Публикации Инновации в образовании

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновации в образовании
Автор: Киселева Марина Шамильевна

Киселева М.Ш.преподаватель спецдисциплинМОУ «УПЦ» г. ТирасполяИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ Понятием "инновация" обозначают новшества, новизну, смену, введение чего-то нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, формы и методы обучения и воспитания; в организации совместной деятельности учителя и ученика, воспитанника. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.Современный этап развития образования в Приднестровской Молдавской Республике характеризуется отходом от тоталитарной унификации и стандартизации педагогического процесса, интенсивным переосмыслением ценностей, поисками нового в теории и практике обучения и воспитания. Этот процесс не может быть стихийным. Он нуждается в управлении.Основу инновационных процессов в образовании составляют две важные проблемы педагогики - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Результатом инновационных процессов служит использование теоретических и практических нововведений, а также образующихся на грани теории и практики. Учитель может выступать автором, исследователем, пользователем и пропагандистом новых педагогических технологий, теорий, концепций.Управление инновационным процессом предполагает анализ и оценку вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. Одновременно руководители учебного заведения должны проводить целенаправленный отбор, оценку и применение на практике опыта коллег, новых идей, методик, предложенных наукой.Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в условиях развития образования вызвана определенными обстоятельствами. Во-первых, развитие государства вызвало необходимость коренного изменения системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа: общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, колледжах. Поиски, которые ведут коллективы учебных заведений, могут обогатить не только школьную практику, но и педагогическую науку. Во-вторых, выполнение социального заказа современного этапа развития нашего государства - личности, способной осваивать и творчески развивать культуру, требует постоянного поиска новых организационных форм индивидуального подхода к личности, новых технологий обучения и воспитания. В этой ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания, которое может стать теоретической базой для новых поисков, инноваций. В-третьих, изменился характер отношения учителей к факту освоения и применения педагогических новшеств. Если раньше инновационная деятельность ограничивалась использованием рекомендованных сверху новшеств, то сегодня она приобретает исследовательско-поисковый характер: учитель выбирает новые программы, учебники, использует новые приемы и способы педагогической деятельности.В-четвертых, создалась реальная ситуация конкурентоспособности учреждений образования, вызванная вхождением общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, созданием новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных. Инновационные процессы являются механизмом интенсивного развития школы и педагогики. Инновации функционируют на уровнях создания, освоения и воплощения. Исследовательскому опыту присуще совершенствование форм, методов, средств обучения и воспитания на основе их теоретического анализа, обобщения, творческого использования. Происходит это в процессе ежедневных наблюдений за работой педагогов-новаторов, на совещаниях, семинарах-практикумах, конференциях.Внедрение передового педагогического опыта в школьную практику требует подготовленных, готовых к инновационной деятельности учителей, способных на творческий поиск, и руководителей школ.Инновационное поведение и креативность (творчество) учителя формируются под влиянием среды. Оно должно иметь высокую степень неопределенности и потенциальную многовариантность (богатство возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров; многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты. Выделяют критерии готовности к инновационной деятельности: осознание необходимости инновационной деятельности; готовность к творческой деятельности относительно нововведений в школе; уверенность в том, что усилия, направленные на нововведения в школе, принесут результат; согласованность личных целей с инновационной деятельностью; готовность к преодолению творческих неудач; органичность инновационной деятельности, профессиональной и личностной культуры; уровень технологической готовности к инновационной деятельности; позитивное восприятие своего прошлого опыта и влияние инновационной деятельности на профессиональную самостоятельность; способность к профессиональной рефлексии.Существенно влияет на этот процесс внедрения педагогического опыта, творческий поиск, морально - психологический климат, материально - технические, санитарно - гигиенические и эстетические условия труда. В организации творческой деятельности важен выбор актуальной и посильной для педагогического коллектива темы, четкая формулировка цели и задач творческого поиска как всего коллектива, так и каждого педагога в частности, оптимальное распределение и кооперация труда. Процесс внедрения инноваций целесообразно распределить на основные этапы, учтя теоретическую и практическую подготовку учителей, на основании всестороннего анализа своевременно корректировать его содержание, темп и этапы, начерчивая новые перспективы работы.Инновационная направленность работы учителей включает и такую составляющую, как внедрение результатов педагогических исследований в практическую деятельность, которое предусматривает ознакомление с ними учителей, обоснование целесообразности их использования. Для изучения результатов новых исследований и распространение передового опыта создают группы подготовленных учителей, творческих руководителей образовательных учреждений. Потребность в таких группах обусловлена тем, что автор педагогического новшества не всегда уверен в его ценности и перспективности, иногда не имеет возможности заниматься внедрением своих идей. Нововведением часто не хватает обоснованного, научного и методического подтверждение, нередко они наталкиваются на сопротивление учителей - коллег. Специальная группа квалифицированных, творческих учителей берет на себя ответственность по анализу, коррекции опыта, систематического отбора новых идей, технологий, концепций. Это позволяет объединить усилия автора педагогических нововведений с ориентированными на инновационную деятельность педагогами.Критерии педагогических инновацийИнновационная направленность работы учителей определяется критериями педагогических инноваций, к которым относятся: а) новизна, позволяющая определить уровень новизны опыта. Различают абсолютный, локально - абсолютный, условный, субъективный уровни новизны; б) оптимальность, которая способствует достижению высоких результатов при наименьших затратах времени, физических, умственных сил; в) результативность и эффективность, что означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителя; г) возможность творческого применения в массовом опыте, что предполагает пригодность апробированного опыта для массового внедрения в общеобразовательных учреждениях. Имея четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владея методикой их применения, учителя и руководители учебных заведений последовательно внедряют их в свою практику. Но часто бывает, что педагогические инновации, в связи с отсутствием надлежащей педагогической экспертизы и апробации, недостаточной организационной, технической, психологической подготовленностью педагогических кадров, не находят дальнейшей реализации. Часто поспешное внедрение нововведений приводит впоследствии к отказу от них. Весь этот комплекс причин свидетельствует о несформированности в школах нужной морально-психологической деловой атмосферы, другими словами - инновационной среды.Отсутствие такой среды вызывает методическую неподготовленность учителей, недостаточную их осведомленность о педагогических нововведениях. Зато благоприятная инновационная среда позволяет преодолевать сопротивление консервативно настроенных учителей по нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Оно присуще инновационным учреждениям образования. Инновационное учебное заведение - общеобразовательное учебное заведение, в котором педагогический и ученический коллективы экспериментируют, апробируют или внедряют новые педагогические идеи, теории, технологии. Выделяют реактивные (или приспособленные), активные, активно-адаптированные, частичные, системные инновационные заведения.Реактивные (таких большинство) - заведения, которые всегда опаздывают, реагируют на изменения только тогда, когда уже не реагировать невозможно.Активные-заведения, которые стремятся менять свою деятельность, умеют прогнозировать изменения в образовательной деятельности, но лишь в своем учебном заведении.Активно - адаптированные - осуществляют нововведения независимо друг от друга. Каждый инновационный проект ориентирован на изменения только части школы и не предполагает изменений в деятельности всей школы. Относительно независимая реализация отдельных инновационных проектов может привести к позитивным изменениям, а может порождать несогласованность нововведений на разных ступенях образования.Частичные - заведения в которых нововведения сориентированы лишь на некоторые позитивные изменения в учебно-воспитательном процессе (обращено внимание лишь на процесс воспитания, нововведения происходят только в начальной школе или в основной). Системные-учебные заведения, в которых нововведения рассчитаны на общий положительный результат. Руководители стремятся к гармонизации различных нововведений, ориентации их на достижение общей результативности, прогнозирования изменений на будущее. Модернизация содержания образования реализуется за организационных, содержательных, технологических и материально-технических условий. В системных инновационных учреждений относят школу-лабораторию научного учреждения - заведение, в котором системно экспериментируют социально значимые образовательные новшества в учебно-воспитательный процесс и обеспечивают их внедрение. Приоритетными принципами работы являются дифференциация, гуманизация, индивидуализация обучения и воспитания учащихся, где наряду с проведением научных исследований ученик чувствует себя комфортно. Школы-лаборатории - учебные заведения, где экспериментируются, апробируются и внедряются педагогические нововведения различных уровней экспериментирования (государственного, регионального, местного).Для инновационного учреждения образования принципиально важен характер процесса его становления. Как показывает опыт, большинство учебных заведений пошли по пути применения самых прогрессивных образовательных моделей, разработанных ранее. Наиболее удачный подход к выбору модели и определяет уровень инновационности учебного заведения, который растет в условиях сложившейся потребности и интенсивного развития.Литература1. Бессолицина Р.В.Инновационные подходы к организации научно-методической работы //Методист.-2006.-№1 .-с.252. Бычков А.В.Инновационная культура//Профильная школа.-2005.-№6.-с.33-383. Заславская О.В. Инновации в сфере воспитывающего обучения…//Завуч.-2008.-№2.-с.164. Киселева Р.А. Региональный мастер-класс как форма диссеминации инновационного опыта управления школой// Методист.-2008.-№8.-с.13-185. Куклев В.А. Мобильное обучение как педагогическая инновация // Стандарты и мониторинг.-2008.-№1.-с.606. Мартиросян Б.П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях// Педагогика.-2008.-№7.-с.25-327. Мартынова Л. Как разработать инновационную учебную программу и провести ее оценку// Школьное планирование.-2006.-№5.-с.62-648. Молчанов С. Проектирование инновационной методической работы в образовательном учреждение/ Молчанов С., Яковлева Г.// Воспитание школьника.-2008.-№4.-с.39. Шарипов Р.Х. Концепция инновационного образования// Методист.-2008.-№8.-с.54-5810. Шарпан И.С. Инновационная деятельность как важнейший фактор развития профессионализма педагогов// Методист.-2006.0№8.-с.50