Публикации «Компетентность педагога в вопросах работы с детьми с ОВЗ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Компетентность педагога в вопросах работы с детьми с ОВЗ»
Автор: Крапивенцева Елена Алексеевна

Интерактивные технологии.Сегодня обилие информации, инновационная активность, стремительное изменение условий жизни и отсутствие  структурированности этих процессов приводят к потере истинных ценностей. Существующая система образования существенно отстает от жизненных реалий.Одним из новых подходов к освоению системы «учить учиться» являются интерактивные технологии, позволяющие раскрыть личный потенциал каждого человека. Следовательно, процесс обучения станет личностно — ориентированным, творческим, интересным, ярким, познавательным, а значит понятным и легко применимым для дальнейшего освоения нового знания.Интерактивные технологии направлены не только на добывание знания, но и на умения их практического использования при решении профессиональных ситуационных задач.Термин «интерактивный» – означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога, с хорошо организованной обратной связью. Технология – это искусство, мастерство, умение, а в широком смысле совокупность методов и приемов. Следовательно, интерактивные технологии это творческое применение научно – практических методов и приемов, направленных на достижение образовательных целей.В условиях интерактивного взаимодействия идет активный обмен накопленным опытом, и на этой основе формируется новое знание. Роль педагога в интерактивном обучении тоже изменяется: он не дает готовых ответов на обсуждаемые вопросы, а побуждает учащихся к самостоятельному поиску не только решений, но и новых вопросов, т.е. самостоятельного поиска того, что еще надо изучить и освоить.Знание – это система сведений о закономерностях, процессах, явлениях. Знание всегда субъективно, т.к. оно принадлежит человеку, который самостоятельно выращивает его в процессе серьезной внутренней работы.Преимущество интерактивного обучения заключается еще и в том, что оно исключает доминирование одного выступающего и одного мнения, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками, приучает к работе в команде, способствует поиску эффективного решения поставленных учебных задач.Интерактивные технологии позволяют продуктивно взаимодействовать всем участникам, т.е. обучение проходит при помощи интерактивных упражнений, заданий, средств коммуникации, где опыт каждого служит основным источником учебного познания.Интерактивная модель обучения направлена на формирование навыков и умений, ведь человек запоминает то, что вызвало у него интерес, то в чем он сам принимал участие.Как показала практика, интерактивные технологии успешно применяется при следующих формах образовательного процесса:
  • Лекционные занятия (лекции-визуализации, проблемные лекции, бинарные лекции, лекции с запланированными ошибками, лекции пресс-конференции)
  • Занятия, с использованием мультимедийных технологий (видеоконференции, вебинары)
  • Работа в малых группах — в парах, ротационных тройках
  • Тренинги
  • Кейс – технологии (решение ситуационных задач)
  • Круглые столы (анализ и обсуждение практических ситуаций)
  • Деловые и ролевые игры
  • Игровое проектирование и т.д.
  • Сущность интерактивного обучения заключается в организации специальных условий, направленных на достижение каждым участником публичного успеха в ходе каждого занятия. Этот процесс способствует переходу полученной информации из краткосрочной в долгосрочную память.Технологии, позволяющие достигать заявленных учебных целей в интерактивном взаимодействии учащихся, включает в себя:
  • Игровые технологии, к ним относятся деловые, ролевые игры, моделирующие профессиональные ситуации, где необходимо принимать навыки коллективного взаимодействия, использовать «мозговой штурм», доказательно объяснять варианты решений, оценивать последствия выбранных действий.
  • Технологии проектного обучения, направленные на выработку концептуального подхода к решению поставленных задач, групповую проработку планов, поиск оптимального ресурсного обеспечения, пошаговую реализацию запланированных работ, презентацию полученных результатов и рефлексию.
  • Интерактивные технологии, направлены на активное творческое взаимодействие всех участников и достижение личностно значимого для них образовательного результата, за счет формирования саморазвивающейся информационной среды.
  • Информационно-коммуникационные образовательные технологии нацелены на активизацию образовательного процесса с помощью широкого использования мультимедийных и специальных программных средств.
  • Таким образом, интерактивные технологии являются ключевым инструментом современной системы получения знаний, т.к. с их помощью раскрывается потенциал каждого обучающегося, который позволяет ему осваивать новые знания в своей сфере.