Публикации
П Р О Г Р А М М А "Волшебный мир бумаги" по социализации и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: П Р О Г Р А М М А "Волшебный мир бумаги" по социализации и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность.
Автор: Горячковская Эсмира Сафтаровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: П Р О Г Р А М М А "Волшебный мир бумаги" по социализации и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность.
Автор: Горячковская Эсмира Сафтаровна
П Р О Г Р А М М А «Волшебный мир бумаги».по социализации и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность. Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры, приобщение к миру искусства. Программа «Волшебный мир бумаги» содержит материал, помогающий детям достичь определенного уровня знаний, умений и трудовых навыков, необходимого для социальной адаптации к жизни в обществе, организации досуга, формирования общей культуры.Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.Ведущая цель программы - создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в условиях школы-интерната.Цели: создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Программа предусматривает решение следующих задач:Повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков техники работы с бумагой. Воспитывать интерес к культуре и искусству; Совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности: сенсорные и моторные навыки учащихся. Создание позитивной атмосферы и общения; Развитие и реализация творческого потенциала детей; Развитие фантазии, художественного вкуса; Воспитание положительного отношения к собственному творчеству; Развитие восприятия, мышления и мелкой моторики (сила, скорость, точность движений); Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. Основные направления коррекционной работы:1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений ориентации; развитие представлений о времени; слухового внимания и памяти;- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.3. Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа;- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей.4. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).6. Развитие речи, овладение техникой речи.7.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Основные принципы программы:1. Сознательность и активность – чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.2. Индивидуальная доступность – дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.Систематичность и последовательность – непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий. Психологическая комфортность – получение положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий. Творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления учащихся средствами физической культур – постоянное обновление содержания физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую направленность у всех участников педагогического процесса оздоровления средствами воспитательной работы. Формы и методы, применяемые в реализации программы. В процессе занятий используются различные формы занятий:традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихсяМетоды, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы• групповой – организация работы в группах.• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.• и другие.Основные направления коррекционной работы:1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений ориентации; развитие представлений о времени; слухового внимания и памяти;- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.3. Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа;- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей.4. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).6. Развитие речи, овладение техникой речи.7.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты: •создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;•применение индивидуальных, групповых форм обучения;•формирование творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;•применение знаний учащимися на разных психологических уровнях. Механизм осуществления программы:1. Внедрение научно-методических, подходов к созданию условий, школьников ГАОУ школа – интернат №9.2. Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.3.Обеспечение практической деятельности, участие в конкурсах разногоуровня.Предлагаемая программа содержит 7 технологических направлений и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагой обучающиеся знакомятся со следующими техниками.Оригами - это искусство складывания фигурок из бумаги. Слово "оригами" в переводе с японского - "сложенная бумага". Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги.Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или др. материал (объёмная, мозаичная, обрывная).Айрис-фолдинг - это техника создания узоров с помощью выкладывания в определённом порядке разноцветных полосок бумаги. Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань, гофроквиллинг — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.Торцевание. вид бумажного конструирования – искусство бумагокручения, при котором с помощью наклеивания на шаблон или основу скрученных кусочков бумаги – трубочек – торцовочек создаются объемные махровые композиции: картины, панно, мозаики, открытки и т. Поделки из салфеток. Салфетки - это универсальный материал для детского творчества: удобный, дешевый, оригинальный. Для изготовления поделок салфетки можно скручивать, мять, загибать, надрывать, красить и так далее. Это позволяет использовать салфетки для реализации самых разнообразных идей и изготовления самых разных видов изделий.Поделки из мятой бумаги - это изготовления игрушек из мятой бумаги, еще один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности.Вытынанки-искусство вырезания из бумаги.Предполагаемые результаты реализации программы:В процессе работы с бумагой совершенствуются познавательные процессы: развивается наблюдательность, воображение, фантазия, пространственная ориентировка. Работа с бумагой в значительной степени содействует совершенствованию моторно-двигательной сферы, развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера; Формирует эмоционально волевую сферу, способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; Стимулирует развитие памяти, так как воспитанники, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; Развивает конструктивное мышление, творческое воображение, художественного вкуса, аккуратности. Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика (сила, амплитуда, скорость, точность движений рук), зрительно-двигательная координация, внимание, память. Совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами в развитии. Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи. Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков. Развивает коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта. В ходе реализации воспитательной программы «Волшебный мир бумаги» использую различные формы определения результативности деятельности детей: игра-испытание, взаимозачёт, коллективный анализ работ, конкурс, мини-выставка, самостоятельная творческая работа, контрольное занятие, зачётная работа.Критерии эффективности и способы проверкиЛитератураАппликации из салфеток / Елена Крош.-Ростов н/Дону:Феникс,2015.-63с. Бумажная филигрань / Александра Бытрицкая.-М.:Айрис-пресс,2013.-144с. Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи — своими руками. / И. В. Новикова;худож. Е. А. Афоничева; — Ярославль: ООО «Академия развития», 201 . — 112 с. Забавные животные.3-D объёмный квиллинг/Ж.Ю.Шквыря.-Москва:Суфлёр; Ростов н/Дону:Феникс,213.-64с. Модульное оригами / В.В.Гончар.-М.: Айрис-пресс,2012.-112с. Модульное оригами: самый полный и понятный самоучитель/ Анна Зайцева.-Москва:Эксмо, 214.-96с. Модульное оригами: забавные объёмные фигурки / Анна Зайцева.-Москва:Эксмо, 2014.-64с. Модульное оригами: красивые птицы в техники модульного оригами / Анна Зайцева.-Москва:Эксмо, 2013.-64с. Модульное оригами: объёмные поделки своими руками / Анна Зайцева.-Москва:Эксмо, 2014.-64с. Модульное оригами: складываем обёъмные игрушки / Анна Зайцева.-Москва:Эксмо, 2014.-64с. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие.-СПб.: «Детство-пресс»,2004.-48с. Оригами. Базовые формы / Т.Б.Сержантова-М. .: Айрис-пресс,2013.-160с. Объёмные игрушки из картона. Гофроквилинг для детей и родителей.-Спб.: Питер, 2014.-64с. Оригами. Лучшие модели. .-М.:Айрис-пресс,2004.-144с.