Публикации «Лучшая методическая разработка при школьном обучении»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка при школьном обучении»
Автор: Токмакова Наталья Леонидовна

Тема: Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ учащихся школы ОГЛАВЛЕНИЕОглавлениеАктуальность 1 Цели и задачи программы 3 Содержание и организационные условия реализации программы 4 Технологии, формы и методы работы 7 Планирование деятельности в программе 9 Ожидаемые результаты 10 Диагностика результатов 11 Мониторинг образовательных результатов 12 Формы образовательной деятельности, которые сопровождает тьютор 13 Организационные условия реализации программы 15 Методическое обеспечение программы 16 Авторы и консультанты 17АктуальностьСовременная образовательная политика Российской Федерации учитывает общие тенденции мирового развития, которые являются необходимыми для существенных изменений в системе образования: динамичное развитие общества, увеличение возможности социального выбора и готовность граждан осуществлять такой выбор; расширение границ межкультурного взаимодействия и важность таких факторов, как коммуникабельность и толерантность; изменения в сфере занятости и потребность в повышении квалификации и переподготовке кадров, а также их профессиональной мобильности, нестабильная социокультурная среда и способность быстро встраиваться и продуктивно работать во временных коллективах - командах; готовность определять свои границы и достраивать их с учетом изменяющейся ситуации.Это отражается в таких программных документах, как «Концепция модернизации российского образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт » и «Федеральная программа «Развитие образования» до 2030 года». В этой связи современная школа призвана создать условия для становления таких жизненных установок личности, как:способность к сотрудничеству и ответственному выбору; желание проявлять инициативу и предприимчивость; готовность отказываться от старых знаний в пользу новых; умение решать проблемные задачи;осуществлять инициативное, самостоятельное и ответственное движение в собственном непрерывном образованииСовременные родители также заинтересованы в изменении содержания образования, которое позволило бы их детям быть успешными в условиях информационного (постиндустриального) общества.Педагоги и управленцы томской школы «Эврика-развитие», разделяя перечисленные выше ценности, формулируемые социальным заказом к образовательному учреждению, находят пути решения поставленных задач через использование технологий индивидуализации образовательного процесса. Это возможно через реализацию специальной инновационной образовательной программы «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы учащихся в начальной школе», которая обеспечивает сопровождениеиндивидуального образовательного движения каждого ученика начальной школы относительно его учебных и образовательных интересов, потребностей, результатов.В основе технологии индивидуализации – концепция тьюторства, разработанная и апробированная на практике в течение 22 лет на разных образовательных площадках страны. Благодаря усилиям таких учёных, как ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, доктор пед.наук Ковалёва Т.М., ректор Открытого института «Развивающее образование» (госква), профессор, доктор псих.наук, зав.кафедрой Психологического института РАО (г.Москва) Эльконин Б.Д. тьюторство стало широко известно и вошло в практику десятков сотен школ нашей страны. В гомске центром разработки и применения тьюторства является МОУ СОШ «Эврика-развитие», ФИП Министерства науки и образования. В Научно-образовательном центре «Институт инноваций в образовании» Томского государственного университета (директор доктор пед.н., проф Прозументова Г.Н.) проходят курсы ПК по подготовке тьюторов для работы в образовательных учреждениях начального и среднего образованияПрограмма «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы» разработана педагогами МОУ СОШ «Эврика-развитие» с использованием наработок учёных и практиков тьюторства, а также собственного опыта интеграции тьюторской технологии в условиях средовой педагогики М.Монтессори (свободный выбор деятельности, разновозрастной состав класса, разные формы соорганизации детей и взрослых и т.п.), Вальдорфской педагогики (погружение в эпохи развития человеческой мысли, художественно-эстетическое проживание явлений и событий, ритмизация образовательной и социальной деятельности), Развивающего обучения (формирование теоретического мышление через решение учебной задачи, пробно-поисковое учебное действие, выстраивание способов работы с предметным материалом), Свободной педагогики (работа с детским вопросом, продуктивное детское творчество, естественное становление форм культурного поведения).Содержание и организационные формы программы адаптированы для применения в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, нормативными требованиями к программам дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях.Цели и задачи программыЦели программы: Оказание помощи в организации индивидуального образовательного движения с учётом психических и возрастных особенностей и социального опыта учащихся. Создание оптимальных, психологически- комфортных условий для успешного обучения и адаптации ребёнка в классном коллективе и школе целом. Обеспечение социального заказа к школе на качественное индивидуализированное образование. Сопровождение индивидуального образовательного движения учеников через инициирование и поддержку их интересов (инициатив) в различных формах образовательной деятельностиЗадачи: содействовать проявлению интереса и мотивации к учебной деятельности;поддерживать образовательные и социальные инициативы учащихся; обустраивать предметную среду, отвечающую сензитивным периодам развития и актуальному интересу младших школьников; организовывать образовательные события, способствующие развитию личностной рефлексии и накоплению продуктивного социального и образовательного опыта; обеспечить места творческих проб и презентаций собственной деятельности; наблюдать за деятельностью учащегося и проводить консультации (с другими педагогами, с родителями, с ребёнком), фиксируя точки успеха и напряжения; обеспечить развитие способности к самооценке собственной деятельности; познакомить со способами планирования, анализа, рефлексии результатов образовательной деятельности; организовать взаимодействие с родителями для поддержания обратной связи и мониторинга социально- образовательного процесса ребёнка; обеспечить развитие способности к самооценке собственной деятельности; познакомить со способами планирования, анализа, рефлексии результатов образовательной деятельности.Содержание и организационные условия реализации программыПрограмма дополнительного образования «Тьюторское сопровождениеиндивидуальной образовательной программы» имеет статус услуги, которая оказывается учащимся ежедневно в течение всех четырёх лет пребывания в начальной школе. Рабочая нагрузка по видам тьюторской деятельности может варьироваться в связи с календарно-тематическим планированием и режимом образовательной жизни школы.Эффективность образовательной программы обеспечивается реализацией цикла тьюторской деятельности по сопровождению индивидуального образовательного интереса ребенка, применением профессионального тьюторского инструментария.Рассмотрим действия тьютора на каждом этапе:Подготовительный этап - усвоение необходимых знаний, умений и навыков, используемых впоследствии во время продуктивного обучения. Наставник либо сам принимает (ведет) роль учителя в традиционном смысле, либо рекомендует своим подопечным занятия с иными консультантами-предметниками, решающих образовательные задачи общего плана, либо предлагает самостоятельно изучить новый материал.Начальный этап - постановка проблемы. Консультативная помощь тьютора заключается в конкретизации задачи и правильного выбора метода ее решения. Если учащийся не определился с выбором задачи или определением проблемы, то тьютор при совместном обсуждении помогает обозначить проблемное поле и выбрать вид деятельности, которую подопечный в последующем будет осуществлять.Второй этап – планирование деятельности, разработка алгоритма действий. На данном этапе тьютор помогает учащимся: определить цели и задачи предстоящей работы; • составить план действий, разработать алгоритм; • определить предмет информационного поиска для учащихся в соответствии с темой, проблемой проекта (исследования). Так же тьютор может составить список рекомендуемых информационных средств, которыми учащиеся могут воспользоваться в ходе их проектной (исследовательской) деятельности, оказать помощь в оформлении результатов или порекомендовать учителя-консультанта. Для повышенияэффективности консультативной помощи тьютора можно порекомендовать учащимся вести дневник проекта или исследования.Основной этап – организация выполнения работы. На данном этапе тьютор может проводить как групповые, так и индивидуальные консультации. На групповых консультациях учитель взаимодействует с малой группой обучающихся. На них обсуждаются типовые затруднения и ошибки, даются общие рекомендации. На индивидуальных консультациях тьютор работает индивидуально с каждым обучаемым: уточняет степень выполнения задания, отвечает на вопросы, диагностирует причины возникающих затруднений, дает рекомендации, помогает определить путь решения проблемы. Консультирование в данном варианте может осуществляться как через непосредственное общение, так и заочно с помощью e- mail, ICQ.Завершающий этап - презентация проекта, результатов исследования или опытно-экспериментальной деятельности. На данном этапе тьютор организовывает подготовку к конференции, по желанию учащихся может провести предварительное прослушивание, оказывает помощь в подготовке презентации, может порекомендовать в качестве консультантов других преподавателей школы или компетентных учащихся, имеющих опыт проектной (исследовательской) деятельности и опыт публичных выступлений. Рефлексия. Роль тьютора заключается в подведении итогов, определения уровня личных достижений каждого учащихся, обозначение точек дальнейшего роста и развития подопечных, помогает осуществить выбор новых направлений деятельности.ТьюторскоесопровождениеИОПкакусловиестановлениясубъекта образовательной деятельности складывается из четырех основных этапов: Для учеников 1-го года обучения тьюторская поддержка состоит в помощи принятия на себя осознанной позиции учащегося и умении проявлять свой образовательный интерес. Это этап проб, первого погружения в опыт ученичества. Для учеников второго года обучения тьютор необходим как профессионал, помогающий расширить образовательное пространство, умеющий поддерживать инициативу и показывать культурные способы её реализации. Это продолжение накопления опыта, необходимого дляразвития проектной и исследовательской компетенции плюс освоение способов эффективной деятельности в проектировании, коммуникации. Третьекласснику важно помочь действовать на основании имеющегося опыта и передавать его младшим товарищам (в условиях разновозрастного взаимодействия). Развитие коммуникативной и социальной компетенции в ситуации самостоятельного применения. Выпускнику начальной школы, младшему подростку, педагог-тьютор помогает проявлять и учитывать связи между различными социальными ролями, осваивать способы решения проблем, возникающих как внутри учебного процесса, так и за его рамками (в образовательных событиях, в жизни за пределами класса и школы), анализировать свои успехи и трудности, принимать решение о следующем шаге развития.Деятельность, обозначенная в этапах как «пробы»-«погружение», «освоение»,«применение», «анализ» и «принятие решения», в свою очередь является циклической. На какой этап приходится тьюторское сопровождение конкретного ребёнка - зависит от того, была ли уже в его опыте деятельность такого рода. Т. е. в одном образовательном событии разные дети одного возраста могут получить сопровождение и «пробных» действий, и действий по «освоению», «применению»,«анализу» и «принятие решений». Таким образом, в программе предусмотрена возможность сопровождать образовательное движение детей, имеющих разные потребности и образовательные интересы, имеющих разные стартовые возможности (учебные достижения и результаты, индивидуальные особенности и ограничения).Технологии, формы и методы работыТьюторское сопровождение предполагает, с одной стороны, вовлечение учащихся в разные формы событийной образовательной деятельности. С другой стороны, педагог-тьютор в своей деятельности концентрируется на таких дополнительных формах работы с детьми, которые позволяют планировать и подготавливать учащегося к образовательным событиям (через работу с индивидуальным или групповым интересом и инициативой), а затем рефлексировать полученный опыт и результаты. Таким образом, в практической деятельности тьютора интегрируются такие современные образовательные технологии, как «Метод проектов», «Технология организации образовательных событий», «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), «Портфолио».Планирование деятельности в программеПланирование работы по всем видам и формам тьюторского сопровожденияспецифически связано с проявлением образовательных интересов и инициатив, как отдельных учеников, так и малых групп, и класса в целом. Цикличность тематики может проявляться в специфике необходимой помощи учащимся в начале, середине и конце года. Например, в начале года основным содержанием тьюторских консультаций традиционно являются вопросы адаптации ребёнка к учебномупроцессу. В конце каждой четверти на тьюторских часах особенно актуальны вопросы по способам рефлексии и самооценивания результатов учебной и образовательной деятельности («Маршрутные листы», «Портфолио»). Начиная с третьей четверти, важное место в деятельности педагога-тьютора занимает инициирование проектов, связанных с программой «Олимпиады в начальной школе» и т.д. Поэтому конкретное тематическое содержание координируется педагогом-тьютором в ходе разворачивания основной учебной деятельности.Ожидаемые результатыПри прохождении всех этапов четырехлетней программы учащийсяприобретает следующие умения:планирование и рефлексия собственной образовательной деятельности; культурное оформление образовательных интересов и инициатив в разных формах учебной и событийной образовательной деятельности; выстраиваниепартнерскихотношенийсразличнымисубъектами образовательного процесса;готовность решать проблемные задачи$умение проявлять собственный интерес и иметь опыт его обсуждения; умение проявлять инициативность на культурной предметности;умениеоцениватьсвоюработупокритериям,вырабатываемым совместно;умение формулировать вопрос;умение выбрать литературу как источник информации;умение обратиться за информацией к педагогу, детям и родным; умение работать в группе;умение подготовить сообщение по интересу;иметь опыт презентации (портфолио, продукт по интересу);иметь опыт выбора (задания, вида работы, материала, темпа и т.д.) под свои интересы и свои способности.Образовательные эффекты - индивидуальные личностные приросты (способность к адекватной самооценке, «знание себя» и применение своих качеств в ситуации коммуникации и взаимодействия).Специфика образовательных результатов: перечисленные выше умения являются основой для формирования таких компетенций как проектная, коммуникативная, аналитическая.Диагностика результатовПедагог-тьютор может отслеживать результаты работы в программе, основываясь на материалах, которые в свою очередь отражают индивидуальные достижения и особенности учебной и образовательной деятельности учащихся.На первом году и втором году обучения это материалы индивидуальных маршрутных листов и персональных портфолио учеников.На третьем и четвертом году обучения также используются маршрутные листы и портфолио учеников. Кроме того, тьютор предлагает учащимся самим включиться в диагностику своих образовательных результатов при помощи Дневника самооценки.Сквозным результатом программы тьюторского сопровождения является продуктивная деятельность детей, их участие в проектах. Наблюдение фактического оформления инициативы детей в проекты, фиксация тематики проектов, способов попадания и в проектную деятельность, полноту участия в ней.По итогам педагогических наблюдений и работы с учащимися по всем формам и видам тьюторского сопровождения педагог-тьютор готовит материалы для семейного собеседования, которые оформляет в форме протокола.Формы и инструменты диагностики:Маршрутные листы и штрих-карты ученика; Листы планирования;Дневник самооценки ученика; Персональный портфолио;Работы детей, не представленные в персональных портфолио (мини- проекты и презентации, тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, подборки информационных материалов, рефлексивные эссе, иллюстрированные сочинения, плакаты, постеры, поделки и т.п.) Протоколы семейного консультирования.Мониторинг образовательных результатовМониторинг образовательных эффектов позволяет тьютору определять уровень эффективности тех или иных педагогических действий, выявлять продуктивные образовательные формы, собирать аналитический материал о реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.Мониторинг образовательного процесса в начальной школе Монтессори обеспечивается методом наблюдения за свободной работой детей, материалы мониторинга собираются во время семейных собеседований и консультаций с учащимися, интервью с педагогами и специалистами, которые работают с детьми в школе и после её окончания.Мониторинг образовательных достижений учеников показывает: выпускники способны адаптироваться в других учебных заведениях, в разнообразных детских коллективах, в иных системах оценивания; ученики активны и инициативны, используют способы и модели проектного мышления и поведения для культурного оформления и реализации своей инициативы; ученики умеют планировать и анализировать свою деятельность с учетом сложившейся ситуации; учащиеся сохраняют желание учиться;ежегодно участвуют в Городской олимпиаде Развивающих практик (школа «Эврика- развитие») и Региональной олимпиаде «Сибирские каникулы» (говосибирск) , становясь призерами и победителями по предметным знаниям и в командной работе.Формы образовательной деятельности, которые сопровождает тьютор индивидуальные занятия и уроки - помогают ускорить развитие ученика в личностном и академическом плане и дают возможность тьютору определить "зону ближайшего развития" ребенка. Во время проведения индивидуального урока возрастает интерес и вовлеченность ребенка в процесс обучения, появляется внутренняя мотивация; групповые занятия и уроки (дидактические) приводят в систему знания по тому или иному предмету, уточняются понятия, вводится терминология, дается новый дидактический материал. Такие уроки ценны тем, что у участников имеется возможность "примерить" на себя разные социальные роли, внутри урока построить адекватно свое поведение, выстроить процесс коммуникации. групповые занятия и уроки (рефлексивные) – помогают осмыслить действительность, проанализировать и описать актуальное событие, средствами речи передать свои ощущения, впечатления; через эти способы осмыслить свою проблему; занятия по решению индивидуальных учебных трудностей (группы могут быть разновозрастными и разноуровневыми) – предназначены для решения индивидуальных учебных трудностей; творческие мастерские – способ расширения образовательного пространства младших школьников, позволяющий участникам образовательного процесса (педагогам, родителям, детям) проявлять творческую инициативу, способ, обеспечивающий их проектную деятельность; "научные экспедиции" – способ расширения образовательного пространства младших школьников, позволяющий получать навыки работы: с разными источниками информации, проектной и исследовательской деятельности; детские доклады – поддержка образовательной инициативы дошкольников и младших школьников, позволяющая ребёнку удовлетворить свой познавательный интерес, получить позитивный опыт работы с источниками информации, а также опыт выстраивания культурной коммуникации со слушателями; консультирование – поддержка образовательной инициативы младших школьников, родителей, педагогов, позволяющая переосмыслить идею собственного учения, когда знание становится не только личным опытом, но и позволяет выступить в иной социальной роли; лаборатория " Физика и химия для младших школьников" способ расширения образовательного пространства младших школьников, при котором знания не задаются сверху, а приобретаются в процессе активной деятельности. Они являются предметом целенаправленной работы детей по экспериментированию, которое направлено на выявление условий происхождения знания и на определение приёмов их употребления; экскурсии тематические – расширение образовательного пространства, дающее возможность детям ощутить себя частичкой "космоса", познакомиться с богатствами мира природы, поощряющее умение детей удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы. олимпиады – расширение социального пространства младших школьников, дающее им возможность проверить свои предметные и метапредметные знания, успешно выполнить взятую на себя роль, сохранить и повысить свой авторитет, адекватно определить своё место среди сверстников в новых условиях соревновательности, повысить самооценку; "исторический лагерь"- взросло-детский проект, расширяющий границы образовательного пространства младших школьников, способствующий получению ярких эмоциональных впечатлений, расширению кругозора, углублению познавательных интересов детей, подготовке их к проектной деятельности; «соседство» - межрегиональная сетевая программа, возможность выйти в иной опыт взаимодействия с детьми и педагогами из других педагогических систем, потренироваться в решении компетентностных задач, познакомиться с культурой и укладом жизни в другом городе и семье, проявить себя через принятие решений и действия в разнообразных ситуациях неопределённости. «проекты» - все виды продуктивной деятельности, которые включают перевод какой-либо детской инициативы (идеи) на уровень целеполагания и постановки задач, понимания, какие ресурсы необходимо привлечь для их выполнения и совершения действий для достижения новых результатов продуктной форме). Т.к. проектная деятельность не является ведущей и характерной для младшего школьного возраста, она нуждается в сопровождении педагогов на всех её этапах. Проекты предполагают многократное использование командной работы. Особым результатом проекта являемся итоговое событие или продукт деятельности.Организационные условия реализации программыПрограмма тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы реализуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования школы «Эврика-развитие» и задействует все типы ресурсов образовательной среды, как внутри школы, так и за её пределами.Специфической особенностью ресурсного обеспечения программы является то, что её реализация невозможна силами отдельно взятого профессионала тьютора.Поэтому под тьюторским сопровождением понимается работа команды тьюторов, которые занимаются не только работой с детьми и родителями, но и выступают в роли организаторов взаимодействия с субъектами внутренней и внешней средышколы для привлечения и использования ресурсов, расширяющих возможности для индивидуального образовательного движения детей.Методическое обеспечение программыК программе прилагаются следующие методические разработки тьюторов классов «Монтессори» начальной школы и профессионального тьюторского сообщества: Маршрутные листы и штрих-карты для 1-4 класса по предметам«Математика»,«Русскийязык»,«Литература»,«Естествознание»и алгоритм работы с ними педагога-тьютора и ребёнка.«Дневник самооценки» и алгоритм работы.«Листы планирования» и алгоритм работы.Алгоритм работы с персональным портфолио, шаблоны для резюме выпускника начальной школы, вопросы для проведения рефлексивных остановок в конце учебной четверти. Материалы для подготовки индивидуальных собеседований с родителями и алгоритм работы с ними. «Рецепты вкусных проектов. Часть 1» (художественно-методическое описание использования метода проектов в начальной школе). «Возникновение Земли и жизни на ней» (описание опыта и реализации образовательной программы для дошкольников и младших школьников)«Свойства воздуха» (методическое описание образовательного проекта для дошкольников и младших школьников»). «Школаисследователя»(методическоеописаниепрограммы дополнительного образования для детей 5-8 лет).«Олимпиады в начальной школе» (образовательная программа).«Лаборатория в начальной школе» (образовательная программа).Материалы сайта межрегионального проекта «Соседство» , материалы юбилейного информационного выпуска «Соседи» (10 номер).Материалы сайта Межрегиональной тьюторской ассоциации thetutor.ru Материалы журнала «Тьюторское сопровождение».Авторы и консультантыАвторы:Влада Леонидовна Борина, Ирина Анатольевна Евстигнеева, Елена АнатольевнаКрапивец - учителя и тьюторы начальных классов Монтессори МБОУ СОШ "Эврика- развитие" гомскКонсультанты:Екатерина Валентиновна Григоренко, эксперт Межрегиональной Монтессори Ассоциации; Надежда Владимировна Муха, эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации