Публикации Программа кружка по познавательному развитию дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа кружка по познавательному развитию дошкольников
Автор: Миримова Светлана Алиевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР-Детский сад № 11 «Светлячок»«РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР СЕНСОРИКИ»Программа кружка по познавательному развитию детей от 3-4 летРуководитель кружка:воспитатель Миримова Светлана Алиевна г. Каспийск
  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  • 1.1 Пояснительная запискаДополнительная образовательная программа имеет познавательную направленность, т.е. включает в себя такие игры, которые направлены на формирование восприятия у ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.Данная программа направлена на развитие сенсорных способностей, которые составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний дошкольный возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов. Актуальность программы состоит в том, что  сенсорное воспитание обусловлено тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим местом в работе с детьми младшей дошкольной группы является сенсорное развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира. В начале года я провела диагностику по трем разделам: цвет, форма, величина. Результаты диагностики показали, что дети выполняли элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). При этом я видела, что дети мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала. Дети не понимали их значения и не фиксировали внимание на них. Я, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, добивалась, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, цвет, величина – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. Поэтому целью своей работы поставила: развитие сенсорных эталонов через дидактические игры.Новизна данной программы состоит в том, что занятия построены таким образом, чтобы ребенок мог усвоить сначала первоначальный материал, а затем более сложный; процесс обучения совмещается с практической деятельностью детей.Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников познавательных навыков, воображения, приобщением к окружающему миру, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Педагогу нужно разбудить в каждом ребенке интерес к труду, к освоению нового материала, сделать занятия увлекательными и интересными.Цель данной программы – формирование у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств.Задачи:Развивающие:
  • развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
  • развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
  • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
  • Образовательные:
  • -познакомить детей с основными цветами спектра и пятью геометрическими формами и их названиями.
  • дать представление о чередовании предметов по форме, обратить внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов «большой» и «маленький»
  • формировать умение группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
  • Воспитательные:
  • воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом,
  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.
  • Особенностью программы является то, что у ребенка формируется сенсорная культура и позиция в процессе изучения и отображения окружающей действительности игровую деятельность.Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.Принципы и подходы к формированию Программы
  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
  • Принцип единства диагностики и коррекции.
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
  • Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации
  • Работа проводится в следующие этапы:Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры. Стремясь установить доверительные отношения, взрослый обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт; проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам. Обучение проводиться в мягкой форме без насилия. В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: светом, водой, музыкой, воздушными шарами, мячами, мыльными пузырями и т.п.Второй этап направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр.На третьем этапе реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, но и голосовых и деловых контактов, а также оказанию адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. При этом важным моментом является формирование положительной мотивационно-потребностной основы творческой деятельности, интереса к ее результатам. Условия для реализации программы:
  • заинтересованность детей содержанием программы и ее конечным результатом,
  • мотивация детей,
  • организация процесса обучения в интересной форме,
  • наглядность обучения,
  • наличие инструментов и материалов для работы.
  • Значимые для разработки характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста (характеристика возрастных особенностей воспитанников).В 3 года происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей четвертого года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью. Для детей уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.1.2.Целевые ориентиры образовательного процесса (планируемые результаты освоения программы).К концу года дети могут:
  • различать и называть некоторые цвета спектра (красный, зеленый, синий, желтый);
  • различать и называть некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат);
  • используют сенсорные эталоны (лимон желтый, как солнышко, огурчик зеленый, как травка);
  • смогут на ощупь различать качество предметов и называть их.
  • 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1.Модель образовательного процесса:Перспективный план работы кружка2.2.Учебно-календарный план2.3.Работа с родителямиВ зону сенсорного развития запланировано совместно с родителями изготовить дидактические игры:
  • «Разложи орешки по цветам»
  • «Разноцветная коробочка»
  • «Украсим бабочек»
  • «Застегни пуговицы»
  • «Веселые карандаши»
  • « Собери хвост петушку»
  • Совместно с родителями оформить :
  • «Центр активности »,
  • «Центр спокойных игр»,
  • Провести консультации с родителями на темы:
  • «Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,
  • «Я учусь действовать с предметами»,
  • «Массаж рук»,
  • «Игра – спутник детства».
  • 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛПрограмма ориентирована на детей младшего дошкольного возраста 3-4 года и предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в младшей группе – 15 минут. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностный ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.Методы и приемы, используемые в совместной работе: - Игровой метод (дидактические игры, рассматривание дидактических пособий, предметов). Наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий. Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры. - Практический (показ способа действия с предметами, эксперимент), Дети осуществляют практические действия с предметами. - Словесный (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению). При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры.Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие ребенка к дальнейшему обучению в школе. Сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности ребенка способствуют его умственному развитию и успешному обучению в школе. Дидактическая игра – основное средство! Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:- проведение выставок детских работ,- проектная деятельность,- изготовление дидактических пособий.3.1. Расписание занятий3.2.Материально-техническое обеспечение3.3. Литература
  • Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  • Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  • В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. / М.Монтессори. – М.:2008.
  • Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
  • Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  • Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. / Т.В.Высокова. – Волгоград: 2014.
  • Интернет ресурсы.
  • Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:2011.
  • Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
  • Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006.