Публикации Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в современном образовательном процессе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в современном образовательном процессе.
Автор: Хитров Евгений Владимирович

Автор сценария: Хитров Евгений Владимирович, воспитатель МКУ «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга» Память в сердце храня Сценарий внеклассного мероприятияВоспитатель: Добрый день! Трудно найти семью, которой не коснулась бы война. Теперь уже далеко в историю уходят те трагические события, когда воевали наши деды, прадеды, бабушки и прабабушки. Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне. Рассказываем воспитанникам о подвигах и славе предков, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной 22 июня 1941 года, и о великой Победе 9 мая 1945 года.Совсем скоро наша страна будет отмечать важную и значимую дату нашей истории – 71 год Победы в Великой Отечественной войне.9 мая - День Победы – эта дата трогательная, а для кого-то и трагичная. Но этот праздник был и остается самым главным в нашей стране. В годы войны воевали не только взрослые, но и дети, об их подвигах написано немало книг. Дети должны знать и не забывать о том, как сражались за Родину их соотечественники, их деды и прадеды. Мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятникиВоспитатель: Родина – слова не знаю чудесней. В нем наши сказки и славные были, Дедов далекие грустные песни, Те, что и мы до сих пор не забыли. Родина - это земля у порога, Где ты впервые узнал свое имя. Родина – это большая дорога, Та, по которой идешь ты с другими. Ребята, что значит для вас слово Родина?Дети: Родина – это твоя земля, город, деревня, в которой ты родился и живешь, твои друзья и соседи. Это мать и отец твои, поэтому Родину еще Отчизной, Отечеством называют, как дом родной – отчим домом. За светлую нашу Родину шли в бой русские богатыри, солдаты.Воспитатель: Нет минуты, когда б не стреляли на планете Земля. Нет минуты, когда б не пылали Города и поля. Словно в тонкой земной оболочке Скрыты тайны войны. И на время в какой-нибудь точке Прорываться должны… Учитель. На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Как вы думаете, что такое война? Ответы детей.Чтец: Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова, Война – святее нету слова… Воспитатель: Действительно, война это страшное жестокое событие. Особенно дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. Что вы знаете о ней?Во имя того, чтобы никогда больше не повторилась война, вспомним сегодня те страшные, трагические дни Великой Отечественной войны.Библиотекарь:Великая Отечественная война шла 1418 дней и ночей, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города и села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды миллионов людей. Вместе с этим это были годы мужества, беззаветной любви к Родине. В эти тяжелые годы в нашей необъятной стране не было уголка, жители которого не помогали бы фронту.Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране.Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик.Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда, это хлеба в сутки.Война – это кровавые мозоли от тяжелого труда на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы.Война – это более 55 миллионов погибших в мире и более 33 миллионов советских граждан.22 июня 1941 года. Этот день будет отбрасывать нашу память к 9 мая 1945 года. Без одной даты не было бы другой. Потому что наш народ сделал, казалось, все невозможное.Воспитатель: К захвату нашей страны Германия готовилась долго. Главная цель немцев – уничтожение нашего государства. Они планировали уже через 5-6 недель после нападения – пройти парадом Победителей по Красной площади поверженной Москвы. Так они планировали… А что получили?Враг был разбит там, откуда он начал свое зверское нападение – в Берлине. Именно зверским называется это нападение. Каждому фашистскому солдату вручалась памятка с установкой. Давайте ее прочитаем. «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай…» Так почему же можно назвать зверским их нападение? Ответы детей.Вот уже более 70 лет отделяют нас от окончания Второй мировой войны, однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецких захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти: мучили голодом, проводили опыты над людьми, сжигали, расстреливали. Перед вами жуткая картина – лагеря смерти.Библиотекарь: Когда наши войска освобождали концлагеря, то солдаты увидели огромные тюки с женскими волосами. Гитлеровцы снимали их с голов своих жертв перед уничтожением. Эти волосы немцы использовали для пряжи, из которой вязали носки для подводников.Среди заключенных в лагерях были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички. Их заставляли работать по 15-20 часов – возить трупы, грузы. А если они уставали, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками, душили в газовых камерах. Детей, которые рождались в лагерях, умертвляли. В концлагерях было уничтожено 2,5 млн детей. В Польше есть памятник: огромное разорванное материнское сердце, как символ огромной материнской любви. Могли ли так поступать русские солдаты? Воспитатель: Конечно, нет. Этому свидетельствует этот памятник. Памятник Воину-освободителю.…И встал советский Воин-освободитель на огромный пьедестал в берлинском парке, прижимая к груди своей спасенную девочку, встал как символ торжества, как олицетворение светлых надежд всего человечества и как напоминание о старинном изречении, произнесенном еще в 1242 году Александром Невским…«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!»Воин держит в руке не автомат, а огромный меч, символизирующий сокрушающее оружие. Ногой он попирает разбитую свастику – символ фашизма. Левой рукой прижимает к себе маленькую девочку. Это жизнь будущих поколений. Тысячи детей разных народов спасали наши солдаты. Благородство, моральная и духовная красота запечатлены в этом образе. Он несет не только настроение скорби, но и гордости, уважения и восхищения советским солдатом.Надо воздать должное силе духа советских солдат, которые преодолели все испытания войны, героически сражались.Давайте мы с вами выберем качества, которыми обладали наши солдаты, защитники Родины? Жестокость смелость Злость слабость Разум трусость Доброта глупость Сила милосердиеКакие качества вы еще можете добавить? Запишите их на свободных лентах. Работа идет в группах. Звучит песня «Журавли» .Воспитатель: Эти качества нужны не только на войне, но и в повседневной жизни.Мы надеемся, что в будущем из наших мальчиков получатся тоже настоящие защитники, умеющие постоять за себя, за свою Родину, своих близких.И вот настал победы сладкий час,Гремит восторгов долгожданный глас.Повержен для народов враг единый,Осталась наша Русь непобедимой!Библиотекарь: Кто-то из наших солдат погиб в бою, а кого-то война догнала в мирные дни. Многим из них посвящены стихи, рассказы, фильмы. Именами некоторых названы улицы, села. Многим поставлены памятники. В нашем городе тоже стоит памятник погибшим землякам. Как он называется? (отвечают дети: Мемориал) Уцелев на фронте, сердца участников, ветеранов Войны не выдерживают жестокости мирного времени. Наши неосторожно брошенные слова, равнодушие оборачиваются для них слезами, больницей, а порой и смертью.За что мы так наказываем их – людей, отстоявших мир, спасших нас от фашизма?Забывать о ветеранах мы не имеем права никогда. Перед ними навсегда мы в долгу. Неужели миллионы жизней, отданных за нашу свободу, не заслуживают простой человеческой благодарности, заботы, внимания и уважения?!Я горжусь, что такие люди были и есть в нашей стране. Горжусь, что у меня оба деда воевали и защищали наше Отечество. К сожалению, стали на ней инвалидами, и сейчас уже их нет среди живых. И таких солдат Победы становится с каждым годом все меньше и меньше.Может быть, вы тоже знаете людей, ваших родственников, которые воевали на этой войне? Ответы детей. Помните о них!Воспитатель : Память людская – самый великий, самый нерушимый памятник Победы. Поэтому не зря вот уже несколько лет рядом с ветеранами войны по Юрге шагает Бессмертный полк. Бессмертный полк опять в строю Участвует в торжественном параде. Портреты победителей несут, Бессмертие представлено к награде. Победный гром салюта в вашу честь Бессмертны в памяти людской остались Святой была, фашистам, ваша месть Вернуться с той войны не всем досталось. Бессмертный полк опять в строю Нам не забыть, о той войне далёкой Вы, не щадили в битве жизнь свою И уходили в вечность вы до срока.(Валерий Миллер)Воспитатель: В преддверии знаменательного праздника Дня Победы хочется всех поздравить с этой памятной датой. И еще хочется сказать тем, кто выдержал муки фашистского ада, что мы никогда не забудем эти страшные события. А память поможет нам понять, какой ценой завоеван мир на нашей Земле.Говорят, что войны закончатся, когда будет похоронен последний солдат. Но кто же может сказать, когда это будет?Великая Отечественная война закончилась более 70 лет назад. Но нет покоя, нет тишины. Войны по-прежнему идут – в Афганистане, Чечне. Грузии…Чтец: Не надо говорить неправду детям, Не надо их в неправде убеждать. Не надо уверять их, что на свете Лишь тишь да божья благодать.Воспитатель: Снова майские звезды в полях зацветают, И вдоль старых окопов плывет тишина. Там когда-то гремела большая, Не по детскому росту, война. Чтец: Как хорошо проснуться на рассвете, Как хорошо, что ночью снятся сны. Как хорошо, что кружится планета. Как хорошо на свете без войны! Всем, кто вынес ту войну – поклон и память поколений.Изменилось ли что-то в вашем понимании о Великой Отечественной войне?Какие чувства вам пришлось испытать сегодня?Что вам запомнилось больше всего с сегодняшнего занятия? Воспитатель: Память о тех, благодаря кому мы живём, нетленна. Фронтовые письма - часть этой памяти. Многие из них были написаны на грани между жизнью и смертью. Но в каждой строчке - уверенность в завтрашнем дне и такая искренняя любовь к родным и тем, кто будет жить после них. Ребята, представьте себе, что вы сидите в окопе или в землянке в перерывах между боями и пишете своим родным письма с фронта. Чтобы вы написали домой? Подумайте! Вот вам каждому листочек, напишите письмо, сверните треугольником и отправьте его домой. (на стенд «Фронтовые письма»).Библиотекарь: Спасибо, вам, ребята, за участие, за ваши письма. И наше мероприятие хочется закончить песней «Птицы белые», чтобы на нашей планете никогда не было войн, светило яркое солнце и был мир. А мы не забывали, кто нам дал этот мир – поклонились тем защитникам, годам! Список литературы 1.Агапова И. Мой родной дом [Текст]/ И.Агапова. – М.,2002. 2. Агапова И. Патриотическое воспитание в школе [Текст]/И.Агапова. – М.,2002. 3.Артемов, В. Русские полководцы [Текст]/В. Артемов.- М.: Росмэн Пресс, 2002. 4.Белавин, Н. Летающие корабли [Текст]/ Н. Белавин.- М: Росто, 1997. 5.Беспятова. , Яковлева, Д. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков [Текст]: Метод. пособие / Н. Беспятова, Д. Яковлева.- М., ООО Айрис-пресс,2006. 6.Гражданское и патриотическое воспитание в системе непрерывного образования: достижения и перспективы [Текст]атериалы Всероссийской научно-практической конференции, гемерово, 23-24 марта 2010 года: в 3 частях/сост.Е.Руднева, О.Лысых.- Кемерово, КРИПК и ПРО, 2010. 7.Картушина. День Победы [Текст]/ М.Картушина.- М.,2005. 8.Князева О. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]/О.Князева. – М.,2005. 9.Современные исследования гражданского и патриотического воспитания учащейся молодежи: традиции, опыт, проблемы и перспективы [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции, гемерово, 14 мая 2012 года/сост.Е.Пахомова, О.Лысых, Н.Касаткина. – Кемерово,2012.