Публикации Демонстрация профессионального мастерства. Мастер-класс воспитателя

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Демонстрация профессионального мастерства. Мастер-класс воспитателя
Автор: Карпова Елена Геннадьевна

Проект "Экологическая тропа в ДОУ"проект по окружающему миру (старшая группа) на темуНазвание работы:  Создание экологической тропы на территории ДОУ»Цель проекта:Развитие познавательного отношения детей 3-7 лет к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада.Задачи:• Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.• Формирование системы экологических знаний и представлений.• Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).• Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.Механизм выполненияРеализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения. Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса.Сроки реализации проекта: один годУчастники проекта: дети, педагоги, родители ДОУ.Ожидаемые результаты
  • создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
  • повышение уровня знаний по экологии у детей;
  • совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта; 
  • сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями; интерес к познанию живого;
  • сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей; стремление удовлетворить потребности живого организма; проявление гуманных чувств к живому.
  • Значение экологической тропы:Роль экологической тропы в воспитании детей дошкольного возраста. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый дол жен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нѐм живѐт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всѐ это он может увидеть в природе, и всѐ это для него впервые, всѐ удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося им вред. Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого–развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением. Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей — работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени. Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность , расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи: - учить детей правильно взаимодействовать с природой; - развивать познавательный интерес к миру природы и эстетические чувства - формировать представление об отличии природы от рукотворного мира; - учить устанавливать причинно-следственные связи в природе; - дать представление о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений; животных, независимо от того, нравятся они ребенку или нет; о тесной взаимосвязи объектов живой и неживой природы (на примере поля, участка леса). При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если идѐт ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же мы преследуем конкретную цель (например, при помощи лупы исследовать пень), то можно ограничиться только одним объектом. Этапы реализации проекта:1 этап - аналитический (август)Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности. 2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (сентябрь)Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций. 3 этап – практическая деятельность (учебный год)Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций. 4 этап – итоговый, диагностический (апрель-май)Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.Описание проекта Принципы положенные в основу работы:
  • принцип краеведения;
  • принцип «позитивного центризма»;
  • принцип природосообразности;
  • принцип научности и доступности понятий;
  • принцип «спирали»;
  • принцип междисциплинарности и интеграции содержания.
  •  Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:
  • формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
  • использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
  • создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.
  • Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется позитивным центризмом, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания.Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т.е. при соблюдении принципаприродосообразности.При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления–понятия–знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип «спирали»,когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.Принцип междисципл инарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «отпростогок сложному». По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:
  • природа – человеку
  • (материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);
  • человек – природе
  • (положительная и отрицательная деятельность человека в природе);
  • правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.
  • Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Она расположена на территории дошкольного учреждения. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников.Этапы создания и оформления тропы:1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.4) Составление паспорта всех точек тропинки.5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
  • Экологические беседы;
  • Наблюдения;
  • Элементарные опыты;
  • Экскурсии;
  • Целевые прогулки;
  • Экологические конкурсы, викторины;
  • Решение экологических ситуативных задач;
  • Чтение художественной литературы;
  • Обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • Трудовой десант;
  • Труд в природе;
  • «Красная книга природы»;
  • Коллекционирование;
  • Экологические досуги, развлечения, праздники;
  • Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
  • Театрализации, инсценировки.
  • Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
  • Взросло-детские проекты;
  • Изготовление рисунков, поделок;
  • Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
  • Участие в конкурсах
  • Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
  • Фотовыставки;
  • Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
  • 7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.К выбору объектов и их созданию мы привлекли взрослых и детей: выслушали их предложения, постарались учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым мы дали детям возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети стали по-особому относиться к ней, считают своей, проявляют больший интерес. В качестве объектов экологической тропы нами выбраны объекты - естественные и искусственно созданные педагогами и родителями.Возле каждого объекта выставлена табличка с названием. Информация на табличках короткая и выразительная. На объекте «Огород» есть календарь наблюдений за культурами: время посадки, первых всходов, цветения, появления плодов, созревания, сбора урожая.Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение нескольких  лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников, травы и мхи.В результате реализации проекта:• значительно вырос уровень экологических знаний о природе Московского  края,• повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;• улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.Список  использованной литературы.
  • Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.
  • Журавлева Л.С. Солнечная тропинка – М, 2006.
  • Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.– М., 2003.
  • Николаева С.Н. Эколог в детском саду – М., 2003.
  • Почемучка. \ Под ред. Дитрих А., Юрмин  Г. – М., 1987.
  • Рыжова Н.А. Я и природа.– М., 1996.
  • Энциклопедия Почемучки \ Под ред. Кутузова С.М. – М., 2003
  •