Публикации Музыкальное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Музыкальное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Крылач Любовь Васильевна

Тема: «Музыкальное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»Крылач Любовь ВасильевнаМузыкальный руководительМДОУ №3Музыкальное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Основная проблема развития детей с ОВЗ-это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда-возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребёнок с патологией в здоровье ,как и здоровый ребёнок ,имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти своё место. Практика музыкальных занятий с детьми с ОВЗ, имеющими различные отклонения в развитии(аутизм, умственная отсталость, ДЦП ,органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.) подтверждает ,чем раньше начинается включение детей в музыкальную деятельность, тем эффективнее психокоррекционное воздействие на ребёнка. Музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребёнком, особенно когда отсутствует речь. Создаётся основа эмоционального контакта ребёнка и взрослого. За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять дальше. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать её- петь ,танцевать, играть на музыкальных инструментах ,каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми. На занятиях с детьми в развитии Аутизм –клинический синдром .Это дети неспособные к установлению контакта: взгляда ,мимики, жеста. Стереотипность поведения-стремление к постоянству, раздражительность (дискомфорт)собенно ярко проявляется у детей 3-4 лет. Если ребёнок слышит своё имя это располагает ребёнка: Гостей музыка зовёт, собирайся весь народ и Таня здесь и Ваня здесь и т. д Здравствуйте. На каждый жизненный момент ребёнка находится стихотворение или попевка ,помогающая познавать мир, расти, развиваться .Например: «Я люблю свою лошадку…» «Наша Таня громко плачет», «Мишка с куклой громко топают». Есть дети которые не разговаривают к первым творческим заданиям относятся и пение по «формуле»: «У меня есть глазки- и у меня ,у меня есть носик-и у меня» и т.д. Дети могут выделить музыку из всех получаемых впечатлений ,отличают её от шума, прислушиваются, радуются, иногда даже начинают «мурлыкать», подражая педагогу. Тембровые, динамические игры: «Колокольчики звенят» -игра на знакомство и узнавание такой музыкальной формы, как «колыбельная» .Дети бегут с колокольчиками в руке или сидя звенят колокольчиками. На смену контраста в музыке кладут колокольчик в кулачок и покачивают рукой. «Игра с погремушкой» .Дети экспериментируют со звуком. Похлопывают погремушкой по своей ладошке, постукивают по коврику на полу ,по поверхности стула .Также это можно проделать с деревянной ложкой, постучать по коленочкам, по животику и т.д. Занятия с детьми с синдромом Дауна : Педагог: здаровается (даа,да) дети: да,да,да,да,да. Дети играют на музыкальных инструментах (с использованием игрушки) : Мишка ложечкой звенит наших деток веселит, мишка в барабан стучит наших деток веселит. Так же с детьми проводится ходьба (дети держаться друг за друга паровозиком), дети под музыку выполняют движения. Дети с ДЦП это дети с патологией центрально нервной системы. Термин центральный паралич – поражение одного или более отделов мозга, любая деятельность требующая собранности, организованности вызывает у таких детей затруднения. «Если ты не похож на других это не значит что ты хуже». Музыкальные занятия открывают перед детьми многого интересного, красивого, занимательного эти занятия наиболее доступны для них. Из-за степени нарушения опорно-двигательной системы у детей музыкально-ритмическая деятельность ограничена. Бег, прыжки, поскоки полностью необходимо исключить. На первый план выходят музыкальные упражнения: игры и пляски с различными атрибутами: игрушками, погремушками, платочками и т.д. Дети передают в движении особенности музыкальной пьесы характер персонажей их двигательной особенности: медведя, зайца и т.д. Дети сначала повторяют за мной, а затем самостоятельно выполняют движения. Игры: музыкально- дидактические и театрализованные. Во время участия в играх у детей развивается чувства товарищества. Музыкально-дидактическая игра: угадывая знакомую мелодию ребята у которых отсутствует речь подходят к столу и выбирают ту игрушку, которая соответствует содержанию песни. У кого то получаются скованными движения, а у кого то с одного движения не переключается на другое, нужно не однократно повторять упражнение. Если замечаете небольшое изменение надо обязательно похвалить ребенка. Театрализованный игры строятся на материале сказок(репка,колобок). Воспитательное значение игр состоит в формировании уважительного отношения друг к другу. Ярко проявляется один из принципов обучения – учить играя. Детей с ограниченными возможностями здоровья ненужно бояться. Все что требуется от педагога это безгранично любить детей и хотеть им помочь. Таким образом занятия музыкой в процессе социолизации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений как способ невербальной коммуникации, а так же как один из возможных способов познания мира. Музыка тоже является средством способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды помочь им познать свое я, войти в мир взрослых и полноценно существовать и взаимодействовать в нем.