Публикации
"Нравственно - патриотическое воспитание детей раннего возраста"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Нравственно - патриотическое воспитание детей раннего возраста"
Автор: Горшечникова Елена Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Нравственно - патриотическое воспитание детей раннего возраста"
Автор: Горшечникова Елена Сергеевна
Подготовила: воспитатель группы раннего возраста №2 МДОБУ д/с № 44 , р. п. Чунский Иркутской области; Горшечникова Е.С."Нравственно - патриотическое воспитание детей раннего возраста" Патриотическое воспитание детей начинается не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет его мама, с прибаутками, пестушками, потешками. Тогда можно сказать, что патриотическое воспитание начинается с русского устного народного творчества. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фолклор. В раннем детстве дети уже более развиты, способны понимать многие вещи, поэтому и воспитательные средства будут усложняться. К раннему возрасту относится период от 1 до 3 лет, ведущая доля воспитания ложится на семью. Содержание патриотического воспитания в раннем возрасте включает в себя: знакомство с семьёй, её традициями; если ребёнок уже пошёл в детский сад, то знакомство с детским садом; знакомство с улицей, на которой проживает ребёнок. Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать Первым этапом воспитания патриотизма. Средствами воспитания на этом этапе будут выступать, во - первых, совместная деятельность в семейном кругу. Например, настольные игры вечером или организация хозяйственно - бытового труда (поливать цветы), помощь маме на кухне, хотя бы мелкое поручение. Во - вторых, семейный досуг. Например, можно легко придумать, как интересно провести выходной день всем вместе . В - трерьих, оформление семейного фотоальбома. В этом возрасте пока можно просто просматривать фотографии. В - четвёртых, семейные традиции. Стоит придумать себе традиции и придерживаться их. Например, ежедневная - совместный семейный ужин, поездка в какое - нибудь интересное место, это может быть еженедельный игровой вечер с мамой и папой, или вечер творчества, кому что ближе. Для самых маленьких такие традиции вполне приемлемые, по мере взросления ребёнка семейные традиции тоже будут усложнятся.В - пятых, чтение ребёнку русских рассказов и сказок, в которых отражены семейные отношения. Приложение №1Консультация для родителей «Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро» В.А. Сухомлинский Моя Родина… У каждого человека она своя. Перед глазами сразу встает образ мамы, папы, самых близких людей- семьи. На мой взгляд, именно в раннем возрасте закладываются предпосылки нравственнопатриотических качеств. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к своим близким и родным. Мне кажется, что ребенок впитывает патриотизм с самого младенчества, с колыбельными песнями, которые напевала мама, прибаутками, потешками. Так начинается знакомство с русским устным народным творчеством. Актуальность нравственно-патриотического воспитания заключается в том, что, к сожалению, современный напряженный темп жизни, изменение условий быта повлияли на характер общения родителей и детей. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Важно, чтобы ребенок тянулся к семейному очагу, знал, что его дом- его «крепость», где его любят и ждут, где он найдет защиту, тепло и поддержку. Поэтому, семья всегда играет кардинальную роль в формировании личности ребенка, обладая большими возможностями. В семье ребенок усваивает основные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для дальнейшей жизни в обществе. Как воспитать патриотизм у маленького гражданина нашего общества? С чего начать? Формирование патриотических чувств, проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Я считаю, что задача воспитателей, педагогов заключается в эмоциональном сближении родителей и детей. Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки на площадь, памятникам погибшим воинам, другим памятным местам. Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма. Средствами воспитания на этом этапе будут выступать, во-первых, совместная деятельность в семейном кругу. Например, настольные игры вечером или организация хозяйственно-бытового труда. Во-вторых, семейный досуг. Следует уделять своему малышу больше времени. Очень важно, чтобы в проведении досуга принимали участие все члены семьи. В-третьих, оформление семейного фотоальбома. В этом возрасте пока можно просто просматривать фотографии. Очень хорошо просматривать старые фотографии. Маленьким детям всегда интересно как выглядели мама с папой в детстве, а детские фотографии дедушки и бабушки вообще вызывают восторг. Можно рассказать крохе о своём детстве, что вы больше всего любили, во что играли, как проводили время и т.д. В-четвёртых, семейные традиции. Необходимо обдумать, какие в вашей семье традиции. Если не получилось, стоит придумать себе традиции и придерживаться их. Традиции могут быть разными, например, ежедневная – совместный семейный ужин (но не всегда получается), поэтому легче завести традиции ежегодные или ежемесячные, например, поездка за город или в какоенибудь интересное место (зоопарк, парк птиц, луна-парк, батутный центр и т.д.). Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач дошкольного образования. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, логично предположить, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к нравственным ценностям. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.Приложение №2Занятие по нравственно - патриотическому воспитанию в группе раннего возраста №2Тема: "Моя семья".Цель: Формировать представление о семье и ее членах, доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи, воспитывать любовь и уважение к своим родным, формировать понятие дом, моя семьяХод занятия: Собрались все детки в круг, ты - мой друг , и я твой друг. Крепко за руки возьмемся , и друг другу улыбнёмся.- Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое, здравствуй матушка- земля. здравствуйте мои друзья!Дети, послушайте загадку.1. В мире нет её роднее, справедливее и добрее. Я скажу, друзья, вам прямо, лучше всех на свете ... (мама)2. Кто же трудную работу может делать по субботам? С топором, пилой, лопатой, строит, трудится, кто? (папа) - Дети, а когда вместе живут мама и папа, дети (дочки, сыночки), как одним словом можно назвать? (семья)Как хорошо, что у нас есть семья! Семья - это самое дорогое. Главное что бы в семье всегда был мир, дружба и уважение друг к другу.Давайте сделаем пальчиковую гимнастику.- Этот пальчик- дедушка!- Этот пальчик - бабушка!- Этот пальчик - папа!- Этот пальчик - мама!- Этот пальчик - я!Вот и вся моя семья!Вы любите свою семью? А вас любят в семье?- Дети, покажите какое бывает выражение лица у папы, мамы, бабушки, дедушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение?- Покажите, если они хмурятся. А почему бывает она хмурятся. Вы балуетесь? А теперь, быстро все сели ручки на коленочки, давайте поговорим о нас , о семье.- Меня зовут..- А тебя?- С кем живёшь?- Как зовут папу, маму, бабушку, дедушку? Как одним словом назвать вас? Семья?- Кто у вас самый старший?- Кто самый младший?- Ты любишь своих близких, как ты любишь. как заботишься о них, чем помогаешь? (обнимаешь, целуешь)- Давай посмотрим на фото . Это семья Саши.- На этой фото мама Саши, сестра. Как одним словом можно назвать? (семь Саши)А теперь давай посмотрим, что изображено на картинках? Можно сказать, что это семья: медведица с медвежатами, зайчиха с зайчатами? У животных тоже есть мама, папа, они тоже заботятся о своих детях: кормят, защищают, обучают, согревают их. Что чувствует медведица рядом со своими медвежатами? (Правильно, испытывает чувство радости, когда находится в окружении семьи - медвежат, потому что дети радуют своих родителей, тем что они подрастают, крепнут, учатся новому в жизни. А детёныши радуются, что их родители согревают, защищаютДавайте немного подвигаемся, встанем в кружочек и превратимся в семью медвежат, а затем и зайцев, И дружно,как это бывает в семье поиграем. 1,2, 3, мы закружились, превратились в медвежат.Медвежата в чаще жилиГоловой своей крутилиВот так, вот так –Головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)Медвежата мёд искалиДружно дерево качалиВот так, вот так –Дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)И вразвалочку ходилиИ из речки воду пилиВот так, вот такИ из речки воду пили (Наклоны вперёд)А ещё они плясали!Дружно лапы поднимали!Вот так, вот такКверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки) Вот болотце на пути!Как его нам перейти?Прыг да скок!Прыг да скок!Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)1,2, 3, мы закружились, в зайчишек превратились.Зайки серенькие сидятИ ушами шевелят. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)Вот так, вот такИ ушами шевелят. (2 строки 2 раза)Зайкам холодно сидетьНадо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)Вот так, вот такНадо лапочки погреть..(2 строки 2 раза)Зайкам холодно стоятьНадо зайкам поскакать. (прыгает)Вот так, вот такНадо зайкам поскакать. (2 раза)зайчиков кто то испугал.Зайчишки прыг и убежали. 1,2, 3, мы закружились и в ребяток превратились.- Дети, вы любите свою семью?Давайте в заключении расскажем стихотворение "Моя семья"Я люблю свою семьюМаму, папу я люблю, Люблю деда и бабусюЛюблю брата и сестру И щенка и кошку Мусю! Всех кого я так люблю так яНазывается семья.