Публикации
Пихолого-педагогическое сопровождение введения специальных федеральных государственных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пихолого-педагогическое сопровождение введения специальных федеральных государственных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Автор: Ольга Юрьевна Додица
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пихолого-педагогическое сопровождение введения специальных федеральных государственных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Автор: Ольга Юрьевна Додица
Пихолого-педагогическое сопровождение введения специальных федеральных государственных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации посвящены вопросам создания и организации модели психолого-медико-педагогического сопровождения детей Белгородской области с проблемами в обучении и поведении, с нарушениями в развитии и имеющими инвалидность. В методических рекомендациях представлен пакет документов, необходимый для организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Описаны основные подходы к моделированию психологопедагогического сопровождения в условиях образовательной организации, муниципального района и области. Актуальность формирования системы психолого-педагогического сопровождения образования повышается в связи с новыми требованиями к системе образования, которые отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», а также в связи с введением с 1 сентября 2016 года Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с нарушением интеллекта. Специфическая особенность указанного стандарта состоит в ориентации и вариативности основных образовательных программ, составленных с учётом образовательных потребностей различных групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Психолого-педагогическое сопровождение основывается на строгом соблюдении международных и российских нормативно-правовых актов и законов, направленных на обеспечение защиты и развития детей. В своей деятельности службы Белгородской области психолого-медикосоциального сопровождения руководствуются законодательством Российской Федерации в области образования, законами, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями Министерства образования Белгородской области, решением соответствующих органов управлений образованием. Белгородским государственным педагогическим университетом, с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, социальной защиты, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными (и другими) организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников. Особое внимание уделяется цели и объекту сопровождения. Целью психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе является обеспечение полноценного развития с учетом его психофизических особенностей, а объектом сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности являются ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Виды (направления) деятельности по психологопедагогическому сопровождению: профилактика, психологическое просвещение и образование, консультирование (индивидуальное и групповое), диагностика (индивидуальная и групповая), развивающая работа (индивидуальная и групповая). коррекционная – развивающая работа (индивидуальная и групповая), экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, проектирование, разработка образовательных программ. Главное внимание обращается на то, что первичная помощь участникам образовательного процесса оказывается в образовательных организациях всех типов группой специалистов (педагог-психолог, учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, медицинский работник). Состав группы специалистов (группы сопровождения) определяется целями, задачами и кадровым составом конкретного образовательного учреждения. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов образовательных организаций всех типов оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании. В этих учреждениях предполагается наличие специалистов особой квалификации, комплексный (междисциплинарный) подход и особые условия для работы (наличие специального оборудования и т.п.). Специализированная помощь оказывается образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи всех уровней, а также психолого-медико-педагогическими комиссиями всех уровней. Отмечается, что модель психолого-медико-педагогического сопровождения образования состоит из трех уровней: первичного (в образовательной организации); муниципального; регионального. Система психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ начинается с прохождения консилиума образовательного учреждения. Под «консилиумом» образовательной организации понимается работа не только в режиме обсуждений специалистами особенностей развития и социальной адаптации ребенка с проблемами в обучении, поведении, с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью или сложившейся образовательной ситуации, в которой данный ребенок находится, но и постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающий тактики сопровождения включенного ребенка. Подчеркивается, что ребенок – специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами. Один из наиболее важных - это принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который выливается в требование “Не навреди!”. Любое исследование должно помочь развитию ребёнка, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагноз предполагает не только установление наличного уровня развития, но и выявление его резервов. Методические рекомендации предназначены для специалистов психологомедико-педагогических комиссий (консилиумов), органов местного самоуправления, муниципальных органов управления образованием.