трудоустройство); 2.Щербинина Виктория Андреевна, 13.10.19997 г. из группы МЦ-18, (приказ № 22 от 18.03.2019 г.).3.Кузнецова Тамара Анатольевна, 25.05.1997 г.р., из группы ШВ-18к, ( № 5 от 16.01.2019 г., за не выполнение учебного плана)Ежедневно веду контроль посещаемости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и питание обучающихся в столовой. Часто отсутствуют в связи с болезнью: Ковальчку Мария, группа ШВ-17к, Товкач Владислав, группа СВ-16, Новиков Дмитрий, группа МЦ-18, Печенкина Елена, группа ШВ-17к. В начале месяца подаю в бухгалтерию табель посещаемости, если обучающийся принес справку от врача об освобождении от занятий, то прикладываю к табелю. В течение учебного года социальным педагогом отслеживался уровень социальной адаптации студентов 1 курсов, «группы риска» через опрос обучающихся, классных руководителей, родителей, беседы и наблюдения.С обучающимися групп КМ-18к и ШВ-18 проводились анкетирования:- на вопрос нравится ли вам учиться в техникуме? 99% ответили – да;-испытываете ли вы сильную неловкость, стеснение, перед тем как задать вопрос преподавателю? 44%- ответили да, 56% - нет;-часто ли вы чувствуете себя встревоженными, обеспокоенными перед тем, как надо идти на занятия? 25% ответили да, 65% - нет, 10% - иногда. Можно сделать вывод, что обучающимся нравится учиться, с удовольствием посещают занятия, адаптация прошла в норме, но в связи с тем, что некоторые из них имеют тотальное недоразвитие психических функций, поэтому в определенных ситуациях чувствуют себя не комфортно. Результативность:- уровень социальной адаптации обучающихся лиц с ОВЗ – 97%, -успеваемость - 97%?;-внеурочная занятость подростков «группы риска» -33 %Совместно с заведующей отделением Соколовой Т.М. 1 раз в месяц проводим рейды в столовой по питанию в вечернее время (ужин) студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа (проживающие в общежитии).Мной, социальным педагогом, проводятся собрания для категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, где разъясняются их права и порядок предоставления дополнительных социальных гарантий, ведется работа по социальной защите, согласно Федерального Закона № 159 – ФЗ от 21.12.1996 г. « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с законом Челябинской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 25.10.2007 г. № 212-ЗО выплачиваются следующие денежные компенсации:- денежная выплата для реализации права бесплатного проезда – 501,63- денежная компенсация взамен предметов хозяйственного обихода и личной гигиены – 258,87- денежная компенсация взамен неполученного горячего питания (159,73)-денежная компенсация взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря в год – 31063,24II. Консультативно-коррекционное:Проведено индивидуальных консультаций с обучающимися за учебный год – 95 по различным темам: что дает им статус сироты техникума, по проблемам общения со сверстниками, взрослыми, по правовым вопросам, взаимоотношения в семье, с противоположным полом. В течение учебного года проводились индивидуальные беседы с родителями, опекунами (25), где давались советы, как выстроить доверительные отношения со своими детьми, неоднократно разъяснялись их права и обязанности по содержанию, обучению и воспитанию детей, давались рекомендации: о режиме дня, как поощрять ребенка в семье, как разрешить конфликт с собственным ребенком, чем заняться после техникума, по предупреждению употребления наркотиков и ПАВ.Родители с детьми, имеющие проблемы с учебой и посещаемостью, приглашались на заседание Совета профилактики, заседания КДН и ЗП.Практически все опекунские дети 20/14 имеют хорошие жилищно-бытовые условия (акты обследования 1 раза в год), большинство опекунов ответственно исполняют свои обязанности, посещают классные родительские собрания, выполняют рекомендации классных руководителей, мастеров производственного обучения. Требуют особого контроля вновь прибывшие семьи. Уже второй год в нашем техникуме работает «Родительский всеобуч». Опыт показал, что данная форма работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей-инвалидов, приносит положительные результаты: -родители мотивированы на посещение родительского всеобуча;- проявляют интерес к общению друг с другом;- отмечают повышение настроения в дни занятий; семьи отмечают появление желания детей общаться со сверстниками в группах, повышение интереса к учебе. Результатом работы является:-включение родителей в жизнь техникума, сотрудничество с педагогами в вопросах обучения, воспитания, в совместных досуговых мероприятиях;-родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;- убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; -использование современных и традиционных форм работы позволяет раскрыть родительский потенциал, овладеть инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям в получении профессии и дальнейшей социализации; На родительских собраниях в группе мы рассматриваем вопросы, связанные с обучающимися с ОВЗ и детей-инвалидов:1.Раскрываем понятия: инвалид и ребенок ОВЗ;2.Психологические особенности детей-инвалидов.С преподавателями обсуждаем особенности общения с обучающимися с ОВЗ и детей-инвалидов, а также типичные ошибки поведения при взаимодействии с ними, правила построения взаимоотношений с данной категорией обучающихся в зависимости от их психофизиологических особенностей и нозологии.III. Социально-профилактическое:В соответствии с планом работы по организации профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма среди обучающихся и студентов образовательного учреждения были проведены антинаркотические акции: «Классный час: «Моё учебное заведение – территория здоровья», «Я выбираю жизнь!», «Родительский урок», «Здоровье молодёжи – богатство России», «Летний лагерь – территория здоровья». Антинаркотические акции проводились с целью разъяснения правовых, медицинских и социальных аспектов проблемы наркомании; формирования нетерпимого  отношения к употреблению наркотиков; предупреждения вовлечения детей в раннюю алкоголизацию и наркотизацию.Студенты техникума, в том числе и обучающиеся лица с ОВЗ, приняли участие в тестировании по предупреждению употребления наркотиков и ПАВ «Зона безопасности».В рамках декады по профилактике правонарушений и преступлений со студентами первого, второго курсов проводит беседы участковый инспектор отдела внутренних дел по Коркинскому району М.А. Шевченко.Приглашали для профилактической беседы к студентам специалистов центра Здоровья, дерматолога, представителя следственного комитета.За 2018-2019 учебный год было проведено на двух отделениях 10 заседаний Совета профилактики. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях совета профилактики: низкая успеваемость, пропуски занятий без уважительной причины, нарушение дисциплины, информация, докладные записки педагогов. Постановка и снятие с педагогического контроля подростков «группы риска». Состав комиссии на заседаниях: зам. директора по ВР Медведева М.Е. – председатель; социальный педагог Черняк Р.Г. – секретарь; заведующие отделениями: Соколова И.М., Соколова Т.М., психолог – Исаева Т.А. На совет профилактики приглашаются классные руководители для получения сообщений и объяснений по вопросам, 30.11.2018 года состоялся «Круглый стол» с законными представителями несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по совместному плану) :-по итогам обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;-по адаптации за три месяца;-по разработке алгоритмов решения проблем и обмена опытом. Присутствовали все законные представители. По итогам обучения отстает Захматов Д.С, имеет по 7 предметам задолженности, много пропусков занятий, в общежитии не ночует.Решение: Провести профилактическую работу по устранению задолженностей по предметам, с 01.12.2018 г. обеспечить проживание и ПГО в МКУ «Центр помощи детям «Добрые сердца». 21.09.2018 г. и 31.01.2019 г. присутствовала на заседании Совета профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в МКУ «Центр помощи детям «Добрые сердца» КМР. Обсуждали поведение Хакимовой В.А. обучающейся в группе ШВ-17к и Захматова Д.С., группа МР-17. С детьми «группы риска» ведется активная работа воспитательной службы, включая зам. директора по воспитательной работе Медведевой М.Е., зав. отделением ПКРиС Соколовой Т.М., социальным педагогом Черняк Р.Г. За отчетный период значительно уменьшилось студентов состоящих в КДН, Тесное сотрудничество с классными руководителями помогает в разрешении спорных ситуаций: ученик-ученик, ученик-учитель. Обучаясь в техникуме, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, домашние, обучающиеся с ОВЗ, общаются с обычными студентами на равных, принимают участие во всех проводимых мероприятиях в техникуме, участвуют в спортивных соревнованиях, посещают музеи, многие имеют хорошую успеваемость. В этом – 2018 году, участвуя в IV региональном чемпионате профессионального мастерства среди людей с ОВЗ и инвалидностью «Абилимпикс – Южный Урал 2018» наши обучающиеся стали призерами в компетенции «Каменщик»:Ваймер Александр занял 1 место, а Костромин Павел 2 место. В конкурсе в компетенции «Швея» участвовала Светлакова Анастасия, но в число призеров она не вошла. Есть над, чем работать. С 20.11 по 23.11.2018 г. Ваймер Александр участвуя, в национальном чемпионате «Абилимпикс – 2018» в г. Москве занял 2 место. Мы рады и горды, что наши ребята вошли в число призеров. Такая высокая награда подчеркивает профессионализм не только Александра, но и педагогов, в частности Владимира Ивановича Руськина, отдающего детям не только знания и опыт, но и верную любовь к делу. Педагогические работники помогают им быть более адаптированными к общественной жизни, дают им знания для овладения профессией, готовят к взрослой жизни. По всем направлениям социального сопровождения студентов в течении года была проделана большая работа, но остается  круг вопросов, требующих продолжения в дальнейшей работе.В течение учебного года с каждой из этих групп проводится определенная работа. Используются различные формы воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, законными представителями. Профилактические беседы направлены на предупреждение различных проблемных ситуаций: заболеваний, семейных конфликтов, усугубления сопутствующего заболевания, нарушения прав и интересов ребенка. При проведении определяющих консультаций обсуждаем с родителями цели, задачи коррекционно - педагогической деятельности, достигнутые результаты или их отсутствие, дальнейший прогноз, определение совместных действий. Направляющие консультации, в отличие от определяющих, позволяют нам, педагогам выяснить и наметить индивидуальные пути преодоления имеющихся у ребенка трудностей Выводы:Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы:Стабильным остается число опекаемых детей, детей из многодетных семей.Остается значительным число детей «группы риска» и  студентов, состоящих на педагогическом учете в техникуме.  Данная категория детей требует повышенного внимания в работе социально – психологической службы. Растёт число семей «социального риска» и неблагополучных семей, имеющих проблемы с воспитанием и обучением ребёнка. Постоянно ведется профилактическая, просветительская работа с детьми и родителями «социального риска».        Из анализа работы можно сделать следующий вывод: - необходимо продолжить работу по снижению роста числа детей «группы риска» и семей «социального риска»;- продолжать работу с семьями, имеющими проблемы с воспитанием и обучением ребенка в семье. Определены цель, задачи на 2019-2020 учебный год:Цель: Создавать условия  для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения, студентам в техникуме, семье и социальном окружении.Задачи: 1. Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений студентов и обучающихся, пропаганда ЗОЖ.2. Организация своевременной, комплексной, личностно-ориентированной, социально-педагогической, психологической и правовой помощи студентам, обучающимся и родителям, а так же детям «группы риска», которые имеют проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально-опасном положении.3. Повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и родителей.4. Осуществление делового партнерства по работе с семьями «социального риска» и детьми «группы риска» с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом опеки и попечительства, с законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.   В 2018-2019 учебном году я как социальный педагог приняла участие в следующих семинарах:18.09.2018 г. Семинар по проблеме профилактики ВИЧ-инфекции среди молодежи. Место проведения: г. Челябинск, Центр социально-психологической реабилитации для наркозависимых.С 16.10.2018 г. по 18.10.2018 г. Направлена была как сопровождающий студентов на 4 региональный чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс-Южный Урал-2018» (принимала участие в организации конкурса)22 октября 2018 года на ОМО педагогических работников, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе СПО Челябинской области выступала с докладом социальный педагог Черняк Роза Васильевна. Тема выступления: «Профориентация и подготовка лиц с инвалидностью и ОВЗ по востребованным в экономике профессиям и специальностям». 29.11.2018 г. областной научно-практический семинар «Наркомания и наркопреступления: способы профилактики в ПОО». Режим on-line трансляция26.02.2019 г. Круглый стол на тему: «Комплексный подход в профилактике ВИЧ-инфекции среди групп повышенного риска и общего населения Коркинского муниципального района.26.03.2019 г. приняла участие в онлайн-совещании по вопросам доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, в соответствии с Планом работы Окружного методического объединения работников ПОО Урфо.